Органы государственного надзора и контроля за охраной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственного надзора и контроля за охраной



труда и соблюдением трудового законодательства перечислены

в ст. 353 ТК. Такими органами являются специально уполномоченные

на то государственные органы и инспекции, не зависящие

в своей деятельности от работодателей, их администрации.

Одним из способов защиты трудовых прав работников

и профилактики от трудовых правонарушений являются государственный

надзор и контроль и общественный профсоюзный контроль

за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

С расширением локального и договорного регулирования труда

должен расширяться надзор и контроль не только за применением

трудового законодательства, но и за установлением условий

труда локальными актами, а также по договорам и соглашениям,

поскольку в соответствии со ст. 8 ТК они не должны ухудшать

положение работников по сравнению с законодательством.

Различаются предварительный, текущий и последующий надзор

и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при

выявлении допущенных нарушений трудового законодательства

и правил охраны труда (например, органы прокуратуры на местах

нередко проводят в организациях проверку соблюдения трудового

законодательства, а суды при рассмотрении трудовых споров реагируют

на грубые нарушения вынесением частных определений

в адрес таких руководителей организаций).

Итак, государственный надзор и контроль в сфере труда осуществляют:

специально уполномоченные независимые государственные

органы и инспекции, Федеральная инспекция труда и ее органы;

местные органы самоуправления;

министерства, ведомства — внутреведомственный контроль на

подчиненных им производствах;

Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей нижестоящие

прокуратуры — высший надзор за точным и единообразным

исполнением законов о труде на территории Российской Федерации (ст. 353 ТК).

Конституционный Суд РФ реагирует на нарушения не только

по применению трудового законодательства, но и по его установлению

(например, он признал незаконность ограничения оплаты

вынужденного прогула по ст. 213 КЗоТ), поскольку является

высшим судебным органом конституционного контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового

законодательства и охраны труда во всех организациях на территории

России осуществляют Федеральная инспекция труда

и подведомственные ей государственные инспекции труда на местах,

действующие на основании Положения о ней, утвержденного

постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78

«О Федеральной инспекции труда».

Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. № 652

утверждено Положение о Гострудинспекции в субъекте Российской

Федерации, входящей в единую централизованную систему

Гострудинспекции. Положение о Департаменте этого надзора

в структуре Минтруда России утверждено приказом Минтруда

России 24 ноября 2000 г. № 268. Все эти органы государства

обязаны защищать трудовые права работников, как слабозащищенные стороны трудовых отношений.

Федеральная инспекция труда и ее органы (Гострудинспекция)

— единая система, на которую возложены государственный

надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

и правил охраны труда, а также нормативных актов о занятости,

банкротстве и приватизации производства, коллективных договоров

и соглашений. Эти органы анализируют причины трудовых

нарушений и охраны труда и готовят предложения по совершенствованию

указанных актов, а также обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма, разрабатывают меры по их профилактике, дают заключения по проектам Строительных норм и правил (СНиП), участвуют в разработке госстандартов по безопасности труда.

Федеральной инспекцией труда руководит государственный

инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность

и освобождаемый от нее Правительством РФ. Государственный

инспектор труда назначает и освобождает от должности

руководителей государственных инспекций труда — главных инспекторов

труда Российской Федерации. Федеральная инспекция

находится в структуре Минтруда России.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному

ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах

промышленности наряду с органами Федеральной инспекции труда осуществляют, как указывалось ранее, специально уполномоченные органы:

а) Государственный надзор за безопасным ведением работ

в промышленности (Госгорпромтехнадзор) — за соблюдением

норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной,

горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей,

химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях,

а также при установке и эксплуатации подъемных сооружений,

котельных установок и сосудов, работающих под

давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов,

связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием

газа и при ведении взрывных работ в промышленности

(ст. 366 ТК; Положение о Госгорпромтехнадзоре, утвержденное

постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г.1);

б) Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) — за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное

обслуживание электрических и теплоиспользующих установок

(ст. 367 ТК; Положение о Госэнергонадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г.2);

в) Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

(Госсанэпиднадзор) — за соблюдением организациями санитарно-

гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил

(ст. 368 ТК; Положение о Госсанэпиднадзоре, утвержденное

постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г.3);

г) Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью

(Госатомнадзор) — за соблюдением правил ядерной

и радиационной безопасности (ст. 369 ТК; Положение о Госатомнадзоре,

утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г.4).

