ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение на денежном рынке



 

Денежный рынок, как и любой другой, предполагает наличие объекта продаж,

цены, спроса и предложения.

 

 


 

 

 
Определение


Денежный рынокпредставляет собой систему отношений между банков- ской системой, создающей деньги, и субъектами экономики, предъявляющи- ми на них спрос.


 

Товаром на денежном рынке выступают сами денежные средства. Ценой является банковский процент.

Нужно отметить, что деньги – это особый товар, который не «продается» и не «по- купается», подобно прочим товарам. Деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, выраженной в ставке процента.


 


 

 

 
Определение


Спрос на деньги– это совокупность денег, которую хотят иметь в своем рас- поряжении хозяйствующие субъекты. Это спрос на денежные запасы в виде наличности, а не в виде других ликвидных активов: акций, облигаций и пр. Спрос на деньги связан с функциями денег как средства обращения и как средства сбережения.


 

Существует несколько подходов к определению величины спроса на деньги. Рас- смотрим две основные теоретические модели: количественную теорию спроса на деньги (классическую) и кейнсианскую теорию.

Классическая количественная теория денег возникла еще в XVIII веке и безраз- дельно господствовала в экономической науке до 30–40-х годов ХХ века, т. е. до появления кейнсианской теории.

В количественной концепции рассматривается потребность в деньгах только для осуществления текущих платежей между моментами получения дохода. Спрос на деньги для сделок описывается количественным уравнением обменаамериканского экономи- ста, виднейшего представителя неоклассической школы Ирвинга Фишера (1867–1947):

 

MV = PY , (5.1)

 

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – уровень цен;

Y – объем выпуска.

 

Из этого уравнения величина спроса на деньги (MD) равна:

 

MD = PY/V, (5.2)

 

и зависит от следующих факторов:

 

• абсолютного уровня цен (прямая зависимость);

• уровня реального объема производства (прямая зависимость);

• скорости обращения денег (обратная зависимость).

 

Кейнсианская теория спроса на деньгиполучила название теории предпочте- ния ликвидности.Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из видов богатства. Же- лание фирм и населения хранить часть своего богатства в виде денег зависит от того, на- сколько высоко они ценят свойство ликвидности. Исходя из этого выделяют три мотива хранения богатства в виде денег:

 

Трансакционный мотив– спрос на деньги для сделок (как средства обращения).

Графически он может быть проиллюстрирован линией, параллельной оси ОY. Он

зависит от уровня доходов и не зависит от ставки процента (рис. 5.1).

Мотив предосторожности– спрос на деньги в виде наличности для обеспечения возможности осуществления расходов в будущем, на случай непредвиденных платежей. Он находится в зависимости от уровня дохода и зависит также от ставки процента, т. к. эти деньги могли бы быть использованы для покупки активов, при- носящих процент.

Спекулятивный спрос– спрос на деньги как на имущество, связанный с желани-

ем сохранить и преумножить богатство. Его можно хранить в разных видах:


 

наличных денег, облигаций, акций и пр. Наличные деньги, в отличие от других активов, не приносят дохода. Их полезность состоит в абсолютной ликвидности. Спрос на деньги как имущество находится в обратной зависимости от ставки про- цента (рис. 5.2). Если она является достаточно высокой, экономические субъекты увеличивают долю активов, приносящих доход в виде процента. Если она снижа- ется, люди пересматривают свои решения, отдавая предпочтение более ликвид- ному активу – деньгам.

 

 

r r

MDt MDS

 

M M

 

 

Рис. 5.1. Трансакционный спрос на деньгиРис. 5.2. Спекулятивный спрос на деньги

 

Общий спрос на деньгиявляется функцией дохода и процентной ставки и может быть представлен как сумма спроса на деньги для совершения сделок и спроса на деньги со стороны активов. Кривая общего спроса на деньги (рис. 5.3.) параллельна кривой спе- кулятивного спроса и сдвинута вправо на величину трансакционного спроса.

