Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игрушки для «полового воспитания»

Поиск

С темой Барби перекликается и тема игрушек для так называемого «полового воспитания», которые в последнее время появились на при­лавках. Я имею в виду кукол с половыми ор­ганами. В журналах для родителей уверяют, что это очень полезно для «половой самоиден­тификации ребенка». Хотя остается открытым вопрос: как же столько веков подряд дети «самоидентифицировались» без подобных иг­рушек? Судя по количеству детей в семьях наших прабабушек, «самоидентификация» все же происходила. Причем неплохо. Во всяком случае, никакой демографической катастрофой не пахло.

На самом деле, подобные игрушки — это одно из начальных звеньев в цепи мероприятии по сокращению рождаемости. В раз­работке мировой антидемографической полити­ки участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотня экспериментов. (Так, «самый шокирующий снимок года», о котором шла речь в главе «Мама, купи мне братика!», совсем не случай­но тиражируется «Детскими сексуальными энциклопедиями». Эффект, который должны дать такие «новинки», давно известен.) «Иг­рушки для полового воспитания» действитель­но воспитывают. Только не хорошего семья­нина или гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие «прогрес­сивным» журналам, а их прямую противо­положность. В чем можно убедиться, опять-таки посмотрев на Запад, где уже поспел уро­жай «сеющих ветер».

Но и это еще не все! Я уже видела в про­даже таких же натуралистично изображенных мальчиков с... девичьими бантиками на лысой головке!

Сценка на миниатюрном базаре возле наше­го метро.

— А бантик зачем? — изумляется жен­щина, разглядывая такую игрушку.

— А я почем знаю? — пожимает плечами продавщица. — Наверное, на фабрике перепу­тали... у нас вся партия такая. Да вы бантик снимите, если не нравится, и все дела. А во­обще-то игрушка хорошая, оригинальная... Я своему внуку уже купила.

Как вам такое «развитие половой самоиден­тификации»?

 

Самые лучшие игрушки -природные

«Этокамушки, песок, шишки, палочки, лос­кутки. Они могут быть всем», — говорит доктор психологических наук Вера Василь­евна Абраменкова, посвятившая не один год своей жизни изучению того, как влияют со­временные игрушки на психику детей. — А чем может быть машинка? Только машинкой. (Правда, если это грузовик, то, вероятно, он может стать еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и проч. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кноп­ками? Совершенно очевидна ее монофункци­ональная однозначность — нажимай на кноп­ки и все!»)

А мой младший сын года полтора назад (ему тогда было одиннадцать) увлекся игрой в... пуговицы. Он набрал их с полтысячи, выпрашивал у родственников и знакомых. Но не для того, чтобы просто разложить по ме­шочкам в качестве коллекции. Это были знат­ные рыцари, простые солдаты, мирные горо­жане. Для каждого (!) он придумал свою ска­зочную историю и потом разыгрывал на пала­се — то с друзьями, а то и один — увлека­тельные баталии, сочинял захватывающие приключения. И очень гордился тем, что та­ких игрушек и такой игры нет больше ни у кого.

 

Ночной зоопарк

Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Конечно, его не напугает плюшевый тигр, даже если он будет копией настоящего и сделан чуть ли не в полную величину. Сейчас в моде звери, вы­полненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родите­лям это нравится. Честно говоря, они и мне еще недавно казались симпатягами.

Но, побывав в квартире, где громадное зве­рье смотрело на меня со всех сторон: со шка­фа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла, что та­кой зоопарк способен вызвать у ребенка нешу­точные страхи. Особенно ночью.

Мама не поверила, но, вероятно, все же на­сторожилась. Во всяком случае, через несколь­ко дней, заглянув часов в одиннадцать ночи к дочке в комнату и слегка отодвинув одеяло, которым Даша укуталась с головой, увидела глаза, в которых застыл неподдельный ужас.

— Что с тобой, Дашенька? — заволновалась мама.

Ребенок приложил палец к губам и еле слышно произнес:

— Молчи, съедят. Они только днем иг­рушки, а ночью живые.

