Глава 8. Лекарства животного происхождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Лекарства животного происхождения



 

Как отмечают исследователи тибетской медицины, «информация об использовании в качестве лекарственного сырья органов и тканей животных свидетельствует о древности традиции врачевания, сохранившей фрагменты знаний добуддийского периода» (Т. А. Асеева, Д. Б. Дашиев и др. «Тибетская медицина у бурят»).

В эпоху языческих верований, шаманизма животных приносили в жертву, использовали как тотемы.

Позже, с распространением буддизма, многие формы и методы применения этого вида сырья стали противоречить этическим нормам, ведь это учение выступает категорически против убийства любого живого существа.

Между тем во всех тибетских медицинских источниках имеется обширный пласт информации о лекарствах животного происхождения. Прежде всего это связано с тем, что для многих народов скотоводство являлось основным источником пищи, одежды и лекарств.

В сочинении буддийского автора Жамбал Доржи говорится: «…в лекарствах годится использовать сырье от животных, погибших своей смертью, а кровь и тому подобное – брать с живых, или же убитых охотником, или у торговцев».

 

«Органы различных животных использовались в качестве лекарств с незапамятных времен, информация об этом долгое время хранилась в устной традиции, затем была зафиксирована в письменных источниках. Очевидно, этот эмпирический опыт послужил тому, что в научной медицине в настоящее время широко применяется целый ряд лекарственных препаратов, разработанных на основе сырья от животных: таблетки “Лпобил”, содержащие бычью кровь, “Холензим”, в составе которых высушенные желчь, поджелудочная железа и слизистые оболочки тонких кишок убойного скота, таблетки “Вигератин” с экстрактом печени и панкреатином. Из органов животных также получены гепарин, аминалон, фибриноген, эстрон, кортикотропин и др.» (Т. А. Асеева, Д. Б. Дашиев и др. «Тибетская медицина у бурят»).

 

В «Чжуд-ши» среди лекарств животного происхождения перечислены рога, кости, мясо, печень, легкие, язык, кровь, жир, шкуры, желчь, раковины улиток, панцирь краба, шпанские мушки, жуки и т. д. – всего 94 вида.

 

«Легкие, сердце, печень, селезенка и почки животных лечат болезни тех же органов у человека.

Кровь оленя изгоняет червей, останавливает кровотечение из матки.

Собачий язык заживляет раны.

Волчий язык подавляет экраны (опухоли), желудок порождает тепло, лечит несварение.

Шпанские мушки очищают сосуды от болезней.

Кости тигра восполняют губчатую кость».

 

В сочинениях «Вайдурья онбо», «Шел пхренг», «Дзэйцхар Мигчжан» этот список еще шире. Сырье животного происхождения использовалось для изготовления лекарств, предназначенных для приема внутрь в виде отваров, порошков, пилюль; для наружного применения – в виде мазей, аппликаций, смесей для окуривания.

В состав многих препаратов входила желчь медведя, которая «связывает сосуды, отторгает гнилое и вызывает рост мяса в ранах». Вообще в «Чжуд-ши» указывается, что «все виды желчи связывают сосуды, отторгают гнилое, упитывают мясо, изгоняют яды и полезны для глаз». Лечебные свойства желчи, как и мускуса, были хорошо известны на Востоке, и, по сути, показания к ее применению в арабских и тибетских источниках одинаковы. Лекарства, среди компонентов которых присутствует желчь, действуют как «очистители» при болезнях, вызванных возмущением конституции Желчь, лечат расстройство Слизи, болезни «жара», глазные и инфекционные заболевания. Кроме того, отвар из травы горца птичьего, макротомии, шафрана с добавлением желчи является прекрасным кровоостанавливающим средством и т. д.

Скорпиона добавляли в сложные лекарственные композиции, использовавшиеся при отравлениях ядами: «если яд попал в полые органы» и «при болезни жарких стран, от которой стягивает и сводит тело». Бурятские ламы включали этот ингредиент в состав препарата для лечения далеко зашедших случаев «черного бам» (отеки ног), болезни нъя лог (сильная жажда и закатывание глаз) и для изгнания из жилища ядовитых насекомых (окуривание). Таким образом, в показаниях к применению скорпиона просматривается принцип: яд – ядом. В китайской медицине целого скорпиона используют как наркотическое и седативное средство, хвост – как антитоксическое. Так же, как и арабы, китайцы применяют растительное масло, настоянное на живых скорпионах, при воспалительных процессах среднего уха; золу тела – при почечнокаменной болезни. Целые скорпионы и хвост используются и в сочетании с другими лекарственными средствами.

В состав из 13 веществ для усиления потенции входят: ящерица двух видов – желтая и бурая, мясо выдры, ящерица скальная, головы петухов, ворон и воробьев двух видов, рыба речная, плоды пузырницы белой, ятрышник, спаржа и кальцит с патокой. Этот препарат, как сказано в одном из тибетских медицинских трактатов, «улучшает образование семени так, что мужчина может каждую ночь обладать хоть сотней женщин».

 

Шкурка змеи в тибетской медицине использовалась для лечения бельма и окуривания от демонов, при геморрое и кожных болезнях. В Бурятии этот вид сырья встречается в препаратах, применяющихся при женских болезнях и бесплодии; как компонент порошка «Тринадцать героев», эффективного при судорогах мышц-сгибателей; в составе пилюль для приема внутрь и мази, назначаемых при болезнях глаз; в лекарственных композициях, предназначенных для «укрепления тела».

Некоторые виды жуков подавляют гланг-тхабс (болезни, сопровождающиеся колющими болями разной локализации). Гусеницы с борщевика останавливают кровотечение из сосудов. Наиболее распространенное сырье, получаемое от дикого кабана, – оголенный помет. Он входит в различные составы для лечения несварения, «жара» желчи, инфекционных болезней, болезней желудка и тонкой кишки, вызванных Ветром и Слизью. Помет грифа вызывает тепло, разрушает опухоли, сгоняет отеки. Куриный и мышиный помет вытягивает гной. Голубиный – превращает опухоли в гной и выводит из организма. Коровья моча удаляет излишки жидкости и застарелый жар.

Кроме того, в практике тибетской медицины использовались перья и шерсть животных.

 

«Перья павлина обезвреживают яды, удаляют гной из легких. Перья гуся устраняют препятствия для мочеиспускания. Перья совы излечивают дму-чху [группа болезней, характеризующаяся нарушением вывода жидкости из тканей организма].

Шерсть белки-летяги вытягивает болезни матки. Шерсть барана голубого излечивает болезни ядов. Шерсть вокруг мочеточника козла подавляет язву лхог-па [сибирская язва]».

 

Бурятские ламы также применяли в лечебных целях мясо хорька, солонгоя, кости тигра, которые иногда заменяли когтями солонгоя, мясо и перья сороки, почки рыси, пепел головы сурка, мясо полевки, кровь быка, козы, галки и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.004 с.)