Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология разработки экспертных систем

Поиск

 

Разработка (проектирование) ЭС существенно отличается от разработки обычного программного продукта. Опыт разработки ран­них ЭС показал, что использование при их разработке методологии, принятой в традиционном программировании, либо чрезмерно затя­гивает процесс создания ЭС, либо вообще приводит к отрицательно­му результату. Дело в том, что неформализованность задач, решае­мых ЭС, отсутствие завершенной теории ЭС и методологии их раз­работки приводят к необходимости модифицировать принципы и способы построения ЭС в ходе процесса разработки по мере того, как увеличивается знание разработчиков о проблемной области.

Перед тем как приступить к разработке ЭС, инженер по знаниям должен рассмотреть вопрос, следует ли разрабатывать ЭС для данного приложения. В обобщенном виде ответ может быть таким: использо­вать ЭС следует в том случае, когда разработка ЭС возможна, оправда­на и методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче.

Чтобы разработка ЭС была возможной (для данного приложе­ния), необходимо одновременное выполнение по крайней мере сле­дующих требований:

существуют эксперты в данной области, которые решают задачу значительно лучше, чем начинающие специалисты;

эксперты должны сходиться в оценке предлагаемого решения, иначе нельзя будет оценить качество разработанной ЭС;

эксперты должны уметь выразить на естественном языке и объ­яснить используемые ими методы;

задача, возложенная на ЭС, требует только рассуждений, а не действий;

задача не должна быть слишком трудной, ее решение должно занимать у эксперта несколько часов, а не дней или недель;

задача, хотя и не должна быть выражена в формальном виде, но все же должна относиться к достаточно «понятной» и структуриро­ванной области, т.е. должны быть выделены основные понятия, от­ношения и известные (хотя бы эксперту) способы получения ре­шения задачи;

решение задачи не должно в значительной степени использо­вать «здравый смысл».

Использование ЭС в данном приложении может быть возможно, но не оправдано. Применение ЭС может быть оправдано одним из следующих факторов:

решение задачи принесет определенный эффект;

использование человека-эксперта невозможно либо из-за недо­статочного количества экспертов, либо из-за необходимости выпол­нять экспертизу одновременно в различных местах;

при передаче информации к эксперту происходит недопустимая потеря времени или информации;

при необходимости решать задачу в окружении, враждебном для человека.

Приложение соответствует методам ЭС, если решаемая задача обладает совокупностью следующих характеристик:

может быть естественным образом решена посредством символь­ных рассуждений, а не числовой обработки;

должна иметь эвристическую природу, т.е. ее решение должно сводиться к применению эвристических правил;

должна быть достаточно сложной, чтобы оправдать затраты на разработку ЭС, однако не должна быть чрезмерно сложной (реше­ние занимает у эксперта часы, а не недели), чтобы ЭС могла ее ре­шить;

должна быть достаточно узкой, чтобы решаться методами инже­нерии знаний, и практически значимой.

При разработке ЭС используется концепция «быстрого прото­типа». Суть ее состоит в том, что разработчики не пытаются сразу создать конечный продукт. На начальном этапе они создают прото­тип (прототипы) ЭС, который должен удовлетворять двум противоречивым требованиям: с одной стороны, решать типичные задачи конкретного приложения, а с другой — время и трудоемкость его разработки должны быть весьма незначительны, чтобы можно было максимально совместить процесс накопления и отладки знаний (осу­ществляемый экспертом) с процессом выбора (разработки) про­граммных средств (осуществляемым инженером по знаниям и про­граммистом). Для удовлетворения указанных требований при созда­нии прототипа, как правило, используются разнообразные средства, ускоряющие процесс проектирования.

Прототип должен продемонстрировать пригодность методов инженерии знаний для данного приложения. В случае успеха экс­перт с помощью инженера по знаниям расширяет знания прототипа о проблемной области. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа или разработчики могут прийти к выводу о непри­годности методов инженерии знаний для данного приложения. По мере увеличения знаний прототип может достичь такого состояния, когда он успешно решает все задачи данного приложения. Преобра­зование прототипа ЭС в конечный продукт обычно приводит к пере­программированию ЭС на языках низкого уровня, обеспечивающих как повышение быстродействия ЭС, так и уменьшение требуемой памяти. Трудоемкость и время создания ЭС в значительной степени зависят от типа используемых ИС.

В ходе работ по созданию ЭС сложилась определенная техноло­гия их разработки, включающая шесть этапов: идентификация, кон­цептуализация, формализация, выполнение, тестирование, опытная эксплуатация.

