Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика развития музыкальной мыслиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В самом общем виде логическое развитие музыкальной мысли содержит, согласно известной формуле Б.В. Асафьева, первоначальный импульс, движение и завершение. Начальный импульс содержится в первичном проведении темы или двух тем, что получило название экспозиции или изложения. После изложения начинается развитие музыкальной мысли и один из простых приемов, используемых здесь — повтор и сопоставление. Повторение одного и того же мотива или фразы несколько раз аккумулирует содержащуюся в них энергию. Это ведет к нарастанию напряжения и переходу его количества в новое качество — в новое мелодическое построение. По сравнению с повтором, сопоставление дает более значительный эффект новизны, и, взятые вместе, эти приемы оказываются взаимно дополняющими способами развития музыкальной мысли. Другим приемом развития музыкальной мысли является принцип варьирования и чередования. Потребность варьирования мелодии при ее повторении связана с природной потребностью человека осмыслять повторяемое как новое, вносить в известное каждый раз при его повторении элемент новизны. В классических вариациях и в пьесах, построенных на принципах basso ostinato (так же как и в джазовых импровизациях), варьирование представляет собой взгляд на хорошо известное с разных точек зрения нахождение в музыкальной мысли скрытых потенций для развития. Чем талантливее композитор, тем больше вариантов решения одной и той же темы он может предложить. Вариации на заданную тему — своеобразная проверка композиторского мастерства. Самые простые и даже банальные темы под пристальным взглядом большого музыканта предстают перед нами в десятках интересных вариантов ее прочтения. Таковы вариации Листа, Брамса, Рахманинова на тему известного ля‑минорного каприса Паганини. Принцип чередования чаше встречается в запеве и припеве куплетной песенной формы, разного рода циклах. Как отмечает О.В. Соколов, «многие сюиты на всем своем протяжении основываются на чередовании частей по темпу, а вокальные циклы — на чередовании романсов с постоянным сопоставлением каких-либо двух планов содержания» (164. С. 158). Приводим еще ряд принципов музыкального мышления, изложенных в работе О.В. Соколова (164). Продвижение. Он связан с таким типом сопоставления, при котором каждый из соседних разделов сохраняет элемент предыдущего, присоединяя к нему новое продолжение по формуле ab + bc + cd. Последний элемент построения подхватывается и переносится в новое построение. Может быть и другой вариант построения — когда начальный элемент последующего раздела «предвещается» в предыкте. Прогрессирующее сжатие. Этот принцип связан с повышением динамики развития к концу произведения или его части. Сюда можно отнести ускорение темпа, увеличение силы звука, более частую смену гармоний. Подобное сжатие можно видеть в финалах баллад Шопена, рапсодиях Листа, финалах сонат Бетховена. В заключительных построениях часто можно встретить и прием резюмирования, когда повторяются темы предыдущих разделов. Компенсация. Этот принцип связан с со стремлением композитора и исполнителя уравновешивать пропорции сочинения и исполнения. Например, если один фрагмент произведения написан в одном настроении с использованием одного тематического материала, то для компенсации затем дается тематический материал другого эмоционально-образного содержания. Если исполнитель в одном месте несколько ускорил темп, то далее он должен его несколько замедлить. Если в одном месте исполнение требует насыщенной динамики, то впоследствии надо постараться найти фрагменты, требующие в порядке компенсации менее сильного звучания. Все перечисленные принципы развития музыкальной мысли характерны не только для музыкального искусства, но встречаются в других видах искусства. Например, принцип сопоставления широко применяется в фольклоре: это — богатырь и грозное чудище, мир реальный и фантастический, царство земное и царство подводное. В эпопее Л. Толстого «Война и мир» чередуются сцены войны и мира. Во многих произведениях живописи сопоставляются основная фигура и фон, чередуются характеры изображенных персонажей. Иногда все это можно видеть в одной картине. Например, в картине А. Иванова «Явление Христа народу» сопоставляются образ Христа с пейзажем и с народом, который его встречает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.205 (0.009 с.) |