 

 

r MD

 

 

M

 

Рис. 5.3. Общий спрос на деньги

 

Под предложением денегобычно понимают денежную массу, включающую в себя наличность (С) и депозиты (D):

 


 

 

 
Определение


MS = C + D. (5.3)


 

Предложение денег зависит от политики центрального банка, осуществляющего эмиссию наличных денег и регулирующего денежное обращение в целом, а также от кредитной деятельности коммерческих банков.

Коммерческие банки обладают способностью «создавать деньги» – увеличивать денежную массу. Часть своих депозитов они хранят в центральном банке в виде обяза- тельных резервов (для выполнения своих обязательств перед клиентами). Их доля уста- навливается законодательно. Фактические резервы за вычетом обязательных резервов об- разуют избыточные резервы (свободные ресурсы), которые банки используют для пре- доставления ссуд, тем самым увеличивая предложение денег. Процесс увеличения де- нежной массы в результате деятельности коммерческих банков получил название кредитной (или банковской) мультипликации.

Коэффициент, характеризующий зависимость между увеличением денежного

предложения и величиной банковского вклада, дающего импульс для создания кредит- ных денег, получил название банковского мультипликатора(m).Он рассчитывается по формуле:

 

m = 1/rr, (5.4)

 

где rr – норма обязательного резервирования (коэффициент, показывающий какую долю своих депозитов коммерческие банки должны хранить в виде резервов в ЦБ).

 

Дополнительное предложение денег (MS), которое возникает в результате появле-

ния нового депозита, равно:

 

MS = D × m, (5.5)

 

где D – первоначальный вклад.

 

Наряду с банковским, на денежном рынке действует денежный мультипликатор,

учитывающий зависимость предложения денег от трех переменных:

 

• денежной базы (МВ) – наличности (С) вне банковской системы, а также резервов (R)

коммерческих банков, хранящихся в центральном банке (C + R);

• нормы резервирования депозитов rr = R/D;

• коэффициента депонирования денег cr = C/D, отражающего предпочтения населе-

ния в распределении денежной массы между наличными деньгами и депозитами.

 

Денежный мультипликатор, или коэффициент самовозрастания денег, рассчиты-

вается как отношение предложения денег к денежной базе:


 

m =C + D C + R


 

(cr +1)

или m =(cr +rr )


 

 

(5.6)


 

Увеличение предложения денег равно m × МВ.

Это означает, что прирост денежной базы на одну единицу вызывает прирост предложения денег на m денежных единиц.

 

 

Равновесие на денежном рынкеустанавливается при равенстве объема спроса на деньги объему их предложения.


 

В зависимости от целей кредитно-денежной политики Центральный банк может удерживать денежную массу на определенном уровне, осуществляя жесткую монетар- ную политику. В графическом виде предложение денег будет выглядеть как вертикаль- ная прямая (рис. 5.4). Такая политика обычно проводится в условиях инфляции.

Гибкая монетарная политикацентрального банка предполагает удержание оп- ределенного уровня процентной ставки. Кривая предложения денег в этом случае будет представлена горизонтальной линией на уровне целевого значения процентной ставки (рис. 5.5).

Промежуточному варианту соответствует положительный наклон кривой пред-

ложения денег.

 

 

r
r
MD MD MS

MS

 

r0

 

 

M M0 M

 

 


Рис. 5.4. Равновесие на денежном рынке при жесткой монетарной политике


Рис. 5.5. Равновесие на денежном рынке при гибкой монетарной политике


 

 

Рассмотрим ситуацию на денежном рынке, когда кредитно-денежные и финансо- вые институты создали определенное количество денег, не зависящее от величины про- центной ставки (МS – вертикальная прямая).

