ТОП 10:

Кому из немецких философов принадлежит следующая фраза: «Кантовская вещь в себе – это предположение, без которого нельзя войти в «Критику чистого разума» и с которым невозможно в ней остаться»?



а) И. Г. Фихте;

б) Соломону Маймону; г) Ф. Якоби;

в) К. Л. Рейнгольду; д) Г. Шульце.

11. И. Г. Фихте является создателем:

а) системы абсолютного идеализма;

б) системы абсолютного тождества;

в) наукоучения;

г) популярной философии;

д) натурфилософии.

12. Вклад Ф. В. Шеллинга в немецкую трансцендентально-критическую философию определяется главным образом разработкой им:

а) философии религии и мифологии;

б) натурфилософии;

в) системы трансцендентального идеализма;

г) философии искусства;

д) философии тождества.

Кто из немецких философов до Г. Гегеля и в каком труде обосновал идею историзма человеческого познания, показав «одиссею человеческого духа» в его движении от первоначальных к высшим ступеням развития?

а) И. Кант в «Критике чистого разума»;

б) Ф. В. Шеллинг в «Системе трансцендентального идеализма»;

в) И. Г. Фихте в «Понятии наукоучения, или так называемой философии»;

г) Г. В. Лейбниц в «Новых опытах о человеческом разумении».

Кто из немецких мыслителей-классиков завершает изложение своей философской системы философией искусства?

а) Г. Гегель; в) И. Г. Фихте;

б) Ф. В. Шеллинг; г) Гете.

Какую из крупных гегелевских работ называют «истинным истоком и тайной его философии?»?

а) «Науку логики»;

б) «Энциклопедию философских наук»;

в) «Феноменологию духа»;

г) «Философию духа»;

д) «Лекции по истории философии».

16. «Феноменология духа» Г. Гегеля – это:

а) первая часть его системы науки;

б) первая крупная работа мыслителя, являющаяся введением к его логике и всей философии в целом;

в) наука об опыте сознания;

г) наука о чистом мышлении;

д) составная часть его учения о субъективном духе.

17. Работой, в которой Г. Гегель полностью излагает свою систему абсолютного идеализма, является:

а) «Феноменология духа»;

б) «Наука логики»;

в) «Энциклопедия философских наук»;

г) «Философия права»;

д) «Лекции по истории философии».

18. Назовите основные ступени самоосуществления и самораскрытия абсолютной идеи:

а) логика; г) философия духа;

б) этика; д) философия природы.

в) философия религии;

19. Перечислите основные принципы гегелевской модели истории философии:

а) закономерный, поступательный характер развития историко-философского процесса;

б) внутренняя, необходимая связь философских систем между собой;

в) преемственность в развитии философских систем;

г) непосредственная связь между философией и историческими условиями, государством, культурой;

д) плюрализм в интерпретации историко-философского процесса;

е) отсутствие «вечных вопросов» и возможности осмысленного диалога между философами.

Раздел 6. Западноевропейская философия

XIX века

 

Планы семинарских занятий

Тема. Романтизм как миросозерцание

И символ европейской философии первой трети ХIХ века

1. Романтическое движение как внутренне-целостное умонастроение нового поколения европейских мыслителей начала ХIХ века. Эстетическо-философские идеи немецкого романтизма. Типы романтизма и их специфика.

2. Романтизм как мировоззрение в его оппозиции к рационализму и материализму Просвещения ХVIII века. Философско-эстетические основания романтизма: факт и ценность, новое и старое, свое и чужое, рациональное и мистическое. Непосредственное сознание как основа философского познания романтиками духовной культуры («философия непосредственности»). Романтизм и немецкий идеализм.

3. Теория понимания-перевода (герменевтика) как философская тема у романтиков. Грамматический перевод и перевод-миф: соотношение текста-оригинала и копии.

Тексты

Новалис, Г. Христианский мир или Европа / Г. Новалис // Мировое древо. 1994. № 3. С. 151-168.

Новалис, Г. Фрагменты / Г. Новалис // Избранное. СПб., 1995.

Шлегель, Ф. О философии / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. М., 1993. Т. 1. С. 336-357.