На этапе идентификации определяются задачи, подлежащие ре­шению, выявляются цели разработки, ресурсы, эксперты и катего­рии пользователей.

На этапе концептуализации проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаи­мосвязи, определяются методы решения задач.

На этапе формализации определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяют­ся способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решения, средств представления и манипулирования знани­ями.

На этапе выполнения осуществляется наполнение экспертом базы знаний системы. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечиваю­щую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭС. Эвристический характер знаний приводит к тому, что процесс их приобретения является весьма трудоемким. На данном этапе создаются один или несколько прототипов ЭС, решающих требуемые задачи. Затем по результатам этапов тестирования и опыт­ной эксплуатации создается конечный продукт, пригодный для про­мышленного использования. Разработка прототипа состоит в про­граммировании его компонентов или выборе их из имеющихся ИС и наполнении БЗн.

На этапе тестирования эксперт (и инженер по знаниям) в инте­рактивном режиме, используя диалоговые и объяснительные средст­ва, проверяет компетентность ЭС. Процесс тестирования продолжа­ется до тех пор, пока эксперт не решит, что система достигла требу­емого уровня компетентности.

На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность ЭС для конечных пользователей. По результатам этого этапа может по­требоваться существенная модификация ЭС..

Процесс создания ЭС не сводится к строгой последовательности перечисленных выше этапов. В ходе разработки приходится неодно­кратно возвращаться на более ранние этапы и пересматривать при­нятые решения.

Критерии, с помощью которых оценивается ЭС, зависят от того, с чьей точки зрения дается оценка. Например, при тестировании первого прототипа оценка осуществляется с точки зрения эксперта, для которого важна полнота и безошибочность правил вывода. При тестировании промышленной системы оценка производится в ос­новном с точки зрения инженера по знаниям, которого интересует эффективность работы ЭС. При тестировании ЭС после опытной эксплуатации оценка осуществляется с точки зрения пользователя, заинтересованного, в первую очередь, в удобстве работы и получе­нии практической пользы.

В ходе создания ЭС почти постоянно осуществляется ее моди­фикация. Можно выделить следующие виды модификации системы:

переформулирование понятий и требований;

переконструирование представления;

усовершенствование прототипа.

Усовершенствование прототипа осуществляется в процессе циклического прохождения через этапы выполнения и тестирова­ния для отладки правил и процедур вывода. Циклы повторяются до тех пор, пока система не будет вести себя ожидаемым образом. Изменения, осуществляемые при усовершенствовании, зависят от выбранного способа представления и класса задач, решаемых ЭС. Если в процессе усовершенствования желаемое поведение не достигается, необходимы более серьезные модификации архитекту­ры системы и БЗн.

Возврат от этапа тестирования на этап формализации приводит к пересмотру выбранного ранее способа представления знаний. Дан­ный цикл называют переконструированием.

Если возникшие проблемы еще более серьезны, то после неуда­чи на этапе тестирования может потребоваться возврат на этапы концептуализации и идентификации. В этом случае речь будет идти о переформулировании понятий, используемых в системе, — о проектировании всей системы практически заново.

Мощность ЭС как систем, основанных на знании, зависит в первую очередь от качества и количества знаний, хранимых в них. Поэтому ясно, что процесс приобретения знаний для ЭС наиболее < важный. Так как в настоящее время не существует методов автомати­ческого приобретения знаний, процесс наполнения ЭС знаниями является весьма трудоемким. Знания для ЭС могут быть получены из различных источников (книг, отчетов, баз данных, эмпирических данных, персонального опыта эксперта, инженера и т.п.). Однако наиболее значимые знания в настоящее время приобретаются от пользователей-экспертов.

Получение знаний от эксперта (экспертов) осуществляется в про­цессе интенсивного систематического взаимодействия инженера по знаниям с экспертом. Поэтому инженер по знаниям должен работать с экспертом в контексте решения конкретных задач (подзадач). Обычно оказывается неэффективным непосредственно спрашивать эксперта, с помощью каких методов он решает ту или иную задачу. В этом случае проявляется парадокс экспертизы (инженерии знаний); чем выше ком­петентность эксперта, тем меньше его способность описать знания, используемые им для решения задач. Более того, анализ попыток экс­пертов объяснить, как они формируют решение задач, показывает, что они часто описывают правдоподобные линии рассуждений, мало Похо­жие на те, которыми они действительно пользуются.

