Структура внешнего долга в РФ (на 1 января 2006 г.)2




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура внешнего долга в РФ (на 1 января 2006 г.)2



 

Вид задолженности Сумма в %
Задолженность странам-участницам Парижского клуба 32,9
Задолженность другим странам 7,3
Коммерческая задолженность 1,4
Задолженность перед международными финансо- выми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР) 7,5
Еврооблигации 41,2
ОВГВЗ, ОГВЗ 9,3
Задолженность Банку России 0,0
Гарантии 0,4

 

Оценка государственного долгаосуществляется с помощью следующих показателей:

 

1. Отношение общей величины долга к объему ВВП. В 2005 году по оценкам оно со-

ставило в России около 15%.

2. Коэффициент фактического обслуживания долга – отношение величины средств,

направляемых на обслуживание долга (частичное погашение долга и выплаты про- центов по нему), к расходам бюджета. Если значение указанного показателя превы- шает 20%, тяжесть долга трактуется как чрезмерно высокая и даже критическая; в нашей стране в последние годы достигнуто приемлемое значение указанного показа- теля – от 10 до 20%.

3. Коэффициент обслуживания внешнего долга – отношение расходов по обслужива-

нию внешнего долга к объему экспорта. В нашей стране значение этого коэффици-

ента находится на уровне менее 10%, что также является приемлемой величиной.

 

Резервы сокращения государственного долга России включают:

 

• положительное сальдо текущего платежного баланса;

• иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Долги перед Россией других государств по размеру приблизительно равны внешнему долгу самой России. У нас 56 должников. Однако наши должники – это, как пра- вило, бедные и беднейшие страны, которые не только не могут регулярно произ- водить выплаты по долгам, но и выступают с просьбами об их реструктуризации;

 

1 РЭО Вестник. − www.ress.ru.

2 www.minfin.ru.


 

• сокращение оттока капиталов из России и возвращение уже вывезенных средств обратно в Россию. Первый путь решения этой задачи – усиление административ- ного контроля за финансовыми потоками. Второй и более предпочтительный путь

– создание благоприятного инвестиционного климата в стране.

 

Уменьшению государственного долга способствуют также следующие механизмы:

 

• реструктуризация долга;

• конверсия долга.

 

Под реструктуризацией долгапонимается замена «старых» долговых обяза- тельств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т. п.), а также частичное списание долга. Ука- занная процедура чаще используется применительно к бедным или беднейшим странам, к которым Россия не относится. Напротив, при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников.

Под конверсией государственного долгапонимается обмен долговых обяза- тельств на товарные поставки или акции предприятий (своп). Однако те акции, которые наша страна желала бы передать иностранцам в обмен на долговые обязательства, не все- гда востребованы за рубежом.

 

 

 
План семинарского занятия пo теме 11:

 

Занятие 1

1. Сущность и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

2. Бюджетная система страны: понятие и структура. Государственный бюд-

жет и государственные внебюджетные фонды.

3. Основные источники доходов государственного бюджета. Расходы госу- дарственного бюджета. Профицит и дефицит бюджета. Государственный долг: внутренний и внешний.

Занятие 2

1. Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных

расходов. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Кривая Лаффера.

2. Автоматическая фискальная политика. Встроенный (автоматический)

стабилизатор.

3. Источники финансирования бюджетного дефицита. Структура и оценка государственного долга.

 

 
Для самопроверки темы 11:

 

ответить на вопросы:

 

1. Какие виды бюджетно-налоговой политики существуют?

2. Какова структура бюджетной системы страны?

3. Каковы источники формирования внебюджетных фондов?


 

4. Какова структура доходов бюджетов всех уровней?

5. В каких формах осуществляются расходы бюджета?

6. На какие цели ориентируется дискреционная фискальная политика?

7. Какие экономические процессы характеризует мультипликатор государ-

ственных расходов?

8. Для каких целей рассчитывается мультипликатор налогов?

9. Как определяется мультипликатор сбалансированного бюджета?

10. Зависимость между какими экономическими показателями характеризу-

ет кривая Лаффера?

11. В каких случаях применяется автоматическая фискальная политика?

12. Каковы источники финансирования бюджетного дефицита?

13. Какие существуют способы погашения государственного долга?

 

 
выполнить задания:

 

Выберите правильный ответ

 

1. Бюджетная система РФ является:

а) одноуровневой;

б) двухуровневой;

в) трехуровневой;

г) четырехуровневой.

 

2. Безвозвратное и безвозмездное предоставление бюджетных средств бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов – это:

а) субсидия;

б) субвенция;

в) дотация;

г) бюджетный кредит.

 

3. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

а) сглаживание колебаний экономического цикла;

б) стабилизация темпов экономического роста;

в) обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции;

г) все вышеперечисленное верно;

д) все верно кроме п. «а».

 

4. Рестриктивная бюджетно-налоговая политика предполагает:

а) рост государственных расходов;

б) снижение налогов;

в) одновременное увеличение налогов и государственных расходов;

г) рост налогов и снижение государственных расходов.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.019 с.)