Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И прагматико-аналитическая парадигма в философии XX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Контрольная работа в форме тестана 2 варианта (10 вопросов) по основным принципам и постулатам современной феноменолого-экзистенциальной прагматической и аналитической философии. Глоссарий Абсурд (лат. absurdus – нелепый, от ad absurdum – исходящий от глухого) – термин, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. В экзистенциализме характеризует отношения человека с миром, которые лишены "смысла" и враждебны человеческой индивидуальности. В середине XX в. понятие абсурда использовалось для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания. Феномен абсурда получил свое раскрытие в философии экзистенциализма. Вера – глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии – вплоть до самоотречения: "верю" как "верую") и религиозный (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного). Понятие получило различные интерпретации в философских, религиозных, психологических концепциях и теориях. Диалог (греч. dialogos – беседа) – логико-коммуникативный процесс взаимодействия людей посредством своих смысловых позиций. Принято различать диалог в традиционном понимании – логический, и диалог в современном понимании – феноменологический, под которым понимается смысловое взаимодействие двух направленных друг на друга сознаний, ищущих единый смысловой горизонт через понимание. Другой – понятие современной философии, представляющее собой персонально-субьектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Г. Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма, фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Современная версия постмодернизма определяет сознание посредством фиксации его интенции на отношение к Другому. Фигура Другого становится фундаментальной и конститутивной семантической структурой в современных попытках постмодернистской философии реконструировать понятие субъекта. Центральная проблема постмодернистской концепции Другого конституируется как проблема подлинности коммуникации: как отмечает Ж. Лакан, "как только... ребенок столкнется с Другим, он немедленно теряет свою былую невинность и начинает защищаться от реальности посредством языка». Игра – понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (механизмом реализации игры является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или феномена), так и в аксиологическом (игра не имеет внешней цели, отличной от процессуальности собственного протекания, и ее ценность является принципиально автохтонной, – в частности, независимой от так называемого "результата" игры) отношениях, и, вместе с тем, реализующуюся по соответствующим правилам, носящим объективированно-нормативный характер: 1) В классической философии понятие "игра" артикулировано в деятельностно-социальном ключе. 2) В неклассической философии подвергается переосмыслению статус феномена игры в контексте социальности как таковой, – игра осмысливается как фундаментальный феномен человеческого бытия. 3) В рамках постнеклассического подхода игра мыслится как самопроизвольная процессуальность, ибо субъект не является в этой системе отсчета ни автором, ни агентом игры, – "игра играется" сама по себе, "субъект игры – это не игрок", – "субъект игры –...сама игра" (Г. Гадамер). Интенциональность (от лат. intentio – намерение) – понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект. Этот термин, введенный в средневековой философии, использовался Ф. Брентано и К. Штумпфом для описания психических переживаний. Э. Гуссерль, заимствовав понятие «интенциональность» у Брентано, объявил его фундаментальным свойством феноменологического сознания. Феноменологически описываемое сознание всегда обладает изначальной отнесенностью к предметности, т.е. интенциональности. Интенциональность как "сознание о", полагание предметности, выражает несамодостаточность сознания, которое может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов. Интенциональность формирует смысловую структуру сознания, нередуцируемую к психическим и физическим связям. Интенциональность существует в виде единой структуры акта полагания (ноэзис) и предметного смысла (ноэмы), причем последний не зависит от существования предмета или его данности. Понятие «интенциональность» оказало значительное влияние на M. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. М. Мерло-Понти расширяет гуссерлевское понятие интенциональности и рассматривает ее не только как свойство актов сознания, а как фундаментальное отношение человека к миру. В аналитической философии это понятие «интенциональность» получило широкое распространение благодаря работам Дж. Сёрля, который стремится объединить лингвистическое понятие интенциональности с феноменологическим. Дж. Сёрль показал, что значение не может быть сведено лишь к лингвистическим составляющим, а является результатом взаимодействия языка и интенциональных ментальных актов. Интерсубъективность ( нем. Intersubjektivität от лат. inter – между и subjektus – субъект, лежащий в основе) – особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или значимости опыта познания) одного для другого. Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает интерсубъективную общность – общность (гипотетических) субъектов, каждый из которых имеет мир в своем опыте, и в силу этого мир может рассматриваться как объективно (для-всех) сущий, то есть как основание индивидуального опыта Я. В то же время в интерсубъективности – Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов (Э. Гуссерль). Научная революция – по определению Т. Куна, данному в его «Структуре научных революций», эпистемологическая смена парадигмы, изменение базовых посылок в рамках ведущей теории науки. Под парадигмами Кун подразумевал признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Предрассудок – 1) в широком смысле, любое укорененное в традиции или собственных привычках предвзятое мнение, имеющее априорный и догматический характер и претендующее на адекватное знание того или иного положения дел; 2) в герменевтической философии, прежде всего в концепции Х.-Г. Гадамера, особая предструктура понимания, укорененная в традиции и определяющая во многом возможность и характер осуществления последнего. Предпонимания и предпонятия всегда скрыты от нас в речи, что требует для их осознания ломки всей ее интенциональной основы. В процессе такой ломки возникает новый опыт, расшатывающий наши предмнения. «Однако власть опорных предрассудков простирается гораздо дальше. Отбросить их невозможно и потому, что они накрепко срослись с самоочевидными достоверностями сознания, и потому, что они принимают вид беспредрассудочности, еще более упрочивающей их статус. С этой свойственной языку формой упрочивания предрассудков мы имеем дело, сталкиваясь со всякого рода догматизмом, способным, ни с чем не считаясь, вечно твердить одно и то же» (Г. Гадамер) Фактичность (нем. Faktizität) – термин, ставший известным благодаря ранним фрайбургским лекциям М. Хайдеггера (1919–1922), а также лекции “Онтология. Герменевтика фактичности” (1923) и “Бытию и времени”. В XIX в. в немецкой философии использовались два синонимичных термина – “Tatsächlichkeit” и “Faktizität”, являющихся новообразованиями философского языка, причем “Tatsächlichkeit” (от нем “Tat-sache”, букв.: “дело действия”) был более близок немецкой философской традиции. У В. Дильтея – впервые в книге “Переживание и поэзия” (написана в 1867, опубликована в 1905), а затем во “Введении в науки о духе” (1881), где он говорит о “фактичности (Faktizität) истории, то есть живой изначальной реальности”, которая никогда не дается в представлении в адекватном выражении. В неокантианстве (Э. Ласк) фактичность обозначает противоположность надвременной логичности (Logizität). Фактичность имеет временной характер, а значит случайна, индивидуальна, конкретна и неповторима. Именно в этом значении начинает использовать термин “фактический” М. Хайдеггер (лекции “Основные проблемы феноменологии” (1919–1920)), говоря о “фактической жизни” как об универсальной и всеохватывающей реальности, должной стать исходной основой феноменологического анализа. Введению термина в оборот способствовала также работа К. Ясперса “Психология мировоззрений” (1919), где “фактическое” и “фактичный” используется для обозначения конкретности человеческой экзистенции, единства и неразрывности существования, противопоставляемого метафизическим схемам и конструкциям. В отличие от К. Ясперса, в трудах которого «фактичность» и «экзистенция» практически не разводятся, в “Бытии и времени” эти термины сущностно различны. Фактичность как понятие играет также важную роль в философии Ж. -П. Сартра. Фаллибилизм (от англ. fallible – подверженный ошибкам, погрешимый) – концепция в философии постпозитивизма, согласно которой любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию. Понятие было разработано Ч. С. Пирсом, который утверждал, что в любой данный момент времени наше знание о реальности носит частичный и предположительный характер, есть точка в континууме недостоверности и неопределенности. Идея получила развитие в концепциях К. Поппера и У. Куайна. Феномен (греч. phaenomenon – явление) – понятие, указывающее на предмет, который с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности; ключевое понятие в феноменологии Э. Гуссерля, который расширил традиционное понятие феномена, включив в его содержание не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но также «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Языковые игры – в концепции позднего Л. Витгенштейна термин, представляющий "игры" как идеализированные модели употребления слов и выражающий взаимопереплетение различных форм человеческой активности. Языковые игры выступают для человека как его "формы жизни", в которые он погружен и правилам которых он следует. После Витгенштейна это понятие получило широкое распространение в западной философии и культуре. 