Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение эмоций в музыкальном произведении

Поиск

Отметим особо, что в чистом виде эмоциональное переживание, принадлежащее какой-то одной шкале теста MMPI, встречается в музыкальных произведениях очень редко. Как правило, в одном музыкальном произведении мы имеем дело с несколькими эмоциями, оттенки которых могут быть самыми разнообразными. Оттенки этих эмоций составляют эстетические признаки эмоции, словарь которых разработан В.Г. Ражниковым. Этому исследователю удалось весь спектр человеческих переживаний, выражающих отношение человека к объекту, сконцентрировать вокруг двадцати семи модальностей, каждая из которых насчитывает в свою очередь от двадцати до сорока признаков. В эксперименте, например, давалось задание — определить характер настроения Менуэта си-бемоль мажор Моцарта по десятибалльной шкале. Требовалось графически изобразить (рис. 8), насколько выражено каждое из данных настроений (см.: 149. С. 56).

Рис. 8


В результате такого анализа эмоционального содержания получается нечто вроде эмоциональной партитуры, которая является отражением материального состава звуковой материи. Вот как выглядит первое предложение до‑минорной прелюдии Шопена, записанное в виде подобной эмоциональной партитуры (см.: 149. С. 26). Как можно видеть из приводимого далее примера, в каждом такте музыкального произведения можно выявить большое количество эмоциональных состояний, интенсивность которых может быть замерена по десятибалльной шкале:

Драматично 998 5

Торжественно 776 5

Величественно 887 7

Пышно 444 3

Грандиозно 886 3

Значительно 776 3

Церемонно 444 4

Мужественно 664 3

Решительно 333 3

С достоинством 777 6

Маршеобразно 555 5

Сурово 554 2

Твердо 664 2

Давяще 552 1

Сдержанно 888 8

Масштабно 887 5

Внушительно 665 4

Космично 777 8

Набатно 776 4

Грузно 333 1

Одухотворенно 556 8

Задушевно 227 4

Благородно 777 7

Приводим выявленные В.Г. Ражниковым (см.: 148. С. 136–140) 27 модальностей эмоций и их отдельные признаки (даются выборочно).

1. Радостно: празднично, звонко, звучно, блестяще, бодро, игриво, бойко, ловко, ослепительно, лучисто, лучезарно, невесомо.

2. Торжественно: величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, пышно, помпезно, грандиозно, значительно, роскошно, эффектно, открыто, озаренно, жизнерадостно.

3. Энергично: мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, гордо, уверенно, с достоинством, настойчиво, неодолимо, неукротимо, неумолимо, отважно, маршеобразно, напористо, независимо, непокорно, самозабвенно.

 

4. Властно: авторитарно, воинственно, сурово, твердо, круто, чеканно, повелительно, волево, угрожающе, давяще, деспотично, императивно, магически, мессиански, могущественно, начальственно, незыблемо, непреложно, непререкаемо, неопровержимо, ораторски, царственно.

5. Сосредоточенно: сдержанно, размеренно, степенно, обстоятельно, солидно, серьезно, строго, чинно, устойчиво.

6. Широко: масштабно, размашисто, наполнение, объемно, емко, пространно, весомо, космично, огромно, громадно, бесконечно, безгранично, беспредельно, набатно.

7. Монументально: тяжело, увесисто, грузно, громоздко, массивно, мощно, неуклюже, напряженно, тягуче, грустно, насыщенно, могуче, натужно, неловко.

8. Поэтично: возвышенно, мечтательно, одухотворенно, сердечно, задушевно, интимно, трепетно, напевно, окрыленно, проникновенно, пленительно, чутко, чарующе, лирично, вдохновенно, невинно, неискушенно, завороженно.

9. Нежно: ласково, ласкающе, с любовью, радушно, мягко, благородно, трогательно, приветливо, елейно, деликатно, любезно, почтительно, приятно, целомудренно, чисто, беззлобно, доверчиво, мило, сладостно.

