Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плоские игрушки для проведения игр

Поиск

Плоские игрушки для проведения игр

 

с лабиринтами

В комплект входят игрушки: моряк, принц, тигренок, волшебная палочка, волшебный фотоаппарат, волшебный экран.

 

Прежде чем начать играть, картинки

 

необходимо вырезать, сложить по пунктирной

 

линии и склеить. У моряка, принца, тигренка

 

предварительно необходимо отогнуть в

 

стороны белые клапаны-подставки

 

(для придания игрушкам устойчивости).


ВВЕДЕНИЕ


 

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

 

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

 

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

(3) Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

 

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

 

(6) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне-ниях

 

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

 

(8) Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

 

В данном альбоме представлена система упраж-нений по автоматизации звука Рь. Материал, предло-женный автором, превращает однообразную и моно-

 

тонную работу по закреплению произношения звука

 

в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

 

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, раз-витию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и

 

соответствующейбукве,формированиюнавыка

 

звукобуквенного анализа слогов и

 

слов. Одновременно с этим происходит развитие мел-кой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь свое-временной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания мо-гут использоваться логопедом комбинированно.

 

Автоматизация звука Рь проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений

 

артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука Рь изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

 

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных

 

(например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша

 

и максимально поддерживает

 

его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая


 

 

ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к

 

общению, способствует быстрому контакту

 

с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про-ведении следующих игр:

 

1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый

 

звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход

делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо

 

верно.

 

2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при дви-

 

жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующе го хода.

 

Например, пряники — вверх, грядка —

 

налево, гриб — вниз...».

 

3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится вдва этапа: ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен-

 

ной звездочкой, - через одну.

 

4. Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова-ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла-

биринта и двигается в обратном направлении, на-зывая слова.

 

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с 4-9). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас-сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты

 

занят и й с ребёнком вас обязательно пора-дуют.

 

 

* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: моряк, принц, тигренок.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2 предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3—6 выполняются 10—15 раз.

 

ЛОПАТОЧКА 2. ЧАШЕЧКА

 

 

Рот открыть. Положить широкий Открыть рот. Широкий расслабленный
расслабленный язык на нижнюю губу. язык поднять к верхней губе. Прогнуть
Занести «лопатку» в рот, стараясь среднюю часть языка, загнув кверху
не напрягать язык. боковые края.

 


 

3. почистим

 

ЗУБКИ

 

Сначала выполнять

 

с закрытым ртом,

 

затем —

 

с открытым.

 

 

«Почистить» кончиком языка верхние зубы

 

с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!


 

 

МАЛЯР

 

Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

 


 

 

ИНДЮК 6. БАРАБАНЩИК

 

 

Рот открыт. Широким кончиком языка Рот приоткрыть.
проводить по верхней губе вперёд — назад, Кончик языка за верхними зубами.
не отрывая языка. При этом произносить: Быстро, стучать языком и произносить:
БЛ-БЛ-БЛ... Нижняя челюсть неподвижна! д-д-д...

Упражнение «Спортивный свисток». Футбольная команда уже собралась, а тренерБоря почему-то опаздывает. Помоги Боре быстро добраться до стадиона. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Рь-Рь-Рь... — ведь именно так звучит свисток тренера.


Упражнение «Песенки». Маленький тигрёнок никак не может научиться рычать. Ему по-

могут слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с тигрёнком.

Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Рь в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить

еще раз.)

