ТОП 10:

А может, лучше не навещать ребенка?



Я не шучу. Такое мнение не редкость в сре­де воспитателей.

— Да не травите вы ему душу! — говорят они. — Вас не было — он и не вспоминал. А приехали — расстроился, заплакал.

В общем, с глаз долой — из сердца вон. И представьте себе, некоторые взрослые подда­ются на уговоры, перестают приезжать к де­тям. А потом удивляются, отчего их ребятиш­ки стали раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

Но чему тут удивляться? Сами посудите, что думает ребенок, когда других навещают родители (не послушавшиеся «компетентных специалистов»), а его — нет? — «Бросили ме­ня, не любят, я им не нужен, им лишь бы от меня избавиться...» А такие мысли куда страшнее, чем слезы при расставании с папой и мамой после радостной встречи.

 

Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке?

На этот вопрос опять-таки разные люди отве­чают по-разному. Некоторые считают, что ре­бенка не стоит заранее будоражить. Лучше поставить его перед свершившимся фактом — и все тут. Руководствуясь этой логикой, мно­гие воспитательницы детских садов советуют родителям, собирающимся впервые привести туда свое чадо, не предупреждать сына или дочь о разлуке, а тихонько уйти, когда ребе­нок заиграется. Однако нередко после такого эксперимента ребятишки наотрез отказывают­ся его продолжить и со слезами цепляются за мать, не отпуская ее от себя ни на минуту. По-моему, наоборот, ребенку следует как мож­но подробнее рассказать о том, что его ждет в лагере, санатории и т. п. Больше всего нас страшит неизвестность, поэтому подробно рас­скажите, где он будет жить, какой у него будет примерный распорядок дня.

Какие-то ситуации можно даже проиграть в куклах или в лицах (актеры говорят «в жи­вом плане»). Настраивайте детей на то, что поездка будет очень интересной, настоящим праздником. Побольше фиксируйтесь на дета­лях (если они, конечно, вам известны), ведь жизнь ребенка состоит из мелочей.

Мы и не заметим ежика в живом уголке, а ребенка будет тянуть туда, как магнитом. И потом, вспоминая летний отдых, он все уши прожужжит вам о том, какие были смешные повадки у ежа.

Лет

На мой взгляд, это самый благоприятный возраст для пребывания в летнем лагере. Хотя, естественно, вам и теперь следует про­являть осмотрительность. В первую очередь, советую обращать внимание на нравственный климат, царящий в коллективе. Поверьте, как и чем будут ребенка кормить, не так уж и важно. В конце концов, он же не на год туда отправится!

Куда важнее, чтобы сын или дочка не на­брались в лагере всякой пакости, того, что называют дурными привычками.

Ну, а то, что дети без нас скучают... В этом возрасте немного поскучать по родителям по­лезно — больше будут ценить отца и мать. А то подростки подчас так привыкают к нашей заботе, что воспринимают все как само собой разумеющееся. Безусловно, и в этом возрасте дети не застрахованы от конфликтов, порой достаточно острых. А родители часто предо­ставляют ребятам самим разрешать их. Осо­бенно, когда речь идет о мальчиках.

— Пусть учится отстаивать свои права, — говорят они. — Как он в армии служить бу­дет?

При этом совершенно не учитывается, что 9-13-летним детям до армии еще жить и жить. И за эти годы психика ребят может укрепиться, они постепенно дозреют до воз­можности самостоятельно решать жесткие кон­фликты. Если же форсировать эту само­стоятельность, человек может надломиться, ожесточиться, утратить веру в свои силы.

При воспитании детей взрослым очень по­лезно использовать прием психологического переноса. Конфликтная ситуация в летнем лагере, в отрыве от дома, штука очень тяже­лая. Представьте себе аналогичную по тяжес­ти ситуацию, в которой могли бы оказаться вы сами. Допустим, вас посылают в команди­ровку в чужой город, где коллеги начинают вас изводить придирками, всячески вам пако­стят и т. п. Уехать раньше времени вы не можете, поддержки ни от кого не получаете. Как вам такой вариант? Взрослый, оказавшись в подобном положении, может получить серь­езное психическое расстройство. А тут ребе­нок...

