ТОП 10:

И прагматико-аналитическая парадигма в философии XX века



Контрольная работа в форме тестана 2 варианта (10 вопросов) по основным принципам и постулатам современной феноменолого-экзистенциальной прагматической и аналитической философии.

Глоссарий

Абсурд(лат. absurdus – нелепый, от ad absurdum – исходящий от глухого) – термин, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. В экзистенциализме характеризует отношения человека с миром, которые лишены "смысла" и враждебны человеческой индивидуальности. В середине XX в. понятие абсурда использовалось для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания. Феномен абсурда получил свое раскрытие в философии экзистенциализма.

Вера – глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии – вплоть до самоотречения: "верю" как "верую") и религиозный (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного). Понятие получило различные интерпретации в философских, религиозных, психологических концепциях и теориях.

Диалог (греч. dialogos – беседа) – логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством своих смысловых позиций. Принято различать диалог в традиционном понимании – логический, и диалог в современном понимании – феноменологический, под которым понимается смысловое взаимодействие двух направленных друг на друга сознаний, ищущих единый смысловой горизонт через понимание.

Другой – понятие современной философии, представляющее собой персонально-субьектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Г. Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма, фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Современная версия постмодернизма определяет сознание посредством фиксации его интенции на отношение к Другому. Фигура Другого становится фундаментальной и конститутивной семантической структурой в современных попытках постмодернистской философии реконструировать понятие субъекта. Центральная проблема постмодернистской концепции Другого конституируется как проблема подлинности коммуникации: как отмечает Ж. Лакан, "как только... ребенок столкнется с Другим, он немедленно теряет свою былую невинность и начинает защищаться от реальности посредством языка».

Игра – понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (механизмом реализации игры является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или феномена), так и в аксиологическом (игра не имеет внешней цели, отличной от процессуальности собственного протекания, и ее ценность является принципиально автохтонной, – в частности, независимой от так называемого "результата" игры) отношениях, и, вместе с тем, реализующуюся по соответствующим правилам, носящим объективированно-нормативный характер: 1) В классической философии понятие "игра" артикулировано в деятельностно-социальном ключе. 2) В неклассической философии подвергается переосмыслению статус феномена игры в контексте социальности как таковой, – игра осмысливается как фундаментальный феномен человеческого бытия. 3) В рамках постнеклассического подхода игра мыслится как самопроизвольная процессуальность, ибо субъект не является в этой системе отсчета ни автором, ни агентом игры, – "игра играется" сама по себе, "субъект игры – это не игрок", – "субъект игры – ...сама игра" (Г. Гадамер).

Интенциональность (от лат. intentio – намерение) – понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект. Этот термин, введенный в средневековой философии, использовался Ф. Брентано и К. Штумпфом для описания психических переживаний. Э. Гуссерль, заимствовав понятие «интенциональность» у Брентано, объявил его фундаментальным свойством феноменологического сознания. Феноменологически описываемое сознание всегда обладает изначальной отнесенностью к предметности, т.е. интенциональности. Интенциональность как "сознание о", полагание предметности, выражает несамодостаточность сознания, которое может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов. Интенциональность формирует смысловую структуру сознания, нередуцируемую к психическим и физическим связям. Интенциональность существует в виде единой структуры акта полагания (ноэзис) и предметного смысла (ноэмы), причем последний не зависит от существования предмета или его данности. Понятие «интенциональность» оказало значительное влияние на M. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. М. Мерло-Понти расширяет гуссерлевское понятие интенциональности и рассматривает ее не только как свойство актов сознания, а как фундаментальное отношение человека к миру. В аналитической философии это понятие «интенциональность» получило широкое распространение благодаря работам Дж. Сёрля, который стремится объединить лингвистическое понятие интенциональности с феноменологическим. Дж. Сёрль показал, что значение не может быть сведено лишь к лингвистическим составляющим, а является результатом взаимодействия языка и интенциональных ментальных актов.

Интерсубъективность (нем. Intersubjektivität от лат. inter – между и subjektus – субъект, лежащий в основе) – особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или значимости опыта познания) одного для другого. Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает интерсубъективную общность – общность (гипотетических) субъектов, каждый из которых имеет мир в своем опыте, и в силу этого мир может рассматриваться как объективно (для-всех) сущий, то есть как основание индивидуального опыта Я. В то же время в интерсубъективности – Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов (Э. Гуссерль).

