Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комментарий к статье 72 КодексаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная статья Лесного кодекса в основном сохраняет преемственную связь с изложенными ранее в Основах лесного законодательства Российской Федерации целями и содержанием лесоустройства, если не считать отдельных редакционных отличий и дополнений, о которых будет сказано ниже. Такая преемственность может быть объяснима введенной в декабре 1994 г. Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России (далее - Инструкция), которая в известной мере явилась "мостом", соединившим два названных федеральных лесных закона. В Инструкции в определенной мере были учтены требования, связанные с переходом к рыночной экономике, главным образом в части арендных отношений, что продолжает оставаться ведущим направлением в развитии лесного хозяйства. Основные положения, раскрывающие содержание лесоустройства, составляют две взаимосвязанные группы. Первая из них касается проведения и подготовки материалов по инвентаризации лесного фонда, вторая - составления лесоустроительного проекта. Соответственно и Инструкция делится на две части, давая подробные пояснения к проведению всего комплекса работ по лесоустройству, что освобождает от необходимости входить в детали изложения. Остановимся лишь на наиболее важных положениях, раскрывающих сущность лесоустройства. Это тем более необходимо, если учесть, что лесоустройство как наука и практическая сфера деятельности после известной дискуссии 30-х гг. было по существу ликвидировано и так до сих пор не восстановлено в тех масштабах, которые должны быть ему присущи и рано или поздно будут достигнуты. По своему смысловому значению лесоустройство сводится к обоснованию среднесрочного плана организации неистощительного пользования лесом и наиболее эффективного ведения лесного хозяйства для обеспечения максимально возможной доходности и наибольшей полноты достижения поставленных целей. По существу, это и есть план лесоуправления (термин, все чаще встречающийся в зарубежной литературе). Срок этого плана определяется продолжительностью ревизионного периода - в среднем около 10 лет, с колебаниями в зависимости от интенсивности хозяйства - от 5 до 15 (иногда до 20) лет. Заметим, что в условиях рыночной экономики план не имеет того директивного характера, который ему приписывался в административно-командной системе управления. Он имеет так называемый индикативный характер (индикатор - показатель, ориентирующий хозяйство). Отметим главные ориентиры в этом плане. Безусловный из них - это норматив неистощительного пользования лесом, называемый расчетной лесосекой. Но ориентиром являются и те условия, при которых он должен достигаться. Главные условия - это структура определенных целей (их приоритеты), в числе которых обязательной всегда была доходность. Для тех целей, которые не имеют стоимостных измерений, ставится задача наибольшей полноты их достижения, в том приоритетном порядке, в котором они определены. Такая постановка задачи пронизывала лесоустроительные инструкции, существовавшие в России до 30-х гг., а также посвященные данной теме труды Ф.К.Арнольда, А.Ф.Рудзского, М.М.Орлова и известного авторитета в этой области Г.Шпайделя (ФРГ). Цели хозяйства обычно определяются уже на первом лесоустроительном совещании, они закладываются в основу внутрихозяйственной организации лесного фонда, которая включает деление лесов по народнохозяйственному назначению (в нашей практике - это деление лесов на группы и категории), выбор главных пород, ведущих сортиментов, других ресурсов и услуг леса, деление лесов на хозяйственные части и хозяйственные секции и возможные другие целевые параметры. Так как лесоустройство для того или иного объекта чаще всего проводится не в первый раз, то целевые параметры нередко лишь уточняются исходя из анализа прошлого хозяйства, а также тех новых требований, которые возникают или предвидятся в динамике социально-экономического развития. В частности, переход к рыночной экономике обязывает учитывать требования и перспективы развития местного рынка, а также отдаленных рынков, в том числе структуру спроса зарубежных потребителей, если имеются или открываются в перспективе такие возможности. Кстати, с этих требований начиналось "Руководство к устройству русских лесов" А.Ф.