10. Спокойно: мирно, безмятежно, добродушно, просто, безыскусно, непринужденно, светло, блаженно, наивно, простодушно, прозрачно, раскованно, созерцательно, доброжелательно, невозмутимо, осветленно, покорно.

11. Мудро: набожно, благоговейно, исповедально, молитвенно, праведно, надмирно, освященно, покаянно, смиренно, непогрешимо.

12. Сонливо: дремотно, изнемогая, вяло, обессиленно, лениво, расслабленно, размягченно, безвольно, безжизненно, онемело.

13. Аскетично: абстрактно, рационально, рассудочно, рефлексивно, бесчувственно, искусственно, придуманно, надуманно, отстранению, механистически.

14. Томно: изнеженно, с желанием, млея, сентиментально, чувственно, эротически, вожделенно, мелодраматически.

15. Беспечно: безразлично, бесстрастно, индифферентно, отвлеченно, равнодушно, опустошенно, окаменело, отрешенно, отчужденно, рассеянно.

 

16. Сумрачно: хмуро, пасмурно, завуалированно, угрюмо, мрачно, скрыто, глухо, тоскливо, приглушенно, блекло, расплывчато, насупленно, непроницаемо, свинцово.

17. Робко: застенчиво, смущенно, стыдливо, кротко, осторожно, стеснительно, боязливо, пугливо, растерянно, болезненно, малодушно, инфантильно, по-детски.

 

18. Странно: таинственно, вкрадчиво, причудливо, фантастически, загадочно, отстраненно, интригующе, иллюзорно, иррационально, призрачно, скрыто, замысловато, затаенно, уединенно, безотчетно, инфернально, мистически, колдовски, неявно, пустынно.

19. Элегично: задумчиво, безрадостно, траурно, меланхолично, пессимистично, понуро, уныло, грустно, печально, жалобно, тоскливо, горестно, скорбно, плача, рыдающе, тягостно, мученически, с болью, похоронно, страдальчески, безутешно, безысходно, панихидно.

20. Грозно: трагично, драматично, зловеще, траурно, мертвенно, фатально, апокалиптически.

21. Страстно: клокочуще, порывисто, бушуюше, горячо, пылко, запальчиво, бурно, кипуче, пламенея, упоснно, ревностно, стремительно, азартно, нетерпеливо, экзальтированно, буйно, жгуче, с жаром, огненно, патетично, самозабвенно, фанатично, мятежно, накаленно.

22. Взволнованно: обеспокоенно, смятенно, тревожно, щемяще, трепеща, лихорадочно, с отчаянием, раскаявшись, мятуще, надломленно, изматывающе.

23. Раздраженно: рассерженно, невоздержанно, резко, грубо, гневно, яростно, бешено, жестоко, сердито, исступленно, неистово, свирепо, дьявольски, демонически, изуверски, агрессивно, безудержно, безжалостно, дико, жестко, злостно, истерично, нещадно, яро, хищно, страшно, ужасно, беспощадно, злобно, люто, невменяемо, остервенело, сатанински.

24. С бравадой: бесшабашно, высокомерно, залихватски, напыщенно, спесиво, хватко, хлестко, заносчиво, хамски, эксцентрично, хватаясь, чопорно, задиристо, напыщенно, напропалую.

25. Дерзко: бесцеремонно, беспардонно, вызывающе, нахально, нагло, нескромно, назойливо, навязчиво, неотвязно, развязно, распоясанно, надоедливо, расхлестанно, фривольно, беспутно, вероломно, кичливо, несуразно, неприязненно, с окаянством.

26. Элегантно: тонко, изящно, галантно, утонченно, манерно, грациозно, танцевально, жеманно, щеголевато, изощренно, ажурно, деликатно, изысканно, искусно, искушенно, капризно, строптиво, своенравно, эфемерно, экстравагантно, прихотливо, пластично, обворожительно, рафинированно, филигранно, хрупко, щепетильно, вычурно, изнеженно, изломанно.

