ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ – БЛАГОРОДСТВО ДУШИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ – БЛАГОРОДСТВО ДУШИ



Благодарность и признательность –это когда че­ловек помнит все хорошее и доброе, сделанное ему, и хочет в ответ как-нибудь отблагодарить человека. Благодарный и признательный чело­век, получив хорошее и приятное, ищет случая и возможности вернуть человеку тоже что-то при­ятное и хорошее.

Если вам кто-то сделал хорошее и у вас возник­ло сильное желание и долгое чувство сделать в ответ тоже что-то приятное и хорошее, то это чувство называется благодарностью или призна­тельностью.

á[?] Вы подолгу помните добрые дела и хоро­шие поступки другого? Чувствуете ли вы в себе желание ответить доброму человеку тоже каким-нибудь добром? Вам понравится, если вы челове­ку сделали доброе дело, а он оказался неблаго­дарным и вскоре все позабыл? Кому приятнее де­лать добро: человеку благодарному и признатель­ному или неблагодарному?

Подарок Деду Морозу

Жили по соседству две подружки, Катя и Наташа. И вот, после Нового года, Наташа очень сильно обиделась на Деда Мороза за то, что он Кате подарил сразу два подарка: красивую куклу и мягкого белого медвежонка, а ей всего лишь один.

– Не обижайся на него, пожалуйста, – сказала Катя, – он хороший. А два по­дарка он мне подарил только из-за того, что я ему тоже подарок сделала.

– Как это? – удивилась Наташа. – Ты сделала подарок Деду Морозу?

– Да, ему тоже, наверное, хочется по­дарка. Ведь так нечестно и несправед­ливо получается, что я все время от него подарки получаю, а в ответ ничего не дарю. Я ему письмо написала и своего рыжего медвежонка подарила, а он мне взамен точно такого же, но только бело­го под елкой оставил, вот и получилось у меня два подарка.

– А что ты Деду Морозу в письме на­писала? – спросила Наташа

– Подожди. Я сейчас черновик свое­го письма достану и прочитаю, – сказала Катя и достала из стола какую-то тетрад­ку. Раскрыв ее, она стала медленно чи­тать вслух.

"Здравствуй, мой любимый Дедушка Мороз!

Большое спасибо тебе за подаренные год назад коньки. Мне стыдно от тебя все время получать подарки, а в ответ ниче­го не дарить, это нечестно и некрасиво.

Я тоже решила сделать тебе какой-ни­будь подарок, но не знаю, что тебе нра­вится. Я очень долго думала. А потом ре­шила что будет честно подарить тебе самую любимую и самую лучшую свою игрушку. Она мне нравится больше всех остальных. Это мой рыжий плюшевый медвежонок Топтыжка. Он очень теплый, пушистый, и мне с ним очень нравится засыпать. Может быть, и тебе станет с ним чуточку теплее. Я его оставлю в но­вогоднюю ночь под елкой в нашем дво­ре, а когда ты будешь разносить детям подарки, то не забудь взять его себе. А мне подарок не неси. Я совсем не оби­жусь. Лучше отдай мой подарок какому-нибудь малышу, а то у меня и так уже много твоих подарков.

До свидания, Дедушка. Смотри, не простудись и не заболей, как я, а то все дети целый год тебя ждут".

Дослушала Катя Наташино письмо и поняла, что Дед Мороз поступил совер­шенно правильно, что подарил сразу два подарка. А еще она про себя подумала, что будь она Снегурочкой, обязательно подарила бы Наташе еще что-нибудь.

 

[?] – Была ли Катя благодарной и признательной девочкой, почему? (Она хотела отблагодарить Деда Мороза и сделала ему ответный подарок).

– Был ли благодарным и признательным Дед Мо­роз? (Он ответил на благодарный поступок Кати).

– Почему Наташе захотелось стать Снегурочкой и подарить еще два подарка Кате? (Чувство благодар­ности и признательности очень нравится всем людям).

