Правовых мер по обеспечению занятости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовых мер по обеспечению занятости.



Значение трудоустройства в том, что оно: а) оказывает гражданам

помощь в реализации права на труд, устройстве на работу;

б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую

силу; в) сокращает потери рабочего времени почти в 3—4 раза

при подыскании новой работы;

4. Право граждан на бесплатную консультацию по профориентации,

на профессиональную подготовку, переподготовку, а

также на получение от органа службы занятости необходимой

информации о наличии вакантных мест. Это право имеют как

впервые ищущие работу, так и ранее работавшие, нуждающиеся

в переподготовке, повышении квалификации для получения новой

работы через службу занятости;

5. Право граждан на профессиональную деятельность за границей.

6. Право граждан на обжалование неправомерных действий

(бездействия) органов службы занятости, их должностных лиц

по обеспечению занятости, трудоустройству в вышестоящий орган

службы занятости, а также в суд.

Гарантии реализации права граждан на труд являются и гарантиями

занятости. Они закреплены ст. 2 Закона о занятости.

Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на

территории Российской Федерации:

а) свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными

режимами труда (например, с неполным рабочим временем);

б) бесплатное содействие в подборе подходящей работы

и трудоустройстве со стороны федерального органа занятости;

в) предоставление организациями в соответствии с их заранее

поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных

заведений на период не менее трех лет;

г) бесплатное обучение новой профессии (специальности),

повышение квалификации в системе органов службы занятости

или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой

стипендии;

д) компенсацию материальных затрат в соответствии с законодательством при направлении на работу в другую местность

по предложению органа службы занятости;

е) возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан; ж) правовую защиту от необоснованного увольнения. Положения Указа Президента РФ от 25 марта 1993 г. были закреплены\ и расширены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.1, который предусмотрел обеспечение занятости инвалидов, в том

числе квоты приема их на работу, резервирование рабочих мест

по наиболее для них подходящим профессиям, создание условий

труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации

(ст. 20—24). Для признания инвалида безработным ему нужно представить в орган службы занятости наряду с положенными документами указанную программу реабилитации.

 

28. Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах.

Положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г.1, предусматривает, что это министерство «возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров». Оно создает свои территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных трудовых споров.

Права органов службы занятости населения следующие: запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных;

направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.

заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы;

направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые

общественные работы;

оказывать материальную помощь семьям безработных;

взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.

Обязанности органов службы занятости населения следующие:

анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;

вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых граждан;

информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;

организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях;

оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве

высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

регистрировать безработных и оказывать им помощь;

разрабатывать федеральные, территориальные (республиканские и региональные) программы занятости граждан;

оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;

назначать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;

устанавливать надбавки на иждивенцев к этим пособиям;

подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.

Обязанности и права работодателя. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Законодатель четко закрепил и права работодателей принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости; получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; при необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение

граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций; обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. в редакции от 5 ноября 1999 г.1, предусматривает последовательную регистрацию органом службы занятости безработных граждан, обратившихся в этот орган по месту жительства.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней, т. е. безработные, регистрируются в органе службы занятости в четыре этапа:

1) первый этап — первичная регистрация в целях учета общей численности безработных без предъявления ими каких-либо документов.

2) второй этап — регистрация с целью поиска подходящей работы.

3) третий этап — регистрация граждан в качестве безработных, которая осуществляется на основании решения органа службы занятости, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, т. е. безработным признается нетрудоустроенный в течение 10 дней со дня его регистрации для поиска подходящей работы.

4) четвертый этап — перерегистрация безработных, зарегистрированных в качестве безработных, в сроки, установленные органом службы занятости, но не более двух раз в месяц. В случае явки безработного в состоянии опьянения факт опьянения (одурманивания) подтверждается актом, составленным работником органа службы занятости.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения вопроса о регистрации его в качестве безработного.

 

29. Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 6).

Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь (ст. 11).

Правовой статус безработного России — это его правовое положение по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В содержание правового статуса безработного входят:

1. Официальная регистрация органом службы занятости данного лица в качестве безработного, т. е. его правосубъектность.

2. Основные (статутные) его права и обязанности как безработного.

Это право на подыскание органом службы занятости подходящей работы, право направления на общественные оплачиваемые работы, право на пособие по безработице, право на направление его в необходимых случаях на повышение квалификации,

переквалификацию с выплатой стипендии и др. Обязанность безработного — систематически в установленные сроки проходить перерегистрацию.