Шлегель, Ф. Философия жизни / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. М., 1993. Т. 2. С. 336-355.

Литература

Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. Л., 1973.

Вайнштейн, О. Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Шлегеля / О. Б. Вайнштейн. М., 1994.

Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М., 1997.

Грешных, В. И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления / В. И. Грешных. Л., 1991.

Жирмунский, В. Немецкий романтизм и современная мистика / В. Жирмунский. СПб., 1914.

Карельский, А. Драма немецкого романтизма / А. Карельский. М., 1992.

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М., 2004. С. 22-54.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4.

Хайдеггер, М. Определение философии из неё самой по путеводной нити изречения Новалиса // Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993.

 

Тема. Феноменология сознания Ф. Шлейермахера

1. Фридрих Эрнст Даниель Шлейермахер и его место в истории европейской философии.

2. Образ религии в «Речах о религии» и в «Монологах».

3. Диалектика и философская герменевтика. Концепция “универсальной герменевтики” и её влияние на последующее развитие философской герменевтики.

Тексты

Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим / Ф. Шлейермахер. М., 1994.

Шлейермахер, Ф. Монологи / Ф. Шлейермахер. М., 1994.

Шлейермахер, Ф. Герменевтика / Ф. Шлейермахерт // Общественная мысль. / Ф. Шлейермахер. 1993, вып. IV.

Литература

Виндельбанд, В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками / В. Виндельбанд. М., 1905. Т. 2.

Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. М., 1988. С. 221-266.

Гайм, Р. Романтическая школа / Р. Гайм. М., 2006.

Геффдинг, Г. История новейшей философии / Г. Геффдинг. СПб., 1900. С. 160-178.

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М., 2004. С. 180-190.

Михайлов, А. А. Современная философская герменевтика / А. А. Михайлов. Минск, 1984. С. 34-39.

Франк, С. Л. Личность и мировоззрение Ф. Шлейермахера // Речи о религии / Ф. Шлейермахер. М., 1994.

 

Тема. Мир и человек в философии А. Шопенгауэра

 

1. Истоки мировоззрения А. Шопенгауэра и немецкая философия ХIХ ст.

2. Специфика понимания «мира как представления» и «мира как воли». Проблема субъект-объектных отношений, причинности, времени и пространства. Воля и познание.

Суть и предназначение человека в философии Шопенгауэра. Три разновидности человеческой индивидуальности: эгоизм, злоба, сострадание.

4. Пессимизм как нормативная программа миросозерцания Шопенгауэра. Этика и метафизика.

Тексты

Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. Л., 1991.

Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. М., 1992.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Собр. соч. М., 1992. Т. 1.

Литература

Виндельбанд, В.От Канта до Ницше. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками / В. Виндельбанд. М, 1998.

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М., 2004. С. 300-317.

Ницше, Ф. Шопенгауэр как воспитатель / Ф. Ницше // Избранное. М., 1993.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. М., 1993.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4. С. 143-151.

Фишер, К. Артур Шопенгауэр / К. Фишер. СПб., 1999.

Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. М., 1992.

 

Тема. Философская антропология Л. Фейербаха

1. Эволюция философских воззрений Л. Фейербаха.

2. В чем смысл выражения Л. Фейербаха «тайна теологии есть антропология».

3. Критика Л. Фейербахом спекулятивизма (идеализма, теизма). Л. Фейербах о проблеме соотношения мышления и бытия.

4. Основы философской антропологии Л. Фейербаха («Туизм», Диалектика «Я» и «Ты»).

5. Влияние основных идей Л. Фейербаха на европейскую философскую традицию ХIХ–ХХ веков.

Тексты

Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Соч. М., 1995. Т. 2.

Фейербах, Л. К критике философии Гегеля; Основные положения философии будущего; О спиритуализме и материализме…/ Л. Фейербах // Соч. М., 1995. Т. 1.

Литература

Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. - М., 1993.

Бубер, М. Два образа веры (Фейербах и Ницше) / М. Бубер. М., 1995.

Быховский, Б. Э. Фейербах / Б. Э. Быховский. М., 1967.

