Комментарий к статье 20 Кодекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарий к статье 20 Кодекса



 

Данная статья развивает положения п.2 ст.261 ГК РФ (в настоящее время эта норма еще не действует, поскольку до сих пор не принят новый Земельный кодекс Российской Федерации), устанавливающего, что, если иное не предусмотрено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, расположенные на нем лес и растения. Это означает, что гражданское законодательство допускает возможность признания древесно-кустарниковой растительности как объектов права частной собственности. ГК РФ относит решение этого вопроса к сфере лесного законодательства - Лесного кодекса Российской Федерации. Лесной кодекс признал древесно-кустарниковую растительность (подробнее см. комментарий к ст.11 ЛК РФ), находящуюся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности юридическому или физическому лицу, объектом права частной собственности.

Одновременно в ЛК РФ определены пределы реализации частным собственником своих правомочий владения, пользования и распоряжения такой растительностью. Древесно-кустарниковая растительность, находящаяся в частной собственности, может иметь два правовых режима: режим собственности на древесно-кустарниковую растительность, произраставшую на земельном участке до момента возникновения права собственности у лица на данный участок, и режим собственности на древесно-кустарниковую растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности собственника или естественным путем после возникновения у лица права собственности на земельный участок.

В отношении первого вида режима собственности на древесно-кустарниковую растительность ЛК РФ предусматривает, что собственник вправе осуществлять свои правомочия в соответствии с требованиями лесного законодательства (см. комментарий к гл.19 ЛК РФ) и законодательства о растительном мире, которое пока еще не принято. Что касается древесно-кустарниковой растительности, которая появилась после возникновения права собственности на земельный участок, то собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению.

 

Комментарий к статье 21 Кодекса

 

Комментируемая статья впервые закрепила в лесном законодательстве понятие "лесной сервитут", под которым подразумевается право ограниченного пользования объектом лесных отношений. Это весьма специфический вид сервитутов, закрепленный в Лесном кодексе по аналогии с водными сервитутами, предусмотренными Водным кодексом Российской Федерации. Понятие "лесной сервитут", как, впрочем, и "водный сервитут" не совпадают с классическим понятием "сервитут" (см. комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А.Боголюбова. М., 1997).

Сервитуты - это один из видов вещных прав, возникших еще в римском праве. Необходимость правового регулирования сервитутных отношений в России возникла в связи с установлением права частной собственности на землю. Суть понятия сервитута состоит в том, что один собственник недвижимости (земельного участка) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования этим участком. Отличительным признаком сервитута является то, что сторонами в сервитутном правоотношении предстают собственники недвижимости.

Лесной кодекс внес существенные коррективы в содержание понятия сервитута, сформировавшееся в римском частном праве. Так, когда речь идет о публичном, лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов - Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а с другой - неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого сервитутного правоотношения могут быть только лесопользователи-несобственники.

Суть общих положений о сервитутах, предусмотренных ст.274-277 ГК РФ, которые применимы в определенной степени к регулированию только частных лесных сервитутов, заключается в следующем. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок (участок лесного фонда или участок лесов, не входящих в лесной фонд), прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества (лесопользователя), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (лесопользователем) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК РФ предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно-правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления.

Собственник земельного участка (пользователь участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд), обременного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы. По требованию собственника земельного участка (пользователя участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лесной фонд), обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу (участок лесного фонда или участок леса, не входящего в лесной фонд), в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник (лесопользователь) вправе требовать по суду прекращения сервитута. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке (см. также комментарии к ст.86 и 123 ЛК РФ).

 

Комментарий к статье 22 Кодекса

 

В этой статье закреплены титулы прав лесопользования, на основании которых допускается использование лесов. Виды титулов прав лесопользования различаются в зависимости от категории участка леса: относится ли участок леса к категории участков лесного фонда или к участкам лесов, не входящих в лесной фонд.

Так, пользование участками лесного фонда допускается на следующих правах пользования: договора аренды (см. комментарий к гл.4 ЛК РФ); безвозмездного пользования (см. комментарий к ст.36); концессии (см. комментарий к ст.37-41) и краткосрочного пользования (см. комментарий к ст.43). Пользование участками лесов, не входящими в лесной фонд, допускается только на титулах безвозмездного пользования или краткосрочного пользования.

Следует обратить внимание на то, что право лесопользования осуществляется на основе признания многофункционального значения лесов, то есть одновременного использования одного и того же участка леса разными лицами и в различных целях (подробнее об этом см. комментарий к ст.6). Практическая реализация принципа многоцелевого (многофункционального) лесопользования состоит в том, что права различных лесопользователей в отношении общего участка леса могут быть ограничены в порядке, предусмотренном ст.21 ЛК РФ (см. комментарий), путем установления лесных сервитутов.

 

Глава 5. Возникновение, осуществление, ограничение, приостановление, прекращение и защита прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.008 с.)