Экспертные системы - это прогрессирующее направление в области искусственного интеллекта. Причиной повышенного инте­реса, который экспертные системы вызывают к себе на протяжении всего своего существования, является возможность их применения к решению задач из самых различных областей человеческой деятель­ности. Пожалуй, не найдется такой предметной области, в которой не было бы создано ни одной ЭС или, по крайней мере, такие по­пытки не предпринимались бы.

Программные средства, базирующиеся на технологии и методах искусственного интеллекта, получили значительное распространение в мире. Их важность, и в первую очередь экспертных систем, состо­ит в том, что данные технологии существенно расширяют круг прак­тически значимых задач, которые можно решать на компьютерах, и их решение приносит значительный экономический эффект.

Отличительной чертой компьютерных программ, называемых ЭС, является их способность накапливать знания и опыт наиболее квалифицированных специалистов (экспертов) в какой-либо узкой предметной области. Затем с помощью этих знаний пользователи ЭС, имеющие обычную квалификацию, могут решать свои текущие зада­чи столь же успешно, как это сделали бы сами эксперты. Такой эф­фект достигается благодаря тому, что экспертная система в своей работе воспроизводит примерно ту же схему рассуждений, которую обычно применяет человек-эксперт при анализе проблемы. Тем са­мым ЭС позволяют копировать и распространять знания, делая уни­кальный опыт нескольких высококлассных профессионалов доступ­ным широким кругам рядовых специалистов.

Уровень пользователей экспертных систем может варьировать в очень широком диапазоне. От вида деятельности пользователей за­висят и функции, которыми наделяются создаваемые для них ЭС.

В настоящее время технология экспертных систем получила широкое распространение. Так, на американском и западноевропей­ском рынке систем искусственного интеллекта организациям, жела­ющим создать экспертную систему, фирмы-разработчики предлага­ют сотни инструментальных средств для их построения. Приклад­ных же ЭС, успешно решающих задачи из определенного узкого класса, насчитываются тысячи. Это позволяет говорить о том, что ЭС сейчас составляют мощную ветвь в индустрии программных средств.

Компьютерные системы, которые могут лишь повторить логиче­ский вывод эксперта, принято относить к ЭС первого поколения. Однако специалисту, решающему интеллектуально сложную задачу, явно недостаточно возможностей системы, которая лишь имитирует деятельность человека. Ему нужно, чтобы ЭС выступала в роли пол­ноценного помощника и советчика, способного проводить анализ нечисловых данных, выдвигать и отбрасывать гипотезы, оценивать достоверность фактов, самостоятельно пополнять свои знания, кон­тролировать их непротиворечивость, делать заключения на основе прецедентов и, может быть, даже порождать решения новых, ранее не рассматривавшихся задач. Наличие таких возможностей является характерным для ЭС второго поколения, концепция которых начала разрабатываться недавно. Экспертные системы, относящиеся ко вто­рому поколению, называют партнерскими, или усилителями интеллектуальных способностей человека. Их общие отличительные чер­ты - умение обучаться и развиваться, т.е. эволюционировать.

 

Литература к главе 21

 

1. ГавриловаТ.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. - М., Радио и связь, 1992. - 200 с.

2. Искусственный интеллект: В 3 кн. Справочник/Под ред. Э.В. Попова. - М., Радио и связь, 1990.

3. Левин Р., Дранг Д. Практическое введение в технологию ис­кусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрацией на Бейсике. - М., Финансы и статистика, 1991. - 239 с.

4. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. - М., Мир, 1991.-568 с.

5. Марселлус Д. Программирование экспертных систем на Турбо Прологе. - М., Финансы и статистика, 1994. - 256 с.

6. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему. - М., Энергоатомиздат, 1991. — 286 с.

7. Осуга С. Обработка знаний. - М., Мир, 1989. - 293 с.

8. Попов Э.В., Фоминых И.Б., Кисель Е.Б., Шапот М.Д. Стати­стические и динамические экспертные системы. - М., Финансы и статистика, 1996. — 320 с.

9. Построение экспертных систем /Под ред. Ф. Хейес-Рота, Д. Уотермена, Д. Лената. - М., Мир, 1987. - 441 с.

10. Приобретение знаний /Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки - М., Мир, 1990. - 304 с.

11. Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и программная реали­зация экспертных систем на персональных ЭВМ. - М., Финансы и статистика, 1990. - 320 с.

12. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. - М., Мир, 1989. - 388 с.

