Комментарий к статье 54 Кодекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарий к статье 54 Кодекса



 

Статья в основном обращена к органам лесного хозяйства, но ее установления касаются также лесопользователей. Например, требование того, чтобы лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом, осуществлялись методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека.

Ранимым природным ресурсом в лесу являются животные.

В соответствии со ст.28 Федерального закона "О животном мире" постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи*(39). Они подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности.

В специальном разделе "Требования при осуществлении лесопромышленных и лесохозяйственных процессов" предусмотрено, что в проектах лесоустройства и при осуществлении мероприятий, связанных с пользованием лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд, необходимо предусматривать меры по охране объектов животного мира и среды их обитания.

Пользование участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной среды обитания объектов животного мира. Режим пользования указанными участками в местах размножения, кормления и выращивания молодняка устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

На территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, есть и сельскохозяйственные угодья. В указанном нормативном акте предусмотрены требования, подлежащие безусловному выполнению при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов. Так, не допускается применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие загрязнение окружающей среды.

Перечисленные в статье общие задачи организации и ведения лесного хозяйства конкретизируются для каждого лесхоза в зависимости от особенностей экономики того или иного района, лесорастительных условий, целевого назначения лесов. С учетом этих условий при очередном лесоустройстве определяются возможные размеры пользования лесом и система лесохозяйственных мероприятий (лесоохранительных, лесозащитных, лесовосстановительных, лесомелиоративных и других работ), которые обусловливают характер, размер и размещение лесохозяйственной деятельности как на ближайший период, так и на перспективу.

Главную роль в реализации требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека должна выполнять Федеральная служба лесного хозяйства России, которая соответственно своему статусу осуществляет государственное регулирование и контроль в области использования, охраны и воспроизводства лесов. К числу ее основных задач относится усиление защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных функций леса. Задачи, возложенные на ФСЛХ, осуществляются через органы управления лесами в субъектах Федерации.

К функциям органов лесного хозяйства, кроме того, относится многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах. Большое значение в выполнении этого требования имеет расчетная лесосека, в основе которой заложен принцип непрерывности и неистощительности пользования лесом. Расчетная лесосека утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации и государственным органом охраны окружающей природной среды Российской Федерации (см. комментарий к ст.62).

На расчетную лесосеку существенное влияние оказывает установление возраста рубок, который определяется исходя из значения и продуктивности лесов, выполняемых ими функций, а также биологических особенностей произрастающих древесных пород.

В целях сохранения биологического разнообразия действующее законодательство предусматривает охрану редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Были учреждены Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Федерации.

19 февраля 1996 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации N 158 "О Красной книге Российской Федерации"*(40). Установлено, что Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Изъятие из естественной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Издание Красной книги Российской Федерации должно осуществляться не реже одного раза в 10 лет.

И последнее требование, предъявляемое к ведению лесного хозяйства, - сохранение объектов историко-культурного и природного наследия. Памятниками природы являются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства. Согласно Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды такие объекты объявляются памятниками природы решениями Правительства Российской Федерации, правительств субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред им и окружающей их природной среде или ухудшающая их состояние и охрану. Предприятия, учреждения, организации, на территории которых расположены памятники природы, несут полную ответственность за их состояние и охрану.

Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. было утверждено Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации*(41). К ним относятся расположенные на территории России историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Такие объекты объявляются особо ценными указом Президента Российской Федерации по представлению Государственного экспертного совета при Президенте Российской Федерации.

Особо ценные объекты включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, а затем могут быть представлены в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия от имени Российской Федерации. Внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительной собственностью Российской Федерации. Изменение их формы собственности либо их профилирование не допускаются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.008 с.)