Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детская игра и детская игрушкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дошедшие из глубины веков игрушки из глины, кости, металла (игрушки из других материалов, разумеется, были, но они не смогли пройти через разрушительные испытания тысячелетий) — «прямое зеркало жизни взрослых, их верований, страстей и радостей». Самые первые игрушки предназначались не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Между созданием игрушки и предмета религиозного обряда сначала не было существенной разницы. Первым даром новорожденному ребенку в древности, как и сейчас, была погремушка. Постукиванием погремушки сопровождались колыбельные песни; считалось, что она отгоняет злых духов и оберегает ребенка. Древнеегипетские куклы являлись погребальными дарами и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что изображения человека могут оживать и влиять на судьбы людей, поэтому часто куклы делались без ног, чтобы они не убежали из гробницы. Многие древнегреческие и древнеримские куклы продолжали носить культовый характер — девушки бережно хранили их до замужества и приносили в канун свадьбы в дар богиням. Однако существовали и игровые куклы из дерева или глины, которые к тому же часто были подвижны. «Куклы-марионетки» были героями трагедий-пантомим, которые разыгрывались в Афинах при большом скоплении зрителей. Конструировать детские игрушки — миловидные подвижные куклы, выглядевшие так, как будто они — живые, считал вполне достойным занятием сам Архимед. Следует заметить, что кукла всегда занимала особое — самое заметное и почетное — место в царстве детской игры. «Что такое кукла? — писал И. Риго. — Это не предмет и не вещь; это — лицо, это — дитя ребенка. В своем воображении он наделяет ее жизнью, движением, действием и ответственностью. Он заботится о ней так же, как о нем заботятся родители... воспитывает ее так же, как воспитывают его самого». Игра в куклы воспитывает сердце и волю, даже больше, чем интеллект, утверждал С. Холл — автор обширного и подробного «исследования о куклах». Научившись видеть в кукле живое, требующее внимания и неустанной заботы существо, дети овладевают умением видеть друг друга и согласовывать свои желания и действия, которые с обязательностью будут востребованы в коллективных играх. Кукла — главный товарищ в том «уединении вдвоем», которое так любят и дети, и взрослые. «Она не обижается, не бросает играть, если ей становится не интересно, не говорит, что так делать нельзя, не навязывает своего образа действий и с ней не нужно согласовывать свой замысел игры... Кукла — идеальный партнер по совместной игре» (Г.Г. Кравцов). На Руси детская игрушка имеет глубокие корни и собственную богатую историю. На месте поселений и городищ, где жили славяне и их предки, археологи в большом количестве находят в числе бытовых и культовых предметов и игрушки. Древнейшие из них найдены в славянских погребениях VI—VIII вв. Сохранились в основном только глиняные игрушки, реже — из кости. Хотя в письменных источниках XVII в. есть упоминания о том, что деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевом монастыре и в Москве. В XIX в. очаги игрушечного производства существовали на Онежском полуострове, по берегам Белого моря, в Архангельской, Вологодской, Новгородской и Владимирской губерниях. Но главный центр игрушечного производства связан с Подмосковьем — это г. Сергиев Посад и расположенная неподалеку деревня Богородское. Впрочем, покупная игрушка в русской крестьянской семье была редкостью, поэтому ее изготовлением для малышей занимались в основном взрослые члены семьи. Существовало большое разнообразие самодельной игрушки: коники, коровы, собаки, свистульки, дудочки, волчки, куклы, мячи и др. Ее мастерили между делом из того, что имелось под рукой: тряпок, соломы, глины, дерева, причем даже в пределах одной улицы игрушка не была стандартна. В каждой семье были свои игрушки, которые несли «отпечаток душевной среды» этих семей, их понимание мира, жизни, человека; в игрушки взрослые вкладывали свою любовь и мудрость, делая их тем самым «символом святой заботы» о ребенке. Сравнивая характер игрушек и их влияние на детей прежде и сегодня, А.Кононов отмечает, что раньше домашних игрушек на Руси было немного, поскольку сам ребенок был «богаче внутренними возможностями использовать игрушку многосторонне. Сейчас же сплошь и рядом родители «топят» ребенка в игрушечном многообразии, тем самым обедняя его душевный мир, не дают ему времени собраться с силами, разбудить воображение, чтобы раскрыть все ее (игрушки) функциональные особенности». Вообще острые дискуссии о том, какой же должна быть детская игрушка, взрослые ведут на протяжении ряда столетий. Так, в начале XX в. В. Малахиев-Мирович писал: «У богатых людей вся детская после Рождества или дня рождения... запружена дорогими, пестрыми игрушками, которые можно, за немногими исключениями, разделить на пять категорий: скучных, глупых, мертвых, пошлых, безнравственных». К скучным автор причисляет почти