Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аппарате фреймов (фреймы для представления знаний)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одна из разновидностей аппарата семантических сетей связана с концепцией фрейма. Фрейм можно рассматривать как фрагмент семантической сети, предназначенный для описания объекта (ситуации) предметной области со всей совокупностью присущих ему свойств. В области ИИ термин «фрейм» относится к специальному методу представления общих концепций и ситуаций. Марвин Минский, первый предложивший идею фреймов в 1975 г., описывает его следующим образом: фрейм — это структура данных, представляющих стереотипную ситуацию в данной предметной области. К. каждому фрейму присоединяется несколько видов информации. Часть ее — о том, как использовать сам фрейм. Часть о том, чего можно ожидать далее. Часть о том, что следует делать, если эти ожидания подтвердятся. Основная идея фреймового подхода к представлению знаний — более жесткое, чем при подходе, основанном на семантической сети, выделение объектов и ситуаций проблемной среды и их свойств, т. е. все, что касается объекта или ситуации и важно с позиций решаемых задач, не «размывается по сети», а представляется во фрейме. Фреймовый подход является частным случаем подхода к представлению знаний, основанного на семантических сетях. При фреймовом подходе, например, также выделяются обобщенные, конкретные и агрегатные фреймы для представления соответствующих типов объектов предметной области, выделяются и фундаментальные отношения. В то же время фреймовый подход позволяет более последовательно использовать некоторые важные механизмы представления знаний и, в первую очередь, процедурные знания. Существует большое число концепций, определений и моделей фреймов. При этом различаются не только формы записи и представления фреймов, но и в некоторой степени их содержательный смысл. Термин «фрейм» предложен для обозначения описания какого-либо объекта или явления, обладающего тем свойством, что удаление из этого описания любой его части приводит к потере свойств, характеризующих объект описания. Фреймом называется структура для описания стереотипной ситуации, состоящая из характеристик этой ситуации (слотов) и значений этих характеристик (заполнителей слотов). Слот может содержать не только конкретное значение, но и ссылку (или процедуру) на имя процедуры, позволяющей вычислить его значение по заданному алгоритму, а также одну или несколько продукций (эвристик), с помощью которых это значение можно найти. Процедуры слота называются связанными процедурами, т.е. такими, которые могут активизироваться при выполнении некоторых условий (в частности, при изменении значений слота). В слот может входить не одно, а несколько значений. Иногда слот включает компонент, называемый фасетом. Фасет может задавать диапазон возможных значений слота или же граничные значения заполнителя слота. Фрейм чаще всего определяют как структуру данных для представления стереотипных ситуаций. При этом способ группирования множества конкретных ситуаций в стереотипную, как правило, не может быть определен строго. Чаще всего стереотипные ситуации (для данной предметной области) выделяет исследователь, опираясь на опыт и данные наблюдений. Неформальные знания исследователя о предметной области можно рассматривать как систему понятий, определяющих представление о конкретных ситуациях. Каждое понятие связывается с конкретной ситуацией, а конкретные ситуации согласуются с соответствующей стереотипной. Если понятия представляют собой неформальные знания о стереотипной ситуации, то фреймы — это формализованные знания. Таким образом, фреймы соответствуют понятиям, отражающим объекты, явлений; характеристики предметной области. Это дает основание рассматривать фрейм как семантический блок или модуль модели представления знаний. Модель представления знаний строится в виде сети фреймов, т.е. системы определенным образом взаимосвязанных фреймов. Поэтому в моделях представления знаний на базе фреймов выделяют две части: набор фреймов, образующих библиотеку внутреннего представления знаний, и механизм их преобразования, связывания и т. д. В наиболее общем виде фреймом называют структуру представления знаний следующего вида:
{n, (v1, g1, p1), (v2, g2, р2),... (vn, gn, p,,)}, где n- имя фрейма; vi - имя слота; gi - значение слота; Pi - процедура. Процедура является возможным, но не обязательным элементом слота. Имена фреймов используются как мнемонические элементы для конструирования сети фреймов. В качестве значений слотов могут выступать имена других фреймов, что обеспечивает связи между фреймами, их «вкладываемость» друг в друга. Фрейм по своей организации во многом похож на семантическую сеть. Фрейм является сетью узлов и отношений, организованных иерархически, где верхние узлы представляют общие понятия, а нижние — более частные случаи этих понятий. Во фреймовой системе понятие в каждом узле определяется набором атрибутов — слотов. Каждый слот может быть связан с процедурами (например, машинными программами), которые выполняются, когда информация в слотах (значения атрибутов) меняется. Совокупность фреймов, моделирующая какую-либо предметную область, представляет собой иерархическую сетевую структуру, в которой фреймы соединяются между собой с помощью родовидовых связей. На верхнем уровне иерархии находится фрейм, содержащий наиболее общую информацию, истинную для всех остальных фреймов. Фреймы обладают способностью наследования значения характеристик своих родителей, структур, находящихся на более высоком уровне иерархии. Значения характеристик фреймов могут передаваться по умолчанию подчиненным фреймам, но если последние содержат собственные значения данных характеристик, то в качестве истинных принимаются именно они. Это обстоятельство позволяет довольно легко учитывать во фреймовых системах различного рода исключения. Наиболее ярко достоинства фреймовых систем проявляются в том случае, если родовидовые связи изменяются нечасто и предметная область насчитывает немного исключений. Однако фреймовые системы достаточно сложны по конструкции, что снижает скорость работы механизма вывода и увеличивает трудоемкость процедур внесения изменений в родовидовую иерархию. Кроме того, во фреймовых системах затруднена обработка исключений. Принцип «вкладываемости» фреймов позволяет реализовывать на фреймовых сетях (как и на семантических) процессы наследования свойств.
