Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Непрерывное совершенствование.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время западные компании с большим энтузиазмом снова осваивают принцип непрерывного совершенствования — КАЙЗЕН (KAIZEN), широко применяющийся в практике японских компаний. Концепция КАЙЗЕН тесно связана с системами управления качеством, хотя она включает также целый ряд других элементов, одни из них носят концептуальный характер (бездефектное производство, фокус на потребителя, производство «точно во время» и т.д.), а другие представляют собой инструментарий (карточки «канбан», кружки качества, программы реализации рационализаторских предложений и т.п.). Однако несмотря на очевидность связей КАЙЗЕН с процессами изменения и инновациями, его взаимосвязь с управлением инновационными процессами часто не рассматривают. Причины такого пренебрежения следующие: — большинство менеджеров в вопросах инноваций склонны к радикальным, далеко идущим дискретным изменениям с ориентацией на конечный продукт, на коренное обновление продукции; — обычно считают, что деятельность в области КАЙЗЕН осуществляется на стадиях производства и продажи продукции, а инновации относятся к сфере исследований и разработок; — многие признают, что концепция КАЙЗЕН по сути своей касается всех разработчиков, а инновации же рассматриваются как область деятельности немногих специалистов, главным образом, научных работников и инженеров; — высказывают мнения, что инновации носят исключительно технический характер и требуют крупных капиталовложений, КАЙЗЕН же считают системой усовершенствований нетехнического характера, требующей лишь небольших затрат капитала; — непосредственная цель инноваций — получение прибыли, в то время как КАЙЗЕН направлена на совершенствование процессов как таковых и поэтому лишь косвенно влияет на прибыль. Ошибочность такой точки зрения подчеркивалась в докладах 40 конгресса Европейской организации по качеству (Берлин, сентябрь, 1996 г.), где вопросам управления инновациями был посвящен ряд выступлений. При этом выясняется следующий общий подход. Инновацию можно определить как создание, внедрение и применение продуктов, процессов либо элементов, новых для организации или для пользователей. Сюда включаются и постепенные усовершенствования 1. Изучение (познание) стимулированное проблемой. Например, частые поломки в процессе производства, низкое качество продукт или услуг, жалобы клиентов могут быть теми стимулами, которые каждый в организации воспринимает как проблему. Решения подобных проблем ищут или проверяют в организации до тех пор, пока одно из них не покажется правильным и не приведет к действию. Это решение может быть найдена просто адаптацией к новой ситуации («метод единичной петли изучения») — например, регулирование производственного процесса наладчиком таким образом, чтобы процесс не выходил за поле допуска. Либо решение находят поиском новой ориентации или новых путей ведения процесса («метод двойной петли изучения») — например_адаптацией новой практики с помощью бенчмаркинга или воспроизведением рабочих приемов коллег; 2. Однако изучение происходит путем отражения внутренних (в компании или отделе) и внешних условий, безотносительно к сиюминутным проблемам. Этот процесс проводится для лучшего понимания существующих условий и их взаимосвязи (познавательное изучение). В результате накапливается база знаний, и соответственно растут возможности решения проблем. Систематическое изучение может иметь место на различных уровнях: индивидуальном, в группах, а также в масштабе всех организаций. Эти уровни изучения взаимосвязаны, так что изучение на любом из них влияет на все остальные. Обычно изучение в группах и в масштабе всей организации опирается на процессы индивидуального изучения, которое в свою очередь может опираться на коллективные формы. КАЙЗЕН, или непрерывное совершенствование, представляет собой философскую систему, согласно которой каждый сотрудник на любом посту и на любом уровне деятельности компании все время активно работает в целях постепенного изменения и улучшения всех процессов. КАЙЗЕН основан на теории, что улучшить можно все, каким бы сложным и хитроумным оно бы не было. Далее рассмотрим КАЙЗЕН как элемент управления инновациями, КАЙЗЕН может влиять на инновационный процесс четырьмя способами. 1. Этот способ связан с инновациями как таковыми. Концепция непрерывного совершенствования и восприятие ее каждым сотрудником могут породить дополнительные инновации в виде постепенных усовершенствований. Это может дать устойчивые и вполне измеримые результаты при относительно небольших дополнительных инвестициях. Полученный эффект (а он может быть значительным) может сделать ненужным радикальные инновации. Поэтому настоятельно рекомендуется хотя бы частично заменять радикальные усовершенствования набором постепенных изменений. Кроме того, такой подход приводит к снижению степени новизны и сложности и, вследствие этого, к уменьшению неопределенности и организационных конфликтов, обычно свойственных инновационным процессам. 2. КАЙЗЕН позитивно влияет на инновационный процесс. 3. Усвоение каждым сотрудником концепции непрерывного совершенствования повышает готовность и мотивацию всей организации, а также ее способность к инновациям. Это приводит к большой открытости к новым идеям, снижению индивидуальных барьеров на этом пути, что может положительно повлиять на процесс их генерации. 4. КАЙЗЕН можно применять для управления самими инновациями: ведь для этого нужны постоянный анализ, планирование инноваций и управление ими, разработка и использование инструментария (например, программы рационализаторских предложений, системы поощрений, формы обучения). Далее рассмотрим пути реализации инновационной стратегии, ориентированной на КАЙЗЕН. Как подчеркивается в литературе, потенциал КАЙЗЕН, способствующий совершенствованию и непрерывным инновациям, остается по большей части невостребованным во многих организациях. Для внедрения КАЙЗЕН требуются как время и ресурсы, так и твердая решимость высшего руководства. Дело в том, что в глазах иных руководителей при внедрении инновационной стратегии, ориентированной на КАЙЗЕН часто нет полной уверенности в достижении инновационных целей. Они считают, что эта стратегия дополняет и поддерживает традиционную направленность на выгодные в далекой перспективе радикальные инновации. Для претворения в жизнь инновационной стратегии КАЙЗЕН приходится предпринимать определенные усилия и осуществлять ряд мероприятий. Основными из них считаются: — изменение организационной культуры в сторону солидарности, идеала непрерывного изучения, терпимости к иным мнениям и критике существующего положения, открытости к идеям, независимо о их происхождения, готовности к переменам и адаптации, рассматриваемым как основные процессы в организации, а также в стара сотрудничества; — развитие способностей и мотивации у каждого сотрудника тем, чтобы он принимал активное участие в непрерывном совершенствовании; — частичное изменение роли руководства, чтобы оно ста «толкачом» и консультантом и служило примером ответственности и соучастия; — выделение ресурсов и времени, необходимых для введения и последующего функционирования КАЙЗЕН (поскольку персонал долен тратить время на КАЙЗЕН, а оно может быть не предусмотрено действующими рабочими инструкциями); — введение в практику средств и инструментов, позволяющих в частности, стимулировать творческую активность, определять и решать проблемы. Таким образом, основные направления внедрения КАЙЗЕН Для реализации перечисленных путей необходимо создание соответствующих условий. Важное место среди них принадлежит системе коммуникации и информации, способствующей установлению связи между сотрудниками, работающими над взаимосвязанными задачами. Система должна позволять активное доведение информации до тех сотрудников, которые в ней заинтересованы. Информационной службе следует размножать сообщения и представлять информацию так, чтобы она была легко доступна для индивидуального освоения на рабочем месте. Объем предоставляемой информации должен быть достаточен дня поддержания баланса между индивидуальными потребностями в ней и возможностями ее усвоения как по отдельным, так и по общим вопросам, и возможностями организации предоставить соответствующую информацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.008 с.) |