27. Шутливо: хорохорясь, затейливо, ребячась, насмешливо, скерцозно, пикантно, иронически, саркастически, шутовски, юродствуя, пародируя, надменно, язвительно, хитро, гротескно, забавно, паясничая, егозливо, едко, колко, шаловливо, с юмором, взбалмошно, ершисто, каверзно, легкомысленно, лукаво, задиристо, кощунственно, ерничая.

Важность подобного словаря для развития эмоциональной сферы как профессионального музыканта, так и простого любителя музыки заключается в расширении сферы доступных эмоциональных переживаний. Согласно гипотезе английских лингвистов Сепира и Уорфа. человек может отчетливо воспринимать и переживать только те объекты и чувства, для которых он имеет адекватное вербальное определение и название. Поэтому расширение вербального словаря одновременно проясняет и расширяет границы переживаемых чувств.

Как видно из перечня ведущих модальностей, многие из них могут быть непосредственно приложимы к определенным шкалам теста MMPI: такие, как «радость», — четвертая, шестая высокая, нулевая низкая шкалы; «раздраженно» и «страстно» — третья, вторая низкая и девятая шкалы. Другие типы модальностей, такие, как «элегантно» или «томно», для своего выражения требуют какого-то соотношения разных шкал.

По-видимому (и это согласуется с практикой), не все музыканты могут в своем исполнении одинаково хорошо выражать эмоции всех модальностей. Кому-то лучше удается исполнение бравурных и помпезных произведений, кому-то — тонких лирических пьес. Природный темперамент ограничивает уровень исполнительских достижений музыканта. Те, кто по складу своей натуры ближе к психастеникам и интровертам, будут, вероятно, лучше исполнять музыку Шопена и Чайковского, нежели Листа и Прокофьева, принадлежавших к ярко выраженным экстравертам. С ростом профессионального мастерства музыканта расширяется доступность выражения переживаний, не входящих в его природный темперамент.

Отличие исполнения музыканта‑мастера от музыканта более низкой квалификации заключается в возможностях первого из них в своем исполнении выразить значительно большее количество оттенков и граней эмоционального состояния. Аналогичная картина прослеживается и в отношении произведений серьезной и легкой музыки. В произведениях серьезных академических жанров охват спектра эмоциональных состояний значительно шире и объемнее, чем в произведениях легких жанров. Если мы проанализируем, к примеру, содержание четырехчастной классической симфонии, то увидим, что на протяжении четырех ее частей композитор стремится отразить практически все основные модальности, образующие ядро эмоциональной сферы человека. В произведениях легкой музыки подобная глубина и разнообразие переживания достигается значительно реже, но это и не входит в «стратегические задачи» подобного рода музыкальных произведений.

В заключение отметим, что возможность музыканта выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний зависит впрямую от его внутренней способности генерировать в своем собственном психическом аппарате эти переживания. Поэтому здесь встает вопрос о психотехнике музыканта, соответствующей той, о которой говорил К.С. Станиславский применительно к актерскому мастерству. Владение подобной психотехникой — важная составляющая профессионального багажа музыканта.

Выводы

В эмоциях и чувствах отражается характер отношения человека к окружающему его миру. Они несут в себе значения — положительные, отрицательные или нейтральные, которые человек придает тем или иным объектам. Музыкант, передающий при помощи своего искусства различные чувства и их оттенки, должен хорошо знать причину их возникновения и характер протекания.

Много эмоций, чаще всего отрицательных, приносят человеку стрессовые ситуации. Небольшой стресс может повышать эффективность деятельности, но чрезмерный уровень напряжения дезорганизует ее.

Принцип моделирования эмоций в музыке имеет много сходного с моделью личностных черт и темперамента, которая была предложена Айзенком. Простая модель основывается на показателях темпа — медленного или быстрого, и лада — мажорного или минорного.

Любое человеческое переживание может быть рассмотрено с точки зрения его направленности — на себя, на другого человека, на высшие нравственные ценности. Выявление типа направленности может многое сказать об уровне нравственной зрелости человека.

