Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слабоволие и безволие – Внутренняя слабость человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Взрослым: безволие, вопреки сложившемуся мнению, является тягчайшим грехом, так как оно представляет собой медленное самоубийство души. Естественный отбор на человеческой ступени эволюции происходит именно по шкале воля-безволие, где воля формирует качественную основу чувств, включая положительные. Угасание жизнестойкости души происходит через ослабление скоординированной и напряженной работы разных групп центров возбуждаемых желанием-импульсом. Разбалансировка аппарата воли, вызванная его неприменением, приводит к невозможности полноценного понижения вибраций от мысли до действия. Слабоволие ведет к недополучению результатов труда, претворяющихся в ценный опыт, который насыщает сознание и, отлагаясь в нем, формирует новый цикл развития. Это заканчивается общей потерей сил по преодолению инертной или хаотичной среды обитания, которая легко захлестывает сознание и способствует длительному процессу его угасания и разложения. Желание многих людей выгородить себя и оправдать свои слабости, боязнь напряженного труда и преодоления самих себя, привело к занижению значимости воли и волевых качеств в формировании так называемого нравственного стержня. Часто наличие нравственных качеств ставится выше и впереди волевых, при этом обходится вниманием тот факт, что нравственные качества без наличия развитой воли (силы духа) имеют невысокое качество. Народная мудрость "в тихом омуте черти водятся" довольно точно характеризует цену "нравственности" слабого, безвольного человека. Беседа о слабоволии требует некоторого такта, чтобы и не создать комплекс неполноценности у ребенка, и не навредить его вере в себя. Сила воли ребенка явно уступает воле взрослого по причине несформированного интеллекта, и равнение в этом смысле на взрослых неуместно и вредно.
Когда у человека внутри мало сил и терпения, чтобы делать что-то трудное, то говорят, что у него слабая воля, и его называют слабовольным. А когда у человека почти нет воли, его называют безвольным. ° Некоторые признаки слабоволия. Если воли (внутренней силы) в человеке мало, то человеку трудно заставить себя работать, учиться или делать трудное, человек не может без принуждения и требований (самостоятельно) организовать свой труд. Без воли всякая работа, даже легкая и приятная, вскоре покажется трудной и утомительной, поэтому человек часто будет делать ее долго, бросать, не доводя до конца. ° Частая причина слабоволия – отсутствие сильного, осознанного, продуманного желания. Дополнительно: силу воли, как и простую силу, можно растить постепенно, начиная с малой нагрузки и малых дел. Сверхзадачи и сверхтребования приведут лишь к срывам, отчаянию и разрушению веры в себя. Лучшее упражнение – развитие терпения и сосредоточенности в разных занятиях (особенно полезно отсутствие в занятиях своекорыстных мотивов). Медведь-шатун Время от времени некоторые медведи теряют свою волю, и тогда их называют шатунами, потому что они одиноко и бестолково шатаются по лесу и боятся даже самым легким делом заняться. Вот и у того Медведя, о котором вы сейчас узнаете, тоже совсем неожиданно где-то потерялась воля. То ли он ее на пне оставил, то ли выронил ее где-то по дороге, а может быть, и вовсе проспал он ее во время зимней спячки. В общем, оказался Медведь этот совсем без воли и стал шатуном. – Ну и что тут особенного, что воля потерялась, я и без воли прекрасно прожить смогу, – хвастливо заявлял шатун своим собратьям-медведям. И действительно, поначалу вроде бы ничего особенного не произошло. Медведь с виду остался самым обыкновенным и ничуть не изменился. Но вот наступило лето, все медведи стали подыматься за ягодами в горы. Медведь-шатун, как и все остальные, тоже полез, но как только чуть-чуть устал, сразу же обратно спустился и решил в горы не лезть, а просто так в лесу пошататься без дела. Все медведи своей волей преодолевают трудную дорогу в горы, а безвольному шатуну это не под силу. Вернулись медведи с гор сытые, упитанные и тут же стали по деревьям карабкаться, да мед диких пчел искать и собирать. Медведь-шатун тоже, как и все, за медом отправился, но как только услышал жужжание пчел, вспомнил об опасностях и неприятностях и не нашел в себе ни сил, ни воли продолжать начатое дело. Бросил он мед искать и опять стал от нечего делать шататься по лесу. Подкрепившись медом, стали все медведи в реке рыбу ловить, а шатуну опять воли не хватает. Не может заставить он себя в холодную воду зайти, чтобы рыбы нахватать. Всю осень до самой зимы медведи охотились, а у шатуна половина добычи убегала. Не было у него воли, чтобы заставить себя охотиться долго. Станет он добычу догонять, чуть выдохнется и тут же скорее садится передохнуть. Вот уже зима на носу, располневшие, сытые медведи берлоги себе ищут и обустраивают, а Медведю и это дело трудным кажется. До самого первого снега шатался Медведь по лесу. Не известно, как перезимовал Медведь зиму. Где он спал? Что ел? Никто этого так и не узнал. Где его воля тоже не было известно, пока в лесу не объявилась одна удивительно работящая Мышь, которая неизвестно откуда находила в себе силы работать, как целых сто мышей. К зиме она построила себе под землей огромную нору размером с берлогу и натаскала туда столько зерен, что даже медведю на целую зиму хватило бы. – И откуда у нее столько воли, чтобы заставить себя так долго и много, не переставая, работать, – думали да гадали остальные мыши. Да так и не могли они узнать, в чем секрет самой обыкновенной маленькой Мышки.