Все государственные инспекции (каждая в своей сфере надзора)

имеют властные права по приостановлению производства

в угрожающих случаях, наложению штрафов на лиц, виновных в

этих трудовых правонарушениях, и др.

Государственные инспекторы всех специализированных государственных

инспекций надзора вправе в любое время беспрепятственно

посещать любые подведомственные им сферы производства

для проверки и проводить расследования несчастных

случаев, выдавать администрации обязательные для исполнения

предписания, приостанавливать эксплуатацию неисправного оборудования

и деятельность соответствующих производственных

участков, налагать штрафы на должностных лиц администрации,

виновных в трудовых правонарушениях.

Решения государственных инспекторов могут быть обжалованы

руководителю соответствующей государственной инспекции,

главному государственному инспектору труда РФ или в судебном

порядке. Штрафы могут оспариваться в суде.

Все государственные инспекции в пределах их компетенции

могут издавать правила и инструкции в своей сфере надзора,

обязательные для подведомственных им производств.

 

 

Основными задачами органов федеральной инспекции труда

являются:

обеспечение со блюдения и защита трудовых прав и свобод

граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее

эффективных средствах и методах соблюдения положений

трудового законодательства;

доведение до сведения соответствующих органов государственной

власти фактов нарушений, действий (бездействия) или

злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и

иных нормативных правовых актов (ст. 355 ТК).

Статья 356 ТК закрепила основные полномочия органов

федеральной инспекции труда. Эти органы реализуют следующие

основные полномочия:

осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением

в организациях трудового законодательства посредством

проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения

предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных

к ответственности в соответствии с федеральным законом;

анализируют обстоятельства и причины выявленных правонарушений,

принимают меры по их устранению и восстановлению

нарушенных трудовых прав;

осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях

в сфере труда;

проводят предупредительный надзор за строительством новых

и реконструкцией действующих объектов производственного назначения,

вводом их в эксплуатацию;

осуществляют надзор и контроль за порядком расследования

и учета несчастных случаев на производстве;

анализируют состояние и причины производственного травматизма;

участвуют в разработке норм и правил, а также государственных

стандартов по безопасности труда и другие их полномочия.

Среди множества полномочий органов федеральной инспекции

труда имеются и такие, как разрешение некоторых трудовых споров.

Федеральная инспекция труда и ее органы в своей деятельности

руководствуются ст. 353—365 ТК и Положением «О федеральной

инспекции труда».

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные

инспекции труда осуществляют свою деятельность

во взаимодействии со специализированными федеральными надзорами,

органами прокуратуры, органами исполнительной власти,

правовой и технической инспекциями труда объединений профсоюзов.

Деятельность государственных инспекций надзора и контроля

и их должностных лиц осуществляется на основе принципов

уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина,

законности, объективности, независимости и гласности

(ст. 355 ТК). Полномочия органов федеральной инспекции труда,

закрепленные в ст. 356 ТК, и основные права государственных

инспекторов при осуществлении ими надзорно-контрольной

деятельности (ст. 357 ТК) базируются на Конвенции МОТ

№ 81 (1947 г.) об инспекции труда. Внутри федеральной инспекции

труда имеются две подсистемы. Одна — правовая, осуществляющая

надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства,

другая — по охране труда. Их функции и обязанности государственных инспекторов закреплены в п. 10 Положения и в ст. 358 ТК.

 

Основными задачами органов федеральной инспекции труда

являются:

обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод

граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее

эффективных средствах и методах соблюдения положений

трудового законодательства;

доведение до сведения соответствующих органов государственной

власти фактов нарушений, действий (бездействия) или

злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и

иных нормативных правовых актов (ст. 355 ТК).