Тем более что он ведь не на работе, а на отдыхе. За что ж ему, бедному, так страдать?!

Лет

По логике вещей, чем старше становятся де­ти, тем безопасней отпускать их в летний ла­герь. Но эта логика сейчас не работает. В на­шей жизни, где именно подростков подстере­гает столько соблазнов и опасностей, отправ­лять ребят в «свободное плавание» бывает рис­кованно. Я знаю не один случай, когда имен­но в летних лагерях подростки впервые про­бовали водку и наркотики, а также приобща­лись к другим сторонам взрослой жизни, к которым ребятам этого возраста приобщаться не следует. А уж если и вожатые попадутся «продвинутые», «успех предприятия» гаран­тирован. Как вам, например, такая игра «на снятие сексуального напряжения», предло­женная одним молодым педагогом, увлекав­шимся новомодными методиками? Подростки целуют куклу и передают ее друг дружке по кругу. А на следующем круге нужно поце­ловать в то же самое место уже не куклу, а соседа или соседку. Что и говорить, очень раскрепощает.

— Не понимаю, что с ребятами стряслось! — волновался наутро директор, не ведавший о смелых психологических экспериментах вожа­того. — Никогда у нас такого не было, чтобы мальчишки по ночам в палату к девочкам ла­зили, а тут как с цепи сорвались.

А вот что рассказал опытный педагог Алек­сей Юрьевич Соловьев, некогда проработавший вожатым пятнадцать смен в пионерлагерях и недавно решивший тряхнуть стариной: «Рань­ше подготовка воспитателей везде была очень высокой. Новый воспитатель попадал в уже сложившийся коллектив и если с чем-то не справлялся, его тут же подменяли более опытными людьми. Сейчас ситуация принци­пиально другая. Среди воспитателей много случайных людей, не имеющих педагогичес­кого образования и опыта работы с детьми. Просто им захотелось отдохнуть заодно со сво­им ребенком по льготной цене или немного подработать. Среди них немало таких, кого вообще, по-моему, к детям подпускать нельзя! У нас в лагере, например, все педагоги кури­ли. Я, наверное, был единственный некуря­щий. Ну, и какая борьба с курением будет в таких отрядах? Естественно, никакой! Весь лагерь, от мала до велика, курил. Зайдешь в корпус, где живет человек триста, все проку­рено насквозь, дышать нечем.

А еще была молодая пара «воспитателей», гордо заявлявшая всем, что у них «граждан­ский брак». Когда мы приехали в лагерь, их больше всего беспокоило не то, как разместят­ся дети, а совсем другое: выделят ли им на двоих общую кровать. И отвоевав ее, они ус­покоились. Эта сладкая парочка сама постоян­но дымила, и, естественно, половина детей в их отряде не расставалась с сигаретами.

Точно такое же попустительское отношение было и к выпивке. Однажды я увидел выпив­ших ребят из другого отряда. Привел к воспи­тателю, передал с рук на руки и не успел отойти, как слышу слова воспитателя: «Да лад­но, не обращайте внимания на этого идиота!»

Еще одно тяжелое впечатление поджидало Алексея Юрьевича по вечерам. В лагере каж­дый вечер устраивалась дискотека. И именно на это время обычно назначался педсовет, так что следить за детьми было практически не­кому. А на дискотеку валом валили местные парни — кто с пивом, а кто и с водкой.

— То есть как? — изумилась я. — В дет­ский лагерь приходили посторонние?

— А вы разве не знали? — в свою очередь изумился он. — Сейчас это распространено чуть ли не повсеместно. Разве что в каком-ни­будь военном городке по-другому. И наши де­тишки оказываются в очень опасной ситуации. Представьте себе: темно, грохочет музыка, об­щий психоз, некоторые дети танцуют абсолют­но непристойные танцы, раздеваясь почти до­гола и изображая в танце постельные сцены. Другие на это смотрят, пытаются подражать. Наверное, не все понимают истинный смысл подобных телодвижений, но в любом случае, ничего душеполезного в этом нет. Ну, а раз­горяченные напитками местные жители начи­нают обхаживать девочек, тянут в кусты... И все это никого не волнует! Даже если админи­страция лагеря приглашает милиционера сле­дить за порядком, он озабочен только тем, чтобы не было драк. А детский разврат — это теперь не по его части. Я наведывался и в соседние лагеря. Везде одна и та же картина.