– В чем выражается чувство благодарности и при­знательности? (Получив доброту, заботу и что-то хо­рошее, человек чувствует желание вернуть и ответить другому тем же, отблагодарить в ответ).

– Если бы вы были Дедом Морозом, вы подарили бы Кате лишнюю игрушку?

– Как вы считаете, у кого сильнее чувство призна­тельности: у Наташи или у вас?

Малыш

За маленьким дельфиненком гналась огромная акула. Она успела поранить

Малышу хвост своими острыми зубами, и теперь за ним оставался в воде крова­вый след. Силы дельфина были на исхо­де. Оставалась единственная надежда спастись от зубов акулы на мелководье, спрятавшись за прибрежными камнями. Из последних сил Малыш добрался по­чти до самого берега, и вдруг неожидан­но его подхватила большая волна и выб­росила на каменистый берег, прямо под палящие лучи солнца.

Рядом никого не было. Напрасно обессилевший Малыш пытался вернуть­ся в море. Он беспомощно бил ранен­ным хвостом по камням, но приблизить­ся к воде у него не получалось. Вскоре его глаза стали закрываться и ему пока­залось, что жизнь собирается покинуть его тело. Вдруг сквозь шум волн он ус­лышал лай. Открыв глаза, он понял, что жить ему осталось недолго. К нему бе­жала стая голодных собак, Малыш при­готовился к мучительной смерти. Вдруг совсем рядом над собой он услышал громкий и грозный окрик:

– А ну-ка, убирайтесь отсюда, пока я вас камнем не пришиб!

Малыш увидел над собой человека. Он стоял рядом и, размахивая палкой, от­гонял зло рычащих собак. Прогнав собак, человек склонился над дельфином.

– Кто ж тебя так, Малыш? – спросил человек, разглядывая разорванный хвост и поцарапанную спину. – Такому тебе нельзя возвращаться в море, давай я тебя сперва подлечу.

Человек взял дельфиненка на руки и понес его вдоль берега к небольшому до­му, рядом с которым на берегу лежала старая рыбацкая лодка. Человек положил дельфиненка на ее дно, а сам ведром быстро наполнил лодку морской водой.

– Поживи, Малыш, пока в моей лод­ке, – ласково сказал человек. – Здесь у тебя не будет врагов. А я, пока лодка за­нята, попробую с берега рыбу ловить.

Так Малыш стал жить в лодке. Он слы­шал шум волн, крики чаек и сильно тос­ковал по своему родному просторному морю. Каждый день его проведывал че­ловек. Он приносил Малышу только что пойманных рыбешек и какой-то мазью мазал царапины на спине. Через некото­рое время Малыш стал узнавать челове­ка по голосу и даже научился откликать­ся на свое имя. Стоило человеку позвать его: "Малыш, Малыш", как дельфиненок тут же выныривал из воды, клал голову на край лодки и внимательно высматри­вал, сколько сегодня рыбы ему принес человек.

– Эх, были бы у тебя лапы, Малыш, я тебя вместо собаки взял бы, – любил шу­тить человек, – уж слишком ты толковый и умный.

Потихоньку Малыш выздоравливал и набирался сил. Хвост его совсем зажил, и только на спине остались длинные бе­лые шрамы от глубоких царапин. И вот однажды человек, накормив Малыша, взял его в руки, зашел с ним в море и, положив его в воду, сказал:

– Плыви, Малыш, к своим дельфинам и не попадайся больше ни в чьи зубы.

Опять оказаться в родном и любимом море было для Малыша настоящим сча­стьем. Он издавал громкие крики радос­ти, шлепал по воде хвостом и высоко вып­рыгивал из воды.

Вскоре они расстались: человек по­шел к себе домой, а Малыш уплыл в море. С того дня прошло много лет. Че­ловек немного постарел, отпустил усы и бороду, но, как и раньше, каждое утро он уплывал на своей рыбацкой лодке в море ловить рыбу.

