Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование доходовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государст- венная политика доходов, которая осуществляется по двум основным направлениям:
регулирование доходов населения; перераспределение доходов через государственный бюджет.
Практика регулирования доходов предполагает:
установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, кото- рый имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифи- цированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких ка- тегорий работников, различных премий и доплат; регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции; защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем ин- дексации, т. е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Ин- дексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференци- рованно в зависимости от величины доходов.
1 Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. − М., 2006. − С. 114.
Политика перераспределения доходов включает:
аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.; финансирование системы социальной защиты, включающей: а) систему социального страхования; б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансферт- ных, т. е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.
Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществ- ляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эф- фективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, под- рыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к тру- ду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует зна- чительных средств на содержание бюрократического аппарата. Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные огра- ничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты – это го- сударственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной осно- вах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для оп- ределения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и вне- бюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.
Уровень жизни населения
Помимо минимальных социальных стандартов индикатором в социальной по- литике государства служат показатели прожиточного минимума. В социаль- ном законодательстве развитых стран при помощи этого показателя измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, призна- ется бедным и имеет право на поддержку со стороны государства.
К прожиточному минимуму привязываются многие социальные гарантии: мини- мальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, некоторые посо- бия. В России он пока не выполняет такой функции, однако в новом Трудовом Кодексе записано положение о том, что минимальная заработная плата должна обеспечивать прожиточный минимум.
Рассчитывается несколько показателей прожиточного минимума в зависимости от размеров и предназначения потребительской корзины.
Физиологический минимум (минимальная потребительская корзина) включа- ет в себя затраты на продукты, необходимые для удовлетворения главных физиологиче- ских потребностей. Это стоимостная оценка натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необхо- димое количество калорий. Социальный минимум представляет собой минимум товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни. Поми- мо удовлетворения минимальных физиологических потребностей, он включает затраты на минимальные материальные и духовные запросы: расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств. Отдельно рассчитываются показатели прожиточного минимума для работоспо- собных мужчин и женщин, детей, пенсионеров. По данным Росстата, в 2004 г. прожиточный минимум в РФ составлял 2376 рублей. Соотношение между денежными доходами населения и прожиточным минимумом дос- тигало 2,66 (это самый высокий показатель за 1998–2004 годы). Численность населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в 2004 г. составила 25,2 млн. человек или 17,6% от общей численности населения (в 2000 году уровень бедности со- ставлял 28,9%)1. В регионах величины прожиточного минимума устанавливаются еже- квартально. Так, согласно постановлению московского правительства от 28.02.06 IV кв. 2005 г. прожиточный минимум составлял 4171 руб.; для трудоспособного населения – 4814 руб.; для пенсионеров – 2852 руб.; для детей – 3766 руб. Прожиточный минимум и его динамика являются важными, но не единственны- ми показателями, применяемыми при оценке уровня жизни населения.
Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удов- летворения основных жизненных потребностей людей.
Основными показателями (индикаторами) уровня жизни являются:
доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя зара- ботная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожи- точного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, ми- нимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.; жилье (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя); здравоохранение (число больничных коек на 1000 жителей); образование (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения); культура (издание книг, брошюр, журналов); отдых и туризм; недвижимость и наличие товаров длительного пользования; питание (калорийность, состав продуктов); демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости); безопасность (число зарегистрированных преступлений).
1 Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат − М., 2005. − С. 104.
Иногда наряду с категорией уровня жизни используется более широкое по- нятие качества жизни. Это обобщающая социально-экономическая катего- рия, включающая в себя не только показатели уровня жизни, но и степень удовлетворения духовных потребностей, условия среды, окружающей чело- века, состояние морально-психологического климата, душевного комфорта. Не все из перечисленных показателей поддаются статистическому измере- нию, что осложняет оценку качества жизни в стране.
С 1990 г. ООН подсчитывает агрегированный показатель, по которому в опреде- ленной мере можно оценить качество жизни в различных странах, дать его сравнение. Этот показатель первоначально получил название «индекса развития человека». В на- стоящее время он называется «индексом развития человеческого потенциала». Он рас- считывается как средневзвешанная из трех показателей:
национального дохода на душу населения; образовательного уровня взрослого населения; ожидаемой продолжительности жизни.
На протяжении ряда лет лидирующие позиции по этому показателю занимали Канада, США, Япония. На середину 2001 года на первое место вышла Норвегия, на вто- рое – Австралия, на третье Канада. Россия занимала 52 место среди 174 стран, которые участвовали в рейтинге. Согласно данным доклада ООН об индексе развития человеческого потенциала, в 2005 г. первое место сохранила Норвегия, на втором находится Швеция, на третьем – Ав- стралия. Россия находится на 62 месте.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.78 (0.009 с.) |