Статья 356 ТК закрепила основные полномочия органов

федеральной инспекции труда. Эти органы реализуют следующие

основные полномочия:

осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением

в организациях трудового законодательства посредством

проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения

предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных

к ответственности в соответствии с федеральным законом;

анализируют обстоятельства и причины выявленных правонарушений,

принимают меры по их устранению и восстановлению

нарушенных трудовых прав;

осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях

в сфере труда;

проводят предупредительный надзор за строительством новых

и реконструкцией действующих объектов производственного назначения,

вводом их в эксплуатацию;

осуществляют надзор и контроль за порядком расследования

и учета несчастных случаев на производстве;

анализируют состояние и причины производственного травматизма;

участвуют в разработке норм и правил, а также государственных

стандартов по безопасности труда и другие их полномочия.

Среди множества полномочий органов федеральной инспекции

труда имеются и такие, как разрешение некоторых трудовых споров.

Федеральная инспекция труда и ее органы в своей деятельности

руководствуются ст. 353—365 ТК и Положением «О федеральной

инспекции труда».

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные

инспекции труда осуществляют свою деятельность

во взаимодействии со специализированными федеральными надзорами,

органами прокуратуры, органами исполнительной власти,

правовой и технической инспекциями труда объединений профсоюзов.

Деятельность государственных инспекций надзора и контроля

и их должностных лиц осуществляется на основе принципов

уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина,

законности, объективности, независимости и гласности

(ст. 355 ТК). Полномочия органов федеральной инспекции труда,

закрепленные в ст. 356 ТК, и основные права государственных

инспекторов при осуществлении ими надзорно-контрольной

деятельности (ст. 357 ТК) базируются на Конвенции МОТ

№ 81 (1947 г.) об инспекции труда. Внутри федеральной инспекции

труда имеются две подсистемы. Одна — правовая, осуществляющая

надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства,

другая — по охране труда. Их функции и обязанности государственных инспекторов закреплены в п. 10 Положения и в ст. 358 ТК.

 

Понятие профессионального союза дано в ст. 2 Федерального закона от 12 января

1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», из которой следует, что профессиональный союз — это добровольное

общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Данное понятие

следует признать правовым, поскольку оно закреплено в нормах законодательства.

Правовой характер определения профессиональных союзов позволяет выделить из

него обстоятельства, позволяющие признавать общественную организацию профессиональным союзом:

1) наличие добровольного общественного объединения граждан. Следовательно,

членство в профсоюзе носит индивидуальный характер, и членами профсоюза

могут стать исключительно физические, а не юридические лица. Для вступления в профсоюз необходимо иметь добровольное волеизъявление. Вступая в

профсоюз, гражданин заключает с ним своеобразный договор на представительство своих прав и интересов. Поэтому при вступлении в профсоюз должны быть соблюдены требования подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, устанавливающего,

что сделки между гражданами и юридическими лицами заключаются в

простой письменной форме. И хотя профсоюз не всегда обладает статусом

юридического лица, в силу требований законодательства он признается общественной организацией, представляющей права гражданина, независимо от

прохождения уведомительной регистрации, позволяющей получить данный

статус. Отсутствие указанной регистрации не является законным основанием

для ограничения прав профсоюза на представительство интересов вступившего в профсоюз гражданина. В связи с чем добровольность волеизъявления

гражданина на вступление в профсоюз может быть подтверждена исключительно его письменным заявлением;

2) наличие общих производственных, профессиональных интересов по роду

осуществляемой деятельности у граждан, являющихся его членами. Наличие

или отсутствие общих интересов с лицами, являющимися членами

профессионального союза, каждый гражданин находит самостоятельно при

вступлении в профсоюз. После ознакомления с уставными документами

профсоюза он и может сделать вывод о том, имеются ли у него общие с другими

членами профсоюза права и интересы, которые может защищать профсоюз. Свое

решение гражданин также выражает либо в заявлении о вступлении в профсоюз,

либо в отказе от совершения действий по вступлению в профсоюз; 3)

представительство и защита социально-трудовых прав и интересов членов

профсоюза. Исходя из определения профсоюза следует, что он получает право на

представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов в силу факта

членства гражданина в профсоюзе. Никаких дополнительных документов для

представительства и защиты члена профсоюза Федеральный закон «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не требует.

