Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадигмальных установок древневосточной и античной философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Учение о мире и проблемы бытия (небытия) в древневосточной и античной философии. 2. Учение о человеке и его взаимодействии с миром в древневосточной и античной философии. Литература Восток–Запад: литературные взаимосвязи в зарубежных исследованиях. М., 1989. Григорьева, Т. П. Дао и Логос: Встреча культур / Т. П. Григорьева. М., 1992. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М., 1991. Никифоров, В. Н. Восток и всемирная история / В. Н. Никифоров. М., 1975. Семенов, Н. С. Философские традиции Востока / Н. С. Семенов. Минск, 2004. Гл. 3. Хамидов, А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности / А. Хамидов // Вопр. философии. 2002. № 3. Глоссарий Брахман, Атман – главные понятия (представления) древнеиндийской мифологии и философии. Брахман – это первооснова всего сущего, как субстанция и начало мира. У него два аспекта – воплощенный и невоплощенный, смертный и бессмертный, неподвижный и подвижный, единый и множественный. Атман – это и мельчайшая частица Брахмана, и тождественное ему индивидуализирующее начало. Он создает свойства вещей, придает жизненную силу живым существам. Через Атман мы познаем Брахман. Атман – самое сокровенное, он во всем, он всем правит изнутри и остается неведом. Можно заключать о единстве Брахмана и Атмана. Высшее состояние человека – это тождество его Я с Атманом и Брахманом; человек сам становится тогда всем – и богом и миром. «Я есть Брахман», – написано в Упанишадах. «Кто знает: «Я есть Брахман, тот становится всем», тот и обладает знанием. Осознание этого единства Я и Брахмана, Я и Атмана и становится главной целью индийской философии, которая абсолютно недостижима исключительно с помощью одного лишь абстрактного