Что объединяет взгляды Я. Фриза, И. Гербарта, Ф. Бенеке в немецкой философии первой половины хiх века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что объединяет взгляды Я. Фриза, И. Гербарта, Ф. Бенеке в немецкой философии первой половины хiх века.



а) Ориентация на философию И. Канта;
б) ориентация на философию Г. Гегеля;

в) психологизация философии;

г) идеализация философии;

д) критика спекулятивизма.

5. Кто принадлежит к критикам гегелевской системы:

а) М. Гербарт; г) А. Шопенгауэр;

б) Я. Фриз; д) С. Кьеркегор;

в) Ф. А. Тренделенбург; е) Д. Штраус.

Каковы истоки философии А. Шопенгауэра?

а) Гегелевская философия; г) философия И. Фихте;

б) философия И. Канта; д) философия Ф. Шеллинга;

в) древнеиндийская философия; е) философия Дж. Беркли.

7. Выберите атрибутивные свойства понятия «воли» у А. Шопенгауэра:

а) тождественность самой себе; д) причинность;

б) объективность; е) индетерминизм;

в) субъективность; ж) абсолютная свобода.

г) неизменность;

8. Выберите три разновидности человеческой индивидуальности в этической доктрине А. Шопенгауэра:

а) эгоизм; г) альтруизм;

б) злоба; д) гедонизм.

в) сострадание;

9. Ф. А. Тренделенбург был автором сочинения под названием:

а) «Логические исследования»;

б) «Новая критика разума»;

в) «Система логики».

10. Назовите представителей «правых гегельянцев»:

а) К. Дауб; г) К. Фишер;

б) К. Гёшель; д) Б. Бауэр;

в) Г. Габлер; е) М. Штирнер.

11. Назовите представителей «левых гегельянцев»:

а) Б. Бауэр;

б) М. Штирнер; д) А. Тренделенбург;

в) Л. Фейербах; е) К. Маркс;

г) А. Шопенгауэр; ж) Д. Штраус.

Что утверждал Л. Фейербах?

а) «Тайна теологии есть антропология»;

б) «Человек – величайшая тайна природы»;

в) «Чудо великое есть человек»;

г) «Человек как исходный и конечный пункт философии».

13. В книге М. Штирнера «Единственный и его собственность» «Я» понимается как:

а) абсолютный эгоизм;

б) абсолютный альтруизм;

в) абсолютный либерализм.

14. Г. Лотце в своей метафизике акцентирует внимание на проблеме:

а) особого типа бытия ценностей;

б) особой значимости идеи рациональности;

в) особой роли науки.

15. В работе «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывают концепцию материалистического понимания истории, которая базируется на следующих приоритетных положениях:

а) приоритет материального производства непосредственной жизни;

б) объяснение практики из идей;

в) формы и продукты сознания могут быть уничтожены духовной критикой;

г) революция является движущей силой истории;

д) обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

16. В предисловии «К критике политической экономии» (1859) К. Маркс в своей социальной теории выделяет следующие детерминанты:

а) «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии»;

б) «производственные отношения… соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил»;

в) «реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка»;

г) «сознание людей определяет их бытие»;

д) «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»;

е) «об отдельном человеке… можно судить на основании того, что сам он о себе думает»;

ж) «с изменением экономической основы… происходит переворот во всей громадной надстройке»;

з) «правовые отношения … могут быть поняты… из самих себя… из так называемого общего развития человеческого духа…»

17. «Позитивная философия» О. Конта предусматривает следующие приоритеты:

а) факта;

б) полезности;

в) примата науки, научной рациональности;

г) метод естественных наук работает не только при изучении природы, но и общества;

д) относительности;

е) возможность достижения «абсолютного знания»;

ж) «поиска источника и судьбы Вселенной»;

з) выявления внутренних причин феноменов.

18. Выберите приоритетные понятия экзистенциальной философии С. Кьеркегора:

а) индивидуальность; е) логическое;

б) объективность; ж) единичное;

в) субъективность; з) экзистенциальная диалектика;

г) иррациональное; и) объективная диалектика.

д) рациональное;

19. Эмпириокритицизм Р. Авенариуса и Э. Маха базируется на следующих основных положениях:

а) чистый опыт;

б) принцип экономии мышления;

в) сознание отражает объективную реальность;

г) ощущение ­– объективный образ мира;

д) ощущения и есть сущность мира.

20. Философия Э. Гартмана акцентирует внимание принципа «бессознательного»:

а) на неизменности; г) критичности;

б) безвременности; д) отрицательности;

в) творчестве; е) индивидуальности.

