Гранитные берега для бурлящего хаоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гранитные берега для бурлящего хаоса



Когда ребенка мучат гастрит или аллергия, врачи тоже советуют матери проявлять осто­рожность. Но это не значит, что она должна потакать всем вкусовым прихотям сына или дочки. Наоборот, несмотря на протесты, детей сажают на диету. И никакие истерики не могут поколебать решимости матери выпол­нить предписания врача. Не могут, потому что она понимает: иначе будет хуже. И самый своевольный ребенок смиряется. Бывает забав­но наблюдать, как строптивец, вроде бы «не признающий никаких запретов», добровольно отказывается от шоколада, говоря: «Мне это­го нельзя».

Аналогичную картину можно наблюдать в сотне других случаев, когда речь идет о теле­сных заболеваниях. Когда же доходит до пси­хики, в восприятии родителей что-то вдруг меняется. Начинаются разговоры о трудно­стях, о несовместимости характеров, о нехват­ке времени и т. п. Возникает соблазн просто расширить рамки дозволенного, убедить себя и других в том, что поведение ребенка в об­щем-то нормально, все не так драматично...

Вероятно, фокус здесь в том, что психику нельзя увидеть, нельзя потрогать. А того, что не видишь, как будто и нет...

На самом деле, гиперактивный ребенок нуждается в психической диете не меньше, чем ребенок с больным желудком — в диете питательной. И соблюдать ее следует так же неуклонно.

Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бу­шует стихия — тем крепче должны быть бе­рега. Иначе произойдет наводнение.

Гиперактивным детям больше, чем всем ос­тальным, необходимо соблюдать строгий ре­жим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушать (так же как аллергик поначалу жаж­дет полакомиться шоколадкой или апельси­ном), но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут. Полезно вывесить на стене подробное расписание и апеллировать к нему как к некой данности, не зависящей от вашей воли. На многих дошкольников это дей­ствует мобилизующе.

В то же время, естественно, нужно делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Поэтому если, допустим, ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.

Строгая дисциплина требуется и от родите­лей. Однако для них она выражается прежде всего в том, что они должны привыкнуть го­ворить размеренно и успокаивающе, без раз­дражения. Трудно? — Но ребенку выполнять ваши требования еще труднее, однако вы все-таки чего-то добиваетесь. Если ему шесть лет, то вы, наверное, уже научили его читать. А это, уверяю вас, задача куда серьезней, чем приучиться к сдержанности.

Возбудимому ребенку следует особо тща­тельно дозировать впечатления. Избыток при­ятных, ярких впечатлений для него тоже вре­ден. Но совсем лишать его развлечений и по­ходов в интересные места не стоит. Однако, если вы видите, что он начинает перевоз­буждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представ­ление. Только не подавайте этот уход как на­казание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть». Пусть у ребенка сохра­няются приятные воспоминания от его появ­ления на людях. А то он начнет бояться со­вершать промахи и от этого будет вести себя еще хуже.

Чрезвычайно важно научиться ловить тот момент, когда он начинает перевозбуждаться, но еще не перевозбудился окончательно.

Это требует от матери обостренного внима­ния, но его вполне можно натренировать. На­учились же вы когда-то определять по плачу младенца, чего он хочет. А со стороны это казалось совершенно непостижимой наукой. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на коле­ни, и, покачивая, как маленького, пошепчи­те ему в такт что-нибудь успокаивающее, рас­слабляющее. Например: «Погоди-погоди-пого­ди... Ну-ка подожди, я тебе что расскажу... Сейчас... сейчас мы с тобой... знаешь, что мы с тобой сейчас сделаем? Мы сейчас с тобой пойдем на кухню, достанем... что мы доста­нем? Нет, не кастрюлю... и не сковородку и даже не тарелку... Мы с тобой <говоря это, вы уже перемещаетесь в сторону кухни> дос­танем... такую вкусную, такую красивую мор­ковку (яблоко, конфету и т. п.)».

Повторение слов создает ритм, заворажива­ет, а телесный контакт со взрослым, особен­но с матерью, великолепно расслабляет.