все механические игрушки, все отношение к которым со стороны ребенка сводится к минутному удивлению слишком нарядных кукол, а также игрушки-скульптуры — хрупких фарфоровых зверей и людей, застывших в одной неизменной позе. «Глупые» игрушки — это щелкунчик с уродливым лицом, страшные маски и др., создатели которых совсем не принимают в расчет детскую психологию и вносят такими игрушками в детскую душу страх и дисгармонию. «Мертвые» игрушки стоят близко к учебным пособиям, своей сверхпродуманностью, сверхполезностью и сверхцелесообразностью, они могут погубить ростки детской инициативы и творчества. «Пошлые» игрушки — разнообразные страшные, уродливые и одновременно комичные, вульгарные копии людей и животных — способны не только испортить вкус ребенка, но и отнимают у него «возможность человеческого участия к самому трагическому из явлений мира — к уродству». Наконец, к числу «безнравственных» игрушек относятся предметы военного дела, которые пробуждают жажду насилия и разрешения. Интересно и до настоящего времени актуально резюме автора этой своеобразной классификации игрушек: «Всякая слишком дорогая, слишком роскошная игрушка несет на себе отпечаток свойств всех перечисленных категорий. Она неизбежно будет скучна...отсюда она будет глупой. Лежа за стеклом игрушечного шкапа, она становится мертвой». О том, что готовая игрушка во многом тормозит проявление детской фантазии, творчества свидетельствуют многие авторитетные педагоги и психологи. П.П. Блонский, например, называет в числе любимых детских игрушек те, которые стимулируют их собственную активность — моторную (мячи, лошадки и т.п.), строительную (разнообразный строительный материал) и социальную (куклы всевозможных типов, посуда, мебель, домики и т.п.). В число нелюбимых игрушек он включает заводные и другие механические игрушки, которые делают ребенка лишь пассивным наблюдателем их передвижения. Их обычная судьба, считает ученый, быть после первых дней увлечения ими заброшенными или сломанными с целью посмотреть, что находится внутри их. В связи с этим исследователи детской игры советуют взрослым — педагогам и родителям — шире включать в детские игры полифункциональный игровой материал, т.е. предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики и т.п.), которые могут выступать в качестве заместителей разнообразных реальных предметов, будят детскую фантазию, воображение, игровое творчество. «Чем проще игрушка, тем лучше, потому что она дает больше свободы детям, дает возможность превращать ее в различные вещи, чтобы рано вкусить плоды весьма важного наслаждения собственной изобретательностью» (П.Ф. Каптерев). Качество и разнообразие игрушек, окружающих ребенка в тот или иной отрезок времени, влияет на способ и характер его игры, — свидетельствует С. Миллер и подтверждает это следующими фактами. При малом количестве игрушек школьники на игровой площадке чаще вступают в социальные контакты друг с другом; большое количество игрового оборудования ведет к уменьшению контактов, но в то же время — стимулирует индивидуальные исследования, строительство и другие виды игровой деятельности. Игрушки, таким образом, как и игры, в разные исторические эпохи и у разных народов отличаются своеобразием и отражают особенности быта, культуры и труда, верования, обычаи, идеалы воспитания. И если народная игрушка прежних веков была социальна, то современная, напротив, очень часто излишне индивидуализирована: оставаясь с ней наедине, ребенок не нуждается в сверстниках, а в некоторых случаях они и совсем не желательны. Нередко высказываются опасения в том, что современные игрушки все меньше отвечают своему функциональному назначению быть средством постижения мира и взаимодействия с ним, воспитывая в ребенке заданность мышления, стандартность поведенческих реакций и не побуждая в нем стремления к свободе, творчеству. Причину этого явления, вероятно, следует искать в самих взрослых, которые, с одной стороны, не только не готовы тратить определенные телесно-психические усилия на игры с собственными детьми, но и просто невнимательны к выбору игрушек, не осведомлены в их педагогической ценности. Покупая игрушку, они предпочитают, чтобы ребенок, оставаясь с ней один на один, забавлялся (ее блеском, конструкцией, движениями и т.д.) самостоятельно и как можно дольше, не мешая взрослым «общаться» и смотреть телевизор (А. Кононов, 2002). С другой стороны, производство игрушек — весьма прибыльный бизнес, и с каждым годом к традиционным игрушкам добавляются новые — электронные, компьютерные, которые взрослые делают как бы для себя. «Наша игровая цивилизация все больше заботится о развлечениях взрослых и, как ни парадоксально, часто за счет детей, все меньше оставляя пространства для детских игр, все больше забирая у детей подлинные игрушки», — считает В.В.Абраменкова и одновременно напоминает о том, что и для современного ребенка игрушка — «не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и человеческие истины».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.209.244 (0.01 с.) |