Источники трудового права — это различные



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники трудового права — это различные



Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового

Права, регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные

Отношения.

Источники трудового права, содержащие нормы трудового

законодательства, надо отличать от правовых актов применения

трудового законодательства.

В источниках трудового права России отражены материальные

условия жизни общества и с их изменением меняются

и источники трудового права.

Источники трудового права принято классифицировать по

разным основаниям: по степени важности и субординации; по

системе трудового права, ее институтам; по органам, принявшим

нормативный акт; по форме акта; по сфере действия; по степени обобщенности.

По степени важности и субординацииисточники делятся

на законы и подзаконные акты трудового законодательства. Законы

принимаются высшим представительным органом власти

Российской Федерации и ее субъектов, т. е. законодательной властью. Согласно Конституции РФ (ст. 71 и 72), вопросы регулирования трудовых отношений относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76). Трудовой кодекс РФ, восполняя пробел КЗоТ, предусмотрел разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию источников трудового права (см. ст. 6 ТК). К ведению федеральных органов власти относится принятие

обязательных для применения на всей территории России федеральных

законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

1) основные направления государственной политики в сфере

трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

2) основы правового регулирования трудовых и непосредственно

связанных с ними отношений, т. е. принципы регулирования;

3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод

и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии

отдельным категориям работников);

4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных

переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

7) принципы и порядок осуществления государственного

надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства,

а также систему и полномочия федеральных органов государственной

власти, осуществляющих этот надзор и контроль;

8) порядок расследования несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний; 9) систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; 10) порядок и условия материальной ответственности сторон

трудового договора; 11) виды (т. е. меры) дисциплинарных взысканий и порядок их применения; 12) систему государственной статистической отчетности по

вопросам труда и охраны труда; 13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, т. е. дифференциацию трудового права.

Вот важнейшие вопросы правового регулирования труда на федеральном уровне. Остальные вопросы, кроме указанных, могут регулировать и субъекты Федерации своими законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Законы о труде могут быть кодифицированными, например Трудовой кодекс РФ, и текущими, по отдельным институтам трудового права, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. Федерального

закона от 24 ноября 1995 г. Кодифицированный закон (Кодекс) —

это цельный, внутри согласованный акт, содержащий нормы разных

институтов трудового права. Текущие российские законы о труде стали приниматься в основном лишь с 1990 года. До этого их было мало,а нормативные акты трудового законодательства в России были союзными.Однако Россия имела свой Кодекс. С образованием российского государства стали разрабатываться и приниматься новые

источники трудового права.

Источники трудового права классифицируются также по системеданной отрасли.Одни источники относятся как к Общей,

так и ко всем институтам Особенной части трудового права—

это Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ; другие — к определенным

институтам Особенной части, например Закон РФ

«О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля

1991 г. с последующими изменениями и дополнениями1 относится

к институту правового регулирования занятости и трудоустройства

и к институту трудового договора; третьи — к нескольким

институтам Особенной части, например Федеральный закон

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

от 31 июля 1995 г.2 относится к институтам трудового договора,

оплаты труда, рабочего времени и др.

Подзаконные нормативно-правовые акты по труду имеют

форму указов Президента РФ; постановлений и распоряжений

Правительства РФ; правил, инструкций, приказов, положений

и других нормативных актов министерств и ведомств; приказов

и распоряжений нормативного характера глав администраций;

решений органов местного самоуправления. Новым особым источником

являются социально-партнерские соглашения на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях. К подзаконным актам относятся и локальные нормативные акты организаций (правила внутреннего трудового распорядка, уставы и положения, коллективные договоры и т. п.), распространяющиеся лишь на работников данной организации. Источники трудового права можно классифицировать по органам, их принявшим. При этом различаются нормативные правовые

акты трудового права, принятые: а) высшим органом законодательной

власти РФ (законы, постановления); б) Президентом РФ (указы, распоряжения) и высшими органами исполнительной власти РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ); в) центральными органами государственного управления (например, Министерством труда и социального развития РФ и другими министерствами и ведомствами); г) органами государственной власти и управления республик РФ в других субъектов РФ; д) органами местного самоуправления; е) локальные нормы на предприятии, в организации.

К источникам трудового права относятся также договоры и соглашения коллективного характера, т. е. социально-партнерские соглашения на всех уровнях и коллективные договоры и соглашения в организациях, содержащие локальные нормы трудовогозаконодательства.