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М., 2004. С. 333-342.

Любутин, К. Н. Фейербах: философская антропология / К. Н. Любутин. М., 1988.

Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. Т. 3.

Элез, И. Проблема бытия и мышления в философии Фейербаха / И. Элез. М., 1971.

Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. Т. 21.

 

Тема. Философия эгоизма М. Штирнера

1. М. Штирнер: генезис миросозерцания.

2. Неклассическая интерпретация понятий «свобода», «единственный», «ничто».

3. Судьба идей М. Штирнера в европейской философии ХIХ и ХХ веков.

Тексты

Штирнер, М. Единственный и его собственность / М. Штирнер. Харьков, 1994.

Литература

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004, с. 343-346.

Маккай, Д. Макс Штирнер, его жизнь и учения / Д. Маккай // Штирнер М. Единственный и его собственность. М., 1994. С. 398-424.

Саводкин, В. Ницшеанец 40-х годов. Макс Штирнер и его философия эгоизма / В. Саводкин. М., 1902.

Шельвин, Р. Макс Штирнер и Ф. Ницше / Р. Шельвин; пер. с нем. М., 1909.

 

Тема. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора

1. Сёрен Кьеркегор: драма жизни, жизнь в драме.

2. Кьеркегор и Гегель: оппозиция индивидуальности и объективности, экзистенциального мира и мира логических понятий, «рыцаря веры» и «героя познания».

3. Три «сферы существования» человека: эстетическая, этическая, религиозная.

4. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора: проблема противоречия, отрицания, конкретного и абстрактного, возможности и действительности, сущности и существования.

5. Роль философии Кьеркегора в развитии экзистенциализма в ХХ веке.

Тексты

Кьеркегор, С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. Киев, 1994.

Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М., 1993.

Кьеркегор, С. Болезнь к смерти / С. Кьеркегор// Этическая мысль. М., 1990.

Кьеркегор, С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / С. Кьеркегор. Минск, 2005.

Литература

Бородай, Ю.Кьеркегор и критика Гегеля с позиций экзистенциализма / Ю. Бородай, П. Гайденко // Вестн. МГУ. Сер. Философия. 1961. № 2.

Быховский, Б. Э. Кьеркегор / Б. Э. Быховский. М., 1972.

Гайденко, П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики мировоззрения С. Кьеркегора / П. Гайденко. М., 1970.

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М., 2004. С. 378-396.

Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества С. Кьеркегора. М., 1994.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4. С. 152-163.

Шестов, Л. Киркегард и экзистенциальная философия / Л. Шестов. М., 1992.

Щитцова, Т. В. С. Кьеркегор и проблемы экзистенциальной философии / Т. В. Щитцова // Молодые гуманитарии Беларуси. Минск, 1995. С. 159-167.

 

Тема. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

1. Культурно-исторические основания мировоззрения К. Маркса и Ф. Энгельса: литература – экономика – политика – философия.

2. Маркс – Гегель, Маркс – Фейербах, Маркс – левое гегельянство: связи и различие философских позиций.

3. Проблема отчуждения и гуманистический идеал в работе К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 г.».

4. Материалистическое понимание истории как целостная концепция.

5. Ф. Энгельс и «Диалектика природы».

6. Судьба марксистской философии в ХIХ–ХХ веков.

Тексты

Маркс, К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 1.

Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 3.

Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 42.

Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 13.

Маркс, К. Энгельс Ф. Святое семейство / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 2.

Маркс, К. Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 3.

Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд., Т. 20.

Литература

Библер, В. С. О Марксе – всерьёз / В. С. Библер // Полит. исследования. 1996. № 1. С. 119-127.

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М., 2004. С.346-378.

Корню, О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность / О. Корню. М., 1959-68. Т. 1-3.

Марксистская философия в ХIХ в. М., 1979. Кн. 1 - 2.

Лапин, Н. И. Молодой Маркс / Н. И. Лапин. М., 1976.

Левит, К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор / К. Левит. СПб., 2002.

Малинин, В. А. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство / В. А. Малинин, В. И. Шинкарук. Киев, 1986.

