К какому направлению неокантианства принадлежат В. Виндельбанд и Г. Риккерт? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К какому направлению неокантианства принадлежат В. Виндельбанд и Г. Риккерт?



а) Трансцендентально-логическому;

б) психологическому;

в) реалистическому;

г) трансцендентально-психологическому;

д) физиологическому.

3. По мысли представителей марбургской школы, «основной идеей, с которой все остальное в Канте находится в связи», является:

а) «вещь в себе»;

б) идея трансцендентального метода;

в) нравственный закон;

г) априоризм;

д) идея критики.

4. Философия представителей марбургской школы – это:

а) учение об общезначащих ценностях;

б) логика чистого познания;

в) строгая наука;

г) учение о мировоззрении.

5. Основным вкладом представителей баденской школы в философию культуры является:

а) трансцендентально-психологическое обоснование философии как логики чистого познания;

б) разработка методологии исторических наук о культуре;

в) создание неклассической модели философии истории;

г) герменевтическое обоснование наук о духе;

д) разработка учения о ценностях.

6. Основными представителями философии жизни являются:

а) Г. Риккерт; г) А. Бергсон;

б) П. Наторп; д) В. Дильтей;

в) Ф. Ницше; е) А. Шопенгауэр.

Какую работу Ф. Ницше характеризуют как «ключ к расшифровке всего его творчества»?

а) «По ту сторону добра и зла»;

б) «К генеалогии морали»;

в) «Рождение трагедии»;

г) «Так говорил Заратустра»;

д) «Ecce homo».

8. Перечислите основные концепты философии жизни Ф. Ницше:

а) сверхчеловек;

б) вечное возвращение;

в) творческая эволюция;

г) «переоценка всех ценностей»;

д) нигилизм.

Как называется учение Ф. Ницше о познании?

а) Волюнтаризм; г) рационализм;

б) инстинктивизм; д) перспективизм.

в) интуитивизм;

Чем главным образом определяется влияние В. Дильтея на последующую философскую традицию?

а) Разработкой учения о мировоззрении;

б) психологическим обоснованием гуманитарных наук;

в) разработкой генеалогического метода;

г) созданием герменевтики и герменевтического метода.

11. Назовите основные понятия философии жизни О. Шпенглера:

а) душа культуры; д) трансцендентальный метод;

б) жизнь; е) «вещь в себе»;

в) физиогномический такт; ж) мир.

г) глубинное переживание;

12. О. Шпенглер является одним из основателей неклассической модели:

а) философии природы;

б) философии науки;

в) трансцендентальной философии;

г) философии истории;

д) философии культуры.

13. Перечислите выделенные О. Шпенглером великие культуры:

а) китайская; д) античная;

б) вавилонская; е) римская;

в) египетская; ж) иранская.

г) западная;

14. В своей концепции философии истории О. Шпенглер:

а) отрицает всемирную историю как единый закономерный и непрерывный процесс;

б) не признает единой логики развития истории;

в) отрицает наличие единого субъекта истории;

г) является приверженцем идеи европоцентризма;

д) не признает наличия всеобщих форм (ступеней), которые с необходимостью проходит в своем развитии каждая культура.

15. Реформируя кантовскую трансцендентальную философию, представители марбургской школы:

а) элиминируют кантовскую «вещь в себе»;

б) сохраняют ее в неизменном виде;

в) дают ей собственное толкование.

16. Современная западная философия – это:

а) продолжение и преемственное развитие традиционной проблематики философской классики;

б) радикальный содержательно-аксиологический разрыв с предшествующей философией;

в) многоуровневая и сложноорганизованная интеллектуальная традиция, включающая в себя совокупность разнообразных духовных феноменов;

г) акцентированно рациональная, универсальная ориентация и стилистика философского мышления, характерная для XVII – первой трети XIX вв.;

д) особый этап в развитии западной философской мысли.

17. К основным направлениям современной западной философии относятся:

а) софистика; г) феноменология;

б) неоплатонизм; д) философия жизни.

в) неокантианство;

18. К основным принципам деления наук Г. Риккерт относит:

а) формальный;

б) материальный;

в) формальный и материальный.

19. Основными понятиями философии жизни А. Бергсона являются:

а) «творческая эволюция»;

б) «жизненный порыв»;

в) «длительность»;

г) феномен;

д) «жизненный мир».

20. В области социальной философии А. Бергсон разработал концепцию:

а) «этического социализма»;

б) «открытого общества»;

в) «вечного мира»;

г) «переоценки всех ценностей».

Часть вторая

Планы семинарских занятий

 

Тема. Основные понятия феноменологии Э. Гуссерля

 

1. Феномен естественной установки и феноменологическое эпохе.

2. Акты переживания сознания и понятие интенциональности.

3. Суть феноменологической редукции и ее уровни.

4. Связь ноэтических и ноэматических структур сознания.

5. Смысл как коррелят предметного опыта в сознании.

Тексты

Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М., 1999. Т. 1. С. 65-88, 125-136, 196-212, 279-290.

Литература

Ингарден, Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля / Р. Ингарден. М., 1999.

Прехтль, П. Введение в феноменологию Э. Гуссерля / П. Прехтль. Томск, 1999

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4.

Семенова, В. Н. Гуссерль / В. Н. Семенова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Смирнова, Н. М. От социальной метафизики к феноменологии “естественной установки” (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н. М. Смирнова. М., 1997.

Современная западная философия: словарь. М., 1991.

Современная западная философия. Минск, 2009.

Херрманн, Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: сб. / Ф.-В. Херрманн; пер. с нем. Минск, 2000.

 

Тема. Феноменология «жизненного мира» Э. Гуссерля

1. Связь понятия «жизненный мир» с кризисом европейского человечества.

2. Особенности традиции как истока культурного мира.

3. Корреляция языка и мира совместного человеческого существования.

4. В чем состоит возможность геометрии как науки.

5. Понятие истории и смысл исторического.

Тексты

Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопр. философии. 1986. № 3.

Гуссерль, Э. Начало геометрии / Э. Гуссерль // Гуссерль Э. Начало геометрии / Э. Гуссерль. М., 1996. С.210-245.

Литература

Гуссерль, Э. Парижские доклады / Э. Гуссерль // Логос. М., 1991. Вып. 2. С. 6-30.

Деррида, Ж. Введение / Ж. Деррида // Начало геометрии / Э. Гуссерль. М., 1996.

Ингарден, Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля / Р. Ингарден. М., 1999.

Прехтль, П. Введение в феноменологию Э. Гуссерля / П. Прехтль. Томск, 1999.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4.

Современная западная философия: словарь. М., 1991.

Херрманн, Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: сб. / Ф.-В. Херрманн; пер. с нем. Минск, 2000.

 

Тема. Феноменологическая аналитика

“Dasein“ М. Хайдеггера

 

1. Основания понимания бытия-в-мире как со-бытия (критика теории интерсубъективности).

2. Собственные и несобственные модусы существования в аналитике присутствия.

3. Феномен падения в контексте понятия повседневности.

4. Смысл бытия присутствия как заботы в аналитике М. Хайдеггера.

Тексты

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М., 1997. § 9, 25-27, 38, 41. С. 41-45, 113-130, 175-180, 191-196.

Литература

Борисов, Е. В. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера / Е. В. Борисов // История философии. 1997. № 1.

Голенков, С. И. О месте феномена «со-бытие» в основоструктуре Dasein / С. И. Голенков // Вестн. Самар. гос. ун-та. Самара, 2000. № 1 (15).

Голенков, С. И. Проблема онтологических оснований со-бытия как основофеномена DASEIN / С. И. Голенков // Вестн. Самар. гос. ун-та. Самара, 2000. № 3 (17).

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4.

Современная западная философия: словарь. М., 1991.

Семенова, В. Н. Хайдеггер / В. Н. Семенова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. СПб., 2001.

Херрманн, Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: сб. / Ф.-В. Херрманн; пер. с нем. Минск, 2000.

 

Тема. Герменевтика как онтология

Опыта искусства Х.-Г. Гадамера

1. Игра и субъективность: игра – игрок – зритель.

2. Что есть игра, ее характеристики в отличие от модели Й. Хёйзинга.

3. Связь понятия игры и произведения искусства, что опосредует переход.

4. Временность произведения искусства: время праздника.

5. В чем сущность изображения и его бытийная валентность.

6. Основные задачи герменевтики.

Тексты

Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер; Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М., 1988. С. 147-174, 181-210, 215-220.

Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного // Г.-Г. Гадамер // Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. М., 1991.

Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. М., 1992. Гл. 1.

Литература

Барковский, П. В. Феномены понимания. Контуры современной герменевтической философии / П. В. Барковский. Минск, 2008.

Вдовина, И. С. Феноменолого–герменевтическая методология анализа произведений искусства / И. С. Вдовина // Эстетические исследования: методы и критерии. М., 1996.

Вишке, М. Конечность понимания. Произведение искусства и его опыт в интерпретации Х.-Г. Гадамера / М. Вишке // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск, 2001.

Демидов, А. Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. Минск, 1997, с. 14-41.

Кузнецов, В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. М., 1991.

Михайлов, А. А. Современная философская герменевтика: Критический анализ / А. А. Михайлов. Минск, 1984.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4. С. 423-449.

 

Тема. Контуры современной философской герменевтики

1. Герменевтика как метатеория символического. Рефлексивность герменевтической философии П. Рикёра.

2. Понимание и интерпретация текста. Связь герменевтики и структурализма в теории П. Рикёра.

3. Парадигматический статус герменевтики и ее значение для эпистемологии в концепции Р. Рорти.

4. Систематическая и наставническая философия: значение и смысл герменевтики в учении Р. Рорти.

5. Герменевтика как «нигилистическая онтология» постмодерных обществ в концепции Дж. Ваттимо.

Тексты

Ваттимо, Дж. Прозрачное общество. М., 2003, с. 83-103.

Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. И Сергеевой. М., 1995, с. 3-37; 37-94; 362-412.

Рорти, Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997, с. 233-264; 264-292.

Литература

Барковский, П. В. Феномены понимания. Контуры современной герменевтической философии / П. В. Барковский. Минск, 2008.

Белоус, И. А. Ричард Рорти / И. А. Белоус, Е. В. Хомич. Минск, 2008.

Герменевтика: история и современность. Критические очерки: сб.ст. / ред.-кол.: Бессонов Б. Н. [и др]. М., 1985.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4. С. 432-452.

Рикер, П. Время и рассказ / П. Рикер [Пер. с фр. Т.В. Славко]. М., 2000.

Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. М., 1995.

Тема. Экзистенциальные основания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.033 с.)