По форме актаисточники трудового права делятся на декларации,

конвенции, законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения, договоры, соглашения и другие формы.

По сфере действияисточники трудового права делятся на международные, общефедеральные (например, Трудовой кодекс\ РФ), региональные, республиканские в составе Федерации и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ведомственные),

межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства), а по контингенту работников— на общие, которые распространяются на всех работников, и специальные источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.

По степени обобщенности,как ранее указывалось, акты трудового

законодательства могут быть кодифицированные, комплексные и текущие.

Из всей этой классификации в первую очередь следует выделить

юридическую субординацию источников трудового права на

законы и подзаконные акты России и ее субъектов, отдельно при

этом по каждому институту отрасли. Все законы о труде и подзаконные

акты трудового законодательства должны соответствовать

Конституции РФ, а все подзаконные нормативные правовые акты

еще — и Трудовому кодексу РФ. Конституция РФ и Трудовой кодекс

— это основа всех источников трудового права и их системы.

 

8.Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Комментарий к статье 6.

1. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Содержание понятия "совместное ведение" раскрыто не в самой Конституции, а в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определяется как сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ.

Статья 6 четко разграничила полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами на основе модели раздельного правотворчества в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Тем самым была внесена столь необходимая ясность в картину правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, а также устранена встречавшаяся ранее конкуренция между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Реализация полномочий Федерации, включенных в перечень, приведенный в ч. 1 ст.

6 ТК, призвана обеспечить концептуальную общность российского трудового права, действующего на всей территории России. Необходимость в этом объясняется потребностями единой экономики страны, которая должна функционировать на основе общих правил, в том числе в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Иначе говоря, общее экономическое пространство страны требует единого правового поля, ставящего всех участников экономической и трудовой деятельности в принципиально равное положение.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК органы государственной власти субъектов РФ управомочены осуществлять нормотворчество по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Тем самым компетенция субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений сконструирована по остаточному принципу. По общему правилу они уполномочены осуществлять правотворчество только в той области, которая находится за пределами сферы соответствующих правотворческих полномочий федеральных органов государственной власти и управления. В дополнение к этому осуществление данного правотворчества связано еще рядом ограничений. В частности, все региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не должны ухудшать положения субъектов трудовых и связанных с ними отношений в сравнении с федеральным законодательством, равно как не должны и иным образом противоречить этому законодательству (ч. 4 ст. 6), и вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам региона только за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

3. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 6 ТК органы государственной власти субъектов РФ

вправе осуществлять и во всех иных сферах так называемое "опережающее" нормотворчество по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако после принятия соответствующего нормативного правового акта федеральным органом государственной власти региональный нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, должен быть приведен в соответствие с ним.

4. В ч. 4 ст. 6 ТК законодатель еще раз обратился к вопросу о юридическом верховенстве Трудового кодекса и иных федеральных законов (см. ст. 5 ТК и комментарий к ней), признавая неприменимыми и тем самым юридически ничтожными все региональные нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству, либо снижающие федеральный уровень трудовых прав и гарантий работников.

 

9.Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

 

10.В науке трудового права под международно-правовым регулированием труда понимаются регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Это одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве.

Формой международно-правового регулирования труда являются

конвенции и рекомендации о труде, разработанные МОТ.

Международная организация труда занимает важное место среди

субъектов международно-правового регулирования труда. Созданная в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 году вместе с Лигой Наций и пережившая эту организацию, МОТ в 1946 году стала первым специализированным учреждением ООН.

От других международных организаций МОТ отличается

одной важной особенностью: представители трудящихся

и предпринимателей участвуют в определении ее политики на

равных правах с представителями правительств, т. е. она строится

по принципу равного трипартизма, что отражает своего рода

социальное партнерство на международном уровне.

Международная организация труда занимается следующими проблемами:

разрабатывает международную политику и программы, направленные

на улучшение условий труда и жизни трудящихся,

на повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека;

принимает международные трудовые нормы, служащие основой

для осуществления данной политики;

проводит широкую программу международного технического

сотрудничества для оказания помощи правительствам в эффективном

проведении в жизнь этой политики;

содействует общему и профессиональному образованию, ведет

исследовательскую и издательскую работу, что способствует выполнению ее программ.

