Какие понятия характеризуют средневековое философское миросозерцание? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие понятия характеризуют средневековое философское миросозерцание?



а) Политеизм; е) эрос;

б) монотеизм; ж) агапе;

в) креационизм; з) провиденциализм;

г) еpisteme; и) теоцентризм;

д) сredo; к) космоцентризм.

2. Афоризм «Верую, ибо абсурдно» приписывается:

а) Оригену;

б) Татиану;

в) Тертуллиану.

3. В книге Аврелия Августина «О граде божием» изложена:

а) христианская теория знания;

б) христианская философия истории;

в) христианское учение о природе.

4. В трудах Дионисия Ареопагита обосновывается:

а) катафатическая теология;

б) апофатическая теология;

в) роль науки в познании Бога.

5. В качестве философского фундамента схоластика избрала:

а) учение Аристотеля;

б) учение Эпикура;

в) учение Платона и неоплатоников.

6. Схоластика возникла с целью:

а) разработать Символ веры;

б) исправить труды «отцов церкви»;

в) логически обосновать и сделать доступной христианскую догматику.

7. Утверждение «Познаю то, во что верую» принадлежит:

а) Фоме Аквинскому;

б) Пьеру Абеляру;

в) Иоанну Скоту Эриугена.

8. Фома Аквинский утверждал:

а) «Знание логики делает нас в равной степени христианами и истинными философами»;

б) «Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости… ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может»;

в) «Теология может взять нечто от философских дисциплин… ради большей доходчивости преподаваемых ею положений».

9. Главный труд Фомы Аквинского называется:

а) «Сумма теологии»;

б) «Теологическая метафизика»;

в) «Теология Аристотеля».

10. Естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике разрабатывали:

а) Альберт Великий; в) Бернар Клервоский;

б) Франциск Ассизский; г) Роджер Бэкон.

11. Назовите представителей реализма:

а) Иоанн Скот Эриугена; г) Росцелин;

б) Ансельм Кентерберийский; в) Пьер Абеляр;

д) Уильям Оккам; е) Дунс Скот.

12. Назовите представителей номинализма:

а) Иоанн Скот Эриугена; г) Росцелин;

б) Ансельм Кентерберийский; д) Уильям Оккам;

в) Пьер Абеляр; е) Дунс Скот.

Учение какого античного философа было наиболее популярно у мыслителей эпохи Возрождения?

а) Аристотеля;

б) Демокрита;

в) Платона.

14. В Эпоху Возрождения крайне популярными становятся труды:

а) Гермеса Трисмегиста, Орфея, Зороастра;

б) Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия;

в) Ксенофана, Эмпедокла, Парменида.

15. Гуманисты подвергали критике:

а) труды «отцов церкви»;

б) учение томизма;

в) христианское вероучение в целом.

16. Гуманисты утверждали следующее:

а) «Бытие Божие может быть доказано пятью путями»;

б) «Верь, чтобы разуметь»;

в) «Чудо великое есть человек».

17. Никколо Макиавелли утверждал:

а) «В основе человеческой деятельности лежит «интерес»»;

б) «Я мыслю, значит я существую»;

в) «Человек ­– величайшее чудо».

18. Мишень де Монтень утверждал:

а) «Лучше быть смелым, чем осторожным»;

б) «Чем как не магией занимался тот, кто первый поклонился Христу?»;

в) «Жизнь – вот мое занятие и мое искусство».

19. Гуманистический идеал человеческого общества описал:

а) Никколо Макиавелли;

б) Мишень де Монтень;

в) Томас Мор.

20. Марсилио Фичино разработал:

а) концепцию «всеобщей религии»;

б) идею «глупости», правящей миром;

в) идею «нового государя».

Раздел 4. Философия Нового времени

 

Планы семинарских занятий

Тема. Эмпирико-индуктивная философия Ф. Бэкона

 

1. Классификация наук и предмет философии в учении Ф. Бэкона.

2. Учение Ф. Бэкона об «идолах» познания.

3. Обоснование Ф. Бэконом методологии эмпиризма.

4. Особенности материализма Ф. Бэкона. Учение о «природах» и «формах».

Тексты

Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. М., 1978. Т. 1. С.149-232.

Бэкон, Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 7–80.

Литература

Антология мировой философии: в 4 т. М., 1970. Т. 2. С. 192–223.

Асмус, В. Ф. Фрэнсис Бэкон / В. Ф. Асмус // Избр. филос. тр: в 2 т. М., 1969. Т. 1.

История диалектики XIV–XVIII веков. М., 1974.

Кирсанов, В. С. Научная революция ХVII века / В. С. Кирсанов. М., 1987.

Лазарев, В. В. Становление философского сознания Нового времени / В. В. Лазарев. М., 1987.

Румянцева, Т. Г. Ф. Бэкон «Новый органон, или истинные истолкования для исследования природы» / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Субботин, А. Л. Фрэнсис Бэкон / А. Л. Субботин. М., 1974.

Тема. Рационалистическая философия Р. Декарта

 

Занятие 1

1. Предмет философии и картезианская концепция науки.

2. Учение о методе Р. Декарта как радикальная реформа философии.

3. Радикальное сомнение и принцип «сogito».

Тексты

Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1.

Литература

Асмус, В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. М., 1956.

Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII–ХVIII вв.) / П. П. Гайденко. М., 1987. С.139-201.

Гарнцев, М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: (От Аристотеля до Декарта) / М. А. Ганцев. М., 1987.

Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль // От Я к Другому: сб. переводов. Минск, 1997.

Катасонов, В. Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники / В. Н. Катасонов // Вопр. философии. 1989. № 12.

Койре, А. Ньютон и Декарт / А. Койре // Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 204-267.

Локк, Д. Исследования отца Мальбранша о видении всех вещей в боге / Д. Локк // Соч.: в 3 т. - М., 1985. Т. 2.

Ляткер, Я. А. Декарт / Я. А. Ляткер. М., 1975.

Майданский, А. Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 1996. № 10.

Матвиевская, Г. П. Рене Декарт / Г. П. Матвиевская. М., 1976.

Молчанов, В. И. Cogito. Синтез. Субъективизм / В. И. Молчанов // Вопр. философии. 1996. № 10.

Тузова, Т. М. Р. Декарт. «Рассуждение о методе» / Т. М. Тузова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

 

Занятие 2

1. Проблема Бога и доказательства его бытия.

2. Теория врожденных идей и проблема заблуждения.

3. Физика телесной субстанции.

4. Картезианство XVII века. Окказионализм Н. Мальбранша.

Тексты

Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1994. Т. 2.

Литература

Асмус, В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. - М., 1956.

Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII–ХVIII вв.) / П. П. Гайденко. М., 1987. С.139-201.

Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль // От Я к Другому: сб. переводов. Минск, 1997.

Катасонов, В. Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники / В. Н. Катасонов // Вопр. философии. 1989. № 12.

Локк, Д. Исследования отца Мальбранша о видении всех вещей в боге / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 2.

Ляткер, Я. А. Декарт / Я. А. Ляткер. М., 1975.

Тузова, Т. М. Р. Декарт. «Метафизические размышления» / Т. М. Тузова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Хайдеггер, М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993.

Хесле, В. Гении нового времени / В. Хесле. М., 1992.

 

Тема. Философия человека и Бога Б. Паскаля

 

1. Б. Паскаль как теоретик и практик науки.

2. Учение Паскаля о Боге и человеке. Положение человека в мире.

3. Учение Паскаля о бесконечности.

Тексты

Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. М., 1994.

Литература

Стрельцова, Г. Я. Паскаль и европейская культура / Г. Я. Стрельцова. М., 1994.

Стрельцова, Г. Я. Паскаль / Г. Я. Стрельцова. М., 1979.

Тарасов, Б. Н. Паскаль / Б. Н. Тарасов. М., 1982.

Французский мудрец Паскаль, его жизнь и труды. М., 1991.

Тема. Философия номинализма Т. Гоббса

 

1. Предмет философии в учении Т. Гоббса.

2. Концепция человека: спор Гоббса и Декарта.

3. Учение о познании и языке. Типология знаков.

4. Политическая философия Т. Гоббса.

Тексты

Гоббс, Т. Основ философии / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 73-137.

Гоббс, Т. Человеческая природа / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 507-573.

Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 9-287.

Литература

Грицанов, А. А. Т. Гоббс. «Левиафан» / А. А. Грицанов // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Мееровский, Б. М. Гоббс / Б. М. Мееровский. М.,1975.

Тема. Сенсуализм и социально-политический либерализм Д. Локка

 

1. Критика Д. Локком теории врожденных идей.

2. Понятие «опыта» в учении Д. Локка. Внутренний и внешний опыт.

3. Теория первичных и вторичных качеств Д. Локка.

4. Учение об истине и видах знания.

5. Социально-философские и политические идеи Д. Локка.

Тексты

Локк, Д. Опыт о человеческом разумении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 91-215; Т. 2. С. 3-57.

Локк, Д. Два трактата о правлении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 262-407.

Литература

Заиченко, Г. А. Джон Локк / Г. А. Заиченко. М., 1988.

Бруно, Бэкон, Локк, Лейбниц, Монтескье. Биографические повествования. Челябинск, 1996.

Тема. Пантеистическая натурфилософия Б. Спинозы

 

1. Пантеистическая натурфилософия Б. Спинозы.

2. Учение о причинности и критика телеологизма.

3. Методология Б. Спинозы и особенности его рационализма.

4. Этико-социальная доктрина Б. Спинозы. Учение о свободе.

Тексты

Спиноза, Б. Трактат об усовершенствовании разума / Б. Спиноза // Избр. произвед.: в 2 т. М., 1957. Т. 1.

Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произвед.: в 2 т. М., 1957. Т. 1.

Литература

Асмус, В. Ф. Диалектика необходимости и свободы / В. Ф. Асмус // Избр. филос. тр. - М., 1971.

Беленький, М. С. Спиноза о религии, Боге и Библии / М. С. Беленький. М., 1977.

Майданский, А. Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 1996. № 10.

Майданский, А. Д. Категория существования в «этике» Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 2001. № 1.

Майданский, А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 2002. № 7.

Соколов, В. В. Спиноза / В. В. Соколов. М., 1973.

Сенека, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель. Биографические повествования. - Челябинск, 1996.

Тема. Метафизика плюрализма Г. Лейбница

 

1. Метафизика как учение о субстанции и Боге. Монадология Г. Лейбница.

2. Концепция предустановленной гармонии.

3. Методология и теория познания Г. Лейбница. Критика сенсуализма Д. Локка.

4. Теодицея и проблема свободы в философии Г. Лейбница.

Тексты

Лейбниц, Г. Монадология / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1982. Т. 1.

Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 2. С.70-108, 363-545.

Лейбниц, Г. Оправдание бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1989. Т. 4.

Литература

Делез, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Ж. Делез. М., 2000.

Майоров, Г. Г. Теоретическая философия Г. Лейбница / Г. Г. Майоров. М., 1973.

Можейко, М. А. Монада / М. А. Можейко // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Нарский, И. С. Лейбниц / И. С. Нарский. М., 1972.

Погребысский, И. Б. Лейбниц / И. Б. Погребысский. М., 1971.

Тема. Субъективно-идеалистическая философия Д. Беркли

 

1. Субъективно-идеалистическая переработка Д. Беркли идей Д. Локка. Критика понятия материи.

2. Онтология и проблема существования в учении Д. Беркли.

3. Теория репрезентативных представлений и проблема критериев истины.

4. Проблема причинности и естествознание в философии Д. Беркли.

Тексты

Беркли, Д. Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия / Д. Беркли // Соч.: М., 1978.

Беркли, Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Д. Беркли // Соч. М., 1978.

Литература

Быховский, Б. Э. Джордж Беркли / Б. Э. Быховский. М., 1970.

Мельвиль, Ю. К. Аргумент доктора Джонсона. С. Джонсон как критик Беркли / Ю. К. Мельвиль, С. А. Сушко // Вопр. философии. 1981. № 3.

Юров, С. В. Джорж Беркли и проблема солипсизма / С. В. Юров // Вопр. философии. 1997. № 6.

Тема. Феноменализм и скептицизм Д. Юма

 

1. Анализ структуры опыта в философии Д. Юма.

2. Роль принципа ассоциации в учении Д. Юма. Виды ассоциаций.

3. Учение о причинности. Роль привычки в познании. Скептицизм Д. Юма.

4. Критика Д. Юмом материальной и духовной субстанций.

5. Социально-философские и этические идеи Д. Юма.

Тексты

Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм // Соч.: в 2 т. М., 1965. Т. 1.

Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» / Д. Юм // Соч.: в 2 т. М., 1965. Т. 1.

Литература

Абрамов, М. А. Юм и Кант / М. А. Абрамов // Философия Канта. Современные исследования и дискуссии. М., 1983.

Васильев, С. Теоретическая философия Д. Юма / С. Васильев. М., 1925.

Нарский, И. С. Давид Юм / И. С. Нарский. М., 1973.

Шпилевская, И. В. Спор о скептицизме: Д. Юм и философы «школы здравого смысла» / И. В. Шпилевская // Вопр. философии. 2001. № 4.

Тема. Философия эпохи Просвещения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.046 с.)