Сложные модели эмоций строятся на основе теста MMPI, в котором к каждой шкале, несущей совершенно определенную эмоциональную нагрузку, можно подобрать соответствующие по характеру музыкальные произведения. Однако в большинстве случаев музыкальные произведения несут в себе сложный комплекс различных эмоций и их оттенков, содержание которых может быть приблизительно выражено словесно с помощью словаря эмоций, разработанного В.Г. Ражниковым.

Вопросы для повторения

1. В чем состоит отличие эмоций от чувств?

2. Как моделируются эмоции в музыке?

3. Как можно выявить эмоциональный состав музыкального произведения?

Рекомендуемая литература

1. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

2. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.

Воля

«Счастлив тот, — сказал один из философов, — кто в проделанной накануне работе видит следы своей воли».

Современные исследования психологии личности человека, добившегося ощутимого успеха в жизни, говорят о том, что в этом успехе очень часто наибольшее значение имеют не способности, не благоприятное стечение обстоятельств, но твердая воля, ведущая человека к победе. Наряду с проблемой памяти феномен воли вызывает наибольший интерес у широкой публики. Это и понятно, потому что большинство наших успехов в жизни в конечном итоге обеспечивается победой над собой, умением преодолевать свои минутные слабости и природные недостатки в процессе профессионального становления.

Большинство выдающихся деятелей науки и искусства, внесших существенный вклад в общественный прогресс, обладали, как правило, твердой и непреклонной волей. По этому поводу у Бальзака мы находим следующее высказывание: «Не существует больших талантов без большой воли... Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитая природная склонность, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает» (39. С. 84).

Признаки волевого поведения

Личностный и профессиональный рост всегда связан с волевой деятельностью. Поэтому если человек хочет состояться как профессионал в каком-либо деле, он должен обязательно позаботиться о развитии у себя не только профессиональных способностей, но и таких качеств характера, которые ведут человека к победе в жизненной борьбе. О необходимости воли говорят тогда, когда у человека не хватает духовных и физических сил выполнить то, что он задумал сделать. Волевой человек может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, в то время как безвольный человек в этих обстоятельствах отступает. Проявление волевых действий видно из таких характеристик деятельности, как настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость и решительность, самостоятельность и инициатива, самообладание и выдержка. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти качества личности связаны не только с волей, горячим желанием достичь какой-то цели, но и с глубиной интереса человека к предмету, его физическим самочувствием. Смелость и решительность зависят от уровня знаний человека в данной области, а настойчивость и упорство могут быть связаны с ригидностью нервных процессов.

Каждое волевое качество личности может быть порождено несколькими причинами, а от разных причин могут по-разному проявляться и волевые качества. Поэтому в одной ситуации человек может показать высокий уровень развития волевых качеств, а в другой — низкий. Так, спортсмен, проявляющий выдержку в спортивном состязании, не может удержаться в компании от того, чтобы не закурить или пропустить рюмку водки.

Волевая деятельность заключается в том, что человек может осуществить власть над собой, затормозить непроизвольные импульсы и усилить те, которые представляются ему желательными.

Одним из важнейших аспектов волевого действия является свобода осуществления действия — человек может поступить так или иначе в зависимости от того, какое решение он примет. Эта свобода связана с принятием ответственности за свои действия перед собой и перед другими людьми.

Волевое действие надо отличать от побуждения к деятельности, которое вызывается физиологической потребностью. Когда голодный человек стремится всеми правдами и неправдами к еде и преодолевает на пути к этой цели разнообразные препятствия, то это стремление еще не будет волевым. Но волевым такое поведение станет, если голодный человек не позволит себе украсть что-нибудь из еды, ибо это будет противоречить его понятиям о нравственных принципах.