Алексей Юрьевич на вечерние педсоветы не ходил, а бегал с фонариком вокруг танцпло­щадки. Наткнется на парочку в траве — ос­вещает ее, чтобы понять, не из его ли отряда девочка. Ведь родители доверили ему детей, и он считал своим долгом доставить их в Моск­ву в целости и сохранности. Но такой «ненор­мальный» он был там один. Остальные воспи­татели поднимали его на смех. Никто не ви­дел в поведении детей ничего зазорного.

— Да о чем говорить, — вздохнул, за­вершая свой невеселый рассказ, Алексей Юрь­евич,— если самый опытный педагог лагеря, шестидесятилетняя женщина с двадцатипяти­летним стажем работы в детском саду, прини­мала участие в капустнике и, задирая перед ребятами юбку, пела голосом Пугачевой, что она «мадам Брошкина»! Когда видишь такое, то понимаешь, что это фатально...

Так что я сейчас ни за что на свете не по­слала бы ребенка в светский лагерь. Только в православный — и то будучи уверена, что это не просто вывеска.

А вообще-то 13-16-летние дети еще с боль­шим удовольствием проводят лето с родителя­ми. Почему бы не насладиться этими мгнове­ниями? Кто знает, повторятся ли они еще когда-нибудь? Ведь окончив школу, ребенок, вполне вероятно, будет предпочитать летний отдых с друзьями. А вам останется лишь со­жалеть, что вы торопили события и недоста­точно ценили его общество. Лучше не жить по поговорке: что имеем — не храним, поте­рявши — плачем...


 

Заключение

В последние годы все больше людей приходит в церковь. По крайней мере, в Москве это уже ощутимо. Достаточно побывать в воскресенье на литургии. По многим лицам видно, что эти люди еще недавно если и заходили в храм, то лишь по большим праздникам, а многие даже по праздникам сюда не заглядывали. А теперь вместе со всеми поют «Символ веры» и дело­вито прикладывают к иконам маленьких ребя­тишек. А сколько детей причащается! Такое скопление малышей еще пару лет назад на­блюдалось только в тех храмах, настоятели которых славятся своим умением работать с молодежью. А сейчас и там, где совсем недав­но детей почти не было, юные причастники исчисляются десятками. В «молодежных» же приходах малышам несть числа. Кое-где (на­пример, в храме Николы в Кузнецах) они прямо-таки роятся. Их, по-моему, с каждой неделей становится больше.

Тенденцию к воцерковлению мы чувствуем и на занятиях в нашем театре. Если пять лет назад православные родители были в наших коррекционных группах редкостью, то теперь их как минимум половина, а то и больше. Это существенно облегчает беседы на педагогичес­кие темы, потому что верующие очень многое понимают без лишних слов. И даже люди, далекие от Церкви, даже «новые русские», как правило, уже не спорят, когда говоришь о важности воспитания ребенка в духе цело­мудрия, патриотизма и нестяжательства и о том, как пагубен отказ от традиций. Многие из них за последние годы успели вплотную познакомиться с подобными проблемами, и знакомство, увы, оказалось отнюдь не счаст­ливым.

Поэтому практически в любой аудитории уже, как мне кажется, имеет смысл говорить без обиняков, что в нынешних условиях нор­мально воспитать ребенка без Церкви нельзя.

Это и раньше было трудно, но тогда сатанисты не вели такой открытой и массированной борьбы за души детей, а государство не созда­вало им для этого режим наибольшего благо­приятствования .