[? ] – В чем секрет маленькой Мыши, которая так много могла работать? – Каким бывает человек со слабой волей? (Не может работать, боится трудностей, ленится) – Может ли волю заменить ум или большая доброта? (Нет) Много или мало – Надоело учиться, – сказал Петя маме, придя из школы в плохом настроении. Он скинул свой ранец на пол и грустный сел на диван. – Что-нибудь в школе случилось? – спросила Петю мама. – Каждый день одно и то же. Эти цифры и буквы уже в глазах мерещатся. Скоро уже по ночам сниться будут. – Неужели так трудно учиться? – Сегодня опять не погуляю, – сказал Петя чуть не плача. – Опять кучу домашних заданий задали, до ночи придется сидеть. Только Петя пообедал и сел за математику, как раздался звонок в дверь. Это пришел Леша, Петин одноклассник, и стал спрашивать, выйдет ли Петя гулять. – Нет, – говорит мама, – ему сегодня много домашнего задания задали. – Как это много, – удивился Леша, – нам сегодня мало задали, я уже все уроки сделал. – Тебе, может быть, и мало задали, а вот Пете, наверное, ваша учительница всегда много задает. Леша ушел, а через полчаса опять кто-то в дверь позвонил. Пришли Ростик и Андрей, тоже одноклассники Пети. – А можно к Пете в гости? – спросили они Петину маму. – Нет, нельзя, Пете сегодня много уроков на дом задали, он еще не все сделал. – Как это много, – ребята удивленно переглянулись между собой, – наоборот, нам мало задали, мы уже давным-давно все сделали. – Вот странно, как это мало, – сказал Петя выйдя из комнаты в коридор, – почему это вам мало учительница наша задает, а мне каждый раз помногу? – А может быть, ты что-то напутал в классе и неправильно записал домашнее задание? Ребята втроем стали проверять Петин дневник, и оказалось, что Петя все записал правильно, и ему задали ровно столько, сколько и всем остальным. Когда ребята ушли, Петя почесал затылок и задумчиво произнес: – Вот непонятная задачка получается, ничего не понимаю. Как это они все уже успели сделать, а я до ночи с уроками мучаюсь. – Зато мне все стало ясно и понятно, – сказала мама. – Твои друзья собрали всю свою волю, сели за уроки и, не отвлекаясь на всякую ерунду, быстро их сделали. Поэтому и кажется им, что мало на дом задают. А ты то подскакиваешь, то машинку под столом катаешь, то отдых через каждые пять минут, вот и дотягиваешь уроки до самой ночи. – А у меня так не получается, – сказал Петя, – я не могу делать уроки, не отвлекаясь и не вставая из-за стола. – Это потому, что у тебя воля слабая и нетренированная, только на всякую чепуху и игры ее хватает, а вот на учебу или что-то трудное ее у тебя мало. – Как это нетренированная, ее что, тренировать можно? – удивился Петя. – Конечно, волю тренируют, так же, как и мышцы на руках и ногах, но только потихоньку и понемногу, – ответила мама. – На что-то очень трудное у тебя воли сразу не хватит. Нужно по чуть-чуть каждый день заставлять себя делать все более и более трудные дела. Например, тебе задали три задачи, а ты взял и четвертую решил. – Так это же трудно, я тогда еще дольше уроки буду делать, – сказал Петя. – Но для начала ты можешь, делая уроки, постараться совсем не брать в руки игрушек, а уже потом, как в школе, целый урок выучить не вставая и без отдыха. После разговора с мамой Петя занялся тренировкой своей воли. Совсем не легким делом было от приятного отказываться и трудное делать. Тяжело Пете было поначалу, но вскоре ему стало казаться, что домашнего задания задают все меньше и меньше. Теперь уже Петя никогда не говорил, что ему много уроков задают, ведь он знал, что если кажется, что уроков много задают, то это значит, что воли в человеке мало.