3. Основные гарантии указанных статутных трудовых прав безработного.

Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

1) гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

2) выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;

3) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

4) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;

5) компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;

6) выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;

7) оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные

органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным,

т. е. на третьем этапе регистрации. Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа службы занятости, пособие по безработице устанавливается в соответствии со ст. 30 Закона о занятости.

Из пособия могут производиться удержания по приговору суда или по решению суда: алименты, возмещение вреда и др. Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным в установленные сроки перерегистрации.

Орган службы занятости в определенных законом случаях может приостановить или прекратить выплату пособия или сократить его размер. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования;

призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются.

Организация общественных работ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, орган местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение общественных работ в организациях, находящихся в их

собственности и по договорам — в других организациях.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Компенсация безработному затрат по переезду на работу по предложению органа службы занятости в другую местность производится в соответствии с трудовым законодательством как компенсационные выплаты по переезду на работу в другую местность.

Компенсации и гарантийные выплаты. В соответствии со ст. 178 ТК работникам, высвобождаемым из организаций при расторжении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата:

1) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

2) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выплаты выходного пособия;

3) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (в порядке исключения) и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если работник заблаговременно

(в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата безработному пособия по временной нетрудоспособности в период безработицы предусмотрена Указом ПрезидентаРФ «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявшихработу и заработок (доход) и признанных в установленномпорядке безработными»1 в ред. от 18 октября 1996 г.

Кроме того, выплачиваются пособия по беременности и родам безработным женщинам органом службы занятости.

Материальная и иная помощь семьям безработных, а также гражданам, потерявшим по истечении срока выплаты право на пособие по безработице, может оказываться в виде дотаций запользование жильем, коммунальными услугами, общественнымтранспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

Порядок и условия оказания такой помощи безработным определяются законодательством Российской Федерации и ее субъектов, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями.

Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения и установленных социальных гарантий осуществляют уполномоченные на то государственные органы, местные органы самоуправления, профсоюзы. Работодатели, нарушающие закон в части незаконного привлечения граждан к труду, а также своевременно не представляющие необходимые сведения о возмещении затрат в связи с трудовым увечьем работника, направленного на переподготовку, или в связи с отказом в приеме на работу заявленных ими молодых специалистов и рабочих, несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Работники органов службы занятости населения, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность дисциплинарную вплоть до увольнения, административную в виде штрафа до трех должностных окладов, а в соответствующих случаях и уголовную.

Лица, виновные в принуждении к труду, несут административную ответственность в виде штрафа.

 

30. Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 6).

Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь (ст. 11).

Правовой статус безработного России — это его правовое положение по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В содержание правового статуса безработного входят:

1. Официальная регистрация органом службы занятости данного лица в качестве безработного, т. е. его правосубъектность.

2. Основные (статутные) его права и обязанности как безработного.

Это право на подыскание органом службы занятости подходящей работы, право направления на общественные оплачиваемые работы, право на пособие по безработице, право на направление его в необходимых случаях на повышение квалификации,

переквалификацию с выплатой стипендии и др. Обязанность безработного — систематически в установленные сроки проходить перерегистрацию.

3. Основные гарантии указанных статутных трудовых прав безработного.

Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

1) гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

2) выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;

3) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

4) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;

5) компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;

6) выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;

7) оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные

органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным,

т. е. на третьем этапе регистрации. Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа службы занятости, пособие по безработице устанавливается в соответствии со ст. 30 Закона о занятости.

Из пособия могут производиться удержания по приговору суда или по решению суда: алименты, возмещение вреда и др. Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным в установленные сроки перерегистрации.

Орган службы занятости в определенных законом случаях может приостановить или прекратить выплату пособия или сократить его размер. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования;

призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются.

Организация общественных работ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, орган местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение общественных работ в организациях, находящихся в их

собственности и по договорам — в других организациях.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Компенсация безработному затрат по переезду на работу по предложению органа службы занятости в другую местность производится в соответствии с трудовым законодательством как компенсационные выплаты по переезду на работу в другую местность.

Компенсации и гарантийные выплаты. В соответствии со ст. 178 ТК работникам, высвобождаемым из организаций при расторжении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата:

1) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

2) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выплаты выходного пособия;

3) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (в порядке исключения) и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если работник заблаговременно

(в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата безработному пособия по временной нетрудоспособности в период безработицы предусмотрена Указом ПрезидентаРФ «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявшихработу и заработок (доход) и признанных в установленномпорядке безработными»1 в ред. от 18 октября 1996 г.

