Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комментарий к статье 124 КодексаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Указанная норма Лесного кодекса носит государственно-правовой характер и основывается на следующих положениях Конституции Российской Федерации: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 Конституции); Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст.69); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится... защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст.72). Аналогичные положения предусматриваются в Законах Российской Федерации "О недрах", в Федеральных законах "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", в конституциях, уставах и законах ряда субъектов Федерации. В Федеральном законе от 19 июня 1996 г. "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации"*(83) коренные малочисленные народы Севера определяются как народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. и осознающие себя самостоятельными этническими обществами. Ориентиром в указанном отношении служит Конвенция "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах", принятая конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г. В ней говорится о специальных мерах для смягчения трудностей, переживаемых соответствующими народностями, в частности провозглашаются права на традиционно занимаемые земли, на пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, на получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый природным ресурсам в связи с использованием указанных земель (Россия еще не ратифицировала эту Конвенцию, но согласно ст.15 и 69 Конституции Российской Федерации взяла курс на соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права). Природопользование, включая лесопользование, является общепризнанной составной частью образа жизни малочисленных народов. Протекционизм в отношении их - типичное явление современных государств. Нормами Закона о жизнеобеспечении на Аляске (США), например, предусматривается равный доступ всех пользователей к ловле лосося в случае его избытка. Если его ресурсы сокращаются, то налагается запрет на коммерческое рыболовство, затем может быть сокращено и спортивное рыболовство. Далее рыболовство запрещается горожанам и тем, кто может добывать себе и близким пропитание каким-либо иным способом. Остаются те, для кого рыболовство - традиционный способ жизнеобеспечения, предназначенный для непосредственного потребления, а не для продажи. По мере восстановления стада лосося ограничения снимаются в обратной последовательности (см.: Обсуждение проекта закона Российской Федерации "Основы правового статуса коренных народов Севера". Этнографическое обозрение. 1995. N 6. Ст.134-135). Аналогичные нормы есть и в других государствах: в ст.110-а Конституции Норвегии подтверждается обязанность государства создавать условия, позволяющие группе населения саами сохранять свой образ жизни; Хартия о правах и свободах Канады (1982 г.) провозглашает признание и подтверждение аборигенных и договорных прав коренных народов. В комментируемой статье установление порядка пользования участками лесного фонда для традиционного образа жизни малочисленных народов и этнических общностей отнесено к компетенции Российской Федерации (в ст.51 Основ лесного законодательства 1993 года этот вопрос относился к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов). Однако ст.47 Лесного кодекса к полномочиям субъектов Федерации отнесено установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования на территориях коренного проживания малочисленных народов и этнических общностей. Таким образом, выстраивается стройная система уровней правового регулирования данной проблемы в области лесных отношений: акты субъектов Федерации; Конституция Российской Федерации и федеральные законы, включая Лесной кодекс; международные требования. Некоторое представление о содержании этой системы дает перечень актов о среде обитания малочисленных народов, принятых на международном, федеральном и региональном уровнях. Это (наряду с указанными ранее): Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята Комиссией по правам человека на ее сорок восьмой сессии в 1992 году; Устав Совета народности саами северных стран. Принят на XI конференции народности саами в Тромсе в 1980 году; Политическая программа народа саами. Принята в 1989 году; Декларация Саммита лидеров коренных народов Арктики. Заключена 20 июня 1991 г. в г.Херсхольме; Декларация свободного развития народов Севера "Права человека и народы Севера". Принята Международной конференцией параллельной СБСЕ активности народов Севера 2 октября 1991 г.; Декларация Международной конференции коренных народов по территории, охране окружающей среды и развитию. Подписана в г.Кари-Ока (Бразилия) 30 мая 1992 г.; О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР. Закон СССР от 26 апреля 1990 г.; О депутатской Ассамблее малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г.; О некоторых вопросах деятельности Международного фонда развития малых народов и этнических групп на территории РСФСР. Распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1991 г.; О Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 145; "О дополнительных мерах по улучшению социально-экономических условий жизни малочисленных народов Севера на 1991-1995 годы. Постановление Кабинета Министров СССР и Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 84 (согласно которому за этими народами закрепляется исключительное право пользования биологическими ресурсами на территории их проживания, охотничьих и рыболовных угодий, оленьих пастбищ). Прерогативы международного и национального (Российской Федерации) права просматриваются и в других актах, например: О неотложных мерах по решению социально-экономических проблем Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Постановление Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 591; О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе и Магаданской области. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г.; О включении Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах в перечень федеральных целевых программ. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 декабря 1992 г.; Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30 марта 1992 г.; О социальной поддержке групп населения с низкими доходами Таймырского автономного округа. Распоряжение Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 12 марта 1992 г.; О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. Последним актом, в частности, установлено, что в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера должны быть определены территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым достоянием этих народов и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием. Оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные и лесные угодья для комплексного использования должны бесплатно передаваться родовым общинам и семьям из числа малочисленных народов, связанным с традиционными отраслями и промыслами, в пожизненное наследуемое владение либо в аренду. Преимущественное право заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов предоставлялось родовым общинам, семьям, отдельным представителям малочисленных народов в местах их традиционного природопользования. Перечень регулирующих настоящую проблему актов может быть продолжен: Вопросы деятельности Фонда выживания, развития экономики и культуры малочисленных народов Севера. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 1992 г. N 15; О сохранении природного комплекса среды проживания удэгейцев, нанайцев и орочей в Пожарском районе Приморского края. Постановление Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г.; Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера. Постановление Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г.; О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 22; Об образовании территорий приоритетного природопользования. Решение Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа от 6 мая 1990 г.; Устав Фонда малочисленных народов Севера. Принят Учредительным собранием 27 мая 1992 г. Анализируя этот достаточно обширный перечень актов, необходимо сделать вывод о предстоящей сложной работе по их согласованию между собой, как по вертикали - в порядке подчиненности, так и по горизонтали - на одном уровне, о приведении их в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. При этом необходимо обеспечение международного и российского правового принципа о гарантированности и неотчуждаемости прав и свобод всех граждан, их равенстве перед законом и судом независимо от расы, национальности, социального происхождения и положения (см., например, ст.2, 6, 17 Конституции Российской Федерации). В юридической литературе высказывается мнение о том, что в частноправовых отношениях по сравнению с публично-правовыми отход от права на равноправие может осуществляться с меньшими ограничениями: имеется в виду, что "положительная", для "выравнивания отсталости", дискриминация является менее оскорбительной, если исходит из добровольных частных усилий, нежели из прямых действий государства (см.: Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования // Государство и право. 1997. N 1. С.21-22; Гаджиев Т.А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств). Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 1996. С.43).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.129 (0.007 с.) |