[? ] – Почему Петя считал, что учительница задает много домашнего задания? – Можно ли тренировать волю и как это делается? (Постепенно делая что-то трудное и отказываясь от приятного) – От чего часто зависит, много или мало вам задают уроков на дом? – От чего одна и та же работа одному человеку кажется тяжелой и трудной, а другому не трудной и даже легкой? (От количества воли в человеке). ВОЛЯ, СЛУЖАЩАЯ ДОБРУ И ЗЛУ, ВОЗВЫШЕННОМУ И НИЗМЕННОМУ *
Взрослым: хотелось бы немного прояснить вопрос о "низшем" и "высшем" качестве воли. Можно легко заметить, что человек, двигающий горы во имя личного, часто при всем желании оказывается не готов к длительному и бескорыстному труду на общее благо, хотя и хорошо видит его привлекательность и величие. Это происходит в силу того, что, аппарат воли, без определенных развитых центров, не готов подчиняться и слаженно работать под началом духовного естества. К этому следует прибавить влияние низшей природы, вскармливаемой и укрепляемой долгие годы, которая дезорганизует работу "духовных центров". Бесславный конец многих возвышенных желаний и побуждений берет начало в детстве, когда взрослые, являя собой пример или рекламируя жизнь во имя личных эгоистичных интересов, сами того не желая, направляют ребенка на развитие низшего естества. Так с детства возникает серьезная диспропорция между волей "низшей" и "высшей" Чтобы благие и прекрасные начинания не повисали в воздухе, а претворялись в опыт, питающий сознание, нужно всячески стимулировать возвышенные желания и в этом направлении закалять волю.
° Какие желания, такая и воля. Воля послушно служит желаниям человека Хорошей или плохой ее делает человек. á Одну и ту же силу рук можно использовать, чтобы обидеть другого человека или, наоборот, помочь ему и защитить. ° Воля, служащая личному благу, и воля, служащая общему благу... ° Необходимо упражнять волю в добрых делах, тогда доброе начало в человеке становится сильнее... ° Как останавливать плохую волю и не давать ей действовать.. Чтобы не наделать с помощью воли плохих дел, нужно специально ослаблять плохие и безобразные желания и не давать им расти. Вначале надо учиться уменьшать свой интерес ко всему плохому (не отвечать на плохое всем сердцем), для того чтобы плохие желания не успели напитаться силой сердца (собранная и слаженная реакция всего естества, откликающегося на безобразие). Если же плохое некрасивое желание все же возникло, нужно поскорее выбросить его из головы, постараться о нем забыть. Если забыть его не удается, то нужно не дать ему расти: стараться его не продумывать (или думать об обратном, о том, что может разрушить желание), чтобы оно не обрастало и не увеличивалось мыслями. Как Жираф сам себя наказал Вы и представить себе не можете, как много и усердно мог трудиться Жираф для самого себя. Для получения удовольствия он мог часами, не переставая, вытягивать шею и срывать верхние веточки с деревьев с самой сочной и чистой листвой. Что из этого вышло, вы все, конечно же, знаете. У него вытянулась длинная шея, которой Жираф очень любил похвастаться. Гордо выставляя ее всем напоказ, Жираф всюду ходил важно, с высоко поднятой головой и смотрел на всех сверху вниз. Он был уверен в том, что с такой шеей нигде не пропадет и всегда сможет достать еду там, где другим будет не под силу. Если говорить честно, то Жираф имел сильную волю и был трудолюбив. Но умел работать он помногу и без отдыха лишь тогда, когда знал, что за свой труд получит выгоду и вознаграждение. Но просто так, от чистого сердца, Жираф работать не хотел и не мог. Как только Жираф слышал просьбу или предложение сделать доброе дело бесплатно, желание работать у него сразу же пропадало, воля куда-то улетучивалась, и трудолюбивый Жираф вдруг оказывался лентяем. Даже просто помочь наклонить веточку какому-нибудь голодному зверьку ему казалось трудным делом. А когда один раз Еж попросил жирафа сорвать высоко растущее яблоко, он услышал грубый ответ: – У тебя у самого шея есть, вот и тяни ее, как я. А не можешь, тогда собирай гнилые яблоки прямо с земли или ешь пыльную траву. В общем, Жираф мало кому нравился. Да и как может нравиться тот, кто умеет работать лишь для самого себя, а для других пальцем боится пошевелить. Но Жирафа это отношение к нему зверей не интересовало. Желая жить еще лучше и ища себе самых вкусных листьев, он продолжал трудиться изо всех сил и благодаря своей развитой воле мог подолгу, не