Бессознательное начало в творчестве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бессознательное начало в творчестве



Творчески мыслящие люди отличаются от людей, способных только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высокое развитие эмоциональной сферы помогает таким людям обращаться в сложных ситуациях к образам подсознания и из него черпать решение поставленных задач.

Археолог Гилпрехт не мог долгое время прочитать надписи на своих археологических находках, относящихся к 1300 г. до н. э. Однажды во сне ему явился жрец и объяснил, что его находки — черепки цилиндрического сосуда и что их надо соответствующим образом сложить, чтобы суметь прочесть. Утром профессор сложил черепки так, как ему сказал жрец и ему удалось прочитать надпись.

Нильсу Бору, когда он работал над созданием структуры атомного ядра, приснилось, что он находится на солнце и все планеты прикреплены к солнцу при помощи нитей, на которых они вращаются. Этот образ вдохновил великого датского ученого на создание планетарной теории атома.

Итальянский композитор Джузеппе Тартини во сне предложил поиграть на своей скрипке дьяволу. К его удивлению, дьявол исполнил восхитительную мелодию, которую Тартини, проснувшись, тотчас же записал, назвав свою сонату «Дьявольские трели».

Известно, что Франц Шуберт оставлял на ночь около своей постели нотную бумагу и карандаш, чтобы записывать те мелодии, которые ему приходят во сне. Увертюру к опере «Шелковая лестница» Дж. Россини тоже сочинил во сне.

Элвис Хоу, изобретатель швейной машины, долго бился над задачей соединения иглы, нитки и ткани. Измученный неудачными попытками решить свою проблему, он уснул, и во сне ему приснилось, будто его поймали людоеды, связали и поместили в огромный котел, который висел над готовым вот-вот вспыхнуть костром. Осознав безысходность своего положения, Хоу вдруг понял, что его съедят, если он не сумеет разгадать секрет устройства швейной машины. Пока людоеды плясали вокруг него, он стал приглядываться к их копьям, на острых концах которых он увидел отверстия. И тут изобретателя осенило, что надо сделать отверстия на свободном конце иглы и тогда машинка заработает. Так оно и получилось.

Менделееву во сне приснилась его периодическая таблица.

Очень часто решение проблемы и нахождение творческого решения психологи связывают с биссоциацией. Если обычная ассоциация объединяет лишь идеи, находящиеся в одной плоскости (в одной матрице мышления), то биссоциация объединяет различные матрицы, т. е. в конечном счете соединяет различные плоскости существования личности (см.: 146. С. 27). Так, открытия французского ученого Луи Пастера были основаны на соединении идей, взятых из разных областей знания. Механизм брожения винограда подсказал ему разгадку механизма гниения мяса.

Немецкий физик Фридрих Август Кекуле открыл формулы бензольного кольца, когда во сне ему приснилась змея, кусающая свой собственный хвост. Два этих образа — змея, ухватившая себя за хвост, и углеродное кольцо — лежат в двух разных областях жизни Их сближение способствовало рождению новой научной идеи. Это возможно потому, что в подсознании происходит обработка одновременно нескольких потоков информации, в точках пересечения которых и возникает творческое решение.

Творчество и остроумие

Все это сближает творческий процесс с остроумием, в котором также присутствуют черты творческого акта. Известный советский психолог А.Н. Лук установил следующие три его основных признака: 1) наличие предварительных знаний, 2) подсознательное ассоциирование далеких понятий, 3) критическая оценка полученного результата. «Как и любой творческий процесс, — отмечает этот исследователь, — создание остроты связано с выходом за пределы формальной логики, с освобождением мысли от тесных рамок строгой дедукции» (107. С. 174).

Фрейд установил, что в сновидениях и в остротах проявляются некоторые общие черты мышления:

—лаконизм;

—сдвиг, т. е. выбор средств выражения, которые позволяют обходить внутреннюю цензуру, сформированную в результате воспитания и оказывающуюся препятствием выражению мысли и чувства;

—непрямое изображение, т. е. намек на то, что стоит за очевидным реальным фактом;

— перевернутые причинно-следственные связи, вносящие бессмыслицу в совершаемое или описываемое действие;

— обратный поворот от абстракций к наглядно-чувственным образам.

Примеры такого остроумного мышления можно найти в следующих остротах:

— Почему ты продал свой саксофон? — Потому что я узнал, что сосед напротив купил ружье.

— Вы играете на рояле? — Нет, высоко сдавать и карты скользят.

Присутствовавший на исполнении «Скифской сюиты» С. Прокофьева композитор А. Глазунов не дослушал сочинение до конца и вышел из зала. С. Прокофьев записал потом в своем дневнике: «Глазунов, слушавший сюиту, вышел из себя и из зала».

В зарубежной психологии существуют богатые традиции измерения творческих способностей при помощи специальных тестов. Особенно большую известность получили тесты Гилфорда, который основу творческого интеллекта видел в так называемом дивергентном мышлении, т. е. способности давать неожиданные отклики на стандартный тест. Перечислим некоторые из них.

1. Способность к генерированию идей. Задание — написать как можно большее количество идей, связанных с данной темой (например — работа на железной дороге, в больнице, в оркестре). Другое задание — перечислить применение обычного кирпича и обычного деревянного карандаша. Этот же тест может оценивать спонтанную гибкость на основе перехода объекта из класса в класс. Так, кирпич может использоваться в строительстве, но из него же можно сделать красную пудру для посыпки дорожек в саду.

2. Ассоциативная беглость. Задание — написать синонимы для каждого из приводимых слов. Например, для слов «жесткий» возможные ответы будут: бессердечный, негибкий, суровый, холодный, твердый, крепкий, сильный, строгий, безжалостный, резкий.

3. Беглость выражения. Сравнение одних объектов с другими. Например, женская одежда подобна весне (возможный вариант — она содержит в себе все многообразие весенних красок).

4. Адаптивная гибкость. Тест «Проблема спичек». Задание — в наборе прилегающих друг к другу квадратов, составленных из спичек, надо забрать несколько спичек, чтобы получилось определенное количество квадратов.

5. Оригинальность. Тест «Название сюжетов». Задание — написать заглавия к короткому рассказу. Учитываются только оригинальные названия, т. е. такие, где имеется сдвиг, перенос понятий, которые приводят к необычным и новым идеям.

6. Символическая продукция. Задание — придумать простые символы к предметам или действиям. Темы: «Человек гуляет», «Аэроплан взлетает», «Гнев», «Гордость». Надо символически выразить содержание темы. Буквальное представление — например, изображение гуляющего человека — не принимается во внимание.

7. Семантическое совершенствование. Задание — для данного символа предложить несколько различных профессий или работ так, чтобы данный символ их обозначал. Например, светящаяся электрическая лампочка может символизировать профессию инженера-электрика, ночного рабочего, миссионера.

Тесты Торренса

1. «Неполные фигуры». Даются 6 фигур. Предлагается дополнить их таким образом, чтобы получились различные предметы или рисунки, желательно необычные. Испытуемый должен дать своему рисунку название.

2. «Воображаемые рассказы» — сочинение рассказа о поведении животного или человека с какими-то отклонениями (собака, которая не лает, человек, который плачет, лев, который не рычит, летающая обезьяна) (214).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.006 с.)