Однако пока многие родители еще надеют­ся на то, что достаточно отдать ребенка в вос­кресную школу, а по воскресеньям иногда причащать, и все наладится. Точно так же (хотя и реже!) они приводят трудных детей к психологу с просьбой «что-нибудь с ними сде­лать», а сами не хотят меняться и менять свою жизнь.

Но ребенок — плоть от плоти родителей, и если в воскресной школе говорят одно, а в семье — другое, да еще если это другое бы­вает подкреплено авторитетным мнением шко­лы, радио- и телепередачами, которые слуша­ют и смотрят родители, журналами и газета­ми, которые они читают, то вариант «сделай­те нам красиво» обычно не проходит. Голос родной плоти оказывается сильнее. Так что, чем раньше семья придет к Богу, тем лучше. Хотя и это само по себе еще не может слу­жить гарантией спокойной, безоблачной жиз­ни. Недавно довелось видеть такую картину. После вечерней службы народ разошелся по домам, лишь несколько человек стояли в оче­реди на исповедь. Среди них была молодая женщина с мальчиком лет шести. Во время службы он с другими ребятами играл во дво­ре, а когда сверстники ушли, принялся весе­лить себя сам: подбрасывал и ловил плюшево­го мишку. Забава вообще-то невинная, если абстрагироваться от того, что носился он по храму, причем амплитуда полетов игрушки и пробежек мальчика постепенно увеличивалась, а смех становился все громче.

Люди переглядывались, но замечаний ник­то не делал: мать на поведение сына не реа­гировала, а чужим вмешиваться было неловко: нас ведь уже приучили не нарушать чужую privacy. Наконец, не выдержал батюшка. Он слегка пожурил мальчика и забрал игрушку, пообещав отдать, когда тот пойдет домой.

Потом накрыл епитрахилью женщину, сто­явшую у аналоя, и подозвал мать ребенка. Вы думаете, мальчик успокоился и дождался кон­ца исповеди, благо та длилась совсем недолго? Вовсе нет. Он вертелся возле аналоя, норовя вырвать мишку из руки священника. А мама и тут вела себя так, будто ничего не происхо­дит! Впрочем, с точки зрения «свободной пе­дагогики», принципов которой она явно придерживалась, ничего страшного действи­тельно не происходило. Сын же не с кулаками на батюшку кинулся, да и погрома в хра­ме не учинил. А право на самовыражение есть у каждого человека...

Через несколько дней я принялась наводить порядок на книжных полках и обнаружила старый отрывной календарь с несколькими сохранившимися листками. Рассеянно прогля­дела один, другой, третий — и вдруг наткну­лась на поучения святителя Иоанна Златоус­та. В другое время я, наверное, прочитала бы их и забыла, но сцена с плюшевым медведем ожила в моей памяти, и я решила на всякий случай сохранить листок. Авось пригодится?

И вот пригодилось.

Святитель Иоанн Златоуст писал как будто специально для нас, хотя в те времена слова «профилактика» и «либерализм» были явно не в ходу: «Некоторые из родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем воз­расте. Сделал ребенок дурное дело, неразум­ный родитель говорит: «Ничего, еще ребенок не смыслит, вырастет — не станет этого де­лать». И растет этот ребенок, как яблоня в лесу. Отведайте плода от этой яблони и не воз­радуетесь, так он горек... Раннее худое пове­дение переходит в навык — и становится он негодным членом общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих.

Ничего нет хуже, когда детские поступки не исправляются и через это в детях обра­щаются в навык. Эти поступки, будучи за­пущены, обыкновенно настолько портят ре­бенка, что впоследствии уже не бывает воз­можности никакими увещаниями исправить его, и подобных детей дьявол водит, как плен­ников, куда ему угодно. Он становится пол­новластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полною охотой».

Но верующие родители, даже те, что заплу­тали в трех соснах «свободной педагогики», все равно находятся в более выигрышной по­зиции по сравнению с неверующими, ведь они хотя бы случайно, отрывая листок православ­ного календаря, могут наткнуться на поуче­ния святых отцов, а не на астрологический прогноз. И призадуматься...