Продукционные модели
Продукции наряду с фреймами являются наиболее популярными средствами представления знаний в системах, основанных на знаниях. Продукции, с одной стороны, близки к логическим моделям, что позволяет организовывать с ними более эффективные процедуры вывода, а с другой стороны, более наглядно отражают знания, чем классические логические модели, поскольку в них отсутствуют жесткие ограничения, характерные для логических исчислений. В общем виде под продукцией понимается выражение вида (i); Q; Р; А Þ В; N. Здесь i - имя продукции, с помощью которого данная продукция выделяется из всего множества продукций. Элемент Q характеризует сферу применения продукции. Такие сферы легко выделяются в когнитивных структурах человека. Наши знания как бы «разложены по полочкам», и такое разделение помогает экономить время на поиск нужных знаний. Такое же разделение на сферы в базе знаний целесообразно и при использовании для их представления продукционных моделей. Основным элементом продукции является ее ядро: А Þ В. Интерпретация ядра продукции может быть различной и зависит от того, что стоит слева и справа от знака секвенции (Þ). Обычное прочтение ядра продукции выглядит так: ЕСЛИ А, ТО В, более сложные конструкции ядра допускают в правой части альтернативный выбор, например ЕСЛИ А, ТО В,, ИНАЧЕ В2. Секвенция может истолковываться в обычном логическом смысле как знак логического следования В из истинного. Возможны и другие интерпретации ядра продукции: А описывает некоторое условие, необходимое для того, чтобы можно было совершить действие В. Элемент Р есть условие применимости ядра продукции. Обычно Р представляет собой логическое выражение (как правило, предикат). Когда Р принимает значение «истина», ядро продукции активизируется. Если Р «ложно», то ядро продукции не может быть использовано. Элемент N описывает постусловия продукции. Они актуализируются только в том случае, если ядро продукции реализовалось. Постусловия продукции описывают действия и процедуры, которые необходимо выполнить после реализации В. Если в памяти системы хранится некоторый набор продукций, то они образуют систему продукций. В ней должны быть заданы. специальные процедуры управления продукциями, с помощью которых происходит актуализация продукций и выбор для выполнения той или иной продукции из числа актуализированных. В ряде систем используются комбинации сетевых и продукционных моделей представления знаний. В таких моделях декларативные знания описываются в сетевом компоненте модели, а процедурные знания — в продукционном. В таком случае говорят о работе продукционной системы над семантической сетью. Термин «продукция» принадлежит американскому логику Э.Посту и предложен им в 1943 г. В понимании Поста в качестве продукции выступала только та ее часть, которую теперь называют ядром. Иногда ядро продукции называют правилом. Вообще можно сказать, что правило есть частный случай продукции. В настоящее время системы продукций (правил) широко распространены в экспертных системах. С определенными допущениями можно признать тождественность данных понятий — «ПРОДУКЦИЯ — ПРАВИЛО»; «ПРОДУКЦИОННАЯ СИСТЕМА - СИСТЕМА, ОСНОВАННАЯ НА ПРАВИЛАХ». Считается, что каждое правило (упрощенная продукция, импликация) состоит из двух частей АНТЕЦЕДЕНТНОГО УСЛОВИЯ и КОНСЕКВЕНТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ и может быть использовано в дедуктивном процессе рассуждений. Антецедент — первый член импликации, которому предпослано слово ЕСЛИ; консеквент - член импликации, вводимый в высказывание словом ТО; импликация — логическая операция, связывающая два высказывания (простых) в сложное с помощью логической связки, которой в обычном языке соответствует конструкция «ЕСЛИ..., ТО...». Популярность продукционных моделей определяется несколькими факторами. 1. Подавляющая часть человеческих знаний может быть записана в виде продукций (правил). 2. Системы продукций являются модульными. За небольшим исключением удаление или добавление продукций (правил) не приводит к изменениям в остальных продукциях (правилах). 3. Наличие в продукциях указателей на сферу применения продукции позволяет эффективно организовать память, сократив время поиска в ней необходимой информации. 4. При объединении систем продукций и сетевых представлений получаются средства, обладающие большой вычислительной мощностью. В то же время продукционные модели имеют ряд недостатков. По крайней мере два из них являются основными. 1. При большом числе продукций усложняется проверка непротиворечивости системы продукций. Это заставляет при добавлении новых продукций тратить много времени на проверку непротиворечивости новой системы. 2. Из-за присущей системе недетерминированности возникают принципиальные трудности при проверке корректности работы системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.36 (0.011 с.) |