ТОП 10:

Привыкнуть к школе «выпускникам» детсада бывает легче



Хотя «домашние» дети часто бывают лучше подготовлены по разным предметам, психоло­гически они по сравнению с «садовскими» нередко проигрывают. Скажем, для ребенка, посещавшего детский сад, переодевание перед уроком физкультуры обычно не составляет особого труда, потому что он давно приучил­ся быстро переодеваться в саду и делает это автоматически. А «домашний» ребенок может столкнуться тут с непредвиденными трудно­стями.

И дело не только в том, умеет он самостоя­тельно завязывать шнурки на ботинках или нет. Главное не это. «Домашний» ребенок про­сто не привык к большому детскому коллек­тиву, который представляет собой школа. Там для него слишком много отвлекающих момен­тов. А ситуация, напротив, требует повышен­ной сосредоточенности.

Выигрышность положения «выпускников детсада» еще и в том, что школа в принципе не призвана заниматься привитием детям бы­товых навыков. Это прерогатива семьи и до­школьных учреждений.

Учителя не хотят — да и не могут, учиты­вая переполненность классов! — возиться с маленькими растеряхами и неумейками, кото­рым нужно по десять раз на дню напоминать, чтобы они заправили рубашку в штаны и не забыли принести зеленую ручку. А вот лиш­ний раз объяснить отстающему ученику ка­кое-нибудь грамматическое правило педагоги обычно не отказываются. Для них это при­вычно и внутренне оправданно. Как говорит­ся, святое дело.

Так что дети, избалованные родительской опекой, чувствуют себя в школе неуютно.

Учителей они раздражают, одноклассники над ними посмеиваются. В первые месяцы учебы такие ребята нередко впадают в состояние прострации: на уроках считают ворон, стано­вятся страшно медлительными, все забывают, теряют ручки, тетради, сменную обувь. Дома они капризничают, иногда их начинают по ночам мучить кошмары.

От родителей в подобных случаях требует­ся огромный запас терпения и такта. Их ос­новная задача — вселить в растерянного ре­бенка спокойствие, поддерживать его, подстра­ховывать. Но при этом щадить самолюбие сы­на или дочери!

К сожалению, в большинстве случаев взрос­лые нервничают, теряют терпение, сердятся. И ребенок начинает воспринимать школу как тягостную повинность. Если этот стереотип закрепляется, к пятому-седьмому классу у детей может сформироваться стойкое неприя­тие не только школьных уроков, но и любой познавательной деятельности вообще.

— Ничего ему (ей) не интересно, — жалуют­ся родители. Книг не читает, в музей не зата­щишь, кружки предлагали самые разные — от всего отказывается. Начинаем рассказывать что-нибудь из области истории или биологии — глаза сразу стекленеют. По всему видно, что человек отключается. На уме одни компьютер­ные игры (боевики, «ужастики», примитивные телесериалы).

Побороться с этим бывает уже очень труд­но, потому что к подростковому возрасту дети обычно находят себе друзей, разделяющих их вкусы. Мнение сверстников становится для многих важнее мнения взрослых. Тем более, что сейчас оно, это подростковое мнение, под­креплено авторитетом модных журналов, теле­передач, популярных певцов. То есть родите­лям приходится вести заведомо неравную борь­бу. Победить в ней они могут лишь при усло­вии сохранения прочной эмоциональной связи с ребенком. А связь эта как раз и нарушает­ся от того, что в трудную минуту родные от­казали сыну или дочери в поддержке. Ребе­нок не будет разбираться в мотивах, почему они это сделали. В его памяти останется, что они встали «по другую сторону баррикад».

 

Еще немного о вреде гиперопеки

Уродительской гиперопеки есть и другой суще­ственный минус. Я уже писала об этом, но хочу повторить еще раз. Чрезмерная опека ли­шает ребенка инициативы, подавляет его волю.

Спросишь у такого мальчика или такой де­вочки: «Во что ты любишь играть?» или «Как зовут твоего друга?», а они оглядываются на маму в ожидании подсказки. Но на уроке-то мамы не будет, и ребенок попадет в стрессо­вую ситуацию. Дети, над которыми взрослые до школы «нависали», зачастую начинают бо­яться ответов у доски, контрольных, учитель­ницу. Со временем у них может даже развить­ся на этой почве так называемый школьный невроз, и учеба пойдет насмарку.

Гиперопека вообще порождает множествен­ные страхи. На первый взгляд это кажется парадоксальным, ведь родители опекают ре­бенка именно для того, чтобы оградить его от опасностей. Но, если разобраться, странного тут ничего нет. Какая картина мира возника­ет у малыша, над которым трясутся взрос­лые? — Ну, конечно, ужасная! Все, что ни возьми, таит в себе угрозу! Выйти из подъез­да одному нельзя — тебя тут же украдут. Молоток не бери — отшибешь палец. С незна­комыми ребятами на детской площадке играть нежелательно — подцепишь инфекцию. И так далее и тому подобное.

