Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Еще позже «игривость простирается в макросферу» — мир, разделенный с другими.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Попытки соотнести последовательную смену игр и возраст детей предпринимались многими исследователями. Например, в начале XX в. Д. Джонсоном была дана периодизация детских игр, в соответствии с которой в первый период — от О до 3 лет — игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающегося мозга и тела. Игры этого периода — это «сосание, хватание, пускание слюней, хватание ртом, лягание и другие движения членов; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обоняния, температуры; приобретение умения управлять телом; болтовня, состоящая в ряде бессмысленных звуков; подражание, ползание, лазание, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспоминание, исследование, созидание и разрушение...». В возрасте 4—б лет, т.е. во второй период развития детской игры она также заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственно свободное движение (преимущественно ради самого движения, не ради его результатов), сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что можно с ними сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, магазин, в железную дорогу, в шитье, в стряпню). В третьем периоде (возраст детей 7—9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-преследования, а также игры строительные, драматические, изобразительные, игры в куклы и др. Четвертый период развития игр (возраст детей 10—12 лет) характеризуется заменой игр малокооперативных играми кооперативными, преимущественно подвижного характера. Специфическую периодизацию детских игр можно найти в работах Д.А. Колоцца, В. Штерна, Ж. Пиаже и др. В России попытки выделить и описать различные стадии развития детской игры предпринимались многими исследователями. Определенный интерес представляет, например, попытка А.С. Макаренко охарактеризовать стадии развития игры также в сравнении с возрастом детей. Первая стадия — от рождения до 5—6 лет — это время комнатной игры, время игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие 1—2 товарищей; в играх этой стадии развиваются личностные способности ребенка. На второй стадии — от 5—6 до 11—12 лет — предпочтение одинокой игры перерастает в интерес к товарищам, к групповой игре. В этот период усиливается стремление детей к подвижным играм на свежем воздухе и играм во дворе. Третья стадия характеризует ребенка как члена не только игрового, но учебного коллектива. Игра в связи с этим принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины. В последнее время все чаще звучит тезис о том, что при характеристике этапов развития детской игры следует исходить не только и не столько из возраста детей, сколько из возраста самой игры. Так, уже у Л.С. Выготского эволюция детской игры представлена в виде движения от игр с явной мнимой ситуацией и скрытыми правилами к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией. Ребенок сначала развертывает игры с мнимой ситуацией, которая первоначально очень близка к реальной ситуации, а правила в ней находятся в высшей степени сжатом, «скомканном» виде. Игра здесь больше напоминает воспоминание, чем воображение, она — воспоминание в действии. По мере развития игры происходит осознание ее цели, которая становится решающим фактором игры и определяет аффективное отношение к ней ребенка. Наконец, в конце развития игры вперед «выступает отчетливо то, что было в зародыше вначале. Выступает цель — правила... Выступает и...некоторый рекорд, также очень тесно связанный с целью». Обобщая результаты исследований этапов (стадий) развития игры, Г.Г. Кравцов для более точного определения игры выделяет два ее главных признака — непродуктивный характер и преобладание воображаемого плана над реальным (создание «мнимой ситуации» в терминологии Л.С. Выготского). Эти особенности игры могут рассматриваться как необходимые и достаточные признаки, позволяющие отличить ее от других видов активности. Ученый делает акцент на том, что детская игра — это «способ вхождения ребенка в мир человека... Побудительные силы детской игры лежат в пространстве будущего, в области внутренней свободы, а не в отношениях каузальной необходимости. В игре происходит... пробуждение новых сил и энергий, подключение ребенка к смысловым полям и истокам человеческой культуры». Поскольку непродуктивность детских игр на протяжении всего детства очевидна, исследователь сосредоточивает внимание в большей степени на втором признаке игре — мнимой ситуации. Впервые, по мнению Г.