Вентиляция и кондиционирование пассажирских вагонов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вентиляция и кондиционирование пассажирских вагонов.



При длительном пребывании пассажиров в закрытом помещении без необходимого воздухообмена температура воздуха, а также содержание углекислого газа и других вредных веществ увеличиваются. Для нормализации условий в вагоне необходимо правильно эксплуатировать систему вентиляции, следить за ее исправностью, ограничивать курение в вагоне, проводить влажную уборку.

Вагоны должны быть оборудованы как механической приточной, так и естественной вытяжной вентиляцией.

Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 м3/час и зимой не менее 10 м3/час на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1%.

В зависимости от наружной температуры на каждое место должна обеспечиваться подача воздуха не менее: 10 м3/ч при температуре наружного воздуха ниже -200С; 15 м3/ч при температуре наружного воздуха от -200С до -50С; 20 м3/ч при температуре наружного воздуха от -50С до + 260С; 15 м3/ч при температуре наружного воздуха выше + 260С.

Движение воздуха в местах нахождения пассажиров должно быть равномерным, без сквозняков и не превышать 0,2 м/сек в зимний период, а при работе кондиционера в летний период 0,25 м/сек. В вагонах без кондиционирования воздуха в летний период допускается скорость движения воздуха 0,4 м/сек.

Подаваемый в вагоны воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна превышать 0,5 мг/м3. Фильтры установлены в потолочных люках тамбура. Действие фильтров основано на том, что частицы пыли при прохождении через слой сеток, покрытых вязкой масляной пленкой, прилипают и задерживаются на сетке. Загрязненность фильтров определяется по следующим признакам:

· фильтр покрыт толстым слоем пыли;

· при легком сотрясении сетки кусочки пыли легко отстают от нее;

· пыль сухая, без маслянистого блеска;

· заметно проникновение пыли в вагон.

Рекомендуется регулярно, перед очередной уборкой, при подготовке в рейс, производить продувку каналов путем пуска вентилятора на максимальных оборотах в течение 15 – 20 минут. Фильтры следует регулярно заменять или прочищать (по графику).

Система кондиционирования вагонов должна обеспечивать равномерное охлаждение. Температура подаваемого в вагон воздуха при охлаждении его должна быть не ниже + 16 0С. Наиболее благоприятна для человека температура 18 – 20 0С, относительная влажность 30 – 70%.

Забор подаваемого в вагон наружного воздуха должен производиться в наименее загрязненном месте. Объем рециркуляционного воздуха может составлять не более 30%.

Вентиляционные камеры должны быть тщательно изолированы, особенно от котельных отделений и кухни, для предотвращения подсоса воздуха из этих помещений.

Большое значение для поддержки чистоты воздуха в вагонах имеют устройства для естественной вентиляции (вытяжные потолочные дефлекторы). Для нормального режима их работы необходимо соблюдать следующие условия:

· дефлекторы в туалетах и купе должны быть летом открыты, зимой – полуоткрыты;

· дефлектор в не рабочем тамбуре должен быть всегда полностью открыт;

· летом в пути следования можно открывать окна только с правой стороны по ходу поезда, чтобы избежать сквозняков и излишнего загрязнения пылью от встречных поездов.

Современные цельнометаллические вагоны оборудуются установками для кондиционирования воздуха. Они создают постоянный воздухообмен, автоматическое охлаждение или подогрев воздуха и регулирование его влажности.

 

Санитарные требования к системе отопления

Пассажирских вагонов.

Система отопления в пассажирских вагонах должна обеспечивать равномерный обогрев помещения в зависимости от их назначения.

Система отопления должна обеспечивать среднюю температуру воздуха в помещениях пребывания пассажиров не ниже + 200С при температуре наружного воздуха - 400С.

Система отопления должна поддерживать температуру воздуха в купе, салонах и служебных помещениях + 220С +/- 20С, в умывальных (душевых) спальных вагонов от +230С до +250С, в туалетах от +160С до +180С.

Допускаются колебания температуры воздуха в помещениях вагона по вертикальному градиенту до 30С.

Температура наружных ограждающих поверхностей стен не должна быть ниже температуры окружающей среды более, чем на 30С. Температура внутренних ограждений не должна быть ниже 150С.

Конструкция отопительных приборов должна обеспечивать их удобную очистку от пыли и загрязнения.

Отопительные приборы следует размещать по длине наружных стен и на высоте от пола, позволяющей производить их очистку.

Температура на поверхности отопительных приборов не должна превышать +800С (для электронагревателей не должна превышать +2000С).

Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов не должна превышать +600С.

 

Санитарные требования к системе освещения

Пассажирских вагонов.

 

Искусственное освещение должно обеспечивать хорошую освещенность, не создавать отраженной блесткости и резких контрастов.

Для искусственного освещения должны быть использованы люминесцентные лампы, близкие по спектру к дневному свету.

