Теории коммуникативного воздействия и их использование в музыкальной пропаганде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории коммуникативного воздействия и их использование в музыкальной пропаганде



В современной психологии процессы формирования и изменения социальных установок изучаются в рамках направлений когнитивной (познавательной) психологии и теории социальных ролей. Эти исследования показали, что результаты восприятия зависят не только от свойств объекта и познавательных способностей субъекта, но и от тех знаний и убеждений, которые разделяют относительно данного объекта другие люди, а также отношения к ним субъекта.

Теоретические положения когнитивной психологии основываются на том, что все имеющиеся у человека знания должны находиться в непротиворечивом соответствии между собой. Поэтому все теории когнитивной психологии (теория баланса Ф. Хайдера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда, теория коммуникативных актов Ньюкомба, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера) получили название теорий соответствия. Все они достаточно полно освещены в отечественной специальной литературе и знание этих теорий хотя бы в общих чертах представляется для музыканта-пропагандиста необходимым (см.: 179).

В теориях соответствия отражается тот известный житейский факт, отмеченный еще Спинозой, что отношение человека к какому-либо объекту опосредовано его отношением к другому человеку и отношением этого другого к данному объекту: «Если мы воображаем, что кто-либо любит, желает или ненавидит что-либо такое, что мы сами любим, желаем или ненавидим, то тем постояннее мы будем это любить, желать или ненавидеть. Если же мы воображаем, что он отвращается от того, что мы любим, или наоборот, то будем испытывать душевное колебание» (цит. по: 37. С. 75). Говоря другими словами, «наше действительное эмоциональное отношение является как бы суммарным и включает как наше собственное отношение, так и отношение тех лиц, которых мы любим или ненавидим» (Там же).

С учетом межличностных отношений построена коммуникативная модель Хайдера, на основе которой было разработано много рекомендаций по ведению правильной пропагандистской работы. Согласно рекомендациям Хайдера, установки реципиента будут меняться тем скорее:

– чем выше авторитет пропагандиста в глазах его аудитории, чем больше она его любит, ценит, уважает, чем больше дорожит его мнением;

– чем большее влияние оказывает пропагандист на слушателей своим общими представлениями о жизни и ценностными ориентациями. Идеальным можно считать тот случай, когда пропагандист принадлежит к референтной группе зрителя и слушателя.

В процессе коммуникации расхождение во взглядах на объект коммуникатора и реципиента не должно быть слишком большим, так как слишком большое несоответствие или даже резкая критика пропагандистом взглядов реципиента может быть обратный эффект. Вместо смены установок может произойти их закрепление ввиду отказа реципиента продолжать процесс коммуникации, который создает сильное отрицательное психологическое напряжение. Это происходит потому, что «личность вообще не стремится к тем ситуациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собственных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей. Соответственно и сравнение осуществляется по преимуществу с теми людьми, чьи мнения и способности более сходны с собственными» (10. С. 115).

Новейшие исследования психологов лишний раз доказывают, что на учащихся больше всего воздействуют не столько знания учителя и применяемые им методы обучения, сколько те эмоциональные связи, на которых строятся их взаимоотношения. В случае отсутствия любви успех обучения будет наименьшим.

В теории когнитивного диссонанса, разработанной Л. Фестингером, рассматривается изменение восприятия и оценки индивидом объекта и самого себя в результате принятия того или иного решения, необходимость которого возникает из потребности согласовать не согласующиеся между собой знания. Например, некто курит и в то же время знает, что курение опасно для здоровья. Два этих факта создают противоречие в сознании индивида — когнитивный диссонанс, который субъективно переживается как неприятное нервное напряжение. Чтобы ослабить этот диссонанс и вернуться в зону нормального психологического самочувствия, индивид может бросить курить совсем, но так как для многих это бывает сделать нелегко, то человек преуменьшает в своих глазах опасность курения, как бы говоря самому себе — другие курят и не болеют. После принятия решения индивид, как правило, старается увеличить достоинства выбранной альтернативы, не видеть ее отрицательных сторон и одновременно с этим старается увеличить отрицательные стороны отвергнутой альтернативы и не видеть ее положительных сторон.

Эффект когнитивного диссонанса психологи определяют так же как феномен недостаточного оправдания выбора. Он имеет место тогда, «когда человек совершает поступок, не имея для этого достаточного оправдания. Возникающий при этом мотив увеличить оправдание побуждает индивида изменять либо свое поведение, либо свое отношение к различным объектам, или же уменьшать важность поступка» (179. С. 25).

