Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы приватизации государственного и муниципального имущества в 1993–1997 гг. в России, в процентах к итогу1

Поиск

 

           
Акционирование 31,1 44,8 27,7 22,5 18,1
Продажа на аукционах 6,3 4,4 4,2 3,9 5,5
Коммерческий конкурс 30,4 24,0 15,9 8,9 9,5
Инвестиционный конкурс 1,3 1,2 1,1 0,7 0,5
Выкуп арендованного имущества 29,5 20,8 29,8 32,1 14,6
Продажа имущества ликвидируе- мых, ликвидированных предпри- ятий и не завершенных строитель- ством объектов 0,4 1,5 4,2 5,7 9,1
Продажа недвижимости - - 15,4 22,9 38,5
Продажа земли - - 0,6 1,5 2,6
Прочие 1,0 3,3 1,1 1,8 1,5
Всего приватизировано государст- венного и муниципального имуще- ства 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Денежная приватизация позволяет получить дополнительные финансовые посту- пления в государственный бюджет, решить проблему его дефицита, повысить эффек- тивность экономики в целом. Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специ- альных чеков, купонов.

Практически во всех развитых странах рыночной экономики приватизация спо- собствовала сокращению государственного сектора экономики, росту производительно- сти труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эф- фективности национальной экономики.

 

В России приватизация осуществляется в два этапа:

I этап – чековый (ваучерный): 1992 – первая половина 1994 гг.;

II этап – денежный: с 1 июля 1994 г.

На чековом этапе приватизации использовались различные методы. Малые пред-

приятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные

 

 

1 Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. – М., 2005. − С. 173.


 

руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу выкупа арендован- ного имущества. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущест- венно через акционирование.

Средством расчета являлись приватизационные чеки, имеющие номинальную стоимость в 10 рублей и предоставляемые населению за 25 рублей. Надо отметить, что че- ковая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку че- ки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализо- вать право собственности.

Денежный этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки в обмен на денежные средства.1

В отдельных странах происходит реприватизация – возврат национализирован- ной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80-e годы в ряде стран Западной Европы; в 90-e годы – в некоторых странах Восточной Европы.

За 1992–2005 гг. в России изменили форму собственности 140,3 тыс. государствен- ных и муниципальных унитарных предприятий, объектов. В настоящее время многооб- разие форм собственности в нашей стране закреплено в ст. 8 Конституции Российской Федерации: «B Российской Федерации признаются и защищаются равным образом част- ная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». О соотношении форм собственности в современной российской экономике можно судить по данным табл. 2.2

 


 

Число предприятий и организаций по формам собственности в Российской Федерации (в процентах к итогу) 2


Таблица 2.2


 

                   
Всего в том числе по формам собственности:                  
Государственная 16,7 9,3 4,8 4,5 4,3 4,1 3,9 3,6 3,4
Муниципальная 8,8 7,3 6,4 6,5 6,4 6,2 5,9 5,6 5,3
Частная 62,5 69,1 74,4 75,0 75,8 76,9 78,0 79,2 80,5
Собственность общест- венных и религиозных организаций (объеди- нений) 2,7 5,2 6,9 6,7 6,6 6,4 6,1 5,7 5,3
Прочие формы собст- венности, включая сме- шанную российскую, иностранную, совмест- ную российскую и ино- странную 9,3 9,1 7,5 7,3 6,8 6,4 6,1 5,8 5,6

 

 

1 Государственное имущество оценивается, как правило, по рыночным ценам.

2 Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат. − М., 2006. − С. 167.


 

Другим важным направлением макроэкономической политики в переходной эко- номике является либерализация экономики. Под ней понимается совокупность мер, на- правленных на снижение запретов и ограничений, государственного контроля во всех сферах экономики.

Еще одним важным направлением макроэкономической политики в переходной экономике является демонополизация экономики, создание эффективной конкурент- ной среды.

Существенное внимание в транзитивной экономике уделяется макроэкономиче- ской стабилизации, предполагающей контроль за уровнем инфляции, денежной массы, состоянием государственного бюджета, а также уровнем безработицы.

Для переходной экономики, как правило, характерно обострение социальных

проблем. Поэтому одним из направлений макроэкономической политики является соз-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.006 с.)