Г. Кравцова, ее создает не ребенок, а «взрослый в содеятельности и общении с ребенком». К концу младенческого — началу раннего возраста дети начинают отзываться на специфические действия и обращения близких взрослых, провоцирующие незамысловатую игру. Ребенок начинает стремиться к игровым ситуациям. Не умея еще активно создавать, не владея воображением, он вовлекает в игру взрослого и через него получает доступ в мир игры. В числе первых самостоятельных игр ребенка возраста двух с половиной — трех лет исследователь называет режиссерские игры. Они еще очень похожи на предметно-манипуля-тивную деятельность, однако это уже — настоящая игра, определяющей характеристикой которой является особая логика действий ребенка с предметами и наделение их игровым смыслом. Начальные формы режиссерской игры отличаются известной примитивностью сюжета, однообразием действий с предметами, сравнительной непродолжительностью, ситуативностью возникновения и эпизодичностью. Все это резко отличает их от полноценно развитой режиссерской игры в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Почти одновременно с режиссерской игрой или чуть позже в младшем дошкольном возрасте возникает еще один вид самостоятельной детской игры — образно-ролевая игра. Ее отличием является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее будет назвать игровым персонажем-образом — ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно, и, воспроизводя какое-то специфическое действие или даже позу, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. Следующий вид детской игры, возникающий и наиболее интенсивно развивающийся в среднем дошкольном возрасте — это сюжетно-ролевая игра, ее источниками являются предшествующие ей режиссерские игры и образно-ролевые игры. Так, предметное манипулирование и управление игрушками в режиссерских играх формирует у детей способность сюжетотворчества, видение игровой ситуации в целом и умение посмотреть на ситуацию глазами разных персонажей. В то же время способность к отождествлению, развивающаяся в образно-ролевой игре, является одной из фундаментальных общепсихологических способностей и имеет большой вес в творческом потенциале личности. Однако сюжетно-ролевая игра не является вершиной развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. К концу дошкольного периода появляется еще один вид игр — игры с правилами, деятельность детей в них приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности — учебной. Представленная Г.Г. Кравцовым последовательность смены игр и развертывания игры как детской деятельности в целом носит логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь все более сложными и совершенными. Каждая фаза дошкольного периода детского развития характеризуется определенной совокупностью сосуществующих видов игровой деятельности, среди которых только один является новым, впервые формирующимся видом игры. Если же не будет благоприятных условий, способствующих своевременному овладению ребенком постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом этапе могут остаться не реализованными и высокий уровень игры им просто не будет достигнут. КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКИХ ИГР
Рассмотрение этапов развития детской игры с неизбежностью подводит к рассмотрению проблемы поиска непротиворечивой и удобной в использовании классификации детских игр. Такие классификации, созданные разными авторами в разное время, могут опираться, к примеру, на происхождение игр или их воспитательную (развивающую) роль, или на характер отражения действительности в играх, или на чисто внешние признаки (возраст игроков, наличие или отсутствие в игре игрового материала, количество игроков, место проведения, степень педагогического управления играми) и т.д. Каждый из подходов в той или иной мере, разумеется, имеет право на существование, а в совокупности они еще раз подтверждают разносторонний и разнообразный характер детской игры. Так, одна из первых попыток провести определенную систематизацию детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному варианту его классификации, все игры детей следует делить: ■ на игры — подражания действительной жизни, ■ на игры — применение того, что было усвоено в школе, на всевозможные продукты творческой и изобразительной деятельности детей.
Другая классификация детских игр Ф.Фребеля строилась на выделении: ■ игр телесных, ■ игр — ощущений, ■ разумных игр.
Ф. Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, делил все игры на шесть групп: ■ подвижные игры, удовлетворяющие глубокой потребности в физической деятельности, цель которых — упражнение членов, развитие и укрепление мускулов ребенка, ■ игры, воспитывающие чувства, те, которые развивают ловкость, придают руке некоторое проворство, развивают верность взгляда, приучая определять расстояние; ■ игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие развитию наблюдательности и суждения; ■ эмоциональные игры — в них происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности; ■ артистические игры — это разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые способствуют пробуждению эстетических чувств детей; ■ игры, направленные на упражнение воли.
