Развитие творческих способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творческих способностей



В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Рассматривая детские рисунки и восхищаясь их непосредственностью, мы должны в то же время отличать, где находится сила воображения, а где слабость критической мысли. Последнее в детских рисунках нередко преобладает. Как указывал С. Рубинштейн, «отлет от действительности детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребенок не знает ее, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность» (155. С. 378).

Что помогает творчеству

Вдохновение — прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы, от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находился «в ударе». Что этому может способствовать?

Сильное эмоциональное переживание. При этом неважно, положительное оно, или отрицательное. Шедевры рождаются как под влиянием счастливой любви, так и несчастной. Толстой писал «Войну и мир» в окружении счастья, царившего в тот период в его семье. То же самое, вероятно, было и тогда, когда Рембрандт писал свой автопортрет с Саскией на коленях. Греческий воин пробежал 40 км, чтобы сообщить радостную весть о победе у города Марафона.

Роль несчастий в создании шедевров искусства широко известна. Здесь можно вспомнить несчастную любовь Бетховена, Берлиоза, Чехова; тяжелые болезни у Шуберта, Шумана, Дворжака; потерю близких — смерть жены у Баха; смертельная болезнь Моцарта; душевное потрясение Д. Шостаковича в момент создания Седьмой симфонии; и многое другое.

Некоторые телесные недуги, такие как подагра, туберкулез, способствуют тому, что в организме создаются химические вещества, которые стимулируют высокую работоспособность и особую зоркость видения окружающего мира. При подагре в организме, в крови образуется много мочевины, которая является стимулятором мозговой деятельности. По своему составу формула этой кислоты похожа на ту, которая имеется в кофе и в пиве.

Вино очень многие творцы используют в качестве стимулятора творчества. Считается, что расширение сосудов головного мозга способствует улучшению мозгового кровообращения и, как следствие, хорошему самочувствию и ясности мышления. И хотя Гегель сказал, что «одна лишь горячая кровь еще не есть вдохновение», и что «шампанское не создает поэтического произведения», многие творцы издавна прибегали к вину как средству стимулирования своей работы. Ему отдали дань уважения Пушкин, Бетховен и знаменитый Омар Хайям. Врач Авиценна во второй половине своей жизни свои исследования проводил будучи чуть-чуть «навеселе». Йоги для улучшения мозгового кровообращения практикуют стойку на голове.

Многим творцам помогает такой способ стимуляции, как длительные посты и голодания. Известный американский диетолог Поль Брэгг в своей книге «Чудо голодания» указывает на древнегреческих философов и библейских пророков, которые часто постились и голодали. Считается, что во время голода организм очищается от вредных шлаков, отравляющих его изнутри, кровь становится более чистой и, соответственно, улучшается качество питания мозга. По преданиям, Пифагор принимал в свою школу только тех учеников, которые могли выдержать семидневное голодание.

Особо стоит вопрос о гениальности художника и его психическом заболевании. Еще Платон считал, что творчество — это бред, даруемый нам богами. В этом отношении очень интересна книга итальянского невропатолога Ломброзо «Гений и помешательство», вышедшая в конце прошлого века. Ломброзо собрал большое количество фактов из биографий знаменитых писателей, художников, музыкантов, политиков, ученых о странностях их привычек, характеров, аномалиях в строении черепа. О гениальных людях и помешанных можно сказать, как он утверждал, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Так, Микельанджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену.

По мнению Ломброзо, между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Одна из особенностей гениев — наличие в их духовной сфере сильных противоречий. Так, Руссо любил деревню, но жил преимущественно в городе. Он написал трактат о воспитании, но своих детей отдавал в детский приют. Гениям не свойственна усидчивость. Они любят много путешествовать. Большое значение придают своим снам. Многие из них обладают большим черепом неправильной формы. У многих были отклонения в половой сфере.

Самая существенная черта гениев — чередование перемежающихся состояний экстаза и упадка сил. В этом проявляется, в частности, циркулярный психоз, при котором настроение колеблется от положительного до крайне отрицательного.

Душевные заболевания нынешние психологи находят у Декарта, Паскаля, Ньютона, Фарадея, Дарвина; у философов — Платона, Канта, Шопенгауэра, Эмерсона, Спенсера, Ницше, Джеймса.

Особенности творческой личности в дополнение к тем, что мы уже отмечали, — ее выраженный нарциссизм. Поглощенность собой, ориентация на самого себя, богатая внутренняя жизнь, первичные мыслительные процессы, импульсивность, независимость, самоутверждение, потребность в господстве и доминировании, готовность использовать других людей для достижения своих целей, отсутствие эмпатики, напористость и агрессивность, потребность в признании окружающими — свойственны как творческой личности, так и личности с чертами нарциссизма.

Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют сильные чувства, то склонность к музыке оказывается ведущим средством выражения духовной жизни человека. Это, по мнению Ломброзо, служит объяснением, почему среди гениальных безумцев так много музыкальных знаменитостей. К их числу он относил Глюка, Генделя, Моцарта, Шумана, Бетховена, Доницетти, Перголези.

Выводы

Жизнь — это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого жизненного кризиса и начала нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действий. Хотя обучить творческому акту нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и появлению.

Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.

Творческого человека отличают широта интересов, большая эмоциональная впечатлительность, желание следовать по жизни своею собственной тропой, не нарушая при этом норм этики. Формирование в процессе самовоспитания черт творческой личности может явиться для молодого музыканта хорошим ориентиром на путях профессионального роста.

Обращение к сферам бессознательного, развитие интуитивного мышления, склонность к юмору и парадоксальным ассоциациям составляет еще одну важную черту творческой личности. Однако природа нередко требует своей платы за наличие у человека таланта, чем и приходится ему расплачиваться в виде некоторых болезней и тяги к вину. Однако при соблюдении здоровых принципов жизни эти негативные последствия одаренности могут быть сглажены.

Вопросы для повторения

1. В чем проявляется объективная и субъективная ценность
творчества?

2. Как зависит творческий процесс от исторических и социальных условий?

3. Как проявляется взаимосвязь умений, знаний, навыков и творчества?

4. Черты творческой личности.

Рекомендуемая литература

1. Гончаров Н.В. Гений в искусстве и науке. М, 1991.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

3. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970.

Художественное творчество

Почему художник создает свое произведение? Отвечая на этот вопрос, К. Маркс писал: «Мильтон создавал свой "потерянный рай" по той же причине, по какой шелковичный червь производит шелк. Это было действенное проявление его натуры» (114. Т. 48. С. 51). Говоря другими словами,


художник создает свое произведение потому, что он не может его не создать. Такова его природа, т. е. дар, доставшийся ему от рождения. Достоевский говорил, что в его литературном деле для него есть одна торжественная сторона, его цель и надежда, которая заключается не в достижении славы и денег, а в достижении выполнения синтеза его художественной и поэтической идеи, т. е. желании высказаться в чем-нибудь, по возможности, вполне, прежде чем он умрет. Аналогичным образом высказывался Л. Толстой, говоря, что почти во всем, что он писал, им руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою для выражения себя (см.: 177. Т. 17. С. 433).

Потребность излить свои чувства на холсте, на бумаге, в нотных знаках проистекает из-за перегруженности эмоциональной сферы художника жизненными впечатлениями. То, что для обыкновенного человека является обыденным фактом жизни, в душе художника вызывает богатейшие гаммы переживаний в виду особой впечатлительности и эмоциональной отзывчивости его психической организации. Из многочисленных теорий, объясняющих природу художественного творчества, мы остановимся на концепции искусства, предложенной Фрейдом в рамках созданного им направления психоанализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.008 с.)