ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы социальной защиты населения



 

Рынок не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосос- тояния. Как уже было показано выше, доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается «справедливость рынка». Между тем большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей раз- ные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, дети-сироты, одинокие больные старики. При анализе типов экономических систем было показано, что в усло- виях «чистого капитализма» XVIII–XIX веков не существовало механизма социальной защиты граждан в случаях безработицы, разорения, болезни, старости. Больные и бед- ные могли рассчитывать лишь на помощь церкви и благотворительность. Таким обра- зом, «рыночная справедливость» отличается от «социальной справедливости», предпо- лагающей, прежде всего, равенство возможностей и достойный уровень существования для всех граждан.

В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право

людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязан-

ность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом, необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает:

 

• из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населе-

ния от негативных сторон рынка: отсутствия гарантий полной занятости и стабильного


  уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования; • из потребностей самой современной рыночной экономики: современному произ- водству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции; • из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).
 
    Социальная защита населения– это одно из важнейших направлений соци- альной политики государства, заключающееся в установлении и поддержа- нии общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
  Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут са- мостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:   • гуманность; • адресность; • комплексность; • обеспечение прав и свобод личности.   15.5. Система социальной зашиты населения и ее структура
   
    Система социальной защиты– это комплекс законодательных актов, меро- приятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социаль- ной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
   
  Она включает в себя: 1. Социальное обеспечение– возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало соз- дание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых обществен- ных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защи- ты,однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престаре- лых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление ин- валидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
       

 

2. Социальные гарантии– предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

В нашей стране к социальным гарантиям относят:

 

• гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

• общедоступность и бесплатность образования;

• минимальный размер оплаты труда;

• минимальный размер пенсии, стипендии;

• социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; ли- цам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

• пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения

им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

• ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

 

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка.

Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до

4,5 тыс. рублей и в 2006 г. – до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 – до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособно- го лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и состав- ляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка состав- ляло в 2004 г. 3,0%1. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличи- лось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы.Они пред- ставляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социаль- ным пакетоми право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость соци- ального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригород- ном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответст- вующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом

были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны –

2000 рублей; участники ВОВ – 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других кате-

горий льготников – 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строи- тельстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других воен- ных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, еже-

месячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень – 1000 рублей; первую степень – 800

 

 

1 Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат − М., 2004. − С. 184, 185.


 

рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие сте- пени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежеме- сячно получают по 500 рублей.

3. Социальное страхование –защита экономически активного населения от

социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками,связанными с потерей трудоспособности, рабо- ты и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специаль- ных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работ- ников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхова- ния – обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

4. Социальная поддержка (помощь)предоставляется социально-уязвимым груп- пам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. По- мощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обе- ды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения со- циальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставля- ется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального га- рантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она

включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, прове- дению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жиз- ненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы – социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998–2004 год общее количество учреждений социально- го обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравне- нию с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров – в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные от- деления для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, преж-

де всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работыявляются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя-


 

желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселен- цы и пр.

Субъекты социальной работы– те организации и люди, которые ведут эту рабо- ту. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государствен- ные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей про- фессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работни- ков (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого ре- зультата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая склады- вается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть по- ложительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовле- творение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (че- ловека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, без- домности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной по- мощи гражданам.Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои про- блемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачно- сти и, в конечном итоге, рождаемости).

 

 

 
План семинарского занятия пo теме 15:

 

1. Доходы населения и их виды. Потребительская корзина.

2. Основные источники доходов населения. Дифференциация распределе-

ния доходов. Коэффициенты дифференциации доходов населения.

3. Денежные расходы населения.

4. Государственная политика доходов.

5. Уровень и качество жизни населения.

6. Сущность и предпосылки существования социальной защиты населения

в современной экономике.

7. Система социальной защиты и ее структура.

8. Социальная работа и ее эффективность. Пределы социальной помощи гра-

жданам.


 

 
Для самопроверки темы 15:

 

ответить на вопросы:

 

1. Какую роль в современной экономике играет социальная политика?

2. С помощью каких показателей можно определить уровень доходов насе-

ления?

3. За счет каких источников формируются доходы населения?

4. Какие существуют принципы распределения доходов населения?

5. Какие существуют причины неравенства доходов в современном обществе?

6. Посредством каких показателей определяется степень неравенства дохо-

дов в обществе?

7. Каковы основные направления государственной политики доходов?

8. Для каких целей рассчитывается прожиточный минимум?

9. С помощью каких показателей оценивается уровень жизни населения?

10. Что понимается под качеством жизни населения?

11. Какие предпосылки определяют необходимость проведения активной со-

циальной политики в современной рыночной экономике?

12. На основе каких принципов осуществляется социальная защита населения?

13. Какова структура системы социальной защиты населения?

14. Как определяется эффективность социальной работы?

15. Какие факторы определяют пределы социальной помощи гражданам?

 

 
выполнить задание:

 

Выберите правильный ответ

 

1. Для характеристики потребительской корзины справедливо:

а) она является одним из показателей уровня жизни;

б) для нормального потребления продуктовая потребительская корзина в эконо-

мически развитых странах должна составлять не менее 50% совокупных расходов;

в) она используется для расчета индекса потребительских цен;

г) включает в себя все товары и услуги, входящие в ВВП.

 

2. Индекс потребительских цен – это:

а) отношение стоимости потребительской корзины в текущих ценах к стоимости потребительской корзины в базовых ценах;

б) отношение номинального ВВП к реальному ВВП;

в) отношение стоимости корзины из 25 продовольственных товаров в текущих ценах к стоимости этой же корзины в базовых ценах.

 

3. Показателями уровня бедности населения считаются:

а) более низкие доходы по сравнению с окружающими;

б) отсутствие в домохозяйстве автомобиля, телевизора, видеокамеры;

в) доходы, ниже прожиточного минимума;

г) доля расходов на продукты питания свыше 50% общих расходов;

д) все вышеперечисленное верно;

е) верные ответы п. «в» и п. «г».


 

4. К факторным доходам населения относится:

а) пенсия;

б) заработная плата;

в) пособие;

г) наследство;

д) стипендия.

 

5. Трансфертные платежи – это:

а) одна из форм заработной платы;

б) выплаты населению, не обусловленные предоставлением с его стороны товаров

и услуг;

в) доходы от собственности.

 

6. К трансфертам относятся:

а) пенсия;

б) заработная плата;

в) доходы от предпринимательской деятельности;

г) наследство;

д) проценты.

 

7. Кривая Лоренца:

а) используется для оценки дифференциации доходов населения;

б) показывает зависимость изменения величины потребления товаров от измене-

ния доходов потребителя;

в) устанавливает связь между инфляцией и безработицей.

 

8. Увеличение дифференциации доходов населения вызывает:

а) увеличение отклонение кривой Лоренца от биссектрисы;

б) уменьшение отклонения кривой Лоренца от биссектрисы.

 

9. Коэффициент Джини изменяется:

а) между 0 и 100;

б) между 0,1 и 1; в) между 1 и 10; г) между 0 и 1.

 

10. Отношение средних доходов 20% низкообеспеченного населения к средним до-

ходам 20% высокообеспеченного населения – это:

а) децильный коэффициент;

б) коэффициент фондов;

в) индекс цен;

г) индекс Джини.

 

11. Основной закономерностью в отношении дифференциации доходов населения является:

а) ее усиление по мере развития общества;

б) ее уменьшение в ходе экономического и социального развития.


 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.02 с.)