Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарий к статье 96 Кодекса

Поиск

 

Статья определяет единственную форму участия общественных объединений в охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов - добровольные пожарные дружины. Следует отметить, что ранее они недостаточно активно привлекались в нашей стране к охране лесов от пожаров. Правда, по принципу добровольных пожарных дружин, государственные органы лесного хозяйства пытались в административном порядке создавать лесопожарные бригады команд пожарно-химических станций - специализированных подразделений лесхозов и лесничеств по тушению лесных пожаров*(63), но желаемое не было достигнуто в полном объеме.

Вместе с тем, в ряде стран (Финляндия и т.д.) добровольные пожарные дружины широко используются для тушения лесных пожаров. Дело в том, что финансирование и материально-техническое обеспечение этих общественных объединений осуществляют там страховые компании, в которых собственники леса и отдельные лесопользователи страхуют его, как и любое другое имущество, от стихийных бедствий (в том числе лесных пожаров) и других негативных воздействий. Указанные страховые компании определяют, кстати, и размеры вреда, причиненного лесными пожарами.

Реализация данного порядка финансирования добровольных пожарных дружин в нашей стране позволит существенно повысить уровень охраны лесов России от пожаров.

 

 

Комментарий к статье 97 Кодекса

 

Часть 1 наст. статьи конкретизирует ч.3 ст.92 Лесного кодекса в отношении применения метода авиационной охраны. К зоне авиационной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров в пожароопасный сезон 1996 года относилось 725,95 млн.га общей площади их земель. При этом на 547,95 млн.га указанной площади базы авиационной охраны лесов осуществляли не только обнаружение лесных пожаров, но и их тушение своими силами и средствами. Кроме того, базами авиационной охраны лесов федерального органа управления лесным хозяйством охранялись от пожаров оленьи пастбища на общей площади 108,7 млн.га. Согласно Инструкции по авиационной охране лесов*(64) в пределах указанной выше территории на базы авиационной охраны лесов возлагались также:

осуществление контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и принятие мер к прекращению нарушений этих правил с составлением протоколов;

выполнение работ по лесозащите.

В части 2 настоящей статьи конкретизируется ч.3 ст.92 Кодекса в отношении правового статуса баз авиационной охраны лесов.

 

Комментарий к статье 98 Кодекса

 

Настоящая статья впервые определяет на уровне федерального закона содержание термина "защита леса", который отсутствует в лесных законодательствах зарубежных стран.

В тексте статьи употребляется ряд специальных терминов, используемых только в лесозащите, но которые требуют подробного толкования. Из содержания ч.3 данной статьи следует, что мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов (то есть лесозащитные мероприятия) теперь должны регламентироваться единым нормативно-правовым актом федерального органа управления лесным хозяйством - Санитарными правилами. Ныне действующие Санитарные правила в лесах Российской Федерации*(65) регламентируют только часть перечисленного в настоящей статье комплекса мероприятий, которые согласно используемой в статье терминологии могут быть отнесены к профилактике возникновения очагов вредителей и болезней леса. В свете этого Федеральной службе лесного хозяйства, вероятно, предстоит упорядочить терминологию в области лесозащиты, а, может быть, и организационную структуру самой службы лесозащиты*(66), функционирующей в системе государственного органа управления лесным хозяйством России более 40 лет.

 

Комментарий к статье 99 Кодекса

 

Настоящая статья конкретизирует обязанности лесопользователей в области защиты лесов от вредителей и болезней, которые в общем виде изложены в ст.83. Перечисленные в ней требования существовали в лесном законодательстве и ранее, но впервые подняты на уровень федерального закона. Это свидетельствует о существенном повышении ответственности лесопользователей за их выполнение.

В связи с этим представляется целесообразным уточнить термин "санитарное состояние", использованный в абз.2 настоящей статьи, толкование которого отсутствует в действующих Санитарных правилах в лесах Российской Федерации.

Согласно определителю терминов, приведенному в Положении о защите лесов от вредителей и болезней, санитарное состояние лесов - комплекс количественных и качественных показателей, характеризующих жизнеспособность насаждений: распределение деревьев по категориям состояния, запас текущего отпада и сухостоя, площадь очагов вредителей и болезней древесных пород и структура этих очагов, характер распределения в насаждении поврежденных и погибших деревьев и т.п.

Необходимо также обратить внимание на последний абзац настоящей статьи, где под санитарными правилами, по нашему мнению, следует понимать как действующие ныне Санитарные правила в лесах Российской Федерации, так и новые санитарные правила, о которых говорится в последней части ст.98 ЛК РФ и которые должны регламентировать все мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса.

 

Комментарий к статье 100 Кодекса

 

Настоящая статья сохраняет традиционно существовавшую в отечественном лесном законодательстве ответственность органов государственной власти соответствующего уровня за организацию борьбы с лесными пожарами, а также вредителями и болезнями леса на соответствующих территориях, хотя законодатель счел необходимым переименовать "полномочия" в "участие".

По сравнению с аналогичной статьей Основ лесного законодательства Российской Федерации (см. ст.62) настоящая статья дополнена двумя новыми мероприятиями, которые уполномочены осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно: они создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон; запрещают пребывание граждан в лесах и осуществление лесопользования при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса.

 

Комментарий к статье 101 Кодекса

 

Настоящая статья по сравнению со ст.63 Основ лесного законодательства Российской Федерации существенно расширяет перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых установлены соответствующие требования. Они распространяются теперь не только на субъектов, чья деятельность уже "оказывает негативное воздействие на состояние лесов", но и на тех, чья деятельность "может оказать" такое воздействие.

Вместе с тем в статье назван только один показатель негативного воздействия - "состояние лесов", тогда как в ст.63 Основ 1993 года их было два - "состояние и воспроизводство лесов". Это, по нашему мнению, может способствовать безнаказанности негативного воздействия хозяйствующих субъектов на непокрытые лесом, да и нелесные земли лесного фонда и на аналогичные составляющие (земли, части) участков лесов, не входящих в лесной фонд (см. ст.9 ЛК РФ).

Что касается изменения наименований органов, с которыми хозяйствующие субъекты "должны проводить" согласование мероприятий по охране и защите лесов, то они прямо обусловлены ст.14, 52 и 53 Лесного кодекса.

Статья 101 корреспондирует со следующей статьей 102 Кодекса, которая подтверждает право общественного экологического контроля, введенного Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст.72), и вместе с тем ограничивает по сравнению с прежним лесным законодательством (ст.65 Основ лесного законодательства) рамки его деятельности только законодательством Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.005 с.)