РИ - РИ - РИ РИ - РИ - РЕ РЯ - РЁ - РЯ - РЁ


 

РЕ - РЕ - РЕ

 

РЕ - РЕ - РЕ РЮ-РЮ -РЮ РЯ - РЯ - РЯ


 

 

РЕ - РЯ - РЯ РЁ - РИ - РЁ - РИ

 

РЯ - РЁ - РЯ РИ - РЕ - РИ - РЕ

 

РЮ - РЮ - РЕ - РЮ - РЕ - РЮ

 

РЁ РЮ - РЕ - РЮ -

 


 

АРЬ - АРЬ - АРЬ АРЬ- ОРЬ - АРЬ - ОРЬ
ОРЬ - ОРЬ - ОРЬ ЫРЬ - УРЬ - ЫРЬ - УРЬ
УРЬ - УРЬ - УРЬ ЕРЬ - ИРЬ - ЕРЬ - ИРЬ
ИРЬ - ИРЬ - ИРЬ АРЬ - ЯРЬ - АРЬ - ЯРЬ

 

ЭРЬ - ЭРЬ - ЭРЬ ЭРЬ - ИРЬ - ЭРЬ - ИРЬ


 

 

Лабиринт 1


Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

 

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5 картинок.) За-помни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Рь.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинкуволшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

 

* Здесь и далее: игры, отмеченные звёздочкой, могут проводиться с любым лабиринтом.

 

Перечень картинок лабиринта: репа, река, редис, ремень, ребёнок, рисунок, рябина, рёва, рюкзак.


 

Лабиринт 2


Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Шумит... (море).

 

Перечень картинок лабиринта: море, орехи, дерево, гири, курица, шарики, мандарины, заря, моряки.

 

Лабиринт 3


 

Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые пред-меты, а затем — неживые предметы.


Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов.

 

Образец: Пескари что делают? — Пескари плещутся, плавают, выныривают...

 

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяяколичество слогов хлопками. Затем я загадаю и прохлопаю по слогам слово, а ты отгадай его.

 

Перечень картинок лабиринта: двери, звери, фонари, дикари, сухари, пузыри, пескари, снегири, богатыри.

 

Лабиринт 4


 

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующуюкартинку и назови слово. Образец: дальняя, маленькая, русская... — деревня.


Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложение. Образец: Боре подарили тёплые варежки.

 

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его половинку (начало или конец).

 

А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: скво... — -рец, скворец; -ня — дерев-, деревня. Картинки помогут тебе справиться с заданием.

 

Перечень картинок лабиринта: берет, перец, скворец, огурец, варенье, деревня, варежки, верёвка, серёжки.

 

Лабиринт 5


 

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: гриб — грибок. Есть ли слова, которые нельзя изменить?


Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше

 

ответов. Образец: Грива какая? — Длинная, пышная, серая...

 

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)

 

Перечень картинок лабиринта: пряники, грядка, гриб, грива, гребень, крем, брёвна, брюки, крючки.


 

Лабиринт 6


Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки,измени их названия. Образец: дверь — двери.

 

Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты закончи его,выбрав подходящее слово-картинку. Образец: На суку сидит старый... (глухарь).

 

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложения по образцу. Образец: Вчера из янтаря сделали брошь. Сегодня из янтаря делают брошь. Завтра из янтаря сделают брошь.


 

Перечень картинок лабиринта: дверь, снегирь, якорь, букварь, фонарь, сухарь, янтарь, вратарь, глухарь.


Упражнение «Четвёртый — лишний». Помоги Андрею. Найди в каждом ряду лишнююкартинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Рь.


Упражнение «Телефон». Игорю и Рите нравилось загадывать друг другу слова по телефону.Нужно прослушать три слова и повторить их без ошибок. Поиграй вместе с ребятами. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук Рь.

 

вперёд — берёт — верёвка двери — комарик — фонарик порядок — зарядка — коряга

 

Борис — ирис — кипарис крем — крепко — время

 

репа — деревня — варенье

гиря — буря — Варя

 

ряд — заря — моря

 

прямо — пряник — прятать

 

перина — буквари — фонари

 

Упражнение «Друзья». Игорь и Рита — друзья и многое делают

 

вместе, повторяя друг

 

за другом. Закончи предложения про ребят по образцу. Образец: Рита режет огурец, Игорь... (порежет огурец). Игорь ест пряник, Рита... (съест пряник).


 

Рита режет огурец, Игорь...


 

 

Игорь ест пряник, Рита...

 


 

Рита собирает матрёшку, Игорь...