Объем полномочий профсоюза по представительству и защите прав его членов

определяется исходя из устава профсоюза. Именно этот объем полномочий

передает гражданин профсоюзу при добровольном вступлении в профсоюз.

Другие полномочия могут быть переданы физическим лицом профсоюзу в

установленном законодательством порядке. В зависимости от того, какие полномочия передаются гражданином профсоюзу, происходит их оформление.

Специальные полномочия, например на подачу заявления от имени гражданина, оформляются путем выдачи доверенности или подачи письменного заявления в суде. Общие полномочия могут быть переданы на основании устного ходатайства гражданина. Таким образом, после подачи добровольного заявления о вступлении в профсоюз у него возникает право на представительство вступившего в профсоюз гражданина в объеме уставных полномочий без оформления каких-либо дополнительных документов на представительство. Данное правило

вытекает из рассмотренного правового понятия профессионального союза.

Для того чтобы у профсоюза возникло право на представительство социально-трудовых прав и интересов гражданина, необходимо, чтобы гражданин реализовал свое право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В ст. 2 Конвенции МОТ № 87 о свободе ассоциации и защиты права на организацию провозглашено право

работников на создание профессиональных союзов по своему выбору без предварительного на то разрешения, а также право вступать в профессиональный союз при соблюдении единственного условия — подчинение уставу профессионального союза.

В свою очередь работодатели могут создавать на аналогичных условиях собственные объединения по защите своих прав и интересов. Однако в такие объединения, как правило, вступают юридические лица либо граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на объединение в профессиональные союзы, являются высшей ценностью, обеспечение их реализации — обязанность государства. В силу требований ст. 18 Конституции РФ право на объединение должно быть обеспечено

правосудием. Как известно, заявления работников профсоюза о совершении дискриминационных действий по ограничению права на объединение являются самостоятельными доказательствами. В свою очередь лицо, издавшее правоприменительный акт, в частности, полномочный представитель работодателя, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд

действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» должно доказать документально законность принятого решения. Отсутствие документов, позволяющих

исключить вывод о совершении работодателем действий по ограничению права на

объединение в профсоюзы, обязывает вынести решение на основании заявлений работников и профсоюза о дискриминации в связи с принадлежностью к профсоюзу.

Документально должно быть подтверждено, что не только члены одного профсоюза,

но и другие работники при принятии решения находились в поле зрения правоприменителя. Причем именно полномочные представители работодателя должны

представить мотивированные документы о том, что их решение обусловлено иными,

чем членство в профсоюзе, обстоятельствами. Отсутствие у работодателя документов

с подобной мотивировкой обязывает признать обоснованность заявления работников

и профсоюза об ограничении права на объединение.

Статья 6. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности.

При этом основными (статутными) являются права профсоюзов на:

представительство работников; участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности; защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд;

содействие занятости; ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании; осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда; охрану труда и окружающей природной среды; социальную защиту работников, участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Право представительства работников закреплено за профсоюзами ст. 29 ТК и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. Профсоюзы представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если нечлены профсоюза уполномочили его представлять их интересы.

Право на ведение коллективных переговоров по заключению коллективного договора предоставляется (часть вторая ст. 29 ТК) профессиональным союзам в лице их соответствующих первичных органов.

Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования:в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовыхправонарушений, осуществляя профсоюзный контроль засоблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлениинарушенных индивидуальных или коллективных трудовыхправ, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищаяпри этом права работников. Для такого участия в правовомрегулировании труда профсоюзы наделены государством правомна участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзногоконтроля за соблюдением трудового законодательстваи охраны труда.

Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. Первичный профсоюзный орган в организации (профком) в соответствии с Кодексом принимает участие в правоприменении.

Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например профсоюзный орган организации, защищая интересы работника, принимает обязательное участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 82 ТК).

Используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.

Право профсоюзов на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности помогает им защищать интересытрудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзовв нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организацийучаствуют в создании локальных норм трудового права, повышающихпо сравнению с законодательством социальные гарантии

для работников данного производства.

Профсоюзы, согласно ст. 11 (п. 1) Закона о них, вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Права профсоюзного органа организации по его участию в применении работодателем многих норм трудового права предусмотрены в различных главах Трудового кодекса.

Права профсоюзов в сфере трудовых отношений можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени обязанности; 2) по степени их самостоятельности; 3) по содержанию; 4) по кругу лиц, т. е. чьи права и интересы он вправе представлять и защищать.

Рассматривая классификацию прав профсоюзов по степени их самостоятельности, следует выделить три группы прав: а) самостоятельные права в области профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы самостоятельно выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров; б) по участию профсоюзов в принятии конкретных решений работодателем (его представителем), органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений (управлением трудом). в) паритетные права профсоюзов. Так, на паритетных началах заключаются соответствующие соглашения между объединениями работодателей, объединениями профсоюзов и органами исполнительной власти.

Права профсоюзов можно классифицировать по их содержанию. Такая классификация имеет место в зависимости от вопросов, в решении которых профсоюзы принимают участие. Сюда можно отнести вопросы, связанные с: 1) обеспечением занятости; 2) трудовым договором; 3) рабочим временем; 4) временем отдыха 5) дисциплиной труда; 6) разрешением трудовых споров и т. д.

При классификации прав профсоюзов по кругу лиц, в защиту которых они выступают, можно выделить две группы прав: а) членов профсоюза и б) работников — вне зависимости от пребывания в профсоюзе.

Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Они: принимают участие в разработке государственной политики занятости; защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных; предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на основе законодательства; осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением

законодательства в области занятости; имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями, заключение коллективных договоров

и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп.

Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, ихправах и гарантиях деятельности» и ст. 21 Закона РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации».1. Профессиональные союзы и иные представительные органыработников вправе участвовать в разработке государственнойполитики в области содействия занятости населения.2. Профессиональные союзы и иные представительные органыработников имеют право:

вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников; содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством. 4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. 6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.

Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной

защиты работников) и соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций, а также осуществлять профсоюзный контроль за

соблюдением законодательства в этой сфере.

Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием. В 1993 году Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам.

Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ и в разработке нормативных правовых актов.

При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за охранойтруда на подведомственных производствах, а также правовая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдениемтрудового законодательства. Обе эти профсоюзные инспекции действуют на основании соответствующих положенийо них и имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственностидолжностных лиц работодателя, виновных в трудовых правонарушениях.

Права профсоюзов по контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства имеют все органы профсоюзов.Так, профсоюзный орган организации осуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовым законодательством, участвуетв расследовании несчастных случаев на производстве и соответствующимобразом реагирует на них, совместно с работодателемразрабатывает инструкции по охране труда и контролирует ихсоблюдение.

Для успешной реализации профсоюзами предоставленных им прав законодательство предусмотрело материальные и юридические гарантии этих прав, а также дополнительные специальные гарантии защиты права на труд для профсоюзных выборных работников.

Материальные и юридические гарантии прав профсоюзов и их деятельности предусматриваются в гл. III (ст. 24—28) Федеральногозакона «О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности» и ст. 374—378 ТК.Эти гарантии заключаются в следующем.1. Все работодатели, администрация, государственные и хозяйственныеорганы, общественные организации, должностные лицаобязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности.За нарушение этой обязанности виновные лица несут правовуюответственность (дисциплинарную, административную, уголовную)в порядке, установленном законодательством. В упомянутомЗаконе подчеркнута роль профсоюзов в выражении и защите социально-экономических интересов трудящихся, указано на необходимостьстрогого соблюдения их прав и всемерного обеспечения ихдеятельности в соответствии с законодательством и общепризнанныминормами международного права, что очень важно в современных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.108 с.)