В спальных пассажирских вагонах и в служебных помещениях вагонов на уровне 800 мм от пола, на расстоянии 600 мм от спинки дивана и на поверхности столика должна быть обеспечена освещенность не менее 150лк при включенном люминесцентном и местном освещении.

При освещении лампами накаливания освещенность должна быть не менее 50 лк.

Каждое спальное место должно иметь местное освещение. Освещенность от светильника местного освещения на расстоянии 0,7 м от стены вагона и на высоте 0,5 м от поверхности дивана должна быть не менее 40 лк.

Освещенность на уровне пола в больших коридорах должна составлять50 лк, а в малых коридорах – 30 лк, в туалетах – 50 лк, в тамбурах и переходных площадках – 30 лк.

В котельных отделениях вагонов освещенность на уровне контрольных приборов должна быть не менее 30 лк.

На ступеньках входа в вагон освещенность должна быть не менее 20 лк.

Во всех вагонах должно быть предусмотрено аварийное освещение для эвакуации людей с освещенностью на уровне пола не менее 1 лк.

 

Санитарно-гигиенические требования к помещениям и оборудованию вагонов в пассажирских поездах дальнего следования.

Конструкция современного пассажирского вагона предусматривает места для размещения пассажиров и дополнительные помещения: санитарные узлы, коридоры, котельное отделение, служебное отделение, купе для отдыха проводников, тамбуры и переходные площадки.

Материалы для внутривагонной отделки должны быть стойкими к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобными для очистки от загрязнений, быть мало- или умеренно-опасными при горении, а также разрешенными к применению в Российской Федерации (в установленном порядке).

Материалы для полов в помещениях вагона должны иметь гладкую, но не скользкую поверхность, удобную для очистки, и удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям данных поверхностей.

Кузов вагона должен иметь звуко-, вибро- и тепловую изоляцию. Теплоизоляция должна обеспечивать перепад температуры на внутривагонной поверхности наружных ограждений не более +30С от температуры пристеночного воздуха у места замера.

Вход в вагон и выход должны иметь подножки, обеспечивающие удобное и безопасное движение пассажиров с достаточным количеством ступенек для посадки с низкой платформы.

Ступеньки на подножках не должны иметь скользкую поверхность, а также задерживать снег, воду и грязь.

Переходные площадки (платформы) пассажирских вагонов должны иметь закрытое исполнение, исключающее попадание влаги и грязи.

Двери пассажирских вагонов должны обеспечивать свободное движение пассажиров с багажом.

В вагонах, где предусмотрены купе для инвалидов-колясочников, ширина двери должна быть достаточной для въезда и выезда пассажиров в инвалидной коляске.

Наружные двери должны открываться внутрь, иметь герметичное уплотнение, исключающее попадание воды и снега внутрь тамбура, запоры и быть застекленными в верхней части для обеспечения естественного освещения тамбура и переходной площадки. По обеим сторонам дверей должны устанавливаться металлопластиковые поручни.

Полностью из стекла или максимально застекленными должны быть двери по обоим концам коридора, отделяющие пассажирскую часть вагона от мест общего пользования. Для застекления дверей должны использоваться безосколочные и негорючие материалы.

Двери в вагоне должны быть оборудованы травмобезопасными ручками.

Двери туалетов и умывальников открываются внутрь и имеют указатели «свободно», «занято».

Двери купе должны быть оборудованы замками или фиксаторами, обозначением номера купе.

Двери служебного отделения и проходные двери в коридоре должны иметь фиксаторы удержания их в открытом состоянии.

Рабочий тамбур должен обеспечивать свободный проход пассажиров с багажом, быструю эвакуацию в аварийной ситуации, проезд и разворот инвалида в коляске. В конструкции тамбура необходимо предусматривать решетки в полу для чистки обуви пассажиров, на торцевых стенах – ящики для хранения запаса топлива, уборочного инвентаря и другого имущества.

Коридоры должны быть удобными для движения пассажиров с багажом, в вагонах с купе для инвалидов-колясочников обеспечивать проезд коляски.

Окна пассажирских вагонов должны иметь двуслойное остекление плоским безопасным стеклом, обеспечивать достаточную видимость и естественную освещенность, звуковую и тепловую изоляцию, удобство очистки безрамных пространств.

Окна туалетов, умывальных и котельных должны остекляться узорчатым или тонированным непрозрачной пленкой стеклом.

Открытие окон вагонов без кондиционирования воздуха должно обеспечиваться на 1/3 их высоты, с небольшим усилием и возможностью их фиксации.

В вагонах должно быть купе для отдыха проводников. Не допускается расположение спального места и служебного кресла с ориентацией вдоль окна (спиной к окну).

В вагонах должно быть предусмотрено место для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья.