Увеличение предложения денег приводит к снижению ставки процента и, соот- ветственно, росту инвестиционной активности. Если государство в условиях депрессии поставит задачу ускорения экономического развития, оно может преднамеренно нару- шать равновесие на денежном рынке, увеличивая предложение денег. Такая политика может вызвать ситуацию, когда норма процента дойдет до своего минимума, определяе- мого издержками банков и их потребностью в прибыли. Линия спроса на деньги станет горизонтальной: возрастающее предложение денег не будет вызывать дальнейшего сни- жения процентной ставки и роста инвестиций (рис. 5.6). Экономика не сможет выйти из депрессии. Такая ситуация на денежном рынке получила название «ликвидной ловуш- ки».Выйти из этой ловушки при помощи монетарной политики, по мнению Дж. М. Кейнса, нельзя. Остается только один рычаг вывода экономики из депрессии – изменение налогов и государственных расходов.


 

 

r MD MS1 MSn

 

 

r0

 

M1 Mn M

 

 

Рис. 5.6. Ликвидная ловушка

 

Кредитный рынок

 

В условиях рыночной системы хозяйства деньги не должны лежать «мертвым гру- зом». Временно свободные денежные средства, возникающие у субъектов экономики, должны аккумулироваться в специальных организациях и превращаться в инвестиции, принося собственникам доход.

Кредитпредставляет собой систему отношений по мобилизации временно сво- бодных денежных средств и предоставления их в ссуду на условиях возвратности, сроч- ности и платности. Кредит – это форма движения ссудного капитала.

Кредит выполняет в экономике важные функции:

 

• ускоряет процесс воспроизводства на всех его фазах: производства, обмена, рас-

пределения, потребления;

• позволяет расширить рамки общественного производства по сравнению с теми,

которые определялись бы размерами собственного капитала фирмы;

• выполняет перераспределительную функцию, позволяя направлять временно свободные денежные средства туда, где ощущается в них потребность;

• уменьшает трансакционные издержки (издержки обращения), развивая безна-

личный денежный оборот;

• позволяет государству осуществлять регулирование экономики путем использова-

ния кредитно-денежных рычагов;

• выполняет социальную функцию: позволяет решать многие социальные пробле- мы путем льготного кредитования (малого бизнеса, молодых семей, жилищного строительства и пр.).

 

В ходе исторического развития кредит приобрел многие формы:

 

Коммерческий кредит– предоставление кредита хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Современной разновидно- стью этой формы кредита является межхозяйственный кредит, осуществляемый предприятиями путем выпуска и размещения облигаций и других ценных бумаг.

Банковский кредитпредоставляется банками и другими кредитно- финансовыми организациями юридическим и физическим лицам, государ- ству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит пре-


 

одолевает ограниченность коммерческого кредита и выступает главной формой кредитных отношений.

Потребительский кредитпредоставляется торговыми предприятиями, банками и другими кредитно-финансовыми организациями населению для приобретения товаров и услуг с отсрочкой платежа.

Ипотечный кредитпредоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недви-

жимости для приобретения жилья, земли и т. п.

Государственный кредит –система кредитных отношений, когда кредитором или заемщиком выступает государство.

Международный кредитпредставляет собой движение ссудных капиталов в сфе- ре международных экономических отношений. Предоставляется международный кредит в товарной или денежной (валютной) форме. Носит как частный, так и го- сударственный характер (см. главу 16).

 

По срокам пользованиякредиты бывают краткосрочными (до 1 года), средне-

срочными (от 1 до 3 лет), долгосрочными (свыше 3 лет).

 

 


 

 
Определение


Кредитный рынок– это сфера, где покупаются и продаются денежные сред- ства (на условиях платности, срочности, возвратности), созданные кредитно- денежными и финансовыми институтами страны.


