Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие понятия характеризуют средневековое философское миросозерцание?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
а) Политеизм; е) эрос; б) монотеизм; ж) агапе; в) креационизм; з) провиденциализм; г) еpisteme; и) теоцентризм; д) сredo; к) космоцентризм. 2. Афоризм «Верую, ибо абсурдно» приписывается: а) Оригену; б) Татиану; в) Тертуллиану. 3. В книге Аврелия Августина «О граде божием» изложена: а) христианская теория знания; б) христианская философия истории; в) христианское учение о природе. 4. В трудах Дионисия Ареопагита обосновывается: а) катафатическая теология; б) апофатическая теология; в) роль науки в познании Бога. 5. В качестве философского фундамента схоластика избрала: а) учение Аристотеля; б) учение Эпикура; в) учение Платона и неоплатоников. 6. Схоластика возникла с целью: а) разработать Символ веры; б) исправить труды «отцов церкви»; в) логически обосновать и сделать доступной христианскую догматику. 7. Утверждение «Познаю то, во что верую» принадлежит: а) Фоме Аквинскому; б) Пьеру Абеляру; в) Иоанну Скоту Эриугена. 8. Фома Аквинский утверждал: а) «Знание логики делает нас в равной степени христианами и истинными философами»; б) «Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости… ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может»; в) «Теология может взять нечто от философских дисциплин… ради большей доходчивости преподаваемых ею положений». 9. Главный труд Фомы Аквинского называется: а) «Сумма теологии»; б) «Теологическая метафизика»; в) «Теология Аристотеля». 10. Естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике разрабатывали: а) Альберт Великий; в) Бернар Клервоский; б) Франциск Ассизский; г) Роджер Бэкон. 11. Назовите представителей реализма: а) Иоанн Скот Эриугена; г) Росцелин; б) Ансельм Кентерберийский; в) Пьер Абеляр; д) Уильям Оккам; е) Дунс Скот. 12. Назовите представителей номинализма: а) Иоанн Скот Эриугена; г) Росцелин; б) Ансельм Кентерберийский; д) Уильям Оккам; в) Пьер Абеляр; е) Дунс Скот. Учение какого античного философа было наиболее популярно у мыслителей эпохи Возрождения? а) Аристотеля; б) Демокрита; в) Платона. 14. В Эпоху Возрождения крайне популярными становятся труды: а) Гермеса Трисмегиста, Орфея, Зороастра; б) Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия; в) Ксенофана, Эмпедокла, Парменида. 15. Гуманисты подвергали критике: а) труды «отцов церкви»; б) учение томизма; в) христианское вероучение в целом. 16. Гуманисты утверждали следующее: а) «Бытие Божие может быть доказано пятью путями»; б) «Верь, чтобы разуметь»; в) «Чудо великое есть человек». 17. Никколо Макиавелли утверждал: а) «В основе человеческой деятельности лежит «интерес»»; б) «Я мыслю, значит я существую»; в) «Человек – величайшее чудо». 18. Мишень де Монтень утверждал: а) «Лучше быть смелым, чем осторожным»; б) «Чем как не магией занимался тот, кто первый поклонился Христу?»; в) «Жизнь – вот мое занятие и мое искусство». 19. Гуманистический идеал человеческого общества описал: а) Никколо Макиавелли; б) Мишень де Монтень; в) Томас Мор. 20. Марсилио Фичино разработал: а) концепцию «всеобщей религии»; б) идею «глупости», правящей миром; в) идею «нового государя». Раздел 4. Философия Нового времени Планы семинарских занятий Тема. Эмпирико-индуктивная философия Ф. Бэкона
1. Классификация наук и предмет философии в учении Ф. Бэкона. 2. Учение Ф. Бэкона об «идолах» познания. 3. Обоснование Ф. Бэконом методологии эмпиризма. 4. Особенности материализма Ф. Бэкона. Учение о «природах» и «формах». Тексты Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. М., 1978. Т. 1. С.149-232. Бэкон, Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 7–80. Литература Антология мировой философии: в 4 т. М., 1970. Т. 2. С. 192–223. Асмус, В. Ф. Фрэнсис Бэкон / В. Ф. Асмус // Избр. филос. тр: в 2 т. М., 1969. Т. 1. История диалектики XIV–XVIII веков. М., 1974. Кирсанов, В. С. Научная революция ХVII века / В. С. Кирсанов. М., 1987. Лазарев, В. В. Становление философского сознания Нового времени / В. В. Лазарев. М., 1987. Румянцева, Т. Г. Ф. Бэкон «Новый органон, или истинные истолкования для исследования природы» / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Субботин, А. Л. Фрэнсис Бэкон / А. Л. Субботин. М., 1974. Тема. Рационалистическая философия Р. Декарта