Воля и воображение

Психологи говорят о волевом действии тогда, когда такое действие протекает одновременно в двух плоскостях, в двух смыслах. Один смысл при этом задается реальным побуждением, а другой — воображаемым. И если человек волевой, то воображаемый мотив или смысл оказывается сильнее. Воображаемый смысл связан с социальными потребностями человека, его представлениями о себе как об общественном существе, уважающем и поддерживающем социальные нормы жизни. Когда молодой музыкант стоит перед дилеммой — сходить ли ему с приятелем в кино или позаниматься на музыкальном инструменте или помочь родителям в работе по дому, то он свободен выбрать либо приятное для себя в данный момент, либо полезное для себя и своей семьи. За делами второго рода будут стоять широкие социальные связи — мастерство в будущей профессии либо похвала родителей. Вообразив реакцию родителей либо оценку своих действий со стороны педагога, молодой музыкант, обладающий волей, выберет второй вид действий. Если же он не сможет себе представить последствия своих действий, то, скорее всего, его поступки будут связаны с поиском развлечений. Таким образом механизмом усиления воли является не простое побуждение, но воображение, помогающее человеку выполнять свои действия, продиктованные более высокой целью.

Через волевое действие человек оказывается связанным со своим будущим, которого еще нет, но которое должно состояться в результате его волевых действий. «Я могу не играть на инструменте сегодня шесть часов, и завтра тоже могу позволить себе пропустить мои занятия, но если я захотел войти в великое братство музыкантов, то я буду упорно заниматься несмотря на усталость, болезни и другие отвлекающие факторы».

В работах отечественных психологов А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович указывается, что личность начинается тогда, когда ребенок приобретает умение контролировать свое поведение под влиянием образов воображения. Представив возможную негативную реакцию родителей на свое поведение, ребенок может удержаться от такого действия, которое они не одобрят. Он не съест все сладости, которые открыто лежат на столе, он уберет за собой свою кровать, он постарается выучить уроки и вынести мусор. Все эти действия контролируются образами воображения и будут лежать в основе его волевых действий. Таким образом начнет формироваться его самоконтроль, который является функцией супер-эго[6].

Как мы уже установили ранее, самосознание человека возникает тогда, когда он обретает возможность посмотреть на себя со стороны, глазами других людей. Такое действие становится возможным при развитии способности к воображению, умении прогнозировать и представлять последствия своих действий как для себя, так и для других людей. И здесь включаются волевые механизмы регуляции поведения. Как указывал наш отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, «воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим влечениям, к тому, чтобы так или иначе отнестись к ним... В результате его действия определяются уже не непосредственно его влечениями как природными силами, а им самим» (183. С. 266–267). Высшие достижения воли оказываются связанными как раз ответственностью перед другими людьми, ибо, как говорил А. де Сент-Экзюпери, «быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе».

Понимание смысла своих действий для себя и для других людей зависит от уровня развития мышления человека, его внимания, точности восприятия, памяти и, как мы уже говорили, воображения. Поэтому чем более высокого уровня развития личности достигает человек, тем больше и сильнее будут проявляться волевые качества в его характере. На высоких ступенях личностного развития человек подключается к духовному опыту всего человечества, содержание которого отражено как в религиозных учениях, так и в мировом фонде культуры. Мировоззрение личности, ее мораль, обусловленные количеством и качеством переработанного социального опыта, становятся решающими в волевых действиях.

Смысл того или иного действия и успешность его выполнения во многим зависят от того, что движет человеком, выполняющим данное действие, т. е. от того, с какой позиции человек рассматривает данное действие. Он может рассматривать его со своей собственной позиции, т. е. со стороны своих непосредственных потребностей и желаний, с позиции ближайшего социального окружения — т. е. со стороны родственников, друзей, знакомых, и с позиции общепринятых нравственных норм, т. е. с позиции всего человечества. Эти нравственные нормы отражены в религиозных заповедях и предписаниях и, в частности, в золотом правиле нравственности — «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы эти другие поступали по отношению к тебе», и в обратной формулировке — «Не делай другим ничего такого, чего бы ты не хотел, что бы они сделали по отношению к тебе самому». Таким образом разного рода потребности в сознании человека могут быть более значимы и менее значимы. В развитой личности интересы высшего порядка, связанные с духовными запросами, подчиняют себе потребности и интересы более низкого порядка. Желание быть включенным в активную социальную жизнь, своими усилиями приносить пользу другим людям заставляет человека преодолевать свою лень и безволие и идти в направлении духовного роста и развития своих способностей.