 

 

Игорь стучит в дверь, Рита...

 


 

Рита перебирает грибы, Игорь...


 

 

Игорь видит фонарь, Рита...

 


 

Рита кормит снегиря, Игорь...


 

 

Игорь мастерит скворечник, Рита...

 


 

Рита покупает перец, Игорь...


 

 

Игорь сажает ирисы, Рита...

 


 

Рита прячется за деревом, Игорь...


 

 

Игорь рисует богатыря, Рита...


Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящиекартинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: моряк и якорь (скворец и скворечник, брюки и ремень, снегирь и рябина, абрикосы и варенье, грядки и редис).


Упражнение «Посчитай». Ребята пришли в огород и решили посчитать овощи, которыетам выросли. Образец: одна редиска, две редиски... Каких овощей больше? Каких — меньше? Посчитай овощи в обратном порядке по образцу. Образец: пять редисок, четыре редиски...


Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Ответь на вопросы одним словом, отчётливопроизнося звук Рь. Образец: Какая каша из риса? — Рисовая.

 

Какая каша из риса?

 

Какая каша из гречки?

 

Какой суп из грибов?

 

Какой листик у берёзы?

 

Какой листик у рябины?

 

Шоколад с орехами какой?

 

Грядка, репа, расти, на.

 

Мама, суп, варить, грибной.

 

Букварь потерял Ирину.

 

Фонарик светит Борей.

 

У грибов в ведре много ребят. На пристани берег реки.

Комарова, Л.А.

 

К63 Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. —

 

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.

 

ISBN 978-5-296-00867-1

 

В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звука Рь у дошкольников

 

4—7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука

 

в интересную игру. Вместе с его автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

 

Автоматизация звука Рь проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррекционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).

Пособие предназначено для проведения индивидуальной работы с ребенком и адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.

 

ББК 74.3

 

 

Редактор — Н.Е. Арбекова

 

Иллюстрации — Д.Р. Кудряков, Н.В. Кулакова

 

Обложка — Д.Р. Кудряков

 

Корректор — ЕЛ. Дегтярёва

 

Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова

 

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

 

Тел.: 8-926-215-10-05. Эл. почта: gnom_logoped@newmail.ru

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д. 004022.04.07 от 11.04.2007 г.

 

Подписано в печать 22.03.2008. Печать офсетная. Объем — 2 п.л.

 

Формат 84x108/16. Тираж 10 000 экз. Заказ №3717

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Московская типография №2».

 

129085, Москва, Проспект Мира, 105. Тел.: (495) 682-24-91, 682-54-05.


 

ISBN 978-5-296-00867-1


 

 

© Комарова Л.А., 2008

 

© Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008

 

© ЗАО «МЦФЭР», 2008


 

Плоские игрушки для проведения игр

 

с лабиринтами

В комплект входят игрушки: моряк, принц, тигренок, волшебная палочка, волшебный фотоаппарат, волшебный экран.

 

Прежде чем начать играть, картинки

 

необходимо вырезать, сложить по пунктирной

 

линии и склеить. У моряка, принца, тигренка

 

предварительно необходимо отогнуть в

 

стороны белые клапаны-подставки

 

(для придания игрушкам устойчивости).


ВВЕДЕНИЕ


 

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

 

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

 

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

(3) Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

 

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

 

(6) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне-ниях

 

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

 

(8) Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

 

В данном альбоме представлена система упраж-нений по автоматизации звука Рь. Материал, предло-женный автором, превращает однообразную и моно-

 

тонную работу по закреплению произношения звука

 

в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

 

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, раз-витию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и

 

соответствующейбукве,формированиюнавыка

 

звукобуквенного анализа слогов и

 

слов. Одновременно с этим происходит развитие мел-кой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь свое-временной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания мо-гут использоваться логопедом комбинированно.

 

Автоматизация звука Рь проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений

 

артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука Рь изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

 

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных

 

(например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша

 

и максимально поддерживает

 

его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая


 

 

ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к

 

общению, способствует быстрому контакту

 

с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про-ведении следующих игр:

 

1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый

 

звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход

делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо

 

верно.