К. Бюлер, вслед за К. Гроосом, выделяет два рода игр. - Игры первого рода он называет «экспериментированием в игре»; в них ребенок имеет дело с самим собой или с товарищами. В их число К.Бюлер включает, например, подвижные игры, в которых упражняется собственное тело ребенка или им приводятся в движение другие предметы («возня» с предметами), а также «аффективные игры» типа пряток, жмурок и др. - Игры второго рода — это «общественные игры» — игры в борьбу, в любовь, игры-подражания; в них происходит упражнение «зачатков общительности», которые каждый ребенок несет в себе. Ученый подчеркивает равноценность обеих групп игр и заявляет, что было бы неразрешимой задачей определить, какие игры важнее для развития ребенка.
В. Штерн также делит игры на одиночные и социальные. В ходе одиночных игр ребенок устанавливает господство над собственным телом и над вещами, а также разыгрывает роли, которые позволяют уточнить представления о собственном «я» и его возможных превращениях. Первыми товарищами ребенка в социальных играх выступают взрослые, но чем старше ребенок, тем значительнее становится его интерес к детям.
И.А. Сикорский при группировке игр опирается преимущественно на их вклад в психическое развитие детей. «Обширный мир детских игр можно разделить на три большие группы, — пишет он. — Первая и самая большая группа игр... состоит в очевидном соотношении с развитием отвлеченного мышления и служит для ребенка наглядным пособием в процессе обучения этому мышлению. Вторая группа... служит для развития и укрепления чувства самосознания. Третья группа... служит ребенку для упражнения в процессе воспроизведения или репродукции впечатлений».
П.П. Блонский выделяет игры мнимые, строительные, подражательные, подвижные, интеллектуальные и игры-драматизации. Однако вычленение им специфического' содержания каждой из названных игр приводит к удивительному выводу о том, что «все, что мы называем игрой, есть в сущности строительное и драматическое искусство ребенка». Например, «мнимые игры вообще неправильно называть играми... Что касается строительных игр — то это — строительное искусство ребенка... подражательные игры и драматизации — драматическое искусство ребенка. Подвижные игры... не что иное, как драматизации... Даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки, карты) — по своему происхождению — драматизации (сражение войск...)».
С.А. Шмаков предлагает все детские игры условно делить на две большие группы: игры с готовыми правилами и «вольные» игры без установленных правил (игры «в кого-то» или «во что-то»). Условность такого деления сразу же оговаривается самим автором, т.к. во всех играх присутствует вольное, творческое начало, и во всех играх есть очень элементарные условия-правила.
О.С. Газман выделяет также два основных типа игр — игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Первый тип игр — это большинство дидактических и подвижных игр, развивающие игры (интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы); второй тип — игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты. Кстати, деление игр на творческие, подвижные и дидактические было традиционным для отечественной педагогики всей второй половины XX в., хотя многие исследователи игры замечали нерациональность такой классификации, т.к. при этом ставились в один ряд явления различной природы — игры самостоятельные и созданные взрослыми. Более целесообразным, например, по мнению Н.Б. Мчелидзе, является выделение игры как детской деятельности и игр, созданных для детей.
В основу одного из последних вариантов классификации детских игр С.Л.Новоселова, не отрицая рациональности прежних подходов и стремясь осмыслить проблему детской игры с позиции реалий сегодняшнего дня и современного уровня научных знаний об игре, закладывает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. В связи с этим представляется возможным выделить три класса игр, которые исторически тесно связаны между собой (Таблица 1). ■ Первый класс — игры, возникающие по инициативе самих детей; они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. ■ Второй класс — игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. ■ Третий класс — т.н. традиционные или народные игры, идущие из глубины этноса.
