Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спрос и предложение на денежном рынкеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Денежный рынок, как и любой другой, предполагает наличие объекта продаж, цены, спроса и предложения.
Денежный рынок представляет собой систему отношений между банков- ской системой, создающей деньги, и субъектами экономики, предъявляющи- ми на них спрос.
Товаром на денежном рынке выступают сами денежные средства. Ценой является банковский процент. Нужно отметить, что деньги – это особый товар, который не «продается» и не «по- купается», подобно прочим товарам. Деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, выраженной в ставке процента.
Спрос на деньги – это совокупность денег, которую хотят иметь в своем рас- поряжении хозяйствующие субъекты. Это спрос на денежные запасы в виде наличности, а не в виде других ликвидных активов: акций, облигаций и пр. Спрос на деньги связан с функциями денег как средства обращения и как средства сбережения.
Существует несколько подходов к определению величины спроса на деньги. Рас- смотрим две основные теоретические модели: количественную теорию спроса на деньги (классическую) и кейнсианскую теорию. Классическая количественная теория денег возникла еще в XVIII веке и безраз- дельно господствовала в экономической науке до 30–40-х годов ХХ века, т. е. до появления кейнсианской теории. В количественной концепции рассматривается потребность в деньгах только для осуществления текущих платежей между моментами получения дохода. Спрос на деньги для сделок описывается количественным уравнением обмена американского экономи- ста, виднейшего представителя неоклассической школы Ирвинга Фишера (1867–1947):
MV = PY, (5.1)
где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р – уровень цен; Y – объем выпуска.
Из этого уравнения величина спроса на деньги (MD) равна:
MD = PY/V, (5.2)
и зависит от следующих факторов:
абсолютного уровня цен (прямая зависимость); уровня реального объема производства (прямая зависимость); скорости обращения денег (обратная зависимость).
Кейнсианская теория спроса на деньги получила название теории предпочте- ния ликвидности. Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из видов богатства. Же- лание фирм и населения хранить часть своего богатства в виде денег зависит от того, на- сколько высоко они ценят свойство ликвидности. Исходя из этого выделяют три мотива хранения богатства в виде денег:
Трансакционный мотив – спрос на деньги для сделок (как средства обращения). Графически он может быть проиллюстрирован линией, параллельной оси ОY. Он зависит от уровня доходов и не зависит от ставки процента (рис. 5.1). Мотив предосторожности – спрос на деньги в виде наличности для обеспечения возможности осуществления расходов в будущем, на случай непредвиденных платежей. Он находится в зависимости от уровня дохода и зависит также от ставки процента, т. к. эти деньги могли бы быть использованы для покупки активов, при- носящих процент. Спекулятивный спрос – спрос на деньги как на имущество, связанный с желани- ем сохранить и преумножить богатство. Его можно хранить в разных видах:
наличных денег, облигаций, акций и пр. Наличные деньги, в отличие от других активов, не приносят дохода. Их полезность состоит в абсолютной ликвидности. Спрос на деньги как имущество находится в обратной зависимости от ставки про- цента (рис. 5.2). Если она является достаточно высокой, экономические субъекты увеличивают долю активов, приносящих доход в виде процента. Если она снижа- ется, люди пересматривают свои решения, отдавая предпочтение более ликвид- ному активу – деньгам.
r r MDt MDS
M M
Рис. 5.1. Трансакционный спрос на деньги Рис. 5.2. Спекулятивный спрос на деньги
Общий спрос на деньги является функцией дохода и процентной ставки и может быть представлен как сумма спроса на деньги для совершения сделок и спроса на деньги со стороны активов. Кривая общего спроса на деньги (рис. 5.3.) параллельна кривой спе- кулятивного спроса и сдвинута вправо на величину трансакционного спроса.
r MD
M
Рис. 5.3. Общий спрос на деньги
Под предложением денег обычно понимают денежную массу, включающую в себя наличность (С) и депозиты (D):
MS = C + D. (5.3)
Предложение денег зависит от политики центрального банка, осуществляющего эмиссию наличных денег и регулирующего денежное обращение в целом, а также от кредитной деятельности коммерческих банков. Коммерческие банки обладают способностью «создавать деньги» – увеличивать денежную массу. Часть своих депозитов они хранят в центральном банке в виде обяза- тельных резервов (для выполнения своих обязательств перед клиентами). Их доля уста- навливается законодательно. Фактические резервы за вычетом обязательных резервов об- разуют избыточные резервы (свободные ресурсы), которые банки используют для пре- доставления ссуд, тем самым увеличивая предложение денег. Процесс увеличения де- нежной массы в результате деятельности коммерческих банков получил название кредитной (или банковской) мультипликации. Коэффициент, характеризующий зависимость между увеличением денежного предложения и величиной банковского вклада, дающего импульс для создания кредит- ных денег, получил название банковского мультипликатора (m). Он рассчитывается по формуле:
m = 1/rr, (5.4)
где rr – норма обязательного резервирования (коэффициент, показывающий какую долю своих депозитов коммерческие банки должны хранить в виде резервов в ЦБ).