Меринг, Ф. К. Маркс. История его жизни / Ф. Меринг. М., 1990.

Ойзерман, Т. И. Формирование философии марксизма / Т. И. Ойзерман. М., 1974.

6.2. Контролируемая самостоятельная работа

1. КСР выполняется в форме эссе по приведенным ниже темам и персоналиям.

2. В работе необходимо кратко изложить духовную эволюцию мыслителя и атмосферу, в которой создавалось произведение, обозначить основные философские идеи и (самое главное) высказать личное мнение по данным проблемам.

3. В конце работы приводится список литературы.

4. В приложении необходимо подобрать наиболее репрезентативные фрагменты основных философских идей мыслителя по данной теме (составить своеобразную антологию).

5. Текст выполняется на компьютере в объеме до 5 страниц (шрифт – кегль 14, через 1,5 интервала) и обсуждается на учебных занятиях.

 

Тема. Английский эмпиризм и позитивизм. Д. С. Милль

Философская эволюция Джона Стюарта Милля и его произведения. Д. С. Милль о соотношении логики и философии. Проблема метода познания и его гносеологические основания. Индукция как «обобщение опыта». Критерии истины в научном познании. Влияние мировоззрения Д. С. Милля на английскую философию ХIХ – ХХ ст.

Тексты

Милль, Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной / Д. С. Милль. М., 1914. Т. 1-2,

Милль, Д. С. Утилитаризм / Д. С. Милль. М., 1900.

Милль, Д. С. О свободе / Д. С. Милль. СПб., 1906.

Милль, Д. С. Огюст Конт и позитивизм / Д. С. Милль. М., 1867.

Литература

Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4. С. 200-208.

Трахтенберг О. В. Очерки по истории философии и социологии Англии. XIX в / О. В. Трахтенберг. М., 1959.

Туган-Барановский М. Д. Стюарт Милль. Его жизнь и учёно-литературная деятельность / М. Д. Туган-Барановский. СПб., 1903.

 

Тема. Материалистические направления

В философии ХIХ века

Возникновение материализма и его основные особенности. Книги: «Физиологические письма» К. Фохта, «Круговорот жизни» Я. Молешота, «Сила и материя» Л. Бюхнера и их резонанс в философии. Критика идеалистической философии с позиций естественнонаучного материализма. Проблемы истории познания и познания социума. Философия и естествознание.

Тексты

Бюхнер, Л. Сила и материя / Л. Бюхнер. СПб., 1907.

Молешот, Я. Вращение жизни в природе / Я. Молешот. СПб., 1867.

Фохт, К. Физиологические письма: в 2 т / К. Фохт. СПб., 1867.

Литература

Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. М., 2001.

Маркс, К. Господин Фохт / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 14.

 

Тема. Эмпириокритицизм

Эрнст Мах и Рихард Авенариус – основные представители эмпириокритицизма. Учение Авенариуса об «интроекции» и принципиальной координации. Принцип наименьшей траты силы, структура опыта по Авенариусу. Теория «нейтральных элементов». Истолкование Э. Махом научного познания. Наука как экономия мышления. Эволюция эмпириокритицизма и рецепция его идей в научном познании и философии ХIХ–ХХ веков.

Тексты

Мах, Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому / Э. Мах. М., 1908.

Мах, Э. Основные идеи моей естественнонаучной теории познания / Э. Мах // Новые идеи в философии. Сб. 2. СПб., 1912.

Авенариус, Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы / Р. Авенариус. СПб., 1913.

Авенариус, Р. Критика чистого опыта / Р. Авенариус. М., 1908. Т. 1-2.

Литература

Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. М., 2001.

Беер, Т. Мировоззрение Э. Маха / Т. Беер. СПб., 1911.

Викторов, Д. Эмпириокритицизм / Д. Викторов. М., 1909.

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М., 2004. С. 397-406.

Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 18.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4, гл.9.

Тема. Психологизм в философии

Возникновение экспериментальной психологии. Основной психофизический закон Фехнера. Вильгельм Вундт и его работы в области психологии и философии. Методология познания языка, мифа, религии, философии, искусства, права в системе Вундта.