Конечно, это не означает, что дети должны расти без присмотра, но к школьному возрас­ту рамки их самостоятельности стоит суще­ственно расширить. И лучше позаботиться об этом примерно за год до школы.

 

Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе?

Если вы не хотите отдавать ребенка в садик (а я, как вы уже поняли, сама не горячая по­клонница детских садов), примерно за год до первого класса определите его в группу эсте­тического воспитания или подготовки к шко­ле, сейчас они есть во многих местах.

Вы скажете:

— Да мы сами научим его читать и рисо­вать! Зачем нам тратить время и деньги?

А затем, что атмосфера занятий в таких группах максимально приближена к школь­ной. Дома вы ее создать вряд ли сумеете. А нагрузка гораздо меньше, поэтому привыкать к учебе ребенок будет плавно. Именно там он может научиться аккуратно вести тетради, собирать и разбирать портфель, не устраивая в нем мусорную свалку, быстро переодеваться для занятий ритмикой или физкультурой.

Детей в таких группах обычно меньше, чем в школьном классе, но не так уж и мало. Поэтому ваш ребенок пройдет неплохую пси­хотренировку: привыкнет к галдежу (некото­рых «домашних» детей это на первых порах сильно выбивает в школе из колеи), поучит­ся отвечать перед классом, не стесняться участвовать в открытых уроках, будет нала­живать отношения со сверстниками и прочее, и прочее. Психолог, обследовав ребенка и по­няв особенности его характера, подскажет вам, каких трудностей стоит ожидать при по­ступлении в школу и как лучше с ними справляться. Так что вы заранее будете во всеоружии.

Конечно, на самом деле, отдавать ребенка для подготовки к школе куда-либо вовсе не обязательно. Обходились же раньше люди безо всяких групп! Но, если у вашего сына или дочери есть психологические проблемы, с ко­торыми вы не справляетесь, всё же лучше подстраховаться.

 

Права и обязанности

Шестилеток стоит приучать и к выполнению не разовых, а постоянных домашних поруче­ний. Таких, которые не требуют больших уси­лий, но зато должны выполняться ежедневно.

Пусть девочка, к примеру, поливает цветы или подметает пол. А мальчик может выбра­сывать мусор и, идя вместе с мамой в мага­зин, нести не очень тяжелую сумку.

Причем очень важно, чтобы дети не счита­ли свою помощь одолжением. Для этого при первом же «бунте на корабле» продемонстри­руйте, что вы тоже много чего не обязаны делать. Например, покупать детям сладости или читать перед сном книжки. Приучать ре­бят к постоянным домашним обязанностям полезно, разумеется, не потому что родители без помощи ребенка уже не справляются с до­машними делами. Естественно, взрослым лег­че все сделать самим. Но имеет смысл заранее приучить ребенка к тому, что регулярное вы­полнение определенной работы необходимо прежде всего ему самому. Таким образом, вы закладываете психологическую основу для нормальной учебы.

Вообще расширение самостоятельности ре­бенка включает в себя как бы два аспекта. С одной стороны, это расширение обязанностей (что так по душе родителям), а с другой — расширение прав (столь любезное сердцу ре­бенка). И любой перекос здесь чреват непри­ятными последствиями. Перегнете палку с обязанностями — лишите сына или дочь дет­ства. А увлечетесь расширением прав — дети вырастут капризными и своевольными.

Очень часто родители не понимают, каким образом можно расширить детские права.

— Ну, стали мы выпускать его одного во двор. А что еще? — говорят они.

Им, привыкшим мыслить масштабными взрослыми категориями, кажется, что это не­пременно должно быть нечто значительное, принципиально новое. Но дети-то мыслят со­вершенно иначе! Для вас лечь спать на полча­са позже — мелочь, не стоящая выеденного яйца, а для них — большая привилегия.

Вся детская жизнь складывается из мело­чей. Чуть побольше посмотреть телевизор, по­дольше повеселиться с друзьями, получить раз­решение не есть ненавистную овсянку, самому выбирать маршрут воскресной прогулки — это уже существенное расширение детских прав. Но... лишь тогда, когда ребенок воспитывает­ся достаточно строго, а не смотрит все телепе­редачи подряд и не кусочничает вместо обеда. С жертвами «свободного воспитания» дела об­стоят гораздо печальнее, поскольку, если дети с пеленок делают только то, что им нравится, их права и так уже расширены дальше неку­да. В итоге становится непонятно, чем их еще можно прельстить.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.005 с.)