Оглавление

Вступление. 3

ЧАСТЬ 1 Проблемы поведения и общения.. 7

Глава 1. Страх темноты или кто притаился в темноте?. 7

Нормальные герои всегда идут в обход. 7

Детские страхи надо уважать. 10

Причины возникновения у детей страха темноты.. 11

Глава 2. Ночные кошмары или победа над сном.. 14

Нужно ли обсуждать с детьми их страшные сны?. 14

Как подружиться с тетей королевой?. 15

Идет бычок, качается. 16

Толкование сновидений. 17

Меры предосторожности. 18

А если телевизор - это самое дорогое?. 19

Глава 3. Страх одиночества или один дома. 20

Почему дети боятся одиночества?. 20

Что делать?. 21

Истинный страх одиночества. 22

Сказочные странствия. 24

Подарки и сюрпризы.. 24

От теории - к практике. 25

Глава 4. Своеволие: своя ли воля?. 26

Своевольные дети на редкость несамостоятельны.. 26

Последствия своеволия. 27

Почему же родители это допускают?. 28

Счастье - это когда тебя понимают. 29

Как важно быть последовательным.. 31

Посильность требований. 32

Компромисс, но без авансов. 32

Глава 5. Немного о детской грубости или дождь лягушек изо рта. 34

Брань - позывные ада. 34

Мат - это путь к свободе?. 35

Почему дети ругаются?. 36

Грубость на уровне тона. 38

Методы борьбы.. 39

Глава 6. Стремление быть «крутым», или еще немного о грядущем хаме. 40

Глубокоуважаемый мент. 40

О том, как вредно кидаться блинами. 41

Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, как ведет себя твои ребенок. 42

Мужик с седьмого этажа вылетел - и даже не чирикнул. 44

Глава 7. Конь-огонь, или гиперактивный ребенок. 46

Хочет, но не может. 46

Кто виноват?. 48

Каково быть матерью гиперактивного ребенка. 48

Как вести себя с гиперактивным ребенком?. 49

Гранитные берега для бурлящего хаоса. 50

Лекарства. 54

Коррекционные игры.. 55

Глава 8. Детская медлительность, или тише едешь – дальше будешь. 57

Как помочь маленьким копушам?. 58

Развиваем мелкую моторику. 59

Одежда медлительного ребенка. 61

Развивающие игры.. 62

Режим дня. 63

Семь раз отмерит, один - отрежет. 63

Глава 9. Стоит ли выковывать из ребенка лидера?. 65

Учитывайте характер ребенка. 65

Особенности культуры.. 66

«Две большие разницы», как говорят в Одессе. 67

Успех вместе с другими и ради других. 68

Как сделать, чтобы ребенок не рвался быть каждой бочке затычкой?. 68

Вам нужен ребенок или его успеха?. 69

Глава 10. Как научить ребенка постоять за себя?. 71

В гостях у снежной королевы.. 71

Чуть что - сразу в нос. 71

Не раздувайте из мухи слона. 72

Слова и образы.. 73

Защищать, пока не сможет защитить себя сам.. 74

Изъять из травмирующей среды.. 74

А если травят везде?. 76

Победа над страхом.. 77

Глава 11. О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей. 79

Почему уныние - грех?. 79

А если ребенок не понимает шуток?. 80

Чувство юмора развивается постепенно. 81

Культура комиксов. 82

О«черном» и «белом» юморе. 83

Смех сквозь слезы.. 84

Глава 12. Поиски «золотой середины», или проблемы с дисциплиной. 87

Спокойствие, только спокойствие! 87

Конфликт полов. 87

Как скучное сделать интересным?. 88

А как насчет вознаграждения?. 89

Кого мы воспитываем: ребенка ила собаку Павлова?. 90

А как же раньше дети приучались к труду?. 92

А если ребенок все равно упорствует?. 93

ЧАСТЬ II СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 95

Глава 13. Если мама успешнее папы, или неудачник по наследству. 95

Причем тут ребенок?. 96

Выбор из двух зол. 96

Выход из заколдованного круга. 98

Глава 14. Образ отца, или «кем работает твой папа?». 101

«Просто пап» не бывает. 102

Идеальный потребитель. 103

Глава 15. Еще немного о формировании образа отца, или жена в роли Пигмалиона. 105