 

Предпосылками существования кредитного рынка выступают:

 

• наличие в экономике временно свободных денежных средств в виде амортизаци- онных фондов; части временно свободных оборотных средств (средств на выплату зарплаты, покупку сырья и пр.); средств, накапливаемых для расширения произ- водства; средств бюджетной системы, целевых фондов; накоплений населения;

• юридическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, обеспечивающая ответ-

ственность сторон в процессе кредитных отношений;

• экономическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, самостоятельность и ответственность в принятии решений и выполнении обязательств.

 

Объектом купли-продажи на кредитном рынке являются деньги Центрального банка и ценные бумаги: краткосрочные облигации, векселя, сберегательные и депозит- ные сертификаты, банковские акцепты и пр.

Относительной ценойпредоставляемых кредитов является банковская процент-

ная ставка.Для принятия решений субъектам экономики необходим ориентир на кре- дитном рынке. Эту функцию выполняет учетная ставка (или ставка рефинансирования), по которой Центральный банк страны кредитует коммерческие банки.

Различают номинальные и реальные процентные ставки. Реальная процентная ставка– это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции:

 

r r = rn – i, (5.7)

 

где r r – реальная процентная ставка;

rn – номинальная процентная ставка;

i – уровень инфляции.


 

Рыночный уровень процентной ставки зависит от спроса и предложения на кре-

дитном рынке, которые, в свою очередь, определяются:

 

• общими масштабами развития производства;

• совокупными размерами накоплений и сбережений в обществе;

• уровнем инфляции;

• циклическими колебаниями экономики;

• государственным регулированием кредитно-денежной системы;

• международными кредитно-денежными отношениями.

 

Основными участниками кредитного рынка выступают:

 

• первичные инвесторы свободных денежных средств;

• заемщики в лице юридических, физических лиц и государства;

• посредники в лице кредитно-финансовых организаций.

 

 
Совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитова- ния, а также кредитно-финансовых организаций, осуществляющих эти от- ношения – это кредитная система, имеющая три уровня:

 

1. Центральный банк;

2. коммерческие банки;

3. специализированные (небанковские) кредитно-финансовые организации.

 

Банковская системаобычно включает Центральный банк и коммерческие банки.

Центральный банкнаходится на верхнем уровне кредитной и банковской систе- мы. Как правило, это государственный банк (или совокупность банковских организаций с полномочиями Центрального банка, как Федеральная резервная система в США), глав- ной целью которого является обеспечение устойчивого денежного обращения в стране с целью поддержания стабильного неинфляционного экономического роста.

Основными функциями Центрального банка являются:

 

• денежная эмиссия – выпуск в обращение национальных денежных знаков;

• хранение государственных золото-валютных резервов;

• ведение счетов правительства;

• хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;

• кредитование коммерческих банков;

• контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;

• кредитно-денежное регулирование экономики.

 

Непременным условием устойчивого денежного обращения считается независи-

мость Центрального банка, его подотчетность только парламенту.

Целью коммерческих банковявляется получение прибыли путем осуществления разнообразных операций на кредитном рынке.

Операции коммерческих банков подразделяются на активные и пассивные. К пас- сивным операциямотносится деятельность по аккумулированию сбережений населе- ния, привлечению временно свободных денежных средств. По этим операциям коммер- ческие банки выплачивают процент.

Активные операции– это размещение средств банков: кредитование юридических и физических лиц, инвестирование денег в ценные бумаги, размещение государственных


 

займов. По этим операциям банки взимают процент со своих клиентов. Разница между по-

лученными и выплаченными процентами составляет основу банковской прибыли.

Кроме активных и пассивных операций банки осуществляют множество операций на комиссионной основе, получают прибыль от инвестиций и биржевых операций, про- дают услуги. Это, в частности:

 

• посреднические операции по поручению клиентов;

• доверительные операции – по управлению ценными бумагами и имуществом клиентов;

• операции по обмену валют;

• выпуск и обслуживание операций по кредитным карточкам;

• лизинг – приобретение и предоставление в аренду оборудования;

• консалтинг – осуществление консультационных услуг;

• факторинг – выкуп долговых обязательств;

• и другие.