Но вот однажды во время рыбалки, большая волна неожиданно опрокинула его лодку, и человек оказался в море, он поплыл к берегу, а когда до него ос­тавалось плыть совсем немного, спра­ва от себя человек увидел акул. Их большие плавники торчали из воды, и акулы, рассекая воду, быстро прибли­жались. Спасаться было уже поздно. Было и так ясно, что акулы настигнут, и уплыть от них не удастся.

Смерть стремительно приближа­лась к человеку. Чья-то темная и боль­шая спина проплыла у него под нога­ми и всплыла. На ней были видны зна­комые человеку былые полосы шра­мов, оставшихся от ран. Да, это был Малыш, который успел вырасти и пре­вратиться во взрослого дельфина. Кто бы мог подумать, что он окажется ря­дом в такую опасную минуту. Человек, не долго думая, обнял Малыша, и тот на своей спине повез его к берегу. Аку­лы не отставали. Они плыли следом, и их страшные плавники понемногу при­ближались. И все же акулы не догнали и человек успел выбраться на берег. Когда он оглянулся, то Малыша уже не было.

– Малыш, Малыш, – стал кричать человек. – Где ты, отзовись.

Но Малыш не отзывался. Вместо него ответило море набежавшими вол­нами, красными от крови. В тот день еще долго человек стоял на берегу. Он с надеждой вглядывался в море, но из его глаз то и дело катились слезы.

Не удивляйтесь тому, что Малыш нашел человека. Дельфины чувствуют мысли людей, находящихся в опасно­сти, и очень часто приплывают на по­мощь даже к незнакомым людям. Из­вестно немало случаев, когда дельфи­ны подставляли свои спины и спасали тонущих людей.

 

[?] – Правильно ли поступил Малыш, что спас че­ловека от акул и заплатил за это своей жизнью?

– Почему он это сделал?

– Какие качества вы заметили у Малыша? (При­знательность, самопожертвование, преданность).

– Вы хотели бы, чтобы у вашего друга было чув­ство благодарности и признательности?

БЕСКОРЫСТИЕ И КОРЫСТОЛЮБИЕ

 

Корыстолюбие – это желание получить какую-нибудь выгоду, пользу и вознаграждение. Коры­столюбивый (корыстный) человек все старается (хочет) делать лишь за вознаграждение (подарок, плату). Делая что-то (даже оказывая помощь), корыстный человек думает о собственной выго­де, стремится к наживе, к получению пользы, ищет возможности обогатиться.

Бескорыстие – когда человек, делая что-то, не думает о деньгах, вещах и разной выгоде для себя. Бескорыстный человек помогает и делает хорошее другим просто так (от чистого сердца) и не требует (для себя) ничего взамен. Про тако­го человека говорят, что у него щедрая (не жад­ная, любящая делиться) душа и он помогает дру­гим бескорыстно, не думая о вознаграждении.

 

°† В основе большинства некрасивых действий и преступле­ний, лежит корыстолюбие и стремление к личной выгоде, к наживе и обогащению...

Мальчик по прозвищу Взамен

Во дворе было много детей, они иг­рали дружно и весело. Только один маль­чик, которого звали Игорь, играл сам по себе, в стороне от других. А почему так происходило, вы сейчас узнаете.

Игорь отличался от других детей тем, что ничего не любил делать просто так, от чистого сердца. Если он и делал кому-нибудь что-то хорошее, то за это всегда требовал взамен какой-нибудь игрушки, конфеты или еще чего-нибудь приятного для себя.

Один раз Игорь и его приятель Толик, гуляя между гаражами, заметили, как на маленького котенка накинулась собака. Котенок был совсем маленький и не мог никуда убежать, он только поднял дыбом шерсть и прижался к воротам гаража. А собака рычала и свирепо набрасывалась на беззащитного малыша. Толик, увидев это, крикнул Игорю:

– Давай возьмем камень или палку и прогоним эту собаку.

– А что мне за это будет? – спросил Игорь. – Вот если бы мне за это кто-ни­будь из взрослых дал деньги на мороже­ное, тогда бы я согласился помочь ко­тенку. А просто так не собираюсь, сам помогай.