В практике музыкального воспитания последствия когнитивного диссонанса можно видеть в стойком неприятии произведений классической музыки и фольклора. Когда школьник, не обладающий музыкальной культурой, заявляет, что классика устарела, что наше время — это время других ритмов и скоростей, и, следовательно, иной музыки, то в подобном негативном отношении ясно прослеживается желание защититься от необходимости работы над своей культурой, стремление оправдать свою душевную лень, увидеть отрицательные черты в том, что кажется непонятным.

С точки зрения теории когнитивного диссонанса не всегда верно утверждение о том, что любое обучение должно строиться исключительно на интересе. Не являются в данном случае исключением и занятия музыкой. Что же здесь может произойти? Нежелание учащегося заниматься каким-либо делом и в то же время вынужденная необходимость совершать это дело в силу каких-то обстоятельств (давление родителей или сверстников, боязнь плохой отметки) приводят к возникновению когнитивного диссонанса. Как следствие этого в мотивационной структуре происходит перестройка таким образом, что учащийся стремится найти приятные моменты в том, что он делает. Изменение отношения к объекту в соответствии с действиями субъекта регистрируется не только в экспериментальных психологических исследованиях. Мы находим подтверждение этому в биографиях некоторых известных музыкантов. Не является большим секретом тот факт, что многих из них их родители заставляли заниматься музыкой нередко против их воли.

Специалисты в области когнитивной психологии считают, что генератором познавательной активности человека является мотив сохранения им высокой самооценки. Противоречие между знанием «Я — хороший» и «Я могу показаться другим и себе плохим, так как совершаю плохой поступок» является наиболее обобщенной причиной возникновения когнитивного диссонанса. Внутренний конфликт неминуемо возникает в сознании человека тогда, когда он осознает, что его мысли и действия расходятся с семейными и общественными идеалами. В то же время, как верно отмечает А.В. Зосимовский, «подчинение жизни правильно понятым высоконравственным идеалам обогащает ее, способствует возвышению человека в его собственном мнении и мнении окружающих, углубляет все его чувства» (77. С. 97).

Когда человек соглашается делать то, что поначалу противоречит его взглядам и убеждениям, он старается перестроить систему своих ценностных ориентации таким образом, чтобы она соответствовала тому, что он делает. В этом случае оценка выбираемой альтернативы, ее привлекательность увеличивается. Интерес к музыке в данном случае не является исключением.

Если, например, в условиях урока музыки учитель говорит о достоинствах классической музыки, к которой ученик не испытывает особого уважения, то у ученика в сознании может возникнуть конфликт, так как учитель предлагает ученику такую информацию, которая не согласуется с его прошлым опытом. Однако ученик понимает, что если он будет продолжать отрицать достоинства классической музыки, то в глазах учителя, который является выразителем общественного мнения, он будет выглядеть в неприглядном свете. Чтобы избежать этого, ученик будет стараться с помощью учителя найти в классической музыке нечто ценное для себя, т. е. преобразовать имеющуюся у него негативную ориентацию по отношению к классике в позитивную. Аналогичный процесс может иметь место и при восприятии всех других ценностей, которые предлагает ученику любимый им учитель.

Данные ролевой теории исследуют закономерности изменения мыслей, чувств и действий индивида под влиянием принятой им на себя роли. Зрелость личности определяется готовностью человека к исполнению общественных требований, которые предъявляются ему в виде норм, правил выполнения той или иной деятельности. Стремясь соответствовать общественным требованиям в предлагаемой ему социальной роли, человек развивает в себе требуемые способности, умения, знания.

Для успеха выполнения деятельности имеет большое значение личностная вовлеченность, или, говоря другими словами, идентификация образа «Я» с ролью. С точки зрения социальной психологии образ «Я» (или Я-концепция) есть «социальная установка, включающая в себя три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание самого себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства; и поведенческий — т. е. практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов» (90. С. 61).

В процессе взаимодействия личности с ролью во всех трех компонентах происходят изменения в том направлении, которое диктуется исполнением ролевых требований. Если роль требует смелости, человек становится более смелым, если проявления милосердия и сочувствия, человек становится более добрым, и т. д. Хорошо известны опыты американского психолога Ф. Зимбардо, в котором добровольцы согласились принять на себя роль тюремщиков и узников. Личностные изменения участников эксперимента, последовавшие вскоре после его начала, были столь разительны и негативны, что опыты пришлось прекратить. Но хорошо известны примеры и обратного порядка, когда ценная в социальном плане роль преображала личность. Опыт А.С. Макаренко содержит в себе много доказательств этого положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.006 с.)