Ст. 377 закрепила обязанности работодателя по созданию условий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ст. 377 закрепила обязанности работодателя по созданию условий



для деятельности профкома организации. Работодатель обязан:

безвозмездно предоставить профсоюзному органу организации

помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте; в организациях численностью 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет профсоюзному органу в пользование как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые правовые документы; в соответствии с коллективным договором работодатель может предоставить профсоюзному органу принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. За пользование этими объектами профсоюзы не имеют права устанавливать плату для работников, не являющихся членами данного профсоюза, выше установленной для работников — членов этого профсоюза;

работодатель отчисляет профсоюзному органу организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в случаях, предусмотренных коллективным договором, денежные средства; при наличии письменных заявлений работников — членов профсоюза работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников; оплата труда руководителя профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах,

установленных коллективным договором.

Указанные материальные права профсоюзного органа организации и обязанности работодателя по их предоставлению соответствуют Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г. (ст. 28). Следует принимать во внимание также Конвенцию МОТ № 135 (1971 г.) «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (не ратифицирована Россией) и одноименную Рекомендацию МОТ № 143 (1971 г.).

Указанные в ст. 377 ТК обязанности работодателя воспроизводят положение ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Трудовой кодекс устанавливает дополнительные гарантии: работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы; освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы; гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа. Это выражается в следующем: 1. Увольнение по инициативе работодателей руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), т. е. руководителей профкомов организации, цехкомов, не освобожденных от основной работы, по п. 2 (сокращение численности или штата), подп. «б» п. 3 (недостаточная квалификация) и п. 5 (неоднократное нарушение трудовых

обязанностей) ст. 81 ТК допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящеговыборного профсоюзного органа.

То есть кроме мнения профсоюзного органа при увольнении названных работников требуется еще предварительное согласие вышестоящего профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего органа увольнение этих работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК, т. е. с учетом мнения профсоюзного органа. 2. Члены выборных профсоюзных органов (всех уровней), не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов профсоюзных съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты такого времени определяются коллективным договором, соглашением.

Таким образом, по сравнению с Кодексом законов о труде (ст. 235) круг профсоюзных активистов, наделенных ранее двумя указанными гарантиями, значительно сузился. Ограничен и перечень оснований для указанных гарантий при увольнении этих работников по инициативе работодателя лишь тремя основаниями. 3. В Трудовом кодексе (ст. 375) сохранена гарантия, содержащаяся ранее в Кодексе законов о труде, для освобожденных профсоюзных работников. После окончания срока полномочий избранного профсоюзного деятеля в профсоюзный орган данной организации ему должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с его согласия другая равноценная работа в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) он увольняется по п. 7 ст. 77 ТК (за отказ от предложенной работы в связи с изменением существенных условий трудового договора).

При невозможности предоставления работы по прежнему месту работы из-за ликвидации или реорганизации организации общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года. 4. Трудовой кодекс сохранил также гарантию, содержащуюся ранее в Кодексе законов о труде, для руководителей (и его заместителей) профсоюзной организации, что увольнение их по инициативе работодателя в течение двух лет после окончания срока полномочий по п. 2 (сокращение численности или штата), подп. «б» п. 3 (недостаточная квалификация) и п. 5 (неоднократное нарушение трудовых обязанностей) ст. 81 ТК допускается только с соблюдением ст. 374 ТК, т. е. с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа. 5. Статья 375 ТК предусматривает, что время работы освобожденных профсоюзных работников на выборной профсоюзной должности засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж. Такой работник обладает теми же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором.

 

В ст. 362 ТК РФ говорится о том, что руководители и иные должностные лица

организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении

трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих

нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Можно выделить несколько видов ответственности,

которая может наступать за нарушение норм трудового права.

Во-первых, руководители, иные должностные лица организации за нарушение норм трудового права могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности лицами, полномочными применять дисциплинарные взыскания. Например, на основании подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ они могут быть уволены с работы за

нарушение требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Во-вторых, руководители организации, иные должностные лица за нарушение норм трудового права могут быть привлечены к материальной ответственности. В частности, за незаконное увольнение с работы, повлекшее причинение работодателю ущерба в виде выплаты работнику среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В зависимости от вида проступка

руководители, иные должностные лица организации могут быть привлечены как к полной, так и к ограниченной материальной ответственности в размере их среднего месячного заработка.

Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности руководителей, иных должностных лиц организации за нарушение трудового законодательства является правом, а не обязанностью работодателя. В связи с чем при привлечении к

перечисленным видам ответственности действует принцип диспозитивности, предполагающий наличие волеизъявления полномочного представителя работодателя на привлечение руководителя, иных должностных лиц организации к

материальной или дисциплинарной ответственности за нарушение норм трудового права. В свою очередь руководители, иные должностные лица организации, привлеченные к материальной или дисциплинарной ответственности за нарушение норм трудового права, могут обжаловать действия по применению к ним мер указанных видов ответственности в установленном законодательством порядке, в частности в государственную инспекцию труда и (или) в суд.

Нельзя не заметить, что в ст. 362 ТК РФ говорится об ответственности руководителей, иных должностных лиц организации, а также работодателей — физических лиц за нарушение норм трудового права. Однако решения органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, которые повлекли причинение

ущерба работодателю и приняты с нарушением норм трудового права, также могут стать основанием для возмещения работодателю причиненных вынесением незаконного решения убытков. Следовательно, к ответственности за нарушение норм трудового права при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства могут быть привлечены органы, принявшие незаконное и (или) необоснованное решение.

При этом работодатель должен доказать, что возникшие у него убытки являются следствием незаконных и (или) необоснованных действий органов государственного контроля за соблюдением норм трудового права.

В-третьих, за нарушение норм трудового права руководители, иные должностные лица организации, а также работодатели — физические лица могут быть привлечены к административной ответственности, которая установлена КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ руководители, иные должностные лица организации за нарушение законодательства о труде и об охране труда могут быть подвергнуты штрафу государственным инспектором труда. Повторное в течение года нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, которое подвергнуто

административному взысканию за аналогичное правонарушение, может повлечь его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27). Данная мера ответственности применяется судьей на основании материалов, подготовленных государственной инспекцией труда, она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в его совет директоров (наблюдательный совет),\ осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим

лицом, а также иное управление юридическим лицом (ст. 3.11).

Административный штраф на руководителей, иных должностных лиц организаций, а также работодателей — физических лиц налагается должностными лицами государственной инспекции труда в следующих случаях:

♦ уклонение представителей работодателя от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного

законом срока проведения таких переговоров, а равно необеспечение работы

комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в

установленные сторонами сроки (ст. 5.28);

♦ непредоставление представителями работодателя информации, необходимой

для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за

соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

♦ необоснованный отказ представителей работодателя от заключения коллективного договора или соглашения (ст. 5.30);

♦ нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору либо

соглашению (ст. 5.31);

♦ уклонение представителей работодателя от получения требований работников

при возникновении коллективного трудового спора и от участия в

примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для

проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения

коллективных требований или создание препятствий к проведению такого

собрания (конференции) (ст. 5.32);

♦ невыполнение представителями работодателя соглашения, достигнутого при

урегулировании коллективного трудового спора (ст. 5.33);

♦ увольнение лицом, пользующимся правом приема и увольнения, работников в

связи с проведением ими коллективного трудового спора и объявлением

забастовки (ст. 5.34);

♦ сокрытие представителями работодателя несчастного случая на производстве

или профессионального заболевания (ст. 5.44 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности является обязанностью полномочных должностных лиц государственных органов. Однако они при рассмотрении дел об административных правонарушениях самостоятельно определяют меру административной

ответственности в пределах установленных законом санкций за конкретное правонарушение.

В-четвертых, за нарушение норм трудового права руководители, иные должностные лица организации, работодатели — физические лица могут быть привлечены к

уголовной ответственности:

♦ за использование труда человека, в отношении которого осуществляются

полномочия собственника, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или оказания услуг, что квалифицируется как использование рабского труда ст. (127 УК РФ).

♦ за дискриминацию, то есть за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам (ст. 136 УК РФ).

♦ за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ).

♦ за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также смерть человека по неосторожности

(ст. 143 УК РФ).

♦ за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам беременности, а равно за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам (ст. 145 УК РФ).

♦ за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ).

♦ за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, то есть превышающий 250 тыс. руб. (ст. 146 УК РФ).

♦ за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, то есть превышающий 250 тыс. руб. (ст. 147 УК РФ).

♦ за сбор сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем

похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным

способом в целях разглашения либо незаконного использования этих

сведений, а также за незаконное разглашение или использование сведений,

составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и

причинившее крупный ущерб (ст. 183 УК РФ).

♦ за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам

этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения ущерба другим лицам, если это деяние повлекло

причинение существенного ущерба правам и законным интересам граждан или

организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства,

а также тяжкие последствия (ст. 201 УК РФ).

♦ за действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а также на

унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы,

национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с

использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ).

♦ за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки

интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной

заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных

интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов

общества и государства (ст. 285 УК РФ).

♦ за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя таких средств на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере, превышающем 1 млн 500 тыс. руб. (ст. 285 УК РФ).