Дополнительное предложение денег (MS), которое возникает в результате появле- ния нового депозита, равно:
MS = D × m, (5.5)
где D – первоначальный вклад.
Наряду с банковским, на денежном рынке действует денежный мультипликатор, учитывающий зависимость предложения денег от трех переменных:
денежной базы (МВ) – наличности (С) вне банковской системы, а также резервов (R) коммерческих банков, хранящихся в центральном банке (C + R); нормы резервирования депозитов rr = R/D; коэффициента депонирования денег cr = C/D, отражающего предпочтения населе- ния в распределении денежной массы между наличными деньгами и депозитами.
Денежный мультипликатор, или коэффициент самовозрастания денег, рассчиты- вается как отношение предложения денег к денежной базе:
m = C + D C + R
( cr + 1 ) или m =(cr + rr)
(5.6)
Увеличение предложения денег равно m × МВ. Это означает, что прирост денежной базы на одну единицу вызывает прирост предложения денег на m денежных единиц.
Равновесие на денежном рынке устанавливается при равенстве объема спроса на деньги объему их предложения.
В зависимости от целей кредитно-денежной политики Центральный банк может удерживать денежную массу на определенном уровне, осуществляя жесткую монетар- ную политику. В графическом виде предложение денег будет выглядеть как вертикаль- ная прямая (рис. 5.4). Такая политика обычно проводится в условиях инфляции. Гибкая монетарная политика центрального банка предполагает удержание оп- ределенного уровня процентной ставки. Кривая предложения денег в этом случае будет представлена горизонтальной линией на уровне целевого значения процентной ставки (рис. 5.5). Промежуточному варианту соответствует положительный наклон кривой пред- ложения денег.
MS
r0
M M0 M
Рис. 5.4. Равновесие на денежном рынке при жесткой монетарной политике Рис. 5.5. Равновесие на денежном рынке при гибкой монетарной политике
Рассмотрим ситуацию на денежном рынке, когда кредитно-денежные и финансо- вые институты создали определенное количество денег, не зависящее от величины про- центной ставки (МS – вертикальная прямая). Увеличение предложения денег приводит к снижению ставки процента и, соот- ветственно, росту инвестиционной активности. Если государство в условиях депрессии поставит задачу ускорения экономического развития, оно может преднамеренно нару- шать равновесие на денежном рынке, увеличивая предложение денег. Такая политика может вызвать ситуацию, когда норма процента дойдет до своего минимума, определяе- мого издержками банков и их потребностью в прибыли. Линия спроса на деньги станет горизонтальной: возрастающее предложение денег не будет вызывать дальнейшего сни- жения процентной ставки и роста инвестиций (рис. 5.6). Экономика не сможет выйти из депрессии. Такая ситуация на денежном рынке получила название «ликвидной ловуш- ки». Выйти из этой ловушки при помощи монетарной политики, по мнению Дж. М. Кейнса, нельзя. Остается только один рычаг вывода экономики из депрессии – изменение налогов и государственных расходов.
r MD MS1 MSn
r0
M1 Mn M
Рис. 5.6. Ликвидная ловушка
Кредитный рынок
В условиях рыночной системы хозяйства деньги не должны лежать «мертвым гру- зом». Временно свободные денежные средства, возникающие у субъектов экономики, должны аккумулироваться в специальных организациях и превращаться в инвестиции, принося собственникам доход. Кредит представляет собой систему отношений по мобилизации временно сво- бодных денежных средств и предоставления их в ссуду на условиях возвратности, сроч- ности и платности. Кредит – это форма движения ссудного капитала. Кредит выполняет в экономике важные функции:
ускоряет процесс воспроизводства на всех его фазах: производства, обмена, рас- пределения, потребления; позволяет расширить рамки общественного производства по сравнению с теми, которые определялись бы размерами собственного капитала фирмы; выполняет перераспределительную функцию, позволяя направлять временно свободные денежные средства туда, где ощущается в них потребность; уменьшает трансакционные издержки (издержки обращения), развивая безна- личный денежный оборот; позволяет государству осуществлять регулирование экономики путем использова- ния кредитно-денежных рычагов; выполняет социальную функцию: позволяет решать многие социальные пробле- мы путем льготного кредитования (малого бизнеса, молодых семей, жилищного строительства и пр.).