Раздел 7. Основные направления

Современной философии

 

Часть первая

Планы семинарских занятий

Тема. Классическая и современная западная философия:

Проблемы преемственности и развития

1. Понятие философской классики. Основные парадигмальные установки классического стиля философствования.

2. Социальные и идейно-теоретические предпосылки формирования и развития неклассического стиля философствования.

3. Специфика и основные типологические характеристики неклассического стиля философствования.

Литература

Автономова, Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. С. Автономова. М., 1988.

Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. М., 2001.

Мамардашвили, М. К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М. К. Мамардашвили, Э. Ю. Соловьев, В. С. Швырев // Философия в современном мире: Философия и наука. М., 1972.

Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. Тбилиси, 1984.

Мамардашвили, М. К. Современная европейская философия (ХХ век) / М. К. Мамардашвили // [http // www.mamardashvili.ru/index.php?te[ts/turope/0.htm.]

Румянцева, Т. Г. Западная философия: от классики к современности / Т. Г. Румянцева // Вестн. БГУ. сер. 3. 1997. № 2.

Румянцева, Т. Г. Классика-Неклассика-Постнеклассика / Т. Г. Румянцева // Новейший философский словарь. Постмодернизм. Минск, 2007.

Современная западная философия: учебн. пособие; под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. Минск, 2009.

 

Тема. Марбургская школа неокантианства

1. Отношение марбуржцев к идейному наследию И. Канта. Понятие трансцендентального метода в философии Канта и в интерпретации марбургской школы.

2. Понятие о чистом познании и задачи построения логики чистого познания.

3. Проблема «вещи в себе» и данности в гносеологии марбургской школы.

4. Трактовка ощущения как формы чистой мысли.

5. Познание как построение предмета чистой мыслью.

Тексты

Наторп, П. Кант и марбургская школа / П. Наторп // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Вып. 5.

Сеземан, В. Е. Теоретическая философия марбургской школы / В. Е. Сеземан // Новые идеи в философии. 1913. Вып. 5.

Литература

Бакрадзе, К. С. Избранные философские произведения / К. С. Бакрадзе. - Тбилиси, 1973. Т. 3.

Кант и кантианцы. М., 1978.

Белов, В. Н. Неокантианство. Марбургская школа. Герман Коген / В. Н. Белов. - Саратов, 2000. Ч.1

Белов, В. Н. Система критического идеализма Германа Когена / В. Н. Белов // Вопр. философии. 2006. № 4.

Длугач, Т. Б. О некоторых принципах теоретической философии Германа Когена / Т. Б. Длугач // Историко-философский ежегодник. 2006. М., 2006.

Дмитриева, Н. А. Кантианство на рубеже ХIХ-ХХ веков / Н. А. Дмитриева // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Крайнен, К. Изучение неокантианства: указания к чтению / К. Крайнен, В. Н. Белов // Кантовский сборник: науч. журн. 2008. № 2 (28).

И. Кант, неокантианство и Г. Коген / под ред. В. Н. Белова. Саратов, 2004.

Румянцева, Т. Г. Неокантианство, Коген, Наторп, Кассирер, Марбургская школа неокантианства, Фикционализм / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Современная западная философия: словарь. М., 1991.

Современная западная философия. Минск, 2009.

Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. М., 2002.

Реале, Д. Западная философия. От истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. М., 1997. Т. 4.

Тема. Баденская школа неокантианства.

Понятие о предмете философии

1. Трактовка предмета философии В. Виндельбандом и Г. Риккертом.

2. Критика Г. Риккертом объективирующего и субъективирующего мировоззрений.

3. Понятие о ценности в философии Виндельбанда и Риккерта. Риккерт о типах связи ценности и действительности.

Тексты

Виндельбанд, В. Что такое философия? / В. Виндельбанд// Избранное. Дух и история. М., 1995.

Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни ХIХ столетия / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. М., 1995.

Виндельбанд, В. Нормы и законы природы / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. М., 1995.

Риккерт, Г. О понятии философии / Г. Риккерт // Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. М., 1995.

Литература

Бакрадзе, К. С. Избранные философские произведения / К. С. Бакбарадзе. Тбилиси, 1973. Т. 3.

Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. М., 2002.

Румянцева, Т. Г. Баденская школа неокантианства; Виндельбанд; Риккерт / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Современная западная философия. Минск, 2009.

Яковенко, Б. В. Учение Риккерта о сущности философии / Б. В. Яковенко // Вопр. философии и психологии. 1913. книга 119.

 

Тема. Методология баденской школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.036 с.)