Официальной целью МОТ в соответствии с Филадельфийской декларацией, принятой 10 мая 1944 г. и включенной в качестве приложения в Устав МОТ, являются «установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечение экономической

и социальной стабильности в мире». В Уставе МОТ и Филадельфийской декларации сформулированы задачи, направленные на достижение этой цели. Они сводятся к развитию и поощрению как на международном, так и на национальном уровнях деятельности, направленной на улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Необходимо отметить, что в качестве основополагающего принципа провозглашается то, что все люди независимо от веры, расы, пола должны иметь право на осуществление своего материального благосостояния, а также духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Кроме Филадельфийской декларации МОТ (1944 г.)

18 июня 1998 г. МОТ приняла Декларацию об основополагающих

принципах и правах в сфере труда. В данной Декларации сформулированы четыре важных принципа, которые являются обязательными для всех государств — членов МОТ. К ним относятся:

свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. Перечисленные

задачи и принципы осуществляются путем установления международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций. Для выполнения своих задач МОТ использует три дополняющих друг друга метода работы: разработка, принятие международных норм и осуществление контроля за их соблюдением. Международная организация труда включает в себя: Генеральную конференцию, Административный совет и Международное бюро труда (МБТ). В соответствии со ст. 3 Устава МОТ Генеральная конференцияявляется высшим нормативным органом МОТ. Она состоит из делегатов всех государств — членов МОТ. В компетенцию Генеральной конференции входят: определение основных задач и направлений деятельности МОТ;

внесение изменений и дополнений в Устав МОТ;

разработка и принятие международных конвенций и рекомендаций

в области трудовых отношений;

прием в члены МОТ отдельных государств;

контроль за применением государствами ратифицированных ими конвенций и рекомендаций. Вторым по своей значимости после Генеральной конференции органом МОТ является Административный совет. Третье место в структуре органов МОТ занимает Международное

Бюро труда (МБТ).

Основными функциями МБТ являются сбор и распространение сведений по всем вопросам, относящимся к международному регулированию

условий труда и положению трудящихся, и, в частности, изучение вопросов, которые предполагается представить на рассмотрение Конференции в целях принятия международных конвенций, а также проведение различных специальных обследований, порученных ему Конференцией или Административным советом. Источники международно-правового регулирования труда.

Разработка и принятие международных трудовых норм представляет

собой важнейшую функцию МОТ.

Среди всех источников международно-правового регулирования труда по сфере регулирования, по числу и значению большое место занимают конвенции МОТ. Конвенции и рекомендации МОТ (их более 375) приняты по многочисленным вопросам регулирования трудовых, профессиональных, социально-экономических отношений.

Конвенцииявляются юридическими документами, имеющими

силу международного договора, правовой статус которого определяют

порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных обязательств, условия их действительности. Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами — членами МОТ. Что касается каждого государства — члена МОТ, то конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом государственной власти. Все ратифицированные конвенции регистрируются в МБТ и там же хранятся.

Вторую группу источников международно-правового регулирования

труда составляют договоры и соглашения.В соответствии

с нормами международного права каждое государство оформляет ратификацию договоров и соглашений ратификационной грамотой. Договоры могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Устав МОТ предусматривает принятие рекомендаций в области

международно-правового регулирования труда. Рекомендациивырабатываются МОТ в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия твердых, конвенционных обязательств или когда требуется детализировать, дополнить положения принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым изменениям. Рекомен дации МОТ не являются международным договором, а следовательно, не требуют ратификации. Рекомендация представляет собой обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие нормы в национальное законодательство.

В отличие от конвенции рекомендация является источником информации, а также возможной моделью для дальнейшего совершенствования национального законодательства. Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется в зарубежной литературе и официальных изданиях МВТ как Международный трудовой кодекс. Международный трудовой кодекс является тематически систематизированным сводом социально-трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ. Тексты, содержащие эти нормы, разрабатываются и публикуются в МВТ при активном участии государств — членов МОТ. Они предназначены для использования в национальном законодательстве и практике стран

с различными социально-экономическими системами и международным

сообществом в целом. Они охватывают достаточно широкий и разнообразный круг вопросов, касающихся проблем, имеющих общий интерес, таких как свобода объединения, запрещение принудительного труда, инспекции труда, охрана труда женщин, подростков, установление минимального размера заработной платы, социальное обеспечение, регламентация продолжительности рабочего времени, ежегодных отпусков, обеспечение техники безопасности и гигиены труда, определение социальной политики и политики в области занятости, отношения, касающиеся трудящихся-мигрантов, профессиональное обучение и т. д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.05 с.)