В ходе исторического развития кредит приобрел многие формы:
Коммерческий кредит – предоставление кредита хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Современной разновидно- стью этой формы кредита является межхозяйственный кредит, осуществляемый предприятиями путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг. Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно- финансовыми организациями юридическим и физическим лицам, государ- ству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит пре-
одолевает ограниченность коммерческого кредита и выступает главной формой кредитных отношений. Потребительский кредит предоставляется торговыми предприятиями, банками и другими кредитно-финансовыми организациями населению для приобретения товаров и услуг с отсрочкой платежа. Ипотечный кредит предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недви- жимости для приобретения жилья, земли и т. п. Государственный кредит – система кредитных отношений, когда кредитором или заемщиком выступает государство. Международный кредит представляет собой движение ссудных капиталов в сфе- ре международных экономических отношений. Предоставляется международный кредит в товарной или денежной (валютной) форме. Носит как частный, так и го- сударственный характер (см. главу 16).
По срокам пользования кредиты бывают краткосрочными (до 1 года), средне- срочными (от 1 до 3 лет), долгосрочными (свыше 3 лет).
Кредитный рынок – это сфера, где покупаются и продаются денежные сред- ства (на условиях платности, срочности, возвратности), созданные кредитно- денежными и финансовыми институтами страны.
Предпосылками существования кредитного рынка выступают:
наличие в экономике временно свободных денежных средств в виде амортизаци- онных фондов; части временно свободных оборотных средств (средств на выплату зарплаты, покупку сырья и пр.); средств, накапливаемых для расширения произ- водства; средств бюджетной системы, целевых фондов; накоплений населения; юридическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, обеспечивающая ответ- ственность сторон в процессе кредитных отношений; экономическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, самостоятельность и ответственность в принятии решений и выполнении обязательств.
Объектом купли-продажи на кредитном рынке являются деньги Центрального банка и ценные бумаги: краткосрочные облигации, векселя, сберегательные и депозит- ные сертификаты, банковские акцепты и пр. Относительной ценой предоставляемых кредитов является банковская процент- ная ставка. Для принятия решений субъектам экономики необходим ориентир на кре- дитном рынке. Эту функцию выполняет учетная ставка (или ставка рефинансирования), по которой Центральный банк страны кредитует коммерческие банки. Различают номинальные и реальные процентные ставки. Реальная процентная ставка – это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции:
r r = rn – i, (5.7)
где r r – реальная процентная ставка; rn – номинальная процентная ставка; i – уровень инфляции.
Рыночный уровень процентной ставки зависит от спроса и предложения на кре- дитном рынке, которые, в свою очередь, определяются:
общими масштабами развития производства; совокупными размерами накоплений и сбережений в обществе; уровнем инфляции; циклическими колебаниями экономики; государственным регулированием кредитно-денежной системы; международными кредитно-денежными отношениями.
Основными участниками кредитного рынка выступают:
первичные инвесторы свободных денежных средств; заемщики в лице юридических, физических лиц и государства; посредники в лице кредитно-финансовых организаций.
1. Центральный банк; 2. коммерческие банки; 3. специализированные (небанковские) кредитно-финансовые организации.
Банковская система обычно включает Центральный банк и коммерческие банки. Центральный банк находится на верхнем уровне кредитной и банковской систе- мы. Как правило, это государственный банк (или совокупность банковских организаций с полномочиями Центрального банка, как Федеральная резервная система в США), глав- ной целью которого является обеспечение устойчивого денежного обращения в стране с целью поддержания стабильного неинфляционного экономического роста. Основными функциями Центрального банка являются:
денежная эмиссия – выпуск в обращение национальных денежных знаков; хранение государственных золото-валютных резервов; ведение счетов правительства; хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций; кредитование коммерческих банков; контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций; кредитно-денежное регулирование экономики.