Конечно, подобные фантазии могут возник­нуть у впечатлительного дошкольника и по поводу самых традиционных игрушек, но сте­пень вероятности этого несоизмеримо меньше.

 

Мой ласковый и нежный монстр

Еще опаснее для детской психики увлечение игрушечными монстрами и монстриками, ки­боргами, троллями и прочее. Короче, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом «чудовище». Даже если они будут с виду не такими уж страшными, обо­льщаться не стоит. Игрушка — не просто за­бава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во мно­гом зависит формирование их морально-нрав­ственных представлений, картины мира. Ка­кие чувства укореняются в душе ребенка, ког­да он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром иг­рать, это неизбежно произойдет — с нелюби­мыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлека­тельное, видеть в зле, которое в детском воз­расте прочно ассоциируется с понятием «не­красивый», добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев тол­ком оформиться.

А ведь детское сознание недаром так уст­роено, что не воспринимает полутонов и ню­ансов. Или — или. Или плохой, или хороший. Или добрый, или злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же самое нельзя, возникает волнение, возмуще­ние, протест, в глубине которых таится страх.

И это понятно: окружающий ребенка мир сло­жен, часто непостижим, ему нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в безопасности. Потом, когда человечек повзрос­леет, к нему придет способность различать оттенки понятий, качеств и отношений. Но сперва нужно заложить базу. На шатком фун­даменте прочного здания не построишь.

К психологам все чаще приводят детей, которые не могут адаптироваться к коллек­тиву сверстников, постоянно вступают в кон­фликты и не удерживаются даже в дорогих частных школах, откуда мало кого, как вы понимаете, выгоняют. И когда специалисты начинают разбираться, нередко оказывается, что от природы ребенок совсем не агрессивен. Просто он подражает своим любимым киноге­роям, воспроизводит модели поведения, кото­рые сплошь и рядом предлагаются в компью­терных играх. А начиналось все еще раньше, с выбора игрушек.

«Чему научит детей такая забава?» — пси­холог Вера Васильевна Абраменкова показыва­ет мне ручку в виде скелета.

Когда нажимаешь на кнопочку, скелет, сверкнув глазами, разгибает в локтях руки и выставляет вперед кулаки, каждый размером с его голову.

Конечно, не все дети придут от игрушки в восторг и, главное, поспешат претворить уви­денное в жизнь. Но где гарантия, что ваш ре­бенок не окажется среди тех, кому это при­дется по вкусу? Среди дошкольников и млад­ших школьников немало ребят, склонных к демонстративности, легко попадающих под дурное влияние, вспыльчивых и расторможен­ных. Они в данном случае особенно уязвимы.

 

Страшный может укусить

Есть и еще одна опасность, подстерегающая детей, играющих с монструозными игрушка­ми. Впервые я задумалась об этом после того, как у нас побывал в гостях четырехлетний мальчик из православной семьи, где очень се­рьезно относились к вопросам воспитания.

Моя дочка, которой было тогда лет сем­надцать, с удовольствием возилась с ним це­лый вечер, предоставив в его распоряжение все мягкие игрушки, которые ей когда-то на­дарили друзья и родственники.

И потом с удивлением рассказывала:

— Представляешь, Егор брал в руки толь­ко зверюшек с закрытой пастью. А от тех, у которых видны зубы, отказался наотрез. Я ему и дракончика предлагала, и собаку, и динозаврика. «Нет, — говорит, и все! — ЗУ­БАСТЫЕ КУСАЮТСЯ». Так и не стал с ними играть. Странный какой-то ребенок...

Я тоже удивилась, а потом сообразила, что перед нами, можно сказать, уникум: ребенок, не испорченный современной масс-культурой. Стремясь оградить мальчика от дурных влия­ний, родители отказались от телевизора. У ба­бушки или в гостях Егор иногда смотрел мультики по видео, но только отечественные, так что к западной стилистике не был приучен. Игрушки для него тоже отбирались очень строго: никаких «монстриков» и «покемонов». В садик он не ходил. Так что ничего стран­ного в его поведении не было. Наоборот, маль­чик воспринимал мир так, как и должен вос­принимать его ребенок. Страшное его пугало, а не притягивало. Безобразное отталкивало.