♦ за превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ). ♦ за внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а также за внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК РФ).

♦ за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, а также смерть по неосторожности человека или иные тяжкие последствия (ст. 293 УК РФ).

♦ за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения, постановления определения суда и судебного приказа, в том числе вынесенных по заявлениям о защите трудовых прав работников (ст. 315 УК РФ).

Вопрос о привлечении к уголовной ответственности за нарушения

трудовых прав и законных интересов работников решается органами прокуратуры, по отдельным правонарушениям — следователями органов внутренних дел, а за неисполнение вступивших в законную силу судебных актов — дознавателями службы судебных приставов. Следует заметить, что привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших рассмотренные преступления в сфере труда, является обязанностью государственных органов. Нельзя не заметить, что привлечение к административной или уголовной ответственности не гарантирует восстановление нарушенного права работника, так

как для его защиты, исходя из принципа диспозитивности, требуется наличие волеизъявления работника, которого может и не быть. В связи с чем теряется смысл привлечения к этим видам ответственности.

 

 

Понятие трудовых споров и динамика их возникновения.Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом для спора.

Трудовым правонарушениемназывается виновное невыполнение

или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей

трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно,

нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Если же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие трудового правонарушения устанавливает орган,

рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.

Само трудовое правонарушение еще не считается трудовым спором. Различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор

лишь в том случае, когда оно внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т. е. оспорено в этом органе действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого субъекта. Поэтому надо различать трудовой спор и разногласие, не оспоренное в юрисдикционных органах.

Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.Это понятие показывает отличие трудовыхспоров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами,и указывает, что трудовые споры возникают не только изтрудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных

с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Трудовой кодекс (ст. 381) закрепляет понятие индивидуального трудового спора. Во второй части этой статьи также указывается, что индивидуальным трудовым спором будет спор между работодателем и лицом, состоявшим в трудовых отношениях с

этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа последнего от заключения такого договора.

В статье 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и

свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 23 предусматривает право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров. Для защиты социально-трудовых прав профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. Гарантируется судебная защита прав профсоюзов (ст. 29).

В статье 381 ТК понятие индивидуального трудового спора определено как неурегулированные разногласия между работником и работодателем, заявленные в орган по рассмотрению трудовых споров.Но в этом понятии в качестве субъектов спора указаны только работники и работодатели и не названы все субъекты трудового права,что является, по нашему мнению, недостатком этого определения.

Трудовые правонарушения — это в то же время нарушения и правопорядка на производстве, и принципа законности в сфере труда. Конституция РФ закрепляет этот принцип: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию

и законы (ст. 15). Конституция предусматривает, что охрана прав и свобод граждан является обязанностью всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, и закрепляет право граждан на судебную защиту. Законность и демократия взаимосвязаны, являются неотъемлемыми чертами друг друга.

Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъектувсе трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, а в коллективных спорах — права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профсоюзного органа как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

В коллективных спорах защищаются права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата работодателей, административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры могут возникнуть

из трех правоотношений: работников организации с работодателем,

его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профсоюзного органа с администрацией, из социально-партнерских правоотношений, представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

По характеру споравсе трудовые споры подразделяются на:

1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных

им, коллективным или трудовыми договорами, социально-

партнерскими соглашениями о правах и обязанностях.

Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы

трудового права, т. е. как из трудовых, так и из всех других

производных от них (например, из отношений по материальной

ответственности). В таких спорах защищается и восстанавливается

нарушенное право работника или профсоюзного органа или полномочие трудового коллектива. Их за рубежом называют «споры о правах»;

2) споры об установлении новых или изменении существующих

социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных

законодательством. Этого вида споры могут возникать

из четырех правоотношений: а) из трудового — об установлении

работнику в локальном порядке новых условий труда

(нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного

разряда); б) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией (например, спор при утверждении ими графика отпусков,

распределении жилья); в) трудового коллектива (его органов)

с работодателем, его администрацией (например, спор СТК

с администрацией при решении определенных вопросов управления

предприятием); г) профсоюзов как представителей работников

с представителями работодателей, их ассоциаций на различных уровнях социально-партнерских отношений. Их называют «споры об интересах».

Трудовой кодекс регулирует порядок разрешения индивидуальных

трудовых споров работника с работодателем, его администрацией,

а также порядок рассмотрения коллективных трудовых

споров (гл. 60 и 61) как о правах, так и об интересах.

Коллективные споры могут возникнуть из правоотношений:

1) трудового коллектива с работодателем, включая и вышестоящий

орган управления; 2) профсоюзного органа с работодателем,

его администрацией; 3) социально-партнерских правоотношений

представителей работников и работодателей с участием органов

власти на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.024 с.)