ТОП 10:

Классические школы управления первой половины ХХ столетия



 
 


Мотивация- создание у сотрудников сознательного побуждения к вы­полнению работы как традиционными путями экономического стимулиро­вания, так и путем адекватного применения законов поведения человека.

Контроль— процесс обеспечения достижения запланированных целей и задач (рис. 1.3).

 

 

 

Управленческий контроль предусматривает

• установление стандартов — точное определение целей, которые долж­ны быть достигнуты в течение заданного времени;

• измерение того, что достигнуто за определенный отрезок времени;

 

 


Рис. 1.3. Управление как процесс взаимосвязанных функций.

Планирование   Организация   Мотивация   Контроль Стандартизация Измерение Сравнение Действия по Связующие функции: корректировке Принятие решений Обмен информацией
• сравнение достигнутых результатов с запланированными;

• действия, направленные на коррекцию отклонений от плана.

Все перечисленные функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — требуют принятия решений и обмена информацией. последние две функции называются связующими.

Принятие решения - выбор из нескольких альтернатив - как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Обмен информацией — процесс коммуникации между людьми при выполнении работы.

Системный подход использует особый способ мышления в управлении, который интегрирует основные ранее разработанные методы различных школ управления.

Организации относятся к сложным открытым системам, состоящим из взаимосвязанных блоков — подсистем. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого [2].

 

 

 
 


Рис.1.4. Схема организации как открытой системы

Наиболее простая схема организации как открытой системы представлена рис. 1.4. Таким образом, организацию можно представить в качестве открытой системы, которая преобразует входящие величины в выходящие.

Система производственной деятельности организации называется операционной системой и состоит из трех подсистем (рис. 1.5).

Основные задачи по управлению операционными системами следующие:

1) Разработка и внедрение обшей стратегии операционной деятельности организации.

2) Разработка и внедрение операционной системы, включая разработку производственного процесса, конечных результатов, введение стандартов и норм на выполнение работ.

3) Планирование и контроль текущего функционирования системы.

Ситуационный подход. На функционирование организации оказывают влияние различные факторы, так называемые внутренние и внешние основные переменные, кото­рые активно воздействуют на функцию

управления. Естественным развити­ем системного подхода в управлении является ситуационный подход, кото­рый более точно определяет характер переменных и оценивает их влияние на эффективность деятельности организации. Данный способ мышления в управлении предусматривает необходи­мость увязывания любых методов и приемов управления с конкретными ситуациями, в которых данные методы планируется применить. Ситуаци­онный подход расширил практическое использование теории систем, опре­делив основные характеристики внутренних и внешних переменных, влия­ющих на функционирование организации.

Рассмотрим, что включает в себя понятие организации. По мнению Барнарда [2], «организация — это система сознательно координируемых дей­ствий двух или более человек». В современной интерпретации: организация —это группа людей с осознанными общими целями.

Критериями организации являются:

• наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;

• наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

• наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Внутренние переменные— ситуационные факторы внутри организации, созданные в результате управленческих решений и влияющие на функци­онирование системы.

Рис. 1.5. Организация как операционная система

1. Цели- это конкретные конечные состояния или желаемый резуль­тат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

2. Структура— это взаимоотношение уровней управления и подразделе­ний (функциональных областей), распределенное в наиболее оптимальной для достижения целей организации форме.

В основе формирования структуры лежат два основных принципа функ­ционального управления — специализированное разделение труда и контроль за деятельностью системы.

В любой организации представлено горизонтальное распределение труда (закрепление определенного вида работы за специалистами) и формирование групп специалистов в границах функциональной области. В настоящее время практически обязательным является вертикальное распределение труда.

В задачи настоящего учебного пособия не входит подробное изложение данной проблемы, которая активно обсуждается на страницах руководств по пси­хологии, социологии и управлению, доступных российскому читателю. Все внутренние переменные тесно взаимосвязаны и в совокупности рассматриваются как социотехнические подсистемы (рис. 1.6).

Совершенствование одной из переменных, например технологии, обя­зательно повлияет на состояние другой, взаимосвязанной — на человечес­кий фактор, уровень мотивации и пр., но результат не всегда будет поло­жительным и приведет к увеличению эффективности производства. Поэто­му использование ситуационного подхода необходимо для успешного уп­равления любым производством в современных условиях.

       
 
   
 


Рис. 1.6. Внутренние переменные, влияющие на функционирование организации, и их взаимосвязь.

 

К внешним переменным,влияющим на организацию, относятся факторы прямого воздействия — поставщики, трудовые ресурсы, законы и учрежде­ния государственного регулирования, потребители и конкуренты, а также факторы косвенного воздействия на организацию — состояние науки, со­циальные, культурные и политические изменения.

Вертикальное распределение труда строится на основе иерархического принципа управления. В результате создается структура, имеющая определенное количество сфер контроля, т.е. число лиц, подчиненных одному руководителю, которая формирует либо «плоскую» структуру управления, когда одному руководителю подчинено большое количество людей, либо «высокую», многоуровневую, при которой каждому руководителю подчиняется небольшое количество сотрудников.

При четком разделении работы по горизонтали и по вертикали возникает необходимость в координации, требующая создания формальных механизмов.

3. Задачи- предписанный объем деятельности, который должен, быть выполнен запланированным способом в запланированные сроки. При этом определение функциональных задач является неотъемлемым условием успешной работы организации в условиях разделения труда. Существуют три основные категории задач работа с людьми, предметами и информации.

4. Технологиясредство преобразования сырья (люди, информационные материалы) — в искомые продукты и услуги [18].

В более конкретном определении L.Е. Davis [цит. по 17]:

«Технология —это сочетание квалификационных навыков, оборудования инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».

Все, что вложено в данное определение, можно отнести к характеристике структуры.

«Машины, оборудование и сырье можно рассматривать как какие-то технологии, но наиболее значимым компонентом является несомненно процесс, с помощью которого исходные материалы преобразуются в искомый на выходе продукт» [6].

Итак, компоненты технологии - это структура, процесс и результат.

Управление результатом путем снижения отклонений в течение процесса является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем управления [2,3,11]. Значительные успехи промышленного производства в последнем столетии во многом объясняются прорывами в области технологии, и в первую очередь это касается рациональной организации взаимодействия структуры, процесса и результата. К крупным достижениям следует отнести учение о стандартизации — использование стандартных взаимозаменяемых компонентов в производстве, учение о механизации — максимально возможную замену ручного труда машинами и механизмами.

5. Кадры. Любая организация представляет собой совокупность людей. Поведение отдельных людей, поведение людей в группах, возникновение неформальных объединений, характер поведения руководителя - основные факторы, влияющие на эффективность деятельности организации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.159.8 (0.006 с.)