И среагировал он совершенно нормально. Ощерившийся зверь опасен, он действительно может укусить, и лучше держаться от него подальше. Даже от игрушечного. При этом Егор вовсе не был трусишкой. Скорее, наобо­рот. Но в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.

У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосо­хранения повреждается. И это может привес­ти к плачевным последствиям. Например, не­много повзрослев, они могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталки­вать.

Поэтому, прежде чем купить игрушку, се­рьёзно задумайтесь над тем, какую она несёт педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Иг­рая с игрушками, ребёнок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жиз­ни. Так давайте постараемся, чтобы ему при­шлась по вкусу роль доброго, заботливого, бла­городного человека.


Глава 34. Не тот подарок

 

В детстве все мы обожали получать подарки. Гадали, что нам подарят, с нетерпением дожи­дались заветной минуты и... порой испытыва­ли горькое разочарование. Еще бы! Ждешь резиновую куклу с закрывающимися глазами, а получаешь вязаную кофту или набор для вышивания.

— Да зачем тебе еще одна кукла? — недоу­мевает мама, увидев твои насупленные брови. И обиженно добавляет: — Какая ты все-таки привереда. На тебя не угодишь!

А повзрослев и став мамами, мы сами тоже частенько повторяем эти слова. И тоже быва­ем обижены, если наш подарок пришелся не ко двору.

 

Как же избежать конфликта?

Очень просто. Надо лишь заранее выяснить у ребенка, что бы ему хотелось получить на праздник. Правда, сюрприза тогда не полу­чится, но согласитесь, это все-таки лучше, чем испорченное настроение.

И, конечно, не надо забывать, что у вас с ребенком разные представления о ценности подарка. Ведь нередко бывает, что родители выбирают подарки по своему усмотрению не потому, что ребенок просит чересчур дорогую вещь (это было бы еще оправданно), а потому, что детские мечты кажутся взрослым блажью. («Еще одна кукла... очередная машинка».) Но такое отношение грубо посягает на свободу личности ребенка, ведь мечты — это что-то глубоко личное, сокровенное, и если ребенок делится ими со взрослыми, нужно относиться к ним с уважением. Даже если вам кажется, что гораздо разумнее потратить деньги на дру­гое. Иначе вы лишитесь доверия сына или дочери, а им неисполненное желание может запасть в душу, став символом того, что их в семье не понимают, с их желаниями не счи­таются.

Это, естественно, не означает, что нужно выполнять любые, даже самые абсурдные тре­бования вашего чада. Но если вы заметите, что в разговорах ребенок постоянно возвраща­ется к одному и тому же, не отмахивайтесь от его просьбы.

С другой стороны, родителей тоже можно понять. Им хочется, чтобы подарок запомнил­ся, принес пользу, послужил развитию ребен­ка. Особенно это важно, когда речь идет о крупных подарках, которые мы обычно дела­ем по самым торжественным случаям. Преж­де всего на день рождения.

Поэтому, уяснив пожелания сына или доч­ки, попробуйте мягко направить их в более, на ваш взгляд, продуктивное русло. Допус­тим, сын упрямо мечтает о машинках, хотя его комната уже мало чем отличается от со­ответствующего прилавка магазина «Детский мир». Исполните его мечту, но творчески раз­вейте ее: купите набор, в который, помимо машинок, будут входить и какие-то сооруже­ния, например, бензозаправка. И маленькие человечки, с которыми вы потом затеете ув­лекательную игру, приобщив к ней своего сы­нишку. А можно купить конструктор и сма­стерить из него автомобиль. Сейчас в прода­же есть даже конструкторы, в которые добав­лены моторчики и пульты дистанционного уп­равления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.01 с.)