Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарий к статье 132 Кодекса

Поиск

 

Согласно ст.88 Земельного кодекса РСФСР землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск. При необходимости временного (эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Использование этих земель осуществляется в порядке, установленном ст.45 "Право предприятий, учреждений и организаций на проведение изыскательских работ" и ст.46 "Обязанности предприятий, учреждений и организаций, проводящих изыскательские работы" ЗК РСФСР.

Кроме того, согласно ч.2 ст.88 и ч.4 ст.83 Земельного кодекса в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель. Участки, на которых устанавливаются указанные зоны, у землевладельцев не изымаются, но в их пределах вводится особый режим землепользования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель, обязаны обозначить границы зон специальными информационными знаками (см.: Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы"*(86).

На практике земли с особыми условиями лесопользования бывают двух видов - внутренние и внешние. Внутренние запретные зоны устанавливаются командованием воинских частей на закрепленных за ними землях: здесь обычно запрещается проход и проезд всех без исключения посторонних лиц; во внешних запретных зонах земли остаются у прежних землевладельцев, но вводятся ограничения, согласованные с командованием соответствующих частей.

В юридической литературе предпринимаются попытки конкретизировать понятия "нужды обороны". Предполагается, что это использование земельных участков и территорий для:

строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности вооруженных сил (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и других мероприятий);

разработки, производства и совершенствования оружия и военной техники (размещение военных предприятий, испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах, хранилищах и складах (см.: Земельное право России / Под ред. В.В.Петрова. М., 1995. С.204).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "Об обороне"*(87) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

Земли, предоставленные для нужд обороны, должны использоваться в соответствии с тем назначением, которое было определено при предоставлении земель. На воинские части могут возлагаться обязанности по проведению некоторых общехозяйственных мероприятий на закрепленных за ними землях - по уходу за насаждениями, имеющими научное или культурное значение, обеспечению их сохранности; по борьбе с сорняками и вредителями леса; по борьбе с лесными пожарами. В комментируемой статье излагаются основы порядка и называются субъекты ведения лесного хозяйства на землях обороны.

Поскольку в статье затронуты вопросы государственного контроля на этих землях, необходимо привести нормы Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды":

экологические требования, предъявляемые законом к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, к дислокации войск и военной техники (кроме особых ситуаций);

в соответствии с законодательством Российской Федерации военные органы обязаны возместить вред, причиненный окружающей природной среде и здоровью человека;

должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей (ст.55 и 70 Закона "Об охране Окружающей природной среды").

Под особыми ситуациями можно понимать территории с особым порядком управления, зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, местности, находящиеся на чрезвычайном положении: в отношении каждой из них уполномоченным государственным органом должен быть принят в пределах его компетенции соответствующий правовой акт, изменяющий режим земле- и лесопользования. Например, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" в ряде местностей все функции органов государственной власти переходили к органам военного управления, по приказу которых и осуществлялось занятие воинскими частями лесов и земель для своих. Однако в местностях, не объявленных на военном или чрезвычайном положении, даже при ведении военных действий должен соблюдаться общий порядок занятия и использования лесов и земель.

Поскольку на федеральный орган исполнительной власти по вопросам обороны возложено ведение лесного хозяйства и обеспеченые рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, в системе Министерства обороны на отведенных воинским частям землях организовываются военные лесные хозяйства или военные лесничества. Государственный контроль за ведением в них лесного хозяйства наряду с Министерством обороны должна осуществлять и Федеральная служба лесного хозяйства. Эти хозяйства предназначаются для выделывания продукции, необходимой военным организациям и учреждениям, организации буферных зон перед важными военными объектами, для рекреационных целей и др. В первой половине XX века (да и в предыдущие столетия) военная доктрина России предусматривала сохранение густых труднопроходимых лесов на направлениях возможной агрессии из-за рубежа - для устройства завалов, непреодолимых препятствий для больших масс конницы, танков, тяжелой артиллерии, невозможности прицельного огня; на западном направлении рубки главного пользования ограничивались, что предусматривалось государственной лесной политикой.

К теме комментируемой статьи примыкает и лесопользование в пограничной полосе, режим которой определяется Законом от 1 апреля 1993 г. Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", а также ст.129 ЛК РФ. В пограничную зону включаются: полоса местности шириной до 5 километров вдоль границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и других водоемов и островов на указанных водоемах. В пограничную полосу могут не включаться места массового отдыха, активного водо- и лесопользования, отправления религиозных обрядов и иные места массового традиционного пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Законом определяются особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведение массовых общественно-политических и культурных мероприятий в пограничной полосе, содержание и выпас скота у государственной границы (ст.16-19 Закона "О государственной границе Российской Федерации"*(88).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.008 с.)