Рудзского, изданное более века назад. С учетом целей лесоуправления и обусловливаемой ими внутрихозяйственной организации территории производится инвентаризация лесного фонда, включая уточнение границ его отдельных участков, проведение всего комплекса лесотаксационных работ в полевых условиях по одному из трех разрядов лесоустройства в зависимости от интенсивности хозяйства, с надлежащей, согласно Инструкции, характеристикой каждого выдела и назначением соответствующих мероприятий на местности для отдельных из них, если это требуется. При этом используются и опыт прошлого хозяйства, и научно-технические достижения и соответствующие им рекомендации. Отметим, что первая часть лесоустройства, заключающаяся в подготовке лесоинвентаризационных материалов, достигла сравнительно высокого уровня, если иметь в виду использование космических и аэрофотоснимков разных масштабов в комбинировании с наземными работами, а также процесс компьютеризации в обработке полученных исходных данных. Поставлена задача (на отдельных объектах она уже решается) по организации непрерывного лесоустройства посредством ежегодного внесения данных по изменению лесного фонда под влиянием хозяйственной деятельности и стихийных явлений. Дополнением Лесного кодекса по данной статье по сравнению с Основами является "выявления реликтовой растительности и особо защитных участков леса", что соответствует требованиям охраны природы и сохранения биоразнообразия. Иначе, чем Основы, трактует ЛК РФ объекты лесоустройства. В этой статье они представляются и в виде "участков и территории лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования"; тем самым подчеркивается подчиненность устраиваемого объекта высшему органу управления лесами. Правда, при этом остались неупомянутыми лесхозы научно-исследовательских учреждений федерального органа управления лесным хозяйством (см. ст.128). Однако эффективность самого лесоустройства зависит главным образом от второй его части, посвященной составлению лесоустроительного проекта, который будет рассмотрен в комментарии к ст.73. Здесь же для полноты характеристики всего комплекса лесоустроительных работ назовем главные из них. Это определение объемов неистощительного пользования древесиной (расчетная лесосека) и другими ресурсами и услугами леса, а также мероприятий по его воспроизводству, охране и защите. В рамках устойчивого управления лесами расчетная лесосека и представляет собой норматив неистощительного пользования лесом как неуменьшающийся "поток" лесных продуктов, изымаемых из леса экономически доступными и экологически приемлемыми способами, которые обеспечивают функционирование лесных экосистем с сохранением уровня их продуктивности. В существующей практике лесоустройства, основывающейся главным образом на методе классов возраста, определение размеров пользования древесиной производится в рамках отдельных хозяйств или хозяйственных секций, групп лесов или хозяйственных частей, отдельных лесничеств, а через них - по лесхозу в целом (см. ст.62). В случае наличия в устраиваемом объекте арендованных участков лесного фонда для них также определяется возможный размер пользования лесом. При этом по заявкам арендаторов и по договору с ними лесоустроительными предприятиями составляются проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда. Лесоустройство в процессе инвентаризации лесного фонда выполняет важную функцию контроля за прошлой лесохозяйственной деятельностью (за предшествующий ревизионный период), включающего в себя оценку качества проведенных работ (способы лесовозобновления, ухода и др.) и их влияния на состояние и динамику лесов. Извлечение "уроков прошлого" (и положительных, и отрицательных) всегда остается важным требованием для внесения поправок в лесохозяйственную деятельность на следующий ревизионный период. Чтобы осуществлять контроль в течение ревизионного периода за составителями лесоустроительного проекта сохраняется право авторского надзора. По мере интенсификации лесного хозяйства расширяются функции лесоустройства. В зарубежной практике оно уже используется на двух взаимосвязанных уровнях лесоуправления: региональном и локальном. Упомянутой выше Инструкцией также предусматривается разработка по заданию государственных органов власти региональных программ по развитию лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации (п.1, 2, 3 ч.1 Инструкции). Необходимость в разработке таких программ предусмотрена ст.70 ЛК РФ. В задачу лесоустройства может входить также осуществление специальных инженерных изысканий и целевых обследований в лесном фонде с последующим составлением технических проектов и смет на создание объектов мелиорации, дорожного строительства, рекреационного благоустройства и других объектов лесохозяйственной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.194 (0.007 с.) |