Детей от 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог (не о причинах их плохого поведения, а на какую-то посторон­нюю, интересную тему). Задавайте простые вопросы, не требующие пространных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. Чтобы включиться в диалог, ему придется волей-не­волей обдумывать свои ответы и вырываться из-под власти эмоций. С любыми детьми важ­но существовать в режиме диалога, а с гипе­рактивными — особенно. Между тем именно с ними взрослые, как правило, изъясняются либо при помощи команд («убери», «сделай», «не трогай»), либо разражаются длинными, эмоциональными монологами, которые по большей части оказываются монологами в пу­стоту.

Вообще, таким детям надо усиленно «разви­вать голову». Не в смысле обучения счету, чтению и письму. Этому сейчас уделяется даже чересчур много внимания. Я имею в виду развитие привычки осмысливать проис­ходящее, задумываться о причинах, прогнози­ровать последствия, правильно интерпретиро­вать свои чувства и чувства других людей.

Для этого идеально подходит кукольный те­атр, ролевая игра с игрушками. Она дает воз­можность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, «влезть в чужую шкуру», отрепетировать правильные модели поведения.

В кукольных сценках можно проиграть са­мые разные ситуации, вызывающие у ребен­ка психологические трудности. Сценки долж­ны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вари­ант». Скажем, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом — поло­жительный вариант, идеальная модель поведе­ния, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны ус­ложняться, разнообразиться, обрастать сказоч­ными или приключенческими подробностями. Детский сад таким детям противопоказан. Лучше даже не пробовать, чтобы не нанести ребенку травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте одного, максимум двух к себе домой и держи­те их игры под контролем, чтобы в случае чего быстро вмешаться и не дать разгореться конфликту.

Вы скажете: «А как же приучать его к коллективу?»

Всему свое время. Для гиперактивного дош­кольника важнее всего общение с ласковой, терпеливой мамой.

Все дети охотнее обучаются чему-либо, если им интересно. Это банальная истина. Но поче­му-то у многих родителей «трудных» детей она вызывает негодование. Им хочется, чтобы дети учились «просто так». Гиперактивного ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно заинтересовы­вать. Иначе ничего не получится. Это дан­ность, которую придется принять, даже если вам глубоко противно. Причем интерес у него нестойкий, летучий. В силу своих особеннос­тей он не может долго удерживать внимание на одном и том же. Поэтому, обучая его чему-либо, необходимо чередовать виды деятельно­сти, часто привносить в процесс что-то новень­кое, подкреплять интерес ребенка самыми раз­ными способами.

Скажем, Валерик, о котором я написала в начале главы, на первых занятиях не мог удерживать внимание больше нескольких ми­нут. Он все делал, как метеор: рисовал, писал цифры, буквы. Раз — и его уже нет на сту­ле. Мы с ним устраивали многочисленные перерывы, когда я разрешала ему просто по­бегать, но потом снова возвращались за стол или за театральную ширму. Там все время происходило что-то новое: появлялись новые игрушки, давались новые задания. Однако главная моя цель оставалась неизменной: я тренировала его внимание, учила диалогу. По­степенно паузы укорачивались, Валерик стано­вился усидчивей, и когда его включили в группу из шести детей с родителями, он не­плохо выдерживал полутора-двухчасовые заня­тия с одним перерывом.

Поскольку у гиперактивных детей такое рассеянное внимание, нужно постараться, что­бы во время занятий их ничто не отвлекало. Американский доктор Рэншоу советует ста­вить письменный стол у пустой, ничем не украшенной стены, избегать при оформлении детской комнаты или детского уголка ярких красок и сложных орнаментов. Не давайте гиперактивному ребенку сразу много игрушек. Когда он готовит уроки, выключайте радио, телевизор или магнитофон.

Известный российский психиатр проф. Ю. С. Шевченко, много работающий с гиперак­тивными детьми, советует родителям соста­вить список жалоб на поведение ребенка, од­нако, указывать не обобщенные названия, ти­па «капризы», «непослушание», «неаккурат­ность», а определить четкие, максимально простые и понятные поведенческие «мише­ни»: «бьет сестру», «не всегда чистит зубы по утрам», «разбрасывает свои вещи», «берет чу­жое без спроса» и т. п.

Таким образом, критикуются не качества ре­бенка, которые ему трудно изменить, а его кон­кретные поступки. Ребенку легче понять, чего от него хотят. А взрослые могут выстроить иерархию целей и не требовать всего сразу.

