Критерии оценки инновационных возможностей предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки инновационных возможностей предприятия.



Исследование инновационных возможностей предприятия включает рассмотрение всех вышеперечисленных восьми аспектов данного исследования. Чтобы свести полученные результаты в единое целое, для получения общей оценки можно использовать следующие критерии.

1. Корпоративный аспект исследования:

- совместимость проекта с текущей стратегией предприятия и долгосрочными целями;

- оправданность изменений в стратегии предприятия;

- согласованность проекта с представлениями потребителей о продукции;

- соответствие проекта отношению предприятия к риску;

- отношение предприятия к нововведениям;

- временный аспект риска;

- потенциал роста предприятия;

- степень диверсификации предприятия (т.е. количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность предприятия, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость его положения;

- влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел на предприятии;

- влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от

запланированного, а также влияние неудачи проекта на состояние дел на предприятии.

2. Маркетинговый аспект исследования:

- соответствие проекта основным потребностям рынка;

- оценка общей емкости рынка;

- оценка доли рынка;

- вероятность коммерческого успеха;

- вероятный объем продаж;

- позиция в конкурентной борьбе, оценка конкурентов;

- воздействие на существующие продукты;

- ценообразование и восприятие потребителями;

- существующие каналы распределения;

- оценка стартовых затрат.

3. Научно-технический аспект исследования:

- вероятность технического успеха;

- патентная чистота (отсутствие патентных нарушений);

- уникальность продукции (отсутствие аналогов);

- наличие научно-технических ресурсов;

- соответствие стратегии НИОКР инновационной стратегии предприятия;

- стоимость и время разработки;

- возможные будущие разработки продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии;

- патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом);

- потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

4. Производственный аспект исследования:

- гибкость производства;

- производственная мощность предприятия;

- патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом);

- потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

4. Производственный аспект исследования:

- гибкость производства;

- производственная мощность предприятия;

- соответствие проекта имеющимся производственным мощностям предприятия;

- потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании);

- структура и размещение производственного оборудования;

- уровень технологии на предприятии;

- необходимость технологических нововведений;

- стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий;

- величина издержек производства, сравнение ее с величиной издержек у конкурентов;

- уровень безопасности производства;

5. Финансовый аспект исследования:

- наличие финансовых средств в необходимые сроки;

- размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР – затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно);

- необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта и его доля в инвестициях;

- соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым на предприятии;

- финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;

- согласованность с финансированием других проектов предприятия;

- потенциальный годовой размер прибыли;

- ожидаемая норма прибыли;

- оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов);

- возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот).

6. Кадровый аспект исследования:

- наличие производственного персонала соответствующей численности и квалификации;- мобильность персонала;

- инновационный климат на предприятии;

- инновационная культура предприятия;

- поддержка инициативы новаторов;

- комплексная система мотивации персонала;

- система взаимодействия работников в процессе нововведений;

- наличие предпринимательских автономий, групповых организационных форм.

7. Организационный аспект исследования:

- наличие инновативно - ориентированной организационной структуры управления;

- необходимость кооперации, интегрирования;

- восприимчивость производства к достижениям науки;

- гибкость организационной структуры управления предприятием;

- система информационного обеспечения предприятия.

8.Экологический аспект исследования и аспект исследования, учитывающий влияние внешней среды:

- общеэкономическое состояние государства;

- правовое обеспечение деятельности предприятия;

- конкурентная среда;

- инновационный тип города;

- восприимчивость населения к нововведениям (продуктовым, технологическим);

- возможные вредные воздействия продукта и процесса его производства на окружающую среду;

- соблюдение текущего и перспективного законодательства об охране окружающей среды;

- наличие экологически чистой энергосберегающей технологии производства, технологии защиты окружающей среды, новых экологичных материалов;

- возможное влияние перспективного законодательства на инновационную деятельность предприятия;

- возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.

Приведенный перечень не является исчерпывающим и универсальным и в зависимости от целей и направления деятельности конкретного предприятия может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии, которые считает для себя существенными и значимыми.

При необходимости формализации результатов исследования по перечню критериев (особенно это необходимо при анализе большого числа альтернативных проектов) используется балльная оценка. Метод балльной оценки заключается в следующем: отдельным позициям присваивается отдельный балл в соответствии с их важностью, ранговые характеристики получают количественную оценку.

Оценка выводится из суммы баллов, которая может рассматриваться, например, в качестве показателя ценности того или иного проекта.

Естественно, данный подход не исключает субъективность результатов исследования, но лучше иметь несовершенную схему исследования и постоянно ее совершенствовать, чем не иметь таковой вообще.

 

Контрольные вопросы ( к главе 3)

1. Что такое «новый» продукт?

2. Назовите основные этапы создания нового продукта.

3. Назовите и охарактеризуйте восемь критериев (аспектов) оценки инновационных возможностей предприятия.

4. Что представляет собой экологический аспект исследований предприятия?

5. Почему так важен правильный выбор организационных форм подразделений предприятия при создании нового продукта?

 

 

Глава 4. Логистика. Роль логистики на различных этапах жизненного цикла продукции.

Задачи логистики.

В экономической литературе встречаются различные определения логистики. Приведем некоторые из них. Логистика это:

1.Планирование и обеспечение материально-технического снабжения, подготовки и передвижения состава.

2.Организация службы тыла.

3.Материально-техническое снабжение магазина.

4.Тыл и снабжение, материально-техническое снабжение, работа тыла.

5.Движение материалов и запасов.

6.Наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материально-информационных потоков в пространстве от их первичного использования до конечного потребителя.

Логистику также определяют как научное направление, связанное с поиском новых возможностей повышенной эффективности материальных потоков.

Понятие логистики сначала появилось в военной сфере, где охватывало проблемы транспорта, снабжения и перемещения войсковых подразделений. Затем понятия и методы логистики были перемещены в гражданские, где использовались в управлении материальными потоками в сфере обращения и производства. При этом понятия и методы логистики стали применяться в экономике сравнительно недавно.

В логистике используются экономические, экономико-математические и статистические методы для решения различных теоретических и практических задач. Важной задачей логистики является создание интегрированной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.

В качестве формы существования материального потока обычно рассматриваются запасы. Логистика - результат вычисления объемов запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворение будущего (неопределенного на момент расчетов) потребительского спроса на товары и услуги компании. Минимизированные суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукта и убытками из-за неудовлетворенности и в тоже время чрезмерно большой запас связан с омертвлением капитала, требует значительных расходов и уход за продуктом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.017 с.)