 

2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при дви-

 

жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующе го хода.

 

Например, пряники — вверх, грядка —

 

налево, гриб — вниз...».

 

3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится вдва этапа: ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен-

 

ной звездочкой, - через одну.

 

4. Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова-ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла-

биринта и двигается в обратном направлении, на-зывая слова.

 

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с 4-9). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас-сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты

 

занят и й с ребёнком вас обязательно пора-дуют.

 

 

* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: моряк, принц, тигренок.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2 предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3—6 выполняются 10—15 раз.

 

ЛОПАТОЧКА 2. ЧАШЕЧКА

 

 

Рот открыть. Положить широкий Открыть рот. Широкий расслабленный
расслабленный язык на нижнюю губу. язык поднять к верхней губе. Прогнуть
Занести «лопатку» в рот, стараясь среднюю часть языка, загнув кверху
не напрягать язык. боковые края.

 


 

3. почистим

 

ЗУБКИ

 

Сначала выполнять

 

с закрытым ртом,

 

затем —

 

с открытым.

 

 

«Почистить» кончиком языка верхние зубы

 

с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!


 

 

МАЛЯР

 

Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

 


 

 

ИНДЮК 6. БАРАБАНЩИК

 

 

Рот открыт. Широким кончиком языка Рот приоткрыть.
проводить по верхней губе вперёд — назад, Кончик языка за верхними зубами.
не отрывая языка. При этом произносить: Быстро, стучать языком и произносить:
БЛ-БЛ-БЛ... Нижняя челюсть неподвижна! д-д-д...

Упражнение «Спортивный свисток». Футбольная команда уже собралась, а тренерБоря почему-то опаздывает. Помоги Боре быстро добраться до стадиона. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Рь-Рь-Рь... — ведь именно так звучит свисток тренера.


Упражнение «Песенки». Маленький тигрёнок никак не может научиться рычать. Ему по-

могут слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с тигрёнком.

Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Рь в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить

еще раз.)

РИ - РИ - РИ РИ - РИ - РЕ РЯ - РЁ - РЯ - РЁ


 

РЕ - РЕ - РЕ

 

РЕ - РЕ - РЕ РЮ-РЮ -РЮ РЯ - РЯ - РЯ


 

 

РЕ - РЯ - РЯ РЁ - РИ - РЁ - РИ

 

РЯ - РЁ - РЯ РИ - РЕ - РИ - РЕ

 

РЮ - РЮ - РЕ - РЮ - РЕ - РЮ

 

РЁ РЮ - РЕ - РЮ -

 


 

АРЬ - АРЬ - АРЬ АРЬ- ОРЬ - АРЬ - ОРЬ
ОРЬ - ОРЬ - ОРЬ ЫРЬ - УРЬ - ЫРЬ - УРЬ
УРЬ - УРЬ - УРЬ ЕРЬ - ИРЬ - ЕРЬ - ИРЬ
ИРЬ - ИРЬ - ИРЬ АРЬ - ЯРЬ - АРЬ - ЯРЬ

 

ЭРЬ - ЭРЬ - ЭРЬ ЭРЬ - ИРЬ - ЭРЬ - ИРЬ


 

 

Лабиринт 1


Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

 

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5 картинок.) За-помни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Рь.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинкуволшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

 

* Здесь и далее: игры, отмеченные звёздочкой, могут проводиться с любым лабиринтом.

 

Перечень картинок лабиринта: репа, река, редис, ремень, ребёнок, рисунок, рябина, рёва, рюкзак.


 

Лабиринт 2


Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Шумит... (море).

 

Перечень картинок лабиринта: море, орехи, дерево, гири, курица, шарики, мандарины, заря, моряки.

 

Лабиринт 3


 

Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые пред-меты, а затем — неживые предметы.


Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов.

 

Образец: Пескари что делают? — Пескари плещутся, плавают, выныривают...

