Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие музыкального мышления

Поиск

Чтобы сделать общественный социальный опыт своим собственным достоянием, каждый человек должен приложить для этого серьезные умственные усилия, потому что каждый из нас владеет лишь тем, что может добыть своим трудом.

Начальным толчком для включения процессов мышления чаще всего оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся средства и возможности не позволяют удовлетворить имеющуюся потребность. В учебной деятельности проблемная ситуация предстает в виде противоречия, которое проявляется в несоответствии между имеющимися знаниями и новыми требованиями. То знание, которое учащемуся необходимо усвоить, занимает место неизвестного. Совершая ряд учебных действий, он добывает необходимые знания в процессе самостоятельного мышления.

Согласно концепции известного педагога М.И. Махмутова, проблемные ситуации для развития у учащихся навыков мышления могут быть смоделированы через:

1) столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

2) организацию практических работ;

3) предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейским представлениям об этих явлениях;

4) формулирование гипотез;

5) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;

6) побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

7) исследовательские задания (см.: 112. С. 92–102).

Применительно к задачам музыкального обучения проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом.

Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:

– выявить в произведении главное интонационное зерно;

– определить на слух стилевое направление музыкального произведения;

– найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других (например, найти фрагмент с музыкой Чайковского в ряду фрагментов с музыкой Шопена, Бетховена, Рахманинова);

– выявить особенности исполнительского стиля при интерпретации разными музыкантами одного и того же произведения;

– определить на слух гармонические последовательности;

– подобрать к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строем.

Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:

– сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях (например, сонаты Бетховена в редакциях А. Гольденвейзера и Э. Петри);

– найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;

 

– составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения;

– исполнить произведения с различной воображаемой оркестровкой;

– исполнить одно и то же произведение в различном воображаемом цветовом освещении (в синем, красном, фиолетовом).

Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:

– мелодически развить гармонические последовательности
на основе генерал-баса;

– подобрать по слуху знакомые песни;

– импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ.

При выполнении проблемных заданий полезно сравнивать варианты решений одного и того же задания. Дискуссии и обсуждения уточняют и развивают процессы мышления учащихся, заставляют их четче формулировать свои позиции и делать необходимые выводы.

Выводы

Музыкальные традиции той или иной культуры предписывают композитору соответствующие ей способы музыкального мышления, что, в общем, при наличии большого таланта не мешает художнику проявлять свою индивидуальность. В зависимости от конкретного вида деятельности в музыкальном мышлении может преобладать либо наглядно-образное начало, что мы можем наблюдать при восприятии музыки, либо наглядно-действенное, как это происходит в момент игры на музыкальном инструменте, либо абстрактно-логическое, которое активизируется при сочетании музыки. Естественно, что когда все эти виды мышления соединяются воедино, можно говорить о высшем проявлении музыкального таланта.

Освоение логики развития музыкальной мысли связано с пониманием таких приемов ее развития, как варьирование, чередование, продвижение, прогрессирующее сжатие, компенсация. Развитию музыкального мышления способствует создание в процессе обучения проблемных ситуаций, в которых имеется противоречие между знаниями и новыми требованиями к ним, что необходимо для решения поставленной проблемы.

Вопросы для повторения

1. Как проявляется музыкальное мышление в зависимости от конкретного вида музыкальной деятельности?

2. При помощи каких приемов композиции осуществляется развитие музыкальной мысли в музыкальном произведении?

3. Каким образом можно развивать музыкальное мышление композитора, исполнителя, слушателя?

Рекомендуемая литература

1. Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

2. Алыиванг А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романсом: Избр. соч. М., 1964.

Воображение

Музыкальное произведение существует в трех ипостасях, а именно в виде: записанных композитором нот; живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот; взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности — создании музыки, ее исполнении и восприятии — обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность.

Создавая музыкальное произведение, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки.

Когда исполнитель начинает работать с текстом, предоставленным ему композитором, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр. Успех исполнения очень часто оказывается связан с тем, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения.

Слушатель сможет понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения. Часто человек с более богатым жизненным опытом, много переживший и повидавший, даже не имея особого музыкального опыта, откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но мало переживший.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.180 (0.007 с.)