7.4. Тестовые задания 1. Критикуя психологизм в 1-м томе «Логических исследований», Э. Гуссерль провозгласил следующие лозунги: а) «назад к Канту!»; б) «философия должна быть строгой наукой!»; в) «назад к самим вещам!»; г) «переоценка всех ценностей». 2. Основным свойством сознания, по Гуссерлю, является: а) активность; б) интенциональность; в) замкнутость в себе; г) непредметный характер. 3. Переход от естественной установки к феноменологической предполагает, по Гуссерлю, осуществление: а) эйдетической редукции; б) критики психологизма; в) трансцендентальной редукции; г) деструкции метафизики. 4. Одним из важнейших понятий «позднего» Гуссерля является понятие: а) «философии как строгой науки»; б) «интенциональности сознания»; в) «жизненного мира»; г) «чистой логики». 5. Существеннейшими чертами хайдеггеровского Dasein являются: а) темпоральность; б) конечность; в) неопределенность; г) повседневность. 6. Так называемый «поворот» (Kehre) Хайдеггера, осуществленный им в 1930 г., означал: а) разрыв с Гуссерлем; б) критику разума и метафизики; в) прояснение смысла бытия; г) переход на позиции феноменологии; д) поиски средств описания Dasein. 7. «Поздний» Хайдеггер полагал, что обретение истины бытия и существа человека возможно: а) через язык; б) через осуществление деструкции метафизики; в) благодаря поэтическому мышлению и произведению искусства; г) через анализ неподлинного существования человека. 8. Важнейшими источниками феноменологической онтологии Ж.-П. Сартра являются: а) феноменология Гуссерля; б) система абсолютного идеализма Гегеля; в) философия интуитивизма; г) фундаментальная онтология Хайдеггера. 9. Выделите важнейшие, по Сартру, характеристики «бытия-в-себе»: а) простая данность живому сознанию; б) способность вступать в отношение с другим бытием; в) феноменальное бытие; г) «абсурдное существование»; д) возможность осознания себя как инаковое бытие. 10. Выберите те позиции, которые характеризует понятие «бытие-для-себя» у Ж.-П. Сартра: а) бытийная недостаточность; б) регион бытия сознания; в) детерминированное бытие; г) завершенность, но не процессуальность. 11. Ключевым понятием философии А. Камю является абсурд, который понимается как: а) изначальное мироощущение человека; б) признак абсолютной ясности понимания бытия; в) принципиальная характеристика человеческого бытия-в-мире; г) результат осознания человеком пределов своего разума. 12. К важнейшим характеристикам абсурдного человека у Камю («Миф о Сизифе») относятся: а) осознание несводимости мира к рациональному и разумному; б) максимально полное переживание своей свободы; в) тотальный бунт против всех богов; г) осознание гармоничности бытия человека в мире. 13. Возможность ограничения бунта Камю обнаруживает: а) в пророческой позиции философа; б) в изменении социальных условий; в) в государственной идеологии; г) в самом человеке, вышедшим из страданий и приобретшим опыт консолидации. 14. Раскрывая сущность человеческой природы, А. Камю исходит из следующих утверждений: а) существование предшествует сущности; б) акт выбора, проект человека определяют его сущность; в) человеческая природа действительно существует; г) универсум бунта является существенной характеристикой человеческого духа. 15. Выберите концепты и детерминанты, составляющие основу философского мировоззрения Б. Рассела: а) логический атомизм; б) логический критицизм; в) плюрализм – основа историко-философских знаний; г) философия – наука об общих законах развития природы и общества; д) философские изыскания вне контекста научного знания бесплодны; е) каждая философская проблема по сути является логической. Часть третья Планы семинарских занятий Тема. Стратегия структуралистской работы на примере Р. Барта
1. Сущность концепции «смерти автора» и ее связь с понятием структуры. 2. Структурный и текстовой анализ: специфика и основные понятия. 3. Анализ «лексической» структуры текста: коды и принципы структурации. 4. Методология и практика структуралистского анализа текста: за и против. Тексты Барт, Р. Смерть автора; От произведения к тексту; Текстовый анализ одной новеллы Эдгара По / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М., 1994. С. 384-392, 413-423, 424-462. Фуко, М. Что такое автор? / М. Фуко // Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. - М., 1996. Литература Бабкоў, І. “Аўтар” і Я / І. Бабкоў// Фрагмэнты фiлязофii, культуралёгii лiтаратуры. Сярэднеэўрапейскi культурны агляд. Минск, 1997. № 1-2. С. 31-37. Барт, Р. S/Z / Р. Барт. М., 1994. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. М., 1996. Новейший философский словарь. Минск, 2001. Тема. Основания и принципы классического
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.008 с.) |