13. Экспертные системы. Принципы работы и примеры /Под ред. Форсайта Р. - М., Радио и связь, 1987. - 224 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 3 С ДОКУМЕНТАМИ............................................................................................. 3

Глава 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ 3 ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА................ 3

1.1. Делопроизводство в Древнерусском 3 государстве..................................................................................... 3

1.2. Приказное делопроизводство XV-XVII вв................................................................................................................. 5

1.3. Система коллежского делопроизводства............................................................................................................. 11

1.4. Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв................................................................ 18

1.5. История управления и делопроизводства в 1917—1941 гг............................................................................ 26

1.6. История управления и делопроизводства в 1945—1990 гг............................................................................ 33

Литература к главе 1................................................................................................................................................................ 36

Глава 2 НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА....................................................... 37

2.1. Состав нормативно-методической базы делопроизводства....................................................................... 37

2.2. Законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области

документационного обеспечения.................................................................................................................................... 38

2.З. Государственные стандарты на документацию.............................................................................................. 42

2.4. Унифицированные системы документации........................................................................................................ 44

2.5. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации............ 45

2.6. Государственная система документационного обеспечения управления.

Основные требования к документам.............................................................................................................................. 48

2.7. Нормативные документы по труду и охране труда........................................................................................ 49

Литература к главе 2................................................................................................................................................................ 50

Глава 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ 51

3.1. Понятие - термин - дефиниция..................................................................................................................................... 51

3.2. Общая характеристика терминосистемы документоведения................................................................... 52

3.3. Нормирование терминосистемы документационного обеспечения управления............................ 58

Литература к главе 3................................................................................................................................................................ 59

Глава 4 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ................................................................................. 60

4.1. Общий вид и состав реквизитов документа......................................................................................................... 60

4.2. Общие требования к оформлению реквизитов документа............................................................................ 61

4.3. Бланки документов.......................................................................................................................................................... 72

4.4. Требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением

государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации.............. 74

Литература к главе 4................................................................................................................................................................ 75

Глава 5 СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ............................................................................................................................. 77

5.1. Система организационно – правовой документации................................................................................... 77

5.1.1. Назначение и состав организационно-правовой документации.................................................................... 77

5.1.2. Составление и оформление отдельных видов организационно-правовых документов........................... 79

5.2. Система плановой документации........................................................................................................................... 86

5.2.1. Назначение и состав плановой документации..................................................................................................... 86

5.2.2. Составление и оформление плановых документов............................................................................................. 88

5.3. Система распорядительной документации......................................................................................................... 89

5.3.1. Назначение и состав распорядительной документации.................................................................................. 89

5.3.2. Процедура издания распорядительных документов.......................................................................................... 92

5.3.3. Составление и оформление распорядительных................................................................................................... 95

документов................................................................................................................................................................................. 95

5.4. Система справочно-информационной и справочно-аналитической документации.................. 103

5.4.1. Назначение и состав справочно-информационной и справочно-аналитической документации........ 103

5.4.2. Составление и оформление справочно-информационных документов....................................................... 104

5.4.3. Составление и оформление справочно-аналитических документов........................................................... 115

5.5. Система отчетной документации.......................................................................................................................... 119

5.5.1. Назначение и состав отчетной документации.................................................................................................. 119

5.5.2. Составление и оформление отчетных документов.......................................................................................... 120

Литература к главе 5.............................................................................................................................................................. 121

Глава 6 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОСТАВА И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ...................... 123

6.1. Основные направления совершенствования состава и форм документов....................................... 123

6.2. Табель форм документов, применяемых в деятельности организации............................................... 124

6.2.1. Назначение Табеля форм документов................................................................................................................... 124

6.2.2. Разработка Табеля форм документов.................................................................................................................. 125

6.2.3. Примерный Табель форм документов, применяемых в деятельности организации................................ 127

6.3. Альбом форм документов организации................................................................................................................... 129

6.4. Ведение Табеля и Альбома форм документов................................................................................................... 132

Литература к главе б.............................................................................................................................................................. 132

Глава 7 ЯЗЫК ДОКУМЕНТА................................................................................................................................................ 133

7.1. Официально-деловой стиль........................................................................................................................................ 133

7.2. Требования к текстам документов......................................................................................................................... 136

7.2.1. Употребление специальной лексики...................................................................................................................... 136

7.2.2. Употребление устаревшей лексики...................................................................................................................... 137

7.2.3. Употребление неологизмов...................................................................................................................................... 138

7.2.4. Употребление заимствованных слов.................................................................................................................... 138