Отец - опора и защита. 105

К вопросу о «профпригодности». 107

Какие еще мужские качества важно подчеркивать, воспитывая у ребенка уважение к отцу?. 107

Должен ли ребенок бояться отца?. 108

Должен ли отец играть с ребенком?. 109

А если отец слабовольный?. 112

Глава 16. Приходящий папа. 114

Маленькие штирлицы.. 114

«Беспримерность». 115

Зачем нужен «приходящий папа»?. 116

Как разрядить обстановку?. 118

Яблоко раздора. 118

Повторный брак. 120

ЧАСТЬ III ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 121

Глава 17. Мифы и реальность полового воспитания. 121

Секспросвет вреден для здоровья. 121

Охранная функция стыда. 122

А если ребенок интересуется?. 124

Школьные уроки скотоложества. 125

О чем же стоит говорить с детьми?. 127

«Пусть лучше дома, чем в подворотне». 128

Что же понимать под половым воспитанием?. 129

Глава 18. Воспитание мальчиков. 130

Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью.. 130

Школа мужества. 132

Подвижные игры.. 135

Где живет герои?. 135

Спасителю папы - приз! 136

Романтики с большой дороги. 137

Эффект подсолнуха. 138

Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам.. 139

Глава 19. Воспитание девочек. 140

Главное - семейное счастье. Остальное приложится. 141

Немного о минусах «бесполой педагогики». 142

Воспитание женственности. 143

Мягкое побеждает твердое. 146

Глава 20. «Мама, купи мне братика», или как подготовить ребенка к рождению младшего брата или сестры?. 147

Немного об аистах и капусте. 152

Глава 21. Так ли уж хорошо быть единственным ребенком в семье?. 154

Мой сын ревнует меня к телефону. 154

У семи нянек дитя со страхами. 154

Трагедия маленького принца. 155

Дети из многодетных семей развиваются быстрее. 156

В многодетной семье труднее стать трудным ребенком.. 157

«Десять детей и сто внуков -да это ж целая армия!». 158

ЧАСТЬ IV ДЕТИ И СОЦИУМ... 160

Глава 22. Разговоры вполголоса: отношение к людям и разговоры о них. 160

Обсуждение знакомых. 160

Разговоры об учителях. 161

Ссоры с родственниками. 162

А можно ли обсуждать при ребенке его самого?. 163

Глава 23. Стесненность в средствах, или никогда не говори «никогда». 166

Не завидуйте другому, даже если он в очках. 166

Деньги - суррогат любви. 167

Самое страшное -это беспросветность. 168

О том, как вредно «нагнетать и подбрасывать». 168

Нищета как орудие воспитания. 170

Богатство бывает разное. 171

Влияние рекламы.. 172

Выбор среды.. 173

Глава 24. Про принцев и принцесс: дети из богатых семей. 174

Богатые тоже плачут. 174

Деньги пахнут. 176

А если мужа охватил азарт обогащения?. 177

ЧАСТЬ V КАЗЕННЫЙ ДОМ... 179

Глава 25. Детский сад.. 179

Мученики общения. 179

«Безмамные мамы». 181

Главное - домашний мир и покой. 181

А как же общение с детьми?. 182

А в школе как будет?. 183

Кому сад не противопоказан?. 183

Принят по собственному желанию.. 184

Новое время - новые опасности. 184

Глава 26. Каждому овощу свое время, или об опасности раннего интеллектуального развития. 187