Научная революция – по определению Т. Куна, данному в его «Структуре научных революций», эпистемологическая смена парадигмы, изменение базовых посылок в рамках ведущей теории науки. Под парадигмами Кун подразумевал признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

Предрассудок – 1) в широком смысле, любое укорененное в традиции или собственных привычках предвзятое мнение, имеющее априорный и догматический характер и претендующее на адекватное знание того или иного положения дел; 2) в герменевтической философии, прежде всего в концепции Х.-Г. Гадамера, особая предструктура понимания, укорененная в традиции и определяющая во многом возможность и характер осуществления последнего. Предпонимания и предпонятия всегда скрыты от нас в речи, что требует для их осознания ломки всей ее интенциональной основы. В процессе такой ломки возникает новый опыт, расшатывающий наши предмнения. «Однако власть опорных предрассудков простирается гораздо дальше. Отбросить их невозможно и потому, что они накрепко срослись с самоочевидными достоверностями сознания, и потому, что они принимают вид беспредрассудочности, еще более упрочивающей их статус. С этой свойственной языку формой упрочивания предрассудков мы имеем дело, сталкиваясь со всякого рода догматизмом, способным, ни с чем не считаясь, вечно твердить одно и то же» (Г. Гадамер)

Фактичность (нем. Faktizität) – термин, ставший известным благодаря ранним фрайбургским лекциям М. Хайдеггера (1919–1922), а также лекции “Онтология. Герменевтика фактичности” (1923) и “Бытию и времени”. В XIX в. в немецкой философии использовались два синонимичных термина – “Tatsächlichkeit” и “Faktizität”, являющихся новообразованиями философского языка, причем “Tatsächlichkeit” (от нем “Tat-sache”, букв.: “дело действия”) был более близок немецкой философской традиции. У В. Дильтея – впервые в книге “Переживание и поэзия” (написана в 1867, опубликована в 1905), а затем во “Введении в науки о духе” (1881), где он говорит о “фактичности (Faktizität) истории, то есть живой изначальной реальности”, которая никогда не дается в представлении в адекватном выражении. В неокантианстве (Э. Ласк) фактичность обозначает противоположность надвременной логичности (Logizität). Фактичность имеет временной характер, а значит случайна, индивидуальна, конкретна и неповторима. Именно в этом значении начинает использовать термин “фактический” М. Хайдеггер (лекции “Основные проблемы феноменологии” (1919–1920)), говоря о “фактической жизни” как об универсальной и всеохватывающей реальности, должной стать исходной основой феноменологического анализа. Введению термина в оборот способствовала также работа К. Ясперса “Психология мировоззрений” (1919), где “фактическое” и “фактичный” используется для обозначения конкретности человеческой экзистенции, единства и неразрывности существования, противопоставляемого метафизическим схемам и конструкциям. В отличие от К. Ясперса, в трудах которого «фактичность» и «экзистенция» практически не разводятся, в “Бытии и времени” эти термины сущностно различны. Фактичность как понятие играет также важную роль в философии Ж. -П. Сартра.

Фаллибилизм (от англ. fallible – подверженный ошибкам, погрешимый) – концепция в философии постпозитивизма, согласно которой любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию. Понятие было разработано Ч. С. Пирсом, который утверждал, что в любой данный момент времени наше знание о реальности носит частичный и предположительный характер, есть точка в континууме недостоверности и неопределенности. Идея получила развитие в концепциях К. Поппера и У. Куайна.

Феномен (греч. phaenomenon – явление) – понятие, указывающее на предмет, который с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности; ключевое понятие в феноменологии Э. Гуссерля, который расширил традиционное понятие феномена, включив в его содержание не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но также «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром.

Языковые игры– в концепции позднего Л. Витгенштейна термин, представляющий "игры" как идеализированные модели употребления слов и выражающий взаимопереплетение различных форм человеческой активности. Языковые игры выступают для человека как его "формы жизни", в которые он погружен и правилам которых он следует. После Витгенштейна это понятие получило широкое распространение в западной философии и культуре.

7.4. Тестовые задания

1. Критикуя психологизм в 1-м томе «Логических исследований», Э. Гуссерль провозгласил следующие лозунги:

а) «назад к Канту!»;

б) «философия должна быть строгой наукой! »;

в) «назад к самим вещам!»;

г) «переоценка всех ценностей».

2. Основным свойством сознания, по Гуссерлю, является:

а) активность;

б) интенциональность;

в) замкнутость в себе;

г) непредметный характер.