Достоинством этой классификации является, с одной стороны, подтверждение тезиса о непрерывности игры в жизни ребенка, а с другой — возможность проследить, как на протяжении раннего, дошкольного и младшего школьного возраста значительно изменяются детская потребность в игре и связанные с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга или сосуществуют одновременно разные виды игр. Можно видеть, что одни игры характерны для определенного возраста: сюжетно-ролевая игра четко локализуется в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет и затем практически бесследно исчезает, в то время, как например, игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, режиссерские и подвижные игры свойственны для всех возрастных групп, но при этом их содержание, разумеется, меняется. Таким образом, даже краткий анализ детской игры и связанных с нею проблем освещает самые существенные стороны детства и вводит нас во внутренний мир ребенка, помогает глубже понять своеобразие детства в целом. Однако в последние десятилетия все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин объективного и субъективного свойства у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии». Несмотря на длительность периода детства, современный ребенок-дошкольник зачастую не успевает «наиграться», «выиграться». Даже за последние 5—6 лет в играх детей произошли определенные изменения и наиболее явное из них: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основной причиной тому является, по мнению педагогов и родителей, недостаток времени на игру (?!). Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений» и происходит это потому, что дети все более отдаляются от взрослых, например, не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. «Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть... В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство», — к такому неутешительному заключению приходит Е.О. Смирнова. Игнорирование игры в дошкольных учреждениях и семье в угоду т.н. «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок-дошкольник, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес. Тем самым затягивается, становясь более сложным и болезненным, процесс изменения социальной ситуации развития, связанный с поступлением ребенка в школу и адаптацией его к новым условиям жизни и деятельности. Достаточно далек от своего полного и оптимального решения и вопрос о новом, специфическом виде игр, который уверенно занимает все большее место в жизни детей. Это компьютерные игры, которые помимо несомненных достоинств, обладают и набором прямо противоположных свойств. Наиболее значимым фактором при этом является отсутствие системы действенной помощи ребенку при выборе компьютерных игр и программ, что приводит к неуправляемости процесса формирования системы ценностей, жизненных ориентиров, интеллектуального уровня развития личности ребенка. В принципе, любая компьютерная игра является полезной в плане развития сенсомоторных навыков, быстроты реакции, внимательности, умения длительно наблюдать за своими действиями и анализировать их результаты. Применение компьютера внесло и продолжает вносить очевидные преимущества в учебную деятельность школьников. В то же время практически бессмысленная погоня за «условным противником», «уничтожение врага» самыми немыслимыми способами (а именно на этом основаны большинство массово-тиражируемых компьютерных игр) неизбежно приводит к последовательной интеллектуальной деградации, появлению желания поиграть на компьютере просто в силу сформировавшейся привычки. Для многих детей компьютерные игры становятся единственной целью работы с компьютером. Опасность, проявляющаяся в выраженной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности. Установлено, что побочными эффектами видеоигр является чрезмерная вовлеченность в игровую ситуацию и уход от действительности, нарастание агрессивности, особенно у детей более младшего возраста, повышенный уровень тревожности в отсутствии возможности реализовать игровое пристрастие. Над разрешением этой проблемы уже сейчас следует работать взрослым — разработчикам компьютерных игр, психологам, родителям и, безусловно, педагогам. Все сказанное еще раз подтверждает мысль о том, что на протяжении ряда столетий менялись и сами игры детей, и отношение взрослых к детским играм. Неизбежно должно было пройти определенное время до того, как в 1977 году Международной Ассоциацией игр на воздухе была принята «Декларация прав ребенка на игру», в соответствии с которой игра — это сама детская жизнь, которая «инстинктивна, добровольна, спонтанна и естественна... связана с исследованием, общением и выражением себя... сочетает в себе действие и мысль... приносит удовлетворение и ощущение успеха». Но, к сожалению, представляя во всем своем неповторимом многообразии мощный стимул и необходимое условие детского развития, игра нередко вновь и вновь вынуждена доказывать миру взрослых свое «право на жизнь».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.14.245 (0.009 с.) |