Занятие 1 1. Предмет философии и картезианская концепция науки. 2. Учение о методе Р. Декарта как радикальная реформа философии. 3. Радикальное сомнение и принцип «сogito». Тексты Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. Литература Асмус, В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. М., 1956. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII–ХVIII вв.) / П. П. Гайденко. М., 1987. С.139-201. Гарнцев, М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: (От Аристотеля до Декарта) / М. А. Ганцев. М., 1987. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль // От Я к Другому: сб. переводов. Минск, 1997. Катасонов, В. Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники / В. Н. Катасонов // Вопр. философии. 1989. № 12. Койре, А. Ньютон и Декарт / А. Койре // Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 204-267. Локк, Д. Исследования отца Мальбранша о видении всех вещей в боге / Д. Локк // Соч.: в 3 т. - М., 1985. Т. 2. Ляткер, Я. А. Декарт / Я. А. Ляткер. М., 1975. Майданский, А. Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 1996. № 10. Матвиевская, Г. П. Рене Декарт / Г. П. Матвиевская. М., 1976. Молчанов, В. И. Cogito. Синтез. Субъективизм / В. И. Молчанов // Вопр. философии. 1996. № 10. Тузова, Т. М. Р. Декарт. «Рассуждение о методе» / Т. М. Тузова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.
Занятие 2 1. Проблема Бога и доказательства его бытия. 2. Теория врожденных идей и проблема заблуждения. 3. Физика телесной субстанции. 4. Картезианство XVII века. Окказионализм Н. Мальбранша. Тексты Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1994. Т. 2. Литература Асмус, В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. - М., 1956. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII–ХVIII вв.) / П. П. Гайденко. М., 1987. С.139-201. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль // От Я к Другому: сб. переводов. Минск, 1997. Катасонов, В. Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники / В. Н. Катасонов // Вопр. философии. 1989. № 12. Локк, Д. Исследования отца Мальбранша о видении всех вещей в боге / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 2. Ляткер, Я. А. Декарт / Я. А. Ляткер. М., 1975. Тузова, Т. М. Р. Декарт. «Метафизические размышления» / Т. М. Тузова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Хайдеггер, М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. Хесле, В. Гении нового времени / В. Хесле. М., 1992.
Тема. Философия человека и Бога Б. Паскаля
1. Б. Паскаль как теоретик и практик науки. 2. Учение Паскаля о Боге и человеке. Положение человека в мире. 3. Учение Паскаля о бесконечности. Тексты Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. М., 1994. Литература Стрельцова, Г. Я. Паскаль и европейская культура / Г. Я. Стрельцова. М., 1994. Стрельцова, Г. Я. Паскаль / Г. Я. Стрельцова. М., 1979. Тарасов, Б. Н. Паскаль / Б. Н. Тарасов. М., 1982. Французский мудрец Паскаль, его жизнь и труды. М., 1991. Тема. Философия номинализма Т. Гоббса
1. Предмет философии в учении Т. Гоббса. 2. Концепция человека: спор Гоббса и Декарта. 3. Учение о познании и языке. Типология знаков. 4. Политическая философия Т. Гоббса. Тексты Гоббс, Т. Основ философии / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 73-137. Гоббс, Т. Человеческая природа / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 507-573. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 9-287. Литература Грицанов, А. А. Т. Гоббс. «Левиафан» / А. А. Грицанов // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Мееровский, Б. М. Гоббс / Б. М. Мееровский. М.,1975. Тема. Сенсуализм и социально-политический либерализм Д. Локка