Изменение мотивации, побуждающей человека к действию, может быть достигнуто следующим образом.

Сменой мотива. Если, к примеру, мне утром хочется понежиться в постели, и мой мотив поначалу связан с тем, чтобы подольше продлить нежное и невинное удовольствие; но время идет и я знаю, что если я пропущу время для утренней зарядки, то весь день буду вялый и не успею сделать запланированные дела. Тогда включается мотив другого порядка — сделать как можно больше дел, для чего надо быть бодрым и сделать зарядку. Тогда я встаю и начинаю ее делать.

Подключением действия к новому мотиву. Например, я играю положенные мне ежедневные этюды, гаммы и упражнения для развития беглости пальцев. В какой-то момент я устал и мне надоело это делать. Тргда я меняю мотив моих действий и спрашиваю себя: а смогу ли я сыграть эти гаммы и упражнения с закрытыми глазами или же в предельно быстром темпе? Тогда я начинаю играть не только для того, чтобы разогреть руки, но и для того, чтобы сделать это с закрытыми глазами.

Изменением позиции человека и его роли. Сыграв какую-то пьесу довольно успешно, я могу спросить себя — а как бы ты сыграл, если бы на твоем месте сейчас были бы Гофман или Рахманинов или тот блестящий виртуоз, которого ты недавно слышал на концерте? Мысленно поменяв свою роль — с ученика на маэстро, я начинаю по-иному относиться к тому, что и как я играю.

При осознании последствий для себя и для других людей. Рассказывают, как один цирковой артист на арене цирка гнул пальцами медные пятаки. Но эти пятаки были предварительно подпилены. Однажды недруги подменили подпиленный пятак на целый. Когда артист увидел это, он пришел в ужас: если он не сломает пятак, то останется без работы и ему нечем будет кормить жену и детей, его будет ждать бесславный конец. Собрав все свои силы, он с отчаянной решимостью согнул-таки пятак.

Вот как настраивал себя на завоевание мировых рекордов в тяжелой атлетике известный атлет Юрий Власов, читая себе стихотворение Эмиля Верхарна:

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов,

Стать сильным, как они, тебе не суждено.

На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,

Ты будешь, как больной, смотреть через окно.

И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,

И скука вьестся в плоть, желания губя.

И в черепе твоем мечты окостенеют,

И ужас из зеркал посмотрит на тебя. Себя преодолеть!..

При включении действия в более широкую социальную мотивацию. Очень часто то, что человек не в силах сделать сам для себя, он с успехом делает для других. В одном из экспериментов А. В. Запорожца студентам предлагалось поднимать груз в трех ситуациях: 1) просто поднять, 2) показать максимальный результат, 3) вообразить, что поднятие груза — это выработка электроэнергии для людей, в месте проживания которых сломалась электростанция. Наиболее высокие результаты достигались в последнем случае.

При включении действия как средства достижения цели в другой деятельности. Если мне не хочется заниматься спортом ради собственного здоровья, то я смогу заставить себя это делать, чтобы была высокая работоспособность в профессиональной деятельности.

Когда человек не может управлять своими действиями, например, в состоянии сильного аффекта, растерянности, страха или изумления, он совершает поступки, которые называются непроизвольными действиями. Так, ударившись обо что-то, человек может непроизвольно закричать; растерявшись во время публичного исполнения, актер может произнести не ту реплику или неверное сценическое движение. При волевом поведении человек управляет своими действиями, направленными на определенную цель, совершая для этого усилия, преодолевающие внутренние или внешние факторы. Людям творческого труда приходится преодолевать болезни, материальные затруднения, усталость, непонимание со стороны коллег и критики, выражающей общественное мнение.