7.2.5. Употребление слов с «универсальным» значением............................................................................................ 138

7.2.6. Употребление сокращений...................................................................................................................................... 139

7.2.7. Употребление языковых формул............................................................................................................................ 141

7.2.8. Употребление слов в одной падежной форме.................................................................................................... 141

7.2.9. Ограниченная сочетаемость слов.......................................................................................................................... 142

7.2.10. Конструкции с отглагольным существительный........................................................................................... 142

7.2.11. Ограниченное употребление глаголов в личной форме.................................................................................. 143

7.2.12. Построение предложений..................................................................................................................................... 143

7.3. Типичные языковые ошибки в текстах документов..................................................................................... 146

7.3.1. Ошибки, связанные с незнанием значений слов.................................................................................................... 146

7.3.2. Неправильное употребление стилистически окрашенной лексики............................................................. 148

7.3.3. Неправильное употребление предлогов............................................................................................................... 149

7.3.4. Ошибки, связанные с употреблением числительных......................................................................................... 151

7.3.5. Синтаксические ошибки........................................................................................................................................... 151

7.4. Этикет делового общения........................................................................................................................................... 152

Литература к главе 7.............................................................................................................................................................. 154

Глава 8 ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ................................................................. 155

8.1. Понятие документооборота и его основные этапы..................................................................................... 155

8.1.1. Экспедиционная обработка документов, поступающих в организацию................................................... 155

8.1.2. Предварительное рассмотрение документов в службе документационного обеспечения................. 158

8.1.3. Организация рационального движения документов внутри организации................................................ 160

8.1.4. Обработка исполненных и отправляемых документов................................................................................... 161

8.1.5. Исполнение документов............................................................................................................................................ 161

8.2. Анализ структуры документооборота.................................................................................................................. 163

8.3. Методы учета и сокращения документооборота.......................................................................................... 171

8.3.1. Учет количества и качества документов организации.................................................................................. 171

8.3.2. Сокращение объема документооборота............................................................................................................. 174

Литература к главе 8.............................................................................................................................................................. 177

Глава 9 ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ И КОНТРОЛЯ

ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ............................................................................................................................................ 179

9.1. Регистрация и индексация документов............................................................................................................... 179

9.2. Контроль за исполнением документов Литература к главе 9................................................................... 190

Глава 10 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ

ДОКУМЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ........................................................................................................................................ 191

10.1. Определение ценности документов и документной информации..................................................... 191

10.2. Общие требования к систематизации документов и формированию дел........................................ 193

10.3. Составление заголовков дел................................................................................................................................... 199

10.4. Установление сроков хранения дел..................................................................................................................... 201

10.5. Хранение документов в оперативной деятельности и формирование дел...................................... 202

10.5.1. Общие требования к формированию дел........................................................................................................... 203

10.5.2. Группировка в дела отдельных категорий документов................................................................................ 205

10.5.3. Оформление обложки дела.................................................................................................................................... 207

Литература к главе 10........................................................................................................................................................... 208

Глава 11 ЗАЩИТА КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА 209

11.1. Состав и направления защиты документной информации.................................................................... 209

11.2. Источники конфиденциальной информации и каналы ее разглашения........................................... 213

11.3. Система защиты ценной информации и конфиденциальных документов.................................... 216

11.4. Технология защиты документной информации.......................................................................................... 220

11.4.1. Защищенный документооборот........................................................................................................................... 220

11.4.2. Обработка поступивших и отправляемых документов............................................................................... 223

11.4.3. Учет конфиденциальных документов и формирование справочно-информационного

банка данных по документам............................................................................................................................................. 225

11.4.4. Порядок работы персонала с конфиденциальны ми документами............................................................ 230

11.5. Учет и хранение дел с конфиденциальными документами................................................................... 235

11.6. Защита конфиденциальной информации при проведении совещаний и переговоров.............. 236

11.7. Нормативно-методическое обеспечение защиты документированной информации.............. 241

Литература к главе 11........................................................................................................................................................... 246

Глава 12 АРХИВНОЕ ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И ДЕЛ.................................................................................... 247

12.1. Понятие архива и история формирования Государственной архивной службы

Российской Федерации........................................................................................................................................................ 247

12.2. Государственная часть Архивного фонда Российской Федерации.................................................... 250

12.3. Архивный фонд Российской Федерации архивный фонд организации,

архив коммерческой фирмы.............................................................................................................................................. 253

12.4. Оформление дел длительных сроков хранения............................................................................................. 257