1. Критика Д. Локком теории врожденных идей. 2. Понятие «опыта» в учении Д. Локка. Внутренний и внешний опыт. 3. Теория первичных и вторичных качеств Д. Локка. 4. Учение об истине и видах знания. 5. Социально-философские и политические идеи Д. Локка. Тексты Локк, Д. Опыт о человеческом разумении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 91-215; Т. 2. С. 3-57. Локк, Д. Два трактата о правлении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 262-407. Литература Заиченко, Г. А. Джон Локк / Г. А. Заиченко. М., 1988. Бруно, Бэкон, Локк, Лейбниц, Монтескье. Биографические повествования. Челябинск, 1996. Тема. Пантеистическая натурфилософия Б. Спинозы
1. Пантеистическая натурфилософия Б. Спинозы. 2. Учение о причинности и критика телеологизма. 3. Методология Б. Спинозы и особенности его рационализма. 4. Этико-социальная доктрина Б. Спинозы. Учение о свободе. Тексты Спиноза, Б. Трактат об усовершенствовании разума / Б. Спиноза // Избр. произвед.: в 2 т. М., 1957. Т. 1. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произвед.: в 2 т. М., 1957. Т. 1. Литература Асмус, В. Ф. Диалектика необходимости и свободы / В. Ф. Асмус // Избр. филос. тр. - М., 1971. Беленький, М. С. Спиноза о религии, Боге и Библии / М. С. Беленький. М., 1977. Майданский, А. Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 1996. № 10. Майданский, А. Д. Категория существования в «этике» Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 2001. № 1. Майданский, А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 2002. № 7. Соколов, В. В. Спиноза / В. В. Соколов. М., 1973. Сенека, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель. Биографические повествования. - Челябинск, 1996. Тема. Метафизика плюрализма Г. Лейбница
1. Метафизика как учение о субстанции и Боге. Монадология Г. Лейбница. 2. Концепция предустановленной гармонии. 3. Методология и теория познания Г. Лейбница. Критика сенсуализма Д. Локка. 4. Теодицея и проблема свободы в философии Г. Лейбница. Тексты Лейбниц, Г. Монадология / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1982. Т. 1. Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 2. С.70-108, 363-545. Лейбниц, Г. Оправдание бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1989. Т. 4. Литература Делез, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Ж. Делез. М., 2000. Майоров, Г. Г. Теоретическая философия Г. Лейбница / Г. Г. Майоров. М., 1973. Можейко, М. А. Монада / М. А. Можейко // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Нарский, И. С. Лейбниц / И. С. Нарский. М., 1972. Погребысский, И. Б. Лейбниц / И. Б. Погребысский. М., 1971. Тема. Субъективно-идеалистическая философия Д. Беркли
1. Субъективно-идеалистическая переработка Д. Беркли идей Д. Локка. Критика понятия материи. 2. Онтология и проблема существования в учении Д. Беркли. 3. Теория репрезентативных представлений и проблема критериев истины. 4. Проблема причинности и естествознание в философии Д. Беркли. Тексты Беркли, Д. Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия / Д. Беркли // Соч.: М., 1978. Беркли, Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Д. Беркли // Соч. М., 1978. Литература Быховский, Б. Э. Джордж Беркли / Б. Э. Быховский. М., 1970. Мельвиль, Ю. К. Аргумент доктора Джонсона. С. Джонсон как критик Беркли / Ю. К. Мельвиль, С. А. Сушко // Вопр. философии. 1981. № 3. Юров, С. В. Джорж Беркли и проблема солипсизма / С. В. Юров // Вопр. философии. 1997. № 6. Тема. Феноменализм и скептицизм Д. Юма
1. Анализ структуры опыта в философии Д. Юма. 2. Роль принципа ассоциации в учении Д. Юма. Виды ассоциаций. 3. Учение о причинности. Роль привычки в познании. Скептицизм Д. Юма. 4. Критика Д. Юмом материальной и духовной субстанций. 5. Социально-философские и этические идеи Д. Юма. Тексты Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм // Соч.: в 2 т. М., 1965. Т. 1. Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» / Д. Юм // Соч.: в 2 т. М., 1965. Т. 1. Литература Абрамов, М. А. Юм и Кант / М. А. Абрамов // Философия Канта. Современные исследования и дискуссии. М., 1983. Васильев, С. Теоретическая философия Д. Юма / С. Васильев. М., 1925. Нарский, И. С. Давид Юм / И. С. Нарский. М., 1973. Шпилевская, И. В. Спор о скептицизме: Д. Юм и философы «школы здравого смысла» / И. В. Шпилевская // Вопр. философии. 2001. № 4. Тема. Философия эпохи Просвещения:
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.008 с.) |