Одним из наиболее существенных моментов воли является осознание свободы своих действий и переживание ответственности за принимаемые решения. Мне приятно поболтать с приятелями по телефону и получить от этого удовольствие, но если я волевой человек и сознаю ответственность перед собой за свой талант, то я преодолею эту слабость и заставлю себя включиться в работу.

Волевые качества личности

Далеко не всегда решения совершить то или иное действие может быть выполнено без усилий. Очень часто происходит борьба мотивов — выбор из нескольких альтернатив наиболее верного решения. Эта борьба сопровождается внутренним конфликтом, часто очень мучительным. Особенно сильны такие переживания бывают в поворотные моменты жизни, когда нам необходимо выбирать профессию, учебное заведение; партнера по браку; место жительства. Нерешительный человек, приняв решение действовать в заданном направлении, в своих мыслях непроизвольно возвращается к отвергнутой альтернативе и может поменять свое решение. Такие колебания могут повторяться много раз, истощая нервные силы. Порочность такого поведения запечатлена в известной притче о Буридановом осле, который, находясь между двух охапок сена, никак не мог решиться на то, какую из них ему следует съесть в первую очередь. В конце концов осел умер от голода.

Проявление решительности или нерешительности зависит от психологических особенностей человека. Так, безапелляционной решительностью и сознанием абсолютной правоты во всем, что они делают, отличаются люди эпитимного и истерического склада. Так называемые психастеники отличаются повышенной склонностью к проявлениям неуверенности, по многу раз возвращаясь к отвергнутым альтернативам.

К другим важным проявлениям воли, наряду с решительностью, надо отнести выдержку, настойчивость, самостоятельность.

Выдержка проявляется в способности управления собой в состоянии отрицательных аффектов раздражения, гнева, страха, отчаяния.

Настойчивость выражается в способности к длительному рабочему напряжению на пути к достижению цели. Настойчивость проявляется в стойкости при неудачах, которые обычно обескураживают человека. В архивах Н. Булгакова сохранилось свыше 300 отрицательных отзывов и разносных рецензий на его произведения, но это не охладило его творческих усилий.

Самостоятельность проявляется в опоре на собственные ум, знания и интуицию при выработке решения. Большое значение здесь имеет доверие к себе и к своим решениям. Высокий уровень самостоятельности дает человеку уверенность в себе, в то время как неуверенность может проявиться во внушаемости, недостаточной прочности собственных позиций и убеждений в отношении каких-либо вопросов.

Волевые качества, во-первых, могут быть развиты неравномерно. Один человек будет чаще обращаться к решительным действиям, другой — опираться на выдержку. Проявляя волевые качества, оказывая сопротивление неблагоприятным обстоятельствам, надо уметь применять гибкую тактику поведения, отступая, когда это необходимо, перед возникшей трудностью, с тем чтобы решить проблему по-другому. Смирение с неизбежным является одной из тактик волевого поведения, что помогает справиться с жизненными трудностями и сберечь нервно-психические силы. Ветви елей в лесу прогибаются под тяжестью нависшего на них снега. Но другие деревья, не сгибающиеся под тяжестью выпавшего снега, как, например, сосна или дуб, могут обломиться. Так, пианист или скрипач, переигравший руки, может пытаться волевым усилием преодолевать боль в руках при игре. Но разумнее в такой ситуации, как это ни тяжело, сменить профиль своей деятельности и постараться приобрести другую музыкальную специализацию.

Волевые качества, во-вторых, могут проявляться по-разному. Один может показать высокое количество баллов в проявлении настойчивости и целеустремленности, другой — в решительности и смелости. Тренировка соответствующего качества происходит только в процессе практической деятельности. Для музыканта-исполнителя такой тренировкой является целенаправленная подготовка к публичным выступлениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.015 с.)