Кроме того, выплачиваются пособия по беременности и родам безработным женщинам органом службы занятости.

Материальная и иная помощь семьям безработных, а также гражданам, потерявшим по истечении срока выплаты право на пособие по безработице, может оказываться в виде дотаций запользование жильем, коммунальными услугами, общественнымтранспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

Порядок и условия оказания такой помощи безработным определяются законодательством Российской Федерации и ее субъектов, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями.

Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения и установленных социальных гарантий осуществляют уполномоченные на то государственные органы, местные органы самоуправления, профсоюзы. Работодатели, нарушающие закон в части незаконного привлечения граждан к труду, а также своевременно не представляющие необходимые сведения о возмещении затрат в связи с трудовым увечьем работника, направленного на переподготовку, или в связи с отказом в приеме на работу заявленных ими молодых специалистов и рабочих, несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Работники органов службы занятости населения, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность дисциплинарную вплоть до увольнения, административную в виде штрафа до трех должностных окладов, а в соответствующих случаях и уголовную.

Лица, виновные в принуждении к труду, несут административную ответственность в виде штрафа.

 

 

31. Под содержанием любого договора понимаются все его условия.

Они определяют права и обязанности сторон. Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, которые определяют права и обязанности сторон. Содержание трудовогодоговора — это все его условия, а содержание трудового правоотношения— права и обязанности его субъектов, определяемыетрудовым договором и трудовым законодательством. Каждая сторонатрудового договора имеет свои субъектные права и обязанности,определяемые трудовым договором и трудовым законодательством,установленным правопорядком по труду в данной организации,которому стороны по договору обязались подчиняться.

В зависимости от порядка их установления различают два вида условий договора: а) непосредственные, устанавливаемые непосредственно по соглашению сторон при заключении договора;

б) производные, установленные законодательством (об охране труда, дисциплинарной и материальной ответственности и др.), которые не могут изменяться по соглашению сторон (если иное не предусмотрено законом). О производных условиях стороны не договариваются, поскольку они в силу закона и договора (по которому стороны обязались подчиняться внутреннему трудовому распорядку организации) обязательны для выполнения.

Непосредственные условия, определяемые по соглашению сторон трудового договора, могут устанавливать больший или меньший объем прав и обязанностей сторон. Например, по соглашению сторон работа может быть определена на условиях неполного рабочего времени или на дому, или быть временной и т. д. Непосредственные, оговариваемые сторонами условия, в свою очередь делятся на необходимые и дополнительные (факультативные).

Трудовое законодательство не связывает волю сторон договора в выработке этих условий.

Необходимые условия — это такие, при отсутствии которых трудового договора не может быть, а следовательно, и не может возникнуть реальное трудовое правоотношение. К ним относятся условия: 1) о месте работы (организация, расположенная на день заключения договора в определенной местности); 2) о трудовой функции, которую будет выполнять работник, т. е. о специальности, квалификации, должности, совмещении профессий; 3) о размере

заработной платы работника.

Место работы и трудовая функция индивидуализируют условия труда конкретного работника и работодателя. Под местом работы понимается конкретная организация с ее месторасположением на день заключения договора. Если же организация, оговоренная в трудовом договоре, переезжает в другую местность, т. е. в другой населенный пункт, то переезд с ней работника

требует его согласия, так как изменяется его место работы.

Трудовая функция (род работы) определяется путем установления сторонами договора профессии, специальности, квалификации для рабочего или должности для служащего.

Профессия — это вид трудовой деятельности, определяемый характером и целью трудовых функций, например, металлург, строитель, текстильщик, пищевик, железнодорожник, врач, преподаватель, юрист и т. д.

Специальность — более дробное деление профессии, одна из ее разновидностей. Специальность зависит от навыков и знаний по данной профессии.

Квалификация — степень и вид профессиональной обученности, т. е. уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности, определяемый для рабочих разрядами работ, которые они могут выполнять (например, слесарь 3-го или 5-го разряда), а для служащих — специальным образованием, опытом, занимаемой должностью, званием. Уровень квалификации рабочих определяется по Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) работ и профессий рабочих народного хозяйства, а для служащих — по Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.