Все смешалось в доме Облонских. 187

Нельзя перескакивать через ступеньки. 188

Дети не умеют играть. 189

Каким героям сказок подражать не следует. 190

Не хочу учиться -хочу развлекаться! 191

Глава 27. Подготовка к школе: развиваем самостоятельность. 193

Привыкнуть к школе «выпускникам» детсада бывает легче. 193

Еще немного о вреде гиперопеки. 194

Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе?. 195

Права и обязанности. 195

Вся наша жизнь - театр, как сказал Шекспир. 196

Первый раз в первый класс. 197

Чье это дело - уроки?. 198

Глава 28. Чтобы уроки были не в тягость. 200

В чем же дело?. 200

Неужели не бывает, что ребенок просто избалован и садится на шею?. 202

Профилактика «пофигизма». 203

Почему вредно зацикливаться на школе. 204

Сравнение - мать учения. 206

Глава 29. Я лежу болею, сам себя жалею: ребенок в больнице. 208

Что такое «детский госпитализм»?. 208

Психотравма - не каприз. 209

А как обстоят дела с детьми постарше?. 210

Возвращение домой. 210

Кукольный доктор. 211

Осторожно: Баба-Яга! 212

Игры по возвращении домой. 212

ЧАСТЬ VI ДОСУГ. 215

Глава 30. Как подружить сынишку с книжкой?. 215

Как пробудить у детей тягу к чтению?. 216

«Опережающее чтение». 217

Учет склонностей ребенка. 219

Глава 31. Круг детского чтения. 221

Какие выбирать сказки?. 221

Материал для эмоционально-нравственного развития. 222

Рассказы про животных. 225

Приключения. 226

Серьезная классическая литература. 227

Детский «Нью Эйдж». 228

Православная литература. 230

Глава 32. Дети и компьютер: в плену у «умного ящика». 234

Школа юного садиста. 234

Но разве раньше дети не играли в войну?. 236

Новый вид наркомании. 236

Но если компьютер все-таки куплен... 239

Игры играм рознь. 241

А если компьютер -это призвание?. 242

Компьютер - не молоток. 243

Глава 33. Берегись… игрушки! 244

Изобилие - тоже стресс. 244

Где простор для творчества?. 245

Забава для пьяных матросов. 245

Игрушки для «полового воспитания». 247

Самые лучшие игрушки -природные. 248

Ночной зоопарк. 248

Мой ласковый и нежный монстр. 249

Страшный может укусить. 250

Глава 34. Не тот подарок. 252

Как же избежать конфликта?. 252

А если ребенку ничем не угодишь?. 253

Подбирая подарок, учитывайте возраст и характер ребенка. 253

Глава 35. Самостоятельные прогулки. 257

Как же отыскать «золотую середину»?. 257

Подготовка к «свободному плаванию». 257

И все-таки когда?. 258

Какие опасности могут подстерегать ребенка при самостоятельных прогулках во дворе?. 258

А если ребенок не хочет гулять один?. 261

Глава 36. Летний лагерь. 264

Главное - учитывать возраст и характер ребенка. 264

А может, лучше не навещать ребенка?. 266

Надо ли заранее готовить ребенка к разлуке?. 267

 


Об авторе

Шишова Татьяна Львовна — педагог, драма­тург, публицист, переводчик.

Родилась в Москве. В 1978 году окончила историко-филологический факультет Универси­тета Дружбы Народов. Имеет педагогическое образование, а также диплом переводчика с испанского и английского языков. После окончания Университета осталась преподавать на кафедре русского языка, затем занялась художественным переводом прозы и публици­стики.

В середине 80-х в соавторстве с Ириной Яковлевной Медведевой написала около десят­ка пьес для детей и подростков, которые шли и до сих пор идут в российских кукольных театрах и ТЮЗах.

В 1990 году в соавторстве с И. Я. Медведе­вой создала оригинальную методику «куклотерапии», под которой подразумевается психо­лого-педагогическая коррекция поведения «трудных» детей средствами кукольного теат­ра. Работа по этой методике дала соавторам обильную пищу для размышлений, в резуль­тате чего появилась сначала «Книга для труд­ных родителей», затем — «Разноцветные бе­лые вороны», «Дети нашего времени», «Иван-царевич, он же Серый волк (влияние СМИ на детей и молодежь)» и ряд других книг, затрагивающих широкий круг проблем совре­менной семьи и детства.

Член Союза писателей России. Вице-прези­дент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку, зам. главного редак­тора журнала «Права ребенка». Имеет троих детей и двух внуков.

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.058 с.)