Переходные площадки для безопасности перехода пассажиров должны иметь дежурное и аварийное освещение, а также удобные поручни.

Окна в коридоре для безопасности пассажиров ограждаются горизонтальными поручнями. На окнах пассажирских помещений должны быть светонепроницаемые шторы и устройства для фиксации их на любом уровне закрытия.

Окна оборудуются солнцезащитными занавесками с надежным и удобным механизмом действия.

В коридоре вагона могут устанавливаться репродукторы с регуляторами громкости, электророзетки для пылесоса и электробритвы, размещаться информационные материалы и т.д. В малом коридоре неслужебного конца вагона устанавливается мусоросборник.

В вагоне должны быть в рабочем состоянии два санитарных узла. Пол в туалетном помещении должен иметь уклон к отверстию для слива воды. Отверстие закрывается пробкой. Трубопроводы для сточных вод теплоизолируются, оборудуются обогревательными устройствами и размещаются на удалении от подвагонного оборудования для предотвращения его загрязнения.

Туалет должен иметь унитаз с кнопочным или педальным приводом промывки, пластмассовое сидение с крышкой, на которой монтируется ручка для ее поднятия: сиденье фиксируется в поднятом положении. Унитаз должен обеспечивать пользование им без сидения. На стене туалета возле унитаза укрепляется поручень, ящик с одноразовыми мешками для сбора мусора, держатель для туалетной бумаги, сосуд с моюще - дезинфицирующим средством и ершом.

Умывальник в туалете оборудуется смесителем горячей и холодной воды, дозатором жидкого мыла, полкой с бортиком для туалетных принадлежностей, зеркалом. Над водозаборными кранами устанавливается надпись «Вода не питьевая». Около умывальника раздельно размещаются коробки – отделения для чистых и использованных бумажных полотенец и др., преобразователь тока для электробритвы, крючки – вешалки для одежды и полотенца.

Поверхности стен и потолка в санузлах покрываются материалами, стойкими к воздействию дезинфицирующих средств.

При проведении реконструкции и модернизации пассажирских вагонов их оборудуют экологически чистыми системами туалетов, обеспечивающими сбор фекальных стоков в замкнутые ёмкости в пунктах формирования и пунктах оборота без выброса на пути и междупутья.

Служебные помещения в вагоне должны быть оборудованы:

· пультом управления электрооборудованием и системой жизнеобеспечения вагона,

· раздельными шкафами для спецодежды, посуды, напитков и продуктов чайной торговли,

· раковиной с подводкой горячей и холодной воды,

· холодильником для хранения продуктов с обеспечением температуры в камере +40С + 20С,

· СВЧ-печью,

· диваном для дежурного проводника,

· подоконным столиком, зеркалом,

· громкоговорителем с регулятором громкости,

· термометром для показания температуры внутри вагона,

· установкой пожарной сигнализации,

· пультом установки пожарной сигнализации.

· В вагонах «СВ» и купе для инвалидов дополнительно устанавливается сигнальное табло вызова проводника (от торцевой тамбурной двери), устройство для связи и переговоров с пассажирами (для вновь проектируемых и строящихся вагонов).

Котельное отделение оборудуется:

  • 4 электрическим или комбинированным отопительным котлом для нагрева теплоносителя в системе отопления, 4 бойлером для нагрева воды, 4 емкостью для хранения топлива,
  • термометрами для определения температуры воды в котле и наружной температуры воздуха,
  • графиком режима отопления,
  • рядом с котельным отделением должна быть емкость для рейсового запаса твердого топлива.

В оборудование пассажирских купе включаются:

  • полки для лежания,
  • полки или ниша для багажа,
  • откидной подоконный столик с закругленными углами,
  • гардероб или крючки и вешалки,
  • откидная сетка (полка) для мелких вещей над каждым местом,
  • встроенная выдвижная лесенка для подъема пассажира на верхнее спальное место,
  • встроенный радиорепродуктор с регулятором громкости,
  • электророзетка для бритвы,
  • термометр, зеркало, в вагонах «СВ», дополнительно - устройство вызова проводника.

В спальном вагоне для хранения использованного постельного белья должно быть предусмотрено изолированное от других помещений место с ёмкостью, достаточной по расчету на один конец дальнего рейса.

В целях повышения комфортности проезда пассажиров оборудование купе может модернизироваться при условии обеспечения безопасности для здоровья.

Для удобства посадки в вагон инвалидов-колясочников в новых типах вагонов предусматривается встроенный вагонный подъемник коляски (механический, гидравлический, электрический) с обслуживанием проводников. Подъемник размещается с не котловой стороны вагона.

Применяемые в пассажирских вагонах технические приборы и устройства (пожароохранная сигнализация, СВЧ-печи и др.) должны находиться в исправном состоянии и не оказывать вредного воздействия на здоровье пассажиров и работников поездных бригад.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.035 с.)