Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фреймовая модель представления знанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фреймовая модель в своей теоретической основе базируется на психологических понятиях восприятия человеком окружающего мира. Поведение человека во многом определяется внешними условиями, т. е. ситуацией, в которую он попадает. При этом он идентифицирует новую ситуацию с некоторой типовой структурой, называемой фреймом. Фрейм — это декларативное представление стандартной ситуации, дополненное процедурной информацией о возможностях и путях его использования. Фрейм представляется сетью. Верхние ее уровни отображают сущности, истинные для типовой ситуации, задавая тем самым абстрактную конструкцию фрейма. Нижние уровни заканчиваются пустыми слотами, означивание которых осуществляется при вызове фрейма в соответствии с конкретной ситуацией из предметной области. Таким образом, фреймовая модель позволяет сформировать иерархическую структуру отношений типа «абстрактное — конкретное». Можно считать, что по отношению к семантическому представлению фреймовый подход является частным случаем, позволяя при этом более эффективно использовать процедурные знания. При фреймовом подходе выделяются также обобщенные, единичные и агрегатные объекты. Фрейм отображает объект, который является представителем обобщенного. Значения конкретного объекта могут быть получены при запросе за счет реализации определенных процедур. Сложный объект отображается комбинацией нескольких фреймов, что соответствует фреймовой сети. Фреймовая модель по сравнению с семантической обеспечивает более детальное выделение объектов и различных ситуаций при описании предметной области. В этой модели, с одной стороны, находят представление достаточно крупные обобщенные единицы знаний, а с другой — конкретные факты и ситуации, что позволяет систематизировано описать постановку задачи. Структурно фрейм включает в себя набор слотов Ф=[(С,dn), (С2,dn),...,(Сn, dn)], где Ф — имя фрейма; C1…Cn, — имена слотов; d1...dn — значения слотов. При объединении фреймов в значения слотов подставляют имена подсоединяемых фреймов. Система, объединяющая фреймы, должна содержать описание причинных, временных и других зависимостей между входящими в нее частями. Фреймовая система обеспечивает достаточно простое описание процесса перехода объектов из одного состояния в другое. Для этого не обязательно вычислять значения всех слотов, а достаточно перечислить только изменившиеся. Особый интерес представляет использование в этой модели концепции «умолчания», которая предусматривает присвоение пустым слотам некоторых заданных значений, если конкретные из анализа предметной области неизвестны. По мере возникновения знаний стандартные значения могут быть скорректированы. Если в процессе изучения предметной области не удалось присвоить слотам значения, удовлетворяющие условиям задачи, то необходимо сконструировать новый фрейм. Это удается осуществить, если система фреймов организована в информационно-поисковую сеть. При наличии в модели необходимой совокупности фреймов внесение новой информации осуществляется путем сопоставления, в ходе которого определяется правильность выбора фрейма. Обычно фрейм содержит условия, ограничивающие пределы возможных значений входящих в него слотов. Процесс сопоставления часто реализуется интуитивно, результат оценивается выполнением соответствующих ограничений, содержащихся во фрейме. Если этот процесс оказался не успешным, то осуществляется запрос к другому фрейму. Отсутствие и в последующем желаемого результата означает, что задача в данном представлении не может быть решена. Структура данных фреймовой модели представления знаний включает в себя: 1) имя фрейма, представляющее собой идентификатор, который однозначно определяет его в данной системе. Фрейм включает в себя произвольное число слотов, большая часть которых заполняется данными пользователя, а некоторые имеют функциональный характер, определяя фрейм-родителя, дочерние фреймы, дату, имя пользователя, комментарии и т. д. Слоты обладают своей структурой данных; 2) имя слота, представляющее собой идентификатор, который позволяет найти каждый из них в данном фрейме. Часть имен не имеет смыслового характера, однако некоторые из них, например системные, отражают выполняемые процедуры; 3) указатели наследования, обозначающие отношения между объектами во фреймовых системах иерархического типа. Слоты фреймов разных уровней иерархии могут иметь одинаковые имена, но включают в себя указатель наследования, который отражает характер связи данных, содержащихся в слотах; 4) указателя атрибутов слота, показывающие форму представления и назначение данных в слоте. Представление возможно в виде текста или числовых значений, назначением слота может являться реализация присоединенной процедуры, на основе которой фреймы связываются в систему. Для этого используются служебная программа в языке Лисп или метод в языке Смоллток. С помощью присоединенной процедуры эффективно формируется любая программа управления выводом знаний из системы, представленной фреймовой моделью; 5) демоны, т. е. процедуры, автоматически запускаемые при выполнении определенных условий. Они разделяются по типу, имеют имена и запускаются при работе пользователя с данными слота. Таким образом, фреймовую модель можно рассматривать как некоторую идеологию представления знаний, которая может по-разному реализовываться в конкретных языках. Разработаны формальные языки и системы программирования, поддерживающие аппарат фреймов и семантических сетей. Фреймовая модель может с успехом применяться для представления знаний при формировании модели предметной области. Перспективным путем совершенствования и дальнейшего развития экспертных систем является создание инструментальных средств, базирующихся на совместном использовании различных моделей представления знаний. Интеграция моделей прежде всего обусловлена разными целями, преследуемыми на отдельных стадиях создания, проектирования, внедрения и эксплуатации систем. Возможности отдельных моделей представления сильно различаются между собой, в одних моделях более сильно выражена семантическая составляющая, в других — логические правила вывода и т. д. При формировании модели предметной области наилучшие результаты дает использование семантической и фреймовой моделей, при автоматизированном построении математической модели решения задачи более эффективным может оказаться применение логической и алгоритмической в силу имеющихся типовых программных средств. Совместное использование различных моделей при построении интеллектуальных систем позволяет наилучшим образом использовать достоинства одних и скомпенсировать недостатки других. Объединение процедурных и логических методов представления знаний реализуется при объектно-ориентированном подходе к программированию. Программа представляется в виде самостоятельных объектов, которые в процессе функционирования обмениваются между собой сообщениями. В объект включается совокупность данных и действий над ними. Отображением объектов могут быть Фреймы, содержащие декларативные и процедурные знания. Одновременно имеется возможность представить объекты в виде логических высказываний и соответственно формул. Таким способом осуществляется совместное использование фреймовой и логической моделей. Интеграция модели не ограничивается этим примером. Рассмотренные модели являются математическим средством построения перспективных интеллектуальных ИС.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Составьте логическую схему базы знаний по теме «Основы моделирования информационных процессов»:
2. Составьте логическую схему базы знаний по теме «Типовые информационные модели и процессы»:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.006 с.) |