Непременным условием устойчивого денежного обращения считается независи- мость Центрального банка, его подотчетность только парламенту. Целью коммерческих банков является получение прибыли путем осуществления разнообразных операций на кредитном рынке. Операции коммерческих банков подразделяются на активные и пассивные. К пас- сивным операциям относится деятельность по аккумулированию сбережений населе- ния, привлечению временно свободных денежных средств. По этим операциям коммер- ческие банки выплачивают процент. Активные операции – это размещение средств банков: кредитование юридических и физических лиц, инвестирование денег в ценные бумаги, размещение государственных
займов. По этим операциям банки взимают процент со своих клиентов. Разница между по- лученными и выплаченными процентами составляет основу банковской прибыли. Кроме активных и пассивных операций банки осуществляют множество операций на комиссионной основе, получают прибыль от инвестиций и биржевых операций, про- дают услуги. Это, в частности:
посреднические операции по поручению клиентов; доверительные операции – по управлению ценными бумагами и имуществом клиентов; операции по обмену валют; выпуск и обслуживание операций по кредитным карточкам; лизинг – приобретение и предоставление в аренду оборудования; консалтинг – осуществление консультационных услуг; факторинг – выкуп долговых обязательств; и другие.
Коммерческие банки организуют платежный оборот в масштабах национальной экономики, создают кредитные деньги, участвуют в процессе денежного и банковского мультиплицирования. К небанковским кредитно-финансовым организациям относятся пенсионные фонды; страховые компании; инвестиционные фонды, кассы взаимного кредитования, ломбарды и пр. Суммарные активы этих кредитно-финансовых организаций, к примеру, в США существенно превышают активы коммерческих банков.
Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг (РЦБ) – это часть финансового рынка, где сбережения превращаются в инвестиции путем выпуска и купли-продажи ценных бумаг.
Его возникновение связано с ростом потребности в привлечении финансовых средств для развития производственной и торговой деятельности. Ценная бумага как средство привлечения ресурсов позволяет вкладчику в определенной мере оградить се- бя от риска, связанного с хозяйственной деятельностью. В то же время предприятия по- лучают возможность доступа к более дешевому по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Рынок ценных бумаг выполняет в экономике ряд функций:
ценообразующую – на этом рынке формируются рыночные цены на объекты продаж (в данном случае, на ценные бумаги); регулирующую – устанавливает равновесие спроса и предложения на финансовом рынке, способствует процессу саморегулирования рыночной экономики; стимулирующую – побуждая субъектов экономики стать участниками рынка цен- ных бумаг, способствует экономическому росту; информационную – предоставляет информацию о рыночной конъюнктуре, соот- ношении спроса и предложения на ценные бумаги; является барометром общего состояния экономики;
перераспределительную – как и другие финансовые рынки, обеспечивает привле- чение свободных денежных средств и превращение их в инвестиции; способствует переливу капиталов из менее рентабельных отраслей в более доходные; коммерческую – позволяет получать прибыль от операций на рынке ценных бумаг.
Как и на любом другом рынке, на рынке ценных бумаг складывается спрос, пред- ложение, равновесная цена. Спрос предъявляется, главным образом, компаниями и государством, которым не хватает собственных средств для осуществления инвестиций и которые являются заем- щиками. Со стороны предложения выступает, прежде всего, население, у которого доход превышает сумму расходов на текущее потребление и вложения в материальные активы (к примеру, в жилье), в силу чего оно становится кредитором. Механизм функционирования рынка ценных бумаг представляет собой взаимо- действие субъектов рынка, осуществляющих операции по выпуску в обращение и купле- продаже ценных бумаг. Он, в свою очередь, определяется структурой рынка ценных бумаг, которая включает:
основных участников рынка: эмитентов – юридических или физических лиц, вы- пускающих ценные бумаги; инвесторов – юридических или физических лиц, по- купающих ценные бумаги; посредников – профессиональных участников рынка (дилеров, брокеров, маклеров), помогающих обращению ценных бумаг, соверше- нию фондовых операций (см. раздел 5.6); собственно рынок: биржевой, внебиржевой, первичный, вторичный; объект торговли – разнообразные виды ценных бумаг; органы государственного регулирования – Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), на которую возложен надзор за деятельностью профессио- нальных участников рынка ценных бумаг, определение правил эмиссии ценных бумаг; Центральный банк, контролирующий деятельность кредитных и банков- ских организаций; саморегулирующиеся организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СОПУ). Они образуются с одобрения ФКЦБ, устанавливают правила дея- тельности на РЦБ для своих членов и контролируют их исполнение, защищают интересы инвесторов; инфраструктуру рынка ценных бумаг – совокупность служб, обеспечивающих нормальное функционирование РЦБ: правовые, информационные, депозитарные (обеспечивающие учет прав на ценные бумаги и их хранение), расчетно- клиринговые (осуществляющие деятельность по переводу ценных бумаг и денеж- ных средств в связи с операциями на РЦБ); регистрационные службы.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.012 с.) |