Кроме того, это хороший тест для самих ро­дителей. Очень часто они понимают, что предъявляли к ребенку завышенные претензии, требовали от него совершенства. Чего стоят хотя бы такие жалобы: «НЕ ЛЮБИТ выносить мусор», «НЕ ЛЮБИТ, когда ему делают заме­чания», «НЕ ВСЕГДА слушается старших»!

А вы любите выносить мусор?

Не дергайте ребенка каждую минуту. Он просто отключится и не будет вас слышать. Конечно, он должен знать слово «нельзя», но, как и со всеми детьми, надо стараться, чтобы они на собственном опыте убеждались в пагуб­ных последствиях своих проступков. Безуслов­но, с гиперактивными детьми в этом смысле следует быть более осмотрительными. Но все равно, если у ребенка нет реального опыта расплаты за непослушание, он перестает ве­рить предупреждениям взрослых.

Классический пример: малыш грудного воз­раста упорно тянется к чайнику. Можно тре­пать себе нервы, сто раз повторяя «нельзя» и рискуя тем, что для него это превратится в забавную игру. А можно дать ему потрогать горячий чайник. Не раскаленный, но горя­чий. Тогда малыш не обожжет руку до вол­дырей, но почувствует боль. Большинство де­тей усваивает этот урок с первого раза. Гипе­рактивному ребенку одного раза, скорее всего, будет недостаточно, однако, это не значит, что «до него ничего не доходит». Доходит. Правда, не так быстро, как до других. Долж­ны же они хоть что-то делать медленней ос­тальных!

 

Лекарства

Для многих родителей мысль о медикаментоз­ном лечении кажется непереносимой. Они го­товы обращаться к кому угодно: к бабкам, экстрасенсам и прочим «целителям», выпол­нять самые дикие рекомендации, но только не давать ребенку таблетки, которые прописыва­ет психиатр.

Другие полностью уповают на психотера­пию, занимаются с психологами, пробуют раз­ные методики и подходы.

Однако при органических нарушениях лю­бые, даже очень эффективные психолого-педа­гогические методы будут работать вполсилы. Раз мозг поражен, значит, его надо лечить. А параллельно учить — терпеливо, настойчиво учить ребенка, как надо себя вести. Ведь ни одна таблетка этому не научит.

Что касается побочных эффектов, то, во-первых, детям обычно дают лекарства в мик­родозах, а во-вторых, гораздо вреднее, когда ребенок постоянно возбужден, «варится» в таком хаотическом «бульоне» и выматывает всех, в том числе и себя. Помимо всего про­чего, это затормаживает его развитие, ведь большая часть энергии расходуется не по на­значению.

Подбор лекарств — дело тонкое. Во многом, в этом и состоит искусство врача. Поэтому постарайтесь найти специалиста, к которому вы проникнитесь доверием, и если вам будет казаться, что лекарство оказывает какой-то не тот эффект, не стесняйтесь лишний раз к не­му обратиться.

 

Коррекционные игры

Частая ошибка родителей и педагогов, как отмечает проф. Шевченко, заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одно­временно сосредоточенного внимания, усидчи­вости и сдержанности. То есть возлагают на него триединую задачу, с которой не всякий взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у ребенка в дефиците.

Гораздо полезней тренировать каждое каче­ство по отдельности. Даете игру, требующую сосредоточения, не ограничивайте импульсив­ность и движения ребенка. Развивая усидчи­вость, не напрягайте активное внимание. Ког­да ребенок учится сдержанности, не нагру­жайте его интеллектуально.

Игр, помогающих развивать внимание, тре­нировать усидчивость и выдержку, достаточно много. Я приведу здесь лишь несколько.

 

Развитие внимания

Хорошо развивает внимание игра «Хлопки»: ребенок должен «отхлопывать» ритм, задан­ный ведущим. Сначала простенький, затем — более сложный.

«Отражение в зеркале»: надо повторять за ведущим его жесты. Усложненная разновид­ность этой игры — «Опаздывающее отраже­ние» (воспроизведение предыдущего движения начинается тогда, когда ведущий уже показы­вает следующее). Можно договориться о про­пуске каких-либо движений (например, при­седаний или наклонов вперед).

Полезны игры с мячом типа «Съедобное-несъедобное».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.016 с.)