В трудовом договоре может быть оговорено совмещение профессий, а также изменен объем выполняемых работ. Круг профессиональных обязанностей (работ) по данной специальности (должности) определяется ЕТКС для рабочих, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также техническими правилами, должностными инструкциями и положениями. Трудовую функцию, оговоренную в трудовом договоре, нельзя изменять без согласия сторон договора.

В некоторых трудовых договорах к необходимым условиям относятся также и те, которые хотя и предусмотрены законодательством, но для данной категории работников не установлены, а определяются соглашением сторон (например, продолжительность рабочего дня и его режим у совместителей и у работников с неполным рабочим днем).

При заключении трудового договора стороны помимо необходимых могут установить и дополнительные (факультативные) условия в пределах, допускаемых законодательством. К дополнительным относятся, например, условия о предоставлении вне очереди места в дошкольном учреждении, об испытании при приеме на работу и др.

Как правило, договор считается заключенным после подписания обеими сторонами. Иногда в приказе о приеме на работу может быть сделана оговорка о том, что работник должен приступить к работе с какого-то более позднего срока. Но она не относится к существенным условиям содержания договора.

Существенными условиями трудового договора (в соответствии со ст. 57 ТК) являются следующие:

место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы;

наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации, т. е. трудовая функция работника; права и обязанности работодателя; срок действия договора в срочном трудовом договоре; характеристика условий труда, компенсация и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и(или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он для данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), обязанности отработки ученичества за счет работодателя и иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством.

 

32. Статья 58. Срок трудового договора

Комментарий к статье 58

1. Предметом трудового договора является живой труд (труд как человеческая деятельность). Деятельность же, как правило, представляет собой процесс, так или иначе разворачивающийся во времени. Из этого следует, что в силу объективных причин

условие о сроке является условием любого трудового договора. Разделение трудовых договоров в зависимости от сроков их действия осуществляется ст. 58. Различаются два вида трудовых договоров: заключаемые на неопределенный срок

и срочные. При этом законодатель исходит из того, что основным видом является трудовой договор, заключаемый на неопределенный срок, срочные же трудовые договоры являются исключением из общего правила. Срочный характер трудового договора может диктоваться объективными причинами (характером предстоящей работы или условиями ее выполнения) и, следовательно, не зависит от усмотрения сторон договора. В других же случаях трудовой договор может заключаться и на срок неопределенный, однако, при наличии указанных в федеральном законе обстоятельств, допускается соглашение сторон относительно установления срока трудового договора. В законе устанавливается презумпция договора с неопределенным сроком действия, т.е. предположение о том, что, если стороны договора не определят иное, трудовой договор заключен на срок неопределенный. Указанная презумпция имеет несколько конкретных проявлений.

Во-первых, в силу ч. 3 ст. 58, если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Это означает, что стороны, заключая договор на неопределенный срок, могут вовсе не включать в договор условия о сроке; однако если стороны имели в виду вступить в срочное трудовое правоотношение, но не оговорили это в качестве условия договора, то в случае спора о

сроке действует указанная презумпция закона.

Во-вторых, в соответствии с ч. 4 ст. 58 в случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, то условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и договор "считается заключенным на неопределенный срок". Такая формулировка не означает, что факт

продолжения работы после истечения срока договора является заключением нового договора, напротив, законодатель исходит из того, что стороны изначально не имели намерения ограничить договор каким-либо сроком. Следовательно, если стороны к моменту окончания срока договора решили продлить трудовое правоотношение на неопределенный срок, они не должны каким-либо образом оформлять это решение, ибо договор считается заключенным без ограничения срока с момента его заключения.

Существующая практика перезаключения трудового договора на новый срок после окончания срока предыдущего договора должна быть признана незаконной. Например, не может быть признано правильным установление при заключении трудового договора условия о том, что "если срок договора истек, но ни одна из сторон не потребовала его

прекращения, договор считается продолженным на новый срок на тех же условиях".

Поскольку работник продолжает работу после окончания срока договора, то этот договор считается заключенным на срок неопределенный. Если стороны, при наличии к тому оснований, желают ограничить срок действия трудового договора на новый (очередной) срок, они должны прекратить прежний трудовой договор и заключить новый, определив срок его действия.

В то же время, если выяснится, что причина, обусловившая срочный характер трудового договора, не исчерпывает себя к моменту окончания срока действующего трудового договора, стороны могут до момента окончания срока этого договора продлить его на определенный срок, оформив такое продление соответствующим дополнительным соглашением. При этом общий срок действующего договора не должен превышать установленного законом предельного срока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.086 с.)