уставая, тянуть свою шею. И вдруг однажды в вытянутой шее Жирафа что-то хрустнуло, она, согнувшись, оказалась на земле. Никак Жирафу не удавалось поднять голову с земли и распрямить свою слишком длинную шею. После этого несчастья он мог ходить только задом наперед и есть одну лишь пыльную траву, потому что его шея и голова волочилась за ним по земле, словно толстый хвост. – Кто же это так наказал Жирафа, кто свернул ему шею? – думали и гадали все вокруг. А кто-то даже тихонько злорадствовал и про себя думал: – Так ему и надо. Так бы и жил Жираф, влача за собой свою голову, если бы не один случай. Однажды разбушевалась гроза. Невиданной силы ливень обрушился с неба, и вскоре повсюду на земле появились широкие потоки грязной дождевой воды. Вода все прибывала и прибывала, а ливень все не переставал. Звери, почуяв беду, стали спасаться. Ища возвышенных сухих мест, они все разбежались кто куда. И только один Жираф совсем не знал, куда ему идти, потому что не мог поднять голову из травы. Задом наперед он метался в разные стороны, но куда бы он ни пошел, кругом оказывалась вода, которая постепенно стала затоплять всю землю. Вскоре рот Жирафа оказался в воде, дышать носом ему было все труднее и труднее, он стал захлебываться. Кругом не было никого, кто мог бы ему помочь. – Так мне и надо, – с горечью думал Жираф, – Я сам виноват, что мне не помогли. Я тоже не помогал и всегда старался работать лишь для себя самого... И вдруг под своей шеей Жираф почувствовал что–то колючее, Это был Ежик. Он изо всех сил старался приподнять голову Жирафа над водой, пытался спасти его, но у него ничего не получалось. И тут совсем нечаянно Еж уколол Жирафа своими иголками. Тот вскрикнул от боли, дернул шеей, и в ней опять что–то хрустнуло. После этого Жираф с легкостью поднял свою голову и от радости даже подпрыгнул. Теперь он, как и раньше, мог запросто двигать и тянуть свою шею. Внизу под собой он увидел Ежика, который, стоя наполовину в грязной воде, тоже прыгал и радовался вместе с ним. Неожиданно что-то потеплело в груди у Жирафа, что-то проснулось в его сердце. Несмотря на то, что Ежик был очень колючий он посадил его к себе на шею, и они вместе отправились искать безопасное место. После того несчастного случая и пережитой опасности Жираф стал совсем другим. Теперь во время сильных дождей он не прячется, как все остальные, а ходит по воде и помогает всем, кто попал в беду. Словно кран, Жираф достает из воды тонущих зверьков и ловко подсаживает их высоко на деревья. А не бояться трудностей, храбро переносить дождь, ветер и страшные грозы ему помогает его сильная воля, которая изменилась и стала доброй и красивой. – Как невероятно быстро он изменился и стал добрым, – удивлялись звери, – неужели с Жирафом произошло какое-то чудо? Но Жираф знал, что никакого чуда не произошло. Просто, оказавшись в беде, он многому научился и понял красоту добра. А еще ему очень понравилось помогать другим. Спасая других, он получал огромное удовлетворение, особую радость и чувствовал себя по-настоящему счастливым.
[? ] – Кто наказал Жирафа, из-за чего он свернул шею? (Он сам из-за своего эгоизма и низшей сильной воли, которая служила его низким, эгоистичным желаниям). – Благодаря чему Жираф так быстро изменился? (В беде, лишениях и испытаниях учатся лучше и быстрее, чем в радости, достатке и спокойствии) – Что помогало Жирафу работать во время грозы и дождя? (Его сильная воля, которая служила добрым возвышенным желаниям) – Что делает волю доброй или злой, низкой или возвышенной'' (Желания). – Какие качества вы заметили у Жирафа в начале сказки? (Жадность, высокомерие, самоуверенность, хвастовство, грубость, безжалостность, корысть, эгоизм и эгоистичное трудолюбие). – Какие качества вы заметили у Жирафа в конце сказки? (Самоотверженность, смелость, стойкость, бескорыстие, чувство ответственности за жизнь других). – Похоже на правду то, что, помогая попавшим в беду, Жираф получал больше удовлетворения, радости и счастья, чем когда работал лишь для самого себя? – Почему люди чаще работают для себя и за вознаграждение? (Низшую радость легче получить, чем высшую, спуск легче подъема, и люди часто ищут легкого). [По сравнению с радостью высшего естества радость низшего естества иного качества, скоротечна, быстро пресыщает и обязательно сменяется равными по силе спадом настроения и подавленностью].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.009 с.) |