12.5. Состав учетных документов архива.................................................................................................................. 260

12.6. Оборудование архивохранилищ............................................................................................................................ 261

12.7. Использование документов архива.................................................................................................................... 263

Литература к главе 12........................................................................................................................................................... 267

Глава 13 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКРЕТАРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................... 268

13.1. Необходимость и значение секретарской деятельности......................................................................... 268

13.2. Нормативно-методические основы деятельности секретаря................................................................ 269

13.2.1. Разработка должностной инструкции секретаря........................................................................................ 270

13.2.2. Обучающая инструкция секретаря..................................................................................................................... 272

Литература к главе 13........................................................................................................................................................... 281

Часть 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................................................................................................................................... 282

Глава 14 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.............................................. 282

14.1. Основные понятия информационных технологий..................................................................................... 282

14.2. Возникновение и развитие информационных технологий..................................................................... 283

14.4. Особенности разработки и реализации современных информационных технологий

Литература к главе 14........................................................................................................................................................... 298

Глава 15 СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ........................................................................................ 299

15.1. Назначение средств организационной техники.......................................................................................... 299

15.2. Классификация средств организационной техники для современных офисных технологий 301

15.3. Средства составления и изготовления документов.................................................................................. 303

15.4. Средства репрографии и оперативной полиграфии..................................................................................... 305

15.5. Средства обработки документов........................................................................................................................... 310

15.6. Средства электросвязи............................................................................................................................................... 311

15.7. Прочие средства оргтехники................................................................................................................................... 319

15.8. Концепция электронного офиса............................................................................................................................ 321

Литература к главе 15......................................................................................................................................................... 323

Глава 16 ОСНОВЫ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ........................................................................................................... 325

16.1. Сетевое использование вычислительной техники...................................................................................... 325

16.2. Основные понятия и базовые концепции......................................................................................................... 326

16.2.1. Крупномасштабные и локальные вычислительные сети.............................................................................. 326

16.2.2. Передача данных между двумя соединенными друг с другом точками................................................... 327

16.2.3. Передача данных между двумя точками по коммуникационной сети..................................................... 331

16.2.4. Архитектура открытых вычислительных сетей........................................................................................... 335

16.2.5. Простейшие локальные вычислительные сети............................................................................................... 338

Глава 17 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ............... 340

17.1. Классификация программ подготовки текстов............................................................................................ 340

17.2. Этапы подготовки текстовых документов..................................................................................................... 347

17.2.1. Набор текста............................................................................................................................................................ 347

17.2.2. Базовые функции редактирования текста....................................................................................................... 350

17.2.3. Основные методы форматирования текстовых документов..................................................................... 352

17.2.4. Печать документа.................................................................................................................................................... 360

17.3. Использование СПТД для выполнения сложных задач............................................................................. 361

17.3.1. Создание шаблона документа.............................................................................................................................. 361

17.3.2. Работа с большими документами....................................................................................................................... 362

17.4. Настольные издательские системы.................................................................................................................... 365

17.5. Тенденции развития СПТД........................................................................................................................................ 369

Литература к главе 17........................................................................................................................................................... 370

Глава 18 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТАБЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ............. 372

18.1. Общая характеристика программных средств подготовки табличных документов................. 372

18.2. Основные требования к оформлению табличных документов.............................................................. 377

18.3. Основные понятия и технология работы с табличными процессорами........................................... 384

18.3.1. Структура рабочего окна...................................................................................................................................... 385

18.3.2. Ввод и редактирование данных............................................................................................................................ 386

18.3.3. Форматирование элементов таблицы............................................................................................................... 387

18.3.4. Вычисления в таблицах........................................................................................................................................... 387

Литература к главе 18........................................................................................................................................................... 388

Глава 19 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ....................................................................................... 390

19.1. Определение и классификация современных систем управления базами данных.................... 390

19.2. Основные функции систем управления базами данных.......................................................................... 392

19.3. Типовая организация современной СУБД........................................................................................................ 393

19.4. Языковые средства систем управления базами данных......................................................................... 394

19.5. Основы информационной безопасности систем управления базами данных............................. 398

19.6. Системы распределенной обработки данных................................................................................................. 403

19.6.1. Архитектура «клиент-сервер»............................................................................................................................. 405

19.6.2. Распределенные базы данных................................................................................................................................ 408

19.7. Системы управления базами данных................................................................................................................. 413

следующего поколения....................................................................................................................................................... 413

Литература к г<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.239 (0.012 с.)