 

Коммерческие банки организуют платежный оборот в масштабах национальной экономики, создают кредитные деньги, участвуют в процессе денежного и банковского мультиплицирования.

К небанковским кредитно-финансовым организациямотносятся пенсионные фонды; страховые компании; инвестиционные фонды, кассы взаимного кредитования, ломбарды и пр. Суммарные активы этих кредитно-финансовых организаций, к примеру, в США существенно превышают активы коммерческих банков.

 

Рынок ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг (РЦБ)– это часть финансового рынка, где сбережения превращаются в инвестиции путем выпуска и купли-продажи ценных бумаг.

 

 
Определение

 

Его возникновение связано с ростом потребности в привлечении финансовых средств для развития производственной и торговой деятельности. Ценная бумага как средство привлечения ресурсов позволяет вкладчику в определенной мере оградить се- бя от риска, связанного с хозяйственной деятельностью. В то же время предприятия по- лучают возможность доступа к более дешевому по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Рынок ценных бумаг выполняет в экономике ряд функций:

 

• ценообразующую – на этом рынке формируются рыночные цены на объекты продаж (в данном случае, на ценные бумаги);

• регулирующую – устанавливает равновесие спроса и предложения на финансовом

рынке, способствует процессу саморегулирования рыночной экономики;

• стимулирующую – побуждая субъектов экономики стать участниками рынка цен-

ных бумаг, способствует экономическому росту;

• информационную – предоставляет информацию о рыночной конъюнктуре, соот- ношении спроса и предложения на ценные бумаги; является барометром общего состояния экономики;


 

• перераспределительную – как и другие финансовые рынки, обеспечивает привле- чение свободных денежных средств и превращение их в инвестиции; способствует переливу капиталов из менее рентабельных отраслей в более доходные;

• коммерческую – позволяет получать прибыль от операций на рынке ценных бумаг.

 

Как и на любом другом рынке, на рынке ценных бумаг складывается спрос, пред-

ложение, равновесная цена.

Спрос предъявляется, главным образом, компаниями и государством, которым не хватает собственных средств для осуществления инвестиций и которые являются заем- щиками. Со стороны предложения выступает, прежде всего, население, у которого доход превышает сумму расходов на текущее потребление и вложения в материальные активы (к примеру, в жилье), в силу чего оно становится кредитором.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг представляет собой взаимо- действие субъектов рынка, осуществляющих операции по выпуску в обращение и купле- продаже ценных бумаг. Он, в свою очередь, определяется структурой рынка ценных бумаг, которая включает:

 

• основных участников рынка: эмитентов – юридических или физических лиц, вы- пускающих ценные бумаги; инвесторов – юридических или физических лиц, по- купающих ценные бумаги; посредников – профессиональных участников рынка (дилеров, брокеров, маклеров), помогающих обращению ценных бумаг, соверше- нию фондовых операций (см. раздел 5.6);

• собственно рынок: биржевой, внебиржевой, первичный, вторичный;

• объект торговли – разнообразные виды ценных бумаг;

• органы государственного регулирования – Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), на которую возложен надзор за деятельностью профессио- нальных участников рынка ценных бумаг, определение правил эмиссии ценных бумаг; Центральный банк, контролирующий деятельность кредитных и банков- ских организаций;

• саморегулирующиеся организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СОПУ). Они образуются с одобрения ФКЦБ, устанавливают правила дея- тельности на РЦБ для своих членов и контролируют их исполнение, защищают интересы инвесторов;

• инфраструктуру рынка ценных бумаг – совокупность служб, обеспечивающих нормальное функционирование РЦБ: правовые, информационные, депозитарные (обеспечивающие учет прав на ценные бумаги и их хранение), расчетно- клиринговые (осуществляющие деятельность по переводу ценных бумаг и денеж- ных средств в связи с операциями на РЦБ); регистрационные службы.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.03 с.)