Побежал Толик сам выручать котен­ка, по дороге схватил палку и прогнал злую собаку. А сам и думает:

– Нет, лучше с Игорем поменьше иг­рать. Ведь случись что, он никого не ста­нет выручать из беды и не поможет, пока что-нибудь не получит взамен. Лучше, действительно, поискать себе другого друга, – решил Толик. И не захотел боль­ше общаться с Игорем.

Как-то в другой раз Игорь полез с Же­ней и Федей на яблоню за красными соч­ными яблоками. Залезли они высоко, по­тому что у самой земли яблок не оста­лось. И вдруг под ногой Жени хрустнула и обломилась ветка. Женя повис на де­реве и никак не мог ногами нащупать дру­гую ветку.

– Игорь, помоги, пожалуйста, а то я сейчас упаду вниз! – воскликнул Женя.

– А что мне потом за это будет? – спросил Игорь, – что я за это получу от тебя взамен?

Тут успел помочь Федя. Он молча вставил одну ногу Жени в дупло, а дру­гую поставил на сучок обломанной вет­ки. Когда перепуганный Женя благополучно слез с дерева, он подумал и ре­шил, что лучше дружить и играть с Фе­дей. А то ведь, случись что, Игорь даже руку не захочет протянуть и не станет помогать, пока что-нибудь не получит взамен.

Купили Игорю родители настоящий кожаный футбольный мяч. Вышел он с ним играть во двор. Все дети, кроме То­лика, Жени и Феди, к нему радостно под­бежали и стали его упрашивать поиграть в футбол. А Игорь им в ответ: – А что я получу за это взамен?

Стало ясно, что Игорь везде и во всем ищет пользу и выгоду для себя и за свое любое действие и поступок хочет всегда что–то получить взамен. С тех пор дети так и прозвали его Мальчик Взамен. Как–то само собой на ум пришло это необыч­ное прозвище.

 

[?] – Вам понравился мальчик по прозвищу Взамен?

– А какое качество у него было, которое так не нра­вилось вам и другим детям?

– Что Мальчик Взамен любит больше: своих при­ятелей, животных или деньги, вещи и разную другую выгоду?

– Вы захотели бы дружить с корыстным человеком?

– Вы встречали в своей жизни корыстных людей, которые делают хорошее лишь тогда, когда знают, что взамен получат выгоду и вознаграждение для себя?

Волшебный цветочек

В одной деревне в большом доме у самого леса жила со своими родителя­ми девочка Света. Вроде бы самая обык­новенная и даже хорошая и красивая. Но на самом деле отличалась она от осталь­ных ребят тем, что ничего не любила де­лать просто так. Если учила уроки, то только за конфету или шоколадку, помо­гала по дому только за какую-нибудь ма­ленькую игрушку. В школе она также дру­жила с детьми за что-то полезное и нуж­ное для себя. Школа, где училась Света, находилась в другой деревне. А идти к ней нужно было по очень узенькой лес­ной тропинке.

В один самый радостный в году осен­ний день Света, как обычно, возвраща­лась из школы по хорошо знакомой лес­ной тропинке. Она очень спешила домой. Ведь сегодня был ее День рождения, и дома ее ждал большой торт и множество разных подарков.

Но в лесу было так много желтых опавших листьев, что шелестящий ковер из листьев полностью закрыл протоптан­ную тропинку. Света совсем и не заме­тила, что сбилась с пути и заблудилась. Но пока она еще ничего об этом не знала и радостно шла домой.

Среди листьев Света вдруг заметила на земле маленький фиолетовый цвето­чек. Она наклонилась и сорвала его. Нео­жиданно весь лес наполнился человечес­кими голосами. Света стала оглядывать­ся вокруг себя, но никого из людей не было видно. "Вот чудо-то какое", – поду­мала Света, – "а говорят, что чудеса толь­ко в сказках бывают". И тут она поняла, что случилось. Ведь она стала понимать язык всех лесных зверей и песни всех птиц. "Вот здорово", – подумала Света и радостно вприпрыжку побежала дальше.

