Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комментарий к статье 102 КодексаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Комментируемая статья может быть правильно осмыслена в контексте ст.96 и 101 настоящего Кодекса (см. комментарий к ним). Основными законами, регулирующими указанные в статье вопросы, являются Закон Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня 1993 г.)*(67) и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"*(68). В соответствии с первым из них граждане вправе принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (см. комментарий к Закону "Об охране окружающей природной среды" под ред. С.А.Боголюбова. М., 1997). Предусматриваются обширные полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды (ст.13 того же Закона). Уместно, однако, заметить недостаточное использование гражданами и их объединениями своих полномочий, слабую активность в реализации своих прав и защите природных ресурсов (подробнее см.: С.А.Боголюбов. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных объединений. М., 1996). Между тем и Конституция Российской Федерации, и ст.12 Закона "Об охране окружающей природной среды" обязывают граждан "принимать участие в охране окружающей природной среды": по нашему мнению, это включает в себя и необходимость реализации их выше перечисленных экологических полномочий. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Свобода деятельности общественных объединений во многом определяется их взаимоотношениями с государством, его органами и должностными лицами. В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ; заключения договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. Это прежде всего государственная регистрация общественного объединения органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации, но объединение считается созданным с момента утверждения устава и формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов на съезде (конференции) или общем собрании общественного объединения. Все профессиональные союзы должны быть равны перед законом. Специфическая деятельность профессиональных союзов стимулируется, а особенности, связанные с их созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией регулируются законодательством о профессиональных союзах, принимаемым в соответствии с Законом "Об общественных объединениях". Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижении общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправлении, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке предусмотренном Законом "Об общественных объединениях" и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять одно из решений: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Перечень оснований, по которым может быть отказано в регистрации общественного объединения, включает обстоятельства, предусмотренные ч.5 ст.13 Конституции Российской Федерации, другие основания, строго предусмотренные Законом "Об общественных объединениях". Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается. Отказ в государственной регистрации либо уклонение от нее могут быть обжалованы в суд. Кроме того, отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ (учреждения юстиции обязаны указать конкретные положения законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данного объединения). Устав объединений должен предусматривать цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема и выхода, права и обязанности членов (участников), полномочия, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Равенство общественных объединений проявляется в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности. Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России. Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения. Денежные средства равным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом. Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещается создание и деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава проверяются цели общественного объединения, то после регистрации - действия общественного объединения. И то и другое возложено на учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов объединений. Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов и избрании руководящих органов, составлении программы и управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных объединений. Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России. В законодательстве предусматриваются меры против злоупотреблений правом на объединение. Общественное объединение может быть ликвидировано лишь по решению суда на основании заявления прокурора в случаях несоблюдения ч.5 ст.13 Конституции Российской Федерации, виновного нарушения прав и свобод граждан, иных неоднократных или грубых нарушений правовых актов либо систематического совершения деятельности, противоречащей уставным целям. Государство, его органы, общественные объединения и граждане несут равную ответственность за соблюдение законодательства об общественных объединениях. В случаях нарушений незарегистрированными общественными объединениями ответственность несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений. Статьей 239 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за организацию объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Законом об общественных объединениях предусматриваются следующие обязанности общественных объединений: соблюдать законодательство России, общепризнанные принципы и нормы международного права, свои уставы и иные учредительные документы, ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае нарушения общественными объединениями законов, а также совершения иных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в руководящие органы данных общественных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании заявления прокурора. Орган, регистрирующий общественные объединений, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом не основанными на законе. В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов. Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность (подробнее см.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996. С.117-124, 184-189, 246-249). Последние десятилетия развивается институт участия общественности в охране природных ресурсов и окружающей среды в форме организации общественных инспекций: наука и практика не раз обсуждали концепции их природоохранной деятельности - от самостоятельного проведения рейдов и наложения административных взысканий через дружины и товарищеские суды до сотрудничества со специально уполномоченными государственными органами и выполнения поручений исключительно по их заказам и под их контролем (подробнее см.: Боголюбов С.А. Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы. М., 1989). Функционировали общественные охотничья, рыбоохранная, сельскохозяйственная, природоохранная (экологическая) и другие инспекции. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 4 января 1994 г. N 6 утверждено Примерное положение об общественной лесной инспекции, являющейся добровольным формированием, действующим на основе равноправия ее членов, самоуправления, законности и гласности. Общественная лесная инспекция считается местным органом общественного контроля и ставит своей задачей проверку выполнения требований лесного законодательства Российской Федерации и Закона "Об охране окружающей природной среды" предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм их собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Члены общественной лесной инспекции получают статус лесных инспекторов. За активное участие в охране и защите леса общественные лесные инспекторы поощряются органами местного самоуправления и органами управления лесным фондом, отличившиеся общественные лесные инспекторы награждаются значком "За сбережение и приумножение лесных богатств Российской Федерации", другими нагрудными знаками. Согласно Примерному положению администрация лесхозов и лесничеств обязана помогать общественным лесным инспекторам в изучении нормативно-правового материала по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, в проведении с ними инструктажа по вопросам контрольной деятельности, содействовать инспекторам в предоставлении помещений для проведения собраний, размещения штаба инспекции и по другим вопросам. Общественные лесные инспекторы, в частности, обязаны: вести разъяснительную работу с населением по вопросам сбережения и приумножения лесных богатств; при обнаружении лесного пожара непосредственно принимать меры к его тушению с одновременным извещением об этом работников лесхозов и лесничеств, органов местного самоуправления; помогать лесхозу и лесничеству в организации работ по тушению пожаров, в том числе с участием населения, привлекаемого для этих целей в установленном порядке (см. также: ст.94-97 ЛК РФ и комментарий к ним); принимать меры к прекращению незаконной рубки леса, незаконной пастьбы скота, незаконного сенокошения и иного незаконного пользования участками лесного фонда, а также незаконной охоты на территории лесного фонда; передавать составленные ими протоколы о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах, нарушениях правил лесопользования и других нарушениях лесного законодательства, а также протоколов о незаконной охоте на территории лесного фонда лесхозу, лесничеству; сообщать органам государственной власти и управления, правоохранительным и природоохранительным органам о выявленных недостатках и нарушениях в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Общественные лесные инспекторы согласно Примерному положению имеют право: проверять соблюдение требований лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм их собственности и подчинения, а также гражданами; составлять протоколы о выявленных нарушениях лесного законодательства самостоятельно, совместно с работниками государственной лесной охраны и государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; проверять документы на право рубки и вывозки леса, пастьбы скота, сенокошения, иного пользования участниками лесного фонда, охоты; задерживать в установленном порядке лиц, виновных в возникновении лесных пожаров, незаконных рубках и других нарушениях лесного законодательства, а также нарушениях правил и сроков охоты, и при необходимости доставлять их в соответствующие органы; составлять протоколы о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах, нарушениях правил лесопользования, иных нарушениях лесного законодательства, протоколы о незаконной охоте на территории лесного фонда; вносить в лесхоз, лесничество, вышестоящие органы управления лесным хозяйством предложения по улучшению дела охраны и защиты леса, использования лесных ресурсов; в установленном порядке задерживать в лесу, по пути из леса или на месте потребления незаконно добытую лесонарушителем продукцию; ставить перед органами государственной власти и управления лесным хозяйством вопросы о принятии мер для устранения нарушений лесного законодательства и наказании виновных в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, во-первых, права и обязанности инспекторов, предоставляющие им определенные полномочия, дополняют друг друга и нередко пересекаются; во-вторых, они достаточно емки и определенны, для того чтобы решать поставленные задачи; в-третьих, решение вопросов охраны природы общественностью на основании утвержденного государственным органом положения во многом зависит от зрелости, активности и правовой культуры граждан, эффективности их взаимодействия с курирующим государственным органом.
Раздел V
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.011 с.) |