 

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяяколичество слогов хлопками. Затем я загадаю и прохлопаю по слогам слово, а ты отгадай его.

 

Перечень картинок лабиринта: двери, звери, фонари, дикари, сухари, пузыри, пескари, снегири, богатыри.

 

Лабиринт 4


 

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующуюкартинку и назови слово. Образец: дальняя, маленькая, русская... — деревня.


Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложение. Образец: Боре подарили тёплые варежки.

 

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его половинку (начало или конец).

 

А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: скво... — -рец, скворец; -ня — дерев-, деревня. Картинки помогут тебе справиться с заданием.

 

Перечень картинок лабиринта: берет, перец, скворец, огурец, варенье, деревня, варежки, верёвка, серёжки.

 

Лабиринт 5


 

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: гриб — грибок. Есть ли слова, которые нельзя изменить?


Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше

 

ответов. Образец: Грива какая? — Длинная, пышная, серая...

 

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)

 

Перечень картинок лабиринта: пряники, грядка, гриб, грива, гребень, крем, брёвна, брюки, крючки.


 

Лабиринт 6


Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки,измени их названия. Образец: дверь — двери.

 

Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты закончи его,выбрав подходящее слово-картинку. Образец: На суку сидит старый... (глухарь).

 

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с нимпредложения по образцу. Образец: Вчера из янтаря сделали брошь. Сегодня из янтаря делают брошь. Завтра из янтаря сделают брошь.


 

Перечень картинок лабиринта: дверь, снегирь, якорь, букварь, фонарь, сухарь, янтарь, вратарь, глухарь.


Упражнение «Четвёртый — лишний». Помоги Андрею. Найди в каждом ряду лишнююкартинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Рь.


Упражнение «Телефон». Игорю и Рите нравилось загадывать друг другу слова по телефону.Нужно прослушать три слова и повторить их без ошибок. Поиграй вместе с ребятами. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук Рь.

 

вперёд — берёт — верёвка двери — комарик — фонарик порядок — зарядка — коряга

 

Борис — ирис — кипарис крем — крепко — время

 

репа — деревня — варенье

гиря — буря — Варя

 

ряд — заря — моря

 

прямо — пряник — прятать

 

перина — буквари — фонари

 

Упражнение «Друзья». Игорь и Рита — друзья и многое делают

 

вместе, повторяя друг

 

за другом. Закончи предложения про ребят по образцу. Образец: Рита режет огурец, Игорь... (порежет огурец). Игорь ест пряник, Рита... (съест пряник).


 

Рита режет огурец, Игорь...


 

 

Игорь ест пряник, Рита...

 


 

Рита собирает матрёшку, Игорь...


 

 

Игорь стучит в дверь, Рита...

 


 

Рита перебирает грибы, Игорь...


 

 

Игорь видит фонарь, Рита...

 


 

Рита кормит снегиря, Игорь...


 

 

Игорь мастерит скворечник, Рита...

 


 

Рита покупает перец, Игорь...


 

 

Игорь сажает ирисы, Рита...

 


 

Рита прячется за деревом, Игорь...


 

 

Игорь рисует богатыря, Рита...


Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящиекартинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: моряк и якорь (скворец и скворечник, брюки и ремень, снегирь и рябина, абрикосы и варенье, грядки и редис).


Упражнение «Посчитай». Ребята пришли в огород и решили посчитать овощи, которыетам выросли. Образец: одна редиска, две редиски... Каких овощей больше? Каких — меньше? Посчитай овощи в обратном порядке по образцу. Образец: пять редисок, четыре редиски...


Упражнение «Какой? Какая? Какие?» Ответь на вопросы одним словом, отчётливопроизнося звук Рь. Образец: Какая каша из риса? — Рисовая.

 

Какая каша из риса?

 

Какая каша из гречки?

 

Какой суп из грибов?

 

Какой листик у берёзы?

 

Какой листик у рябины?

 

Шоколад с орехами какой?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.238 (0.012 с.)