3. Переход от естественной установки к феноменологической предполагает, по Гуссерлю, осуществление:

а) эйдетической редукции;

б) критики психологизма;

в) трансцендентальной редукции;

г) деструкции метафизики.

4. Одним из важнейших понятий «позднего» Гуссерля является понятие:

а) «философии как строгой науки»;

б) «интенциональности сознания»;

в) «жизненного мира»;

г) «чистой логики».

5. Существеннейшими чертами хайдеггеровского Dasein являются:

а) темпоральность;

б) конечность;

в) неопределенность;

г) повседневность.

6. Так называемый «поворот» ( Kehre) Хайдеггера, осуществленный им в 1930 г., означал:

а) разрыв с Гуссерлем;

б) критику разума и метафизики;

в) прояснение смысла бытия;

г) переход на позиции феноменологии;

д) поиски средств описания Dasein.

7. «Поздний» Хайдеггер полагал, что обретение истины бытия и существа человека возможно:

а) через язык;

б) через осуществление деструкции метафизики;

в) благодаря поэтическому мышлению и произведению искусства;

г) через анализ неподлинного существования человека.

8. Важнейшими источниками феноменологической онтологии Ж.-П. Сартра являются:

а) феноменология Гуссерля;

б) система абсолютного идеализма Гегеля;

в) философия интуитивизма;

г) фундаментальная онтология Хайдеггера.

9. Выделите важнейшие, по Сартру, характеристики «бытия-в-себе»:

а) простая данность живому сознанию;

б) способность вступать в отношение с другим бытием;

в) феноменальное бытие;

г) «абсурдное существование»;

д) возможность осознания себя как инаковое бытие.

10. Выберите те позиции, которые характеризует понятие «бытие-для-себя» у Ж.-П. Сартра:

а) бытийная недостаточность;

б) регион бытия сознания;

в) детерминированное бытие;

г) завершенность, но не процессуальность.

11. Ключевым понятием философии А. Камю является абсурд, который понимается как:

а) изначальное мироощущение человека;

б) признак абсолютной ясности понимания бытия;

в) принципиальная характеристика человеческого бытия-в-мире;

г) результат осознания человеком пределов своего разума.

12. К важнейшим характеристикам абсурдного человека у Камю («Миф о Сизифе») относятся:

а) осознание несводимости мира к рациональному и разумному;

б) максимально полное переживание своей свободы;

в) тотальный бунт против всех богов;

г) осознание гармоничности бытия человека в мире.

13. Возможность ограничения бунта Камю обнаруживает:

а) в пророческой позиции философа;

б) в изменении социальных условий;

в) в государственной идеологии;

г) в самом человеке, вышедшим из страданий и приобретшим опыт консолидации.

14. Раскрывая сущность человеческой природы, А. Камю исходит из следующих утверждений:

а) существование предшествует сущности;

б) акт выбора, проект человека определяют его сущность;

в) человеческая природа действительно существует;

г) универсум бунта является существенной характеристикой человеческого духа.

15. Выберите концепты и детерминанты, составляющие основу философского мировоззрения Б. Рассела:

а) логический атомизм;

б) логический критицизм;

в) плюрализм – основа историко-философских знаний;

г) философия – наука об общих законах развития природы и общества;

д) философские изыскания вне контекста научного знания бесплодны;

е) каждая философская проблема по сути является логической.

Часть третья

Планы семинарских занятий

Тема. Стратегия структуралистской работы

на примере Р. Барта

 

1. Сущность концепции «смерти автора» и ее связь с понятием структуры.

2. Структурный и текстовой анализ: специфика и основные понятия.

3. Анализ «лексической» структуры текста: коды и принципы структурации.

4. Методология и практика структуралистского анализа текста: за и против.

Тексты

Барт, Р. Смерть автора; От произведения к тексту; Текстовый анализ одной новеллы Эдгара По / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М., 1994. С. 384-392, 413-423, 424-462.

Фуко, М. Что такое автор? / М. Фуко // Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. - М., 1996.

Литература

Бабкоў, І. “Аўтар” і Я / І. Бабкоў// Фрагмэнты фiлязофii, культуралёгii лiтаратуры. Сярэднеэўрапейскi культурны агляд. Минск, 1997. № 1-2. С. 31-37.

Барт, Р. S/Z / Р. Барт. М., 1994.

Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. М., 1996.

Новейший философский словарь. Минск, 2001.

Тема. Основания и принципы классического







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.025 с.)