Но вскоре она услышала очень тихий плач малыша. "Кто это может быть?" – подумала Света и пошла в ту сторону, от­куда слышался плач. Под кустом совсем по-человечески плакал Зайчонок, он дро­жал от страха и холода и жалобно звал свою потерявшуюся маму. Света захоте­ла помочь Зайчонку и взяла его на руки, чтобы успокоить, и найти ему маму. Но тут она вспомнила, что дома ее давно ждет праздничный торт и подарки. И тог­да она положила Зайчонка обратно под куст и, закрыв уши, чтоб не слышать плач Зайчонка, быстро зашагала домой.

Через некоторое время Света вновь открыла уши и сразу же услышала рядом особой крики о помощи. Она посмотре­ла в сторону, откуда раздавались крики, и увидела Медвежонка, застрявшего меж­ду толстыми ветвями дерева.

– Помоги мне, пожалуйста, девочка, – попросил Медвежонок Свету. – Я здесь застрял утром, когда спускался с дерева и очень проголодался за целый день и хочу скорее домой к маме.

Хотела было Света помочь Медвежон­ку, но тут вспомнила про свой День рож­дения, повернулась и побежала домой, к своему праздничному торту и подаркам. Бежит, бежит, а лес все не кончается, и тут поняла она, что заблудилась и опоз­дала на праздник. Села Света под дере­вом и стала громко плакать и звать на помощь. Вдруг рядом с ней зашевели­лась ветка куста. Повернулась Света и увидела рядом с собою большого черно­го Ворона. Каркнул громко Ворон и стал говорить человеческим голосом.

– Видел я все сверху, девочка, – ска­зал Ворон. – Видел, как ты бросила в бе­де Зайчонка и Медвежонка. Знаю, что ты заблудилась. Хотел я помочь тебе найти дорогу домой, да времени нет, надо сна­чала лететь искать Зайчиху и Медведи­цу, чтобы помочь малышам, которых ты бросила в беде.

Взмахнул Ворон крыльями и улетел, а Света опять осталась под деревом одна. Вот уже и вечер наступил, и тем­неть стало, и холодом подуло. Долго Све­та звала в лесу Ворона, но тот все не при­летал. И только когда в лесу стало со­всем темно, черный Ворон вернулся и помог ей найти дорогу домой. "Спасибо тебе, Ворон, что помог мне", – сказала девочка. А Ворон в ответ: "Кар, кар". Тут только спохватилась девочка и поняла, что волшебный цветочек забыла в лесу под деревом, когда плакала. Конечно, Света опоздала на свой День рождения, но зато с этого дня она поняла на всю жизнь, как хорошо думать о других и как плохо и некрасиво думать только о себе.

 

[?] – Почему Света не помогла зверям? (Ей важнее было поскорее получить подарки и съесть празднич­ный торт).

– Помогла бы Света Зайчонку и Медвежонку, если они предложили бы ей за помощь подарки?

– Каким можно назвать человека, который пре­выше добра, помощи и сострадания к тем, кто попал в беду, ценит подарки, удовольствия и прочие выго­ды для себя? (Своекорыстным, корыстолюбивым, ал­чным).

– Какие еще качества вы увидели в Свете? (Эгоизм, бессердечие, отсутствие сострадания).

О ЩЕДРОСТИ И ЖАДНОСТИ

Щедрость(антоним жадности) – это когда че­ловек любит делиться, с удовольствием делает подарки, легко отдает свое, не жадничает.

 

°†Щедрая раздача душевного тепла. Щедрость на ласку, заботу, внимательность...

°†Щедрость и широта души. Щедро прощать, раздавать, помогать...

 

Два брата

(по мотивам вьетнамской сказки)

У двух взрослых братьев умер отец. Младший брат пошел его хоронить, а стар­ший решил остаться дома. Он собрал все вещи в доме и спрятал их. Вернулся млад­ший брат после похорон домой, видит, а в доме ничего нет.

– Скажи мне, старший брат, куда де­вались все вещи.

Не знал старший брат, что же сказать, подумал и решил соврать:

– Пока тебя не было дома, к нам вор­вались грабители и утащили из нашего дома все вещи.

Младший брат поверил старшему, а старший брат еще больше осмелел, на­брался наглости и говорит:

– Теперь у нас нет отца, но он нам оставил свой дом. Я старше тебя, и у меня есть жена, поэтому я должен остать­ся жить в этом доме. А ты еще молодой, жены у тебя нет, ты можешь где-нибудь в другом месте пожить.

Так старший брат забрал себе дом с фруктовым садом, всех коров и лошадей, а младшему оставил кошку с собакой, плуг, да маленький участок земли в при­дачу, который был очень далеко от де­ревни, рядом с высокой горой.

И в этот раз промолчал младший брат и не стал возражать старшему. Взял он с собой кошку с собакой, взвалил на плечи плуг и отправился на свой далекий надел земли, чтобы вспахать его и засеять. При­дя на огород, долго он не знал, как же вспахать землю, и решил вместо лошади запрячь в плуг кошку с собакой. Запряг он их и велел тянуть плуг. Собака громко лает, кошка мяукает, тянут изо всех сил, а тяжелый плуг как стоял на месте, так и стоит...

Увидела высокая гора, что младший брат хочет вспахать землю с помощью кошки и собаки, и стало ей смешно. Рас­хохоталась гора так сильно, что от смеха широко раскрылся ее каменный рот раз­мером с огромную пещеру. Тут-то и за­метил младший брат в глубине пещеры целые груды золота. Бросился младший брат в пещеру, взял один кусок золота и сразу же выбежал с ним наружу. Тут вы­сокая гора перестала смеяться. Закрыла она свой каменный рот, и пещеры опять не стало. Пошел младший брат в дерев­ню и за кусочек золота построил себе дом, купил лошадь, корову, а еще пять мешков конфет и сладостей, которые раздал деревенской детворе.

Когда старший брат узнал, что млад­ший стал хорошо жить, его сердце напол­нилось черной завистью и злостью. При­шел он к младшему брату и спрашивает:

– Откуда у тебя столько денег, что ты и дом построил, и лошадь купил и коро­ву, и угощаешь чужих детей?

Не стал младший брат ничего скры­вать и все ему рассказал: о том, как рас­смеялась высокая гора, когда увидела впряженных в плуг кошку и собаку, и о том, как от смеха открылась пещера, в которой было много золота.

– Почему же ты не позвал меня, ког­да увидел в пещере золото? – сердито спросил старший брат.

– Ты живешь слишком далеко, – от­ветил младший, – я бы все равно не ус­пел до тебя добежать.

Тут старший брат еще сильнее разоз­лился на младшего. Он ударил его, а ухо­дя, забрал у него кошку с собакой, плуг, а заодно и лошадь с повозкою, чтобы зо­лота побольше привезти.

Приехав на участок земли, к подно­жию высокой горы, старший брат запряг в плуг кошку и собаку и начал их пого­нять веткой. А плуг даже с места не сдви­гается. Все больше сердится старший брат, все сильнее их хлещет. Собака жа­лобно визжит, кошка мяукает, а плуг, как стоял на месте, так и остался стоять.

Увидела высокая гора, как старший брат издевается над животными, и откры­ла рот, чтобы поругать его за жестокость. Но не успела она и слова сказать, как старший брат бросился к ней в пещеру за золотом. Еще больше рассердилась высокая гора. Пока старший брат жадно набивал все свои карманы золотом, она закрыла рот и плотно сжала свои камен­ные губы. Вход в пещеру захлопнулся, а старшего брата с тех пор больше никто никогда и не видел.

 

[?] – Какие плохие качества вы заметили у старшего брата? (Лживость, жадность, корыстолюбие, жесто­кость, злость)

– Какие хорошие качества вы заметили у младше­го брата? (Честность и правдивость, щедрость, терпи­мость, доброта).

– А как поступили бы вы, если бы нашли в пещере много золота, что бы вы с ним сделали?

– Из-за какого своего качества старший брат навсег­да остался внутри горы?



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.016 с.)