Тексты

Вундт, В. Система философии / В. Вундт. СПб., 1902.

Вундт, В. Очерки психологии / В. Вундт. М., 1912.

Вундт, В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. М., 1912.

Литература

Кениг, Э. Вундт. Его психология и философия / Э. Кениг. СПб., 1902.

Кюльпе, О. Современная философия в Германии / О. Кюльпе. СПб., 1903.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4. С. 240-242.

Ярошевский, М. История психологии / М. Ярошевский. М., 1985.

 

Тема. Философские воззрения Ф. Брентано

Франц Брентано как выразитель реалистической философской позиции. Соотношение логики и психологии, метод философии. Проблема критерия истинности в философии. Понятие интенциональности, концепция «реизма» Брентано. Роль идей Ф. Брентано в формировании последующего философского мышления.

Тексты

Брентано, Ф. Избранные работы / Ф. Брентано. М., 1996.

Брентано, Ф. О внутреннем сознании / Ф. Брентано // Новые идеи в философии. Сб. № 15. 1914.

Литература

Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М., 2004. С. 469-491.

Мееровский, Б., Бирюков Б. Брентано – историк философии Аристотеля / Б. Мееровский, Б. Бирюков // Историко-философский ежегодник. М., 1991. С. 146-152.

Саноцкий, Л. Логика и антология в теории суждения Ф. Брентано / Л. Саноцкий // Филос. исследования. 1995. № 3.

Сергодеева, Е. Историко-философский контекст идеи интенциональности у Ф. Брентано / Е. Сергодеева // Вестн. МГУ. Сер.7. 1996. № 1.

Глоссарий

Воля (лат. voluntas) – специфическая способность или сила. В XIX столетии формируется «волюнтаристическая» традиция, представленная преимущественно Ф. Шеллингом, А. Шопенгауэром, Э. Гартманом, Ф. Ницше. В данной традиции обосновывается онтологическое понимание воли и тезис: «Не воля есть акциденция разума, а разум – акциденция воли». Воля предстает в качестве фундаментального свойства сущего (предшествующее разуму) и является основой объяснения наличного бытия. Как определенная позиция в XIX веке она имеет место у Ф. Шеллинга, а как цельная концепция – особенно у А. Шопенгауэра. У Шопенгауэра воля получает онтокосмический статус и выступает как лишенная субъективного начала иррациональная сила, не требующая достаточного основания, но сама являющаяся всеобщим основанием как «воля к жизни». Воля, по Шопенгауэру, универсальное метафизическое начало и вместе с тем объяснительная модель. «… Существует исключительно воля: она – вещь в себе, она – источник всех явлений. Ее самопознание и опирающееся на него самоутверждение или самоотрицание – вот единственное событие в себе» (А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Кн. 2, § 35)

Материалистическое понимание истории – философия истории К. Маркса и Ф. Энгельса. Она описывается ими впервые в обобщенной форме в работе «Немецкая идеология» (написана в 1845 г., опубликована впервые в 1932 г.) в разделе «Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений». В концептуальном (классическом) виде теория материалистического понимания истории изложена К. Марксом в работе «К критике политической экономии. Предисловие» (1859). Суть ее Маркс излагает в следующих понятиях и соответствующих категориальных отношениях: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 5-9).

Младогегельянство – интеллектуальное движение в постгегелевской философии в Германии в 30 – 40-е годы XIX века. Главные представители этого движения: Э. Ганс, Д. Штраус, А. Руге, М. Штирнер, Б. Бауэр, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Лассаль. Младогегельянство не было неким цельным течением, его представители, напротив, отличались друг от друга спецификой мировоззренческого осмысления злободневных социально-политических проблем накануне революции 1848 года. Однако, в общем они были едины в споре с «правогегельянцами» по поводу религиозно-философской проблематики, связанной с именем Г. Гегеля и его системы. Младогегельянцы («левые») не желали допускать, чтобы религия влияла на философию, выступали за вечность духа вообще, в противоположность бессмертию индивидуального духа, выступали за пантеистическое понятие о Боге, по которому Бог, как вечная субстанция, доходит до самосознания только в человечестве. Младогегельянское движение выражало наиболее радикальные настроения в Германии 30 – 40-х годов XIX века.

Отчуждение – философская категория, выражающая объективацию результатов деятельности человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. В немецкой философии XIX века общую конструкцию феномена отчуждения (Entäusserung, Entfremdung) анализировали И. Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах. Социально-экономическую природу отчуждения раскрыл К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» (раздел «Отчужденный труд»). Он сформировал концепцию отчужденного труда: в условиях господства частной собственности наемному рабочему не принадлежит не только результат как опредмеченный продукт, но и сам процесс труда. Происходит также отчуждение человека от человека и от его родовой жизни, превращающейся из самоцели в средство. Более того, труд становится процессом самоотрицания человека, способом выключения его из жизни. Отчуждение человека предстает как его самоотчуждение.

Согласно К. Марксу, возможен и процесс упразднения отчуждения. Его исходный пункт составляет непосредственное отрицание частной собственности. Оно даст начало противоположного по своей направленности процесса самоосвобождения («эмансипации») человека. Напротив, человек должен освоить, сделать своим внутренним достоянием отчужденные от него силы. На данной стадии должна господствовать «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в общественное достояние» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 1. С. 100). Становление этой новой исторической формы, которую Маркс назвал «концом предыстории» человечества, он связывает с закатом эры наемного труда и неуклонным возрастанием «свободного времени» как пространства свободного развития личности. В этом суть гуманистического идеала по Марксу.

Позитивизм – (от лат. positivus – положительный). В истории западноевропейской философии XIX века термином «позитивизм» обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х гг. и сохранило влияние вплоть до нашего времени, пройдя при этом три исторических стадии – «первого» (классического) позитивизма, «второго» позитивизма (эмпириокритицизма) и «третьего» позитивизма (неопозитивизма).

Основателем течения был О. Конт, он ввел в философский обиход и сам этот термин («Курс позитивной философии», ч. 1-6, 1830-1842). Согласно Конту, позитивное знание есть знание всего того, что «есть на самом деле», «в действительности». Поэтому позитивная наука – это «наука о действительном», о том, что существует «для нас», как явление, которое должно быть описано без всяких «метафизических домыслов», вроде «вещи-в-себе», «абсолютной субстанции» или «абсолютного субъекта». Конт утверждал, что подлинное, «позитивное» знание всегда относительно из-за неизбежной связи всякого знания с чувственными восприятиями. Основываясь на принципе относительности позитивного знания, Конт оценивал и религию, и «метафизику» как знание «фиктивное», хотя и считал их неизбежными моментами развития духа. Согласно его «основному закону», все знание проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную (которым соответствуют три фазы развития общества). Конт считал своей важнейшей задачей систематизацию (классификацию) знания, а принципы построения этой системы формулирует «позитивная философия», которая, по сути, есть «теория науки». Позитивная философия в противоположность метафизике, которая верит в возможность постижения трансцендентного, т.е. находящегося за пределами мира явлений, пытается ответить не на вопрос «почему?», а – «как?».

В рамках классической позитивистской программы последователем Конта был английский философ Дж. С. Милль. Единственным адекватным методом научного исследования он считал индукцию. Новые открытия в науке (прежде всего в физике и психологии) вызвали кризис оснований классического позитивизма. Следствием было возникновение его обновленной формы – эмпириокритицизма.

Правогегельянство – интеллектуальное движение в постгегелевской философии в Германии в 30 – 40-е годы XIX века. Главные представители этого движения: К. Дауб, Г. Габлер, К. Гёшель, Г. Хинрихс. Правогегельянцы («правые») в целом склонялись к ортодоксальным оценкам философской системы Гегеля. По их мнению, теизм обоснован в учении Гегеля, точно так же, как личное бессмертие и понятие о Христе – действительно личном Богочеловеке. Они настаивали на том, что, по Гегелю, у философии тоже содержание, что и у религии.

Ценность – категория, посредством которой раскрывается специфика ценностного мира, природа ценностных суждений, которые исследуются в аксиологии, специальном философском учении. Своим широким внедрением в философию категория ценности обязана Р. Г. Лотце. В «аксиологической гносеологии» он различает понятие (Begriff) и мысль (Gedanke): первое сообщает лишь объективный смысл определяемого, вторая – его значимость (Geltung) и ценность (Gewert). Именно с Лотце понятия ценностей эстетических, моральных, религиозных становятся общезначимыми единицами философской лексики. Своеобразной формулой осмысления мира стало выражение Лотце: «Мир ценностей есть ключ к пониманию мира форм».

Экзистенция – (existentia от лат. existo – существую). Понятие европейской философии, характеризующее наличное бытие, существование, отличное от сущности (essentia). В XIX веке у С. Кьеркегора понятие существование получает новый смысл по отношению к гегелевской философии. Кьеркегор противопоставляет философии, возведшей понятие, мышление в абсолют, эмпирически толкуемое существование как один из главных аспектов бытия. Мышление всеобще, существование единично, мышление безлично, существование личностно. Экзистенция есть то, что «всегда мое», что «составляет на радость или на горе мою вечную и неотъемлемую собственность». Мышление бесконечно, а существование конечно, мышление несет в себе свой закон, а существование как конечное имеет свою судьбу. Именно поэтому мышление, по Кьеркегору, не имеет подлинной истории, его история – это логика; только существование исторично; понятие истории неотделимо от конечности, неповторимости и необратимости существования. Тема существования у Кьеркегора положила начало философии экзистенциализма в XX веке в его религиозно-философской трактовке (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман, Л. Шестов), трактовке онтологической (М. Хайдеггер) и психологически-антропологической (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти).

Эмпириокритицизм – (критическое исследование опыта) – второй этап в развитии позитивизма, возникший на рубеже XIX – XX веков. Главными фигурами эмпириокритицизма были швейцарский философ Р. Авенариус и австрийский физик и философ Э. Мах.

В отличие от «первого» позитивизма главным предметом эмпириокритицизма стало само научное мышление, механизмы образования знания. Суть учения состояла в «очищении опыта» от всего того, что опытом не является, т.е. от «метафизических прибавлений». Результатом «очищения опыта» в эмпириокритицизме оказалось признание «потока ощущений» основанием и безусловным источником всякого позитивного знания. Ощущения – это «нейтральные элементы», «изначальное», из которых образуются как «физические тела», так и «содержания сознания», между которыми существует корреляция («принципиальная координация»). Вместо «бесконечных и бессмысленных» метафизических споров эмпириокритицизм предлагает исследовать процесс конституирования (конструирования) предметов опыта («комплексов ощущений») и образования знания (научных понятий). В конечном счете, познание начинается с ощущений, и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к «чувственному опыту». Принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует. Важным компонентом эмпириокритической философской программы было также обращение к истории науки как непрерывному процессу развития всего научного знания (включая понятия, теоретические модели и приемы познавательной деятельности). Популярность эмпириокритицизма, особенно в научной среде, настроенной враждебно к «метафизике», была весьма велика, хотя и непродолжительна. Многие идеи эмпириокритицизма оказали заметное влияние на развитие западной философии и мировоззрение крупных ученых.

 

6.4. Тестовые задания

1. Назовите основные предпосылки философии ХIХ века:

а) романтизм;

б) социальные революции;

в) открытия в науке;

г) прогресс в сфере развития промышленности и технологий;

д) рост городов;

е) церковные реформы.

2. Выберите основные концепты и принципы романтизма:

а) факт; д) интуиция;

б) ценность; е) интеллектуализм;

в) механизм; ж) идеализм.

г) организм;

3. Ф. Шлейермахер утверждал:

а) «Религия … как чувство зависимости от бесконечного…»;

б) «Предмет религии, как и философии, есть вечная истина в ее объективности…»;

в) «Религия – дело головы, а не сердца»;

г) искусство понимания – это постижение «внутреннего проистечения» структуры данного произведения;

д) искусство понимания – это передача, копирование данного произведения таким каким оно есть;

е) «Объектом трансцендентальной философии должна выступать не сфера чистого мышления, а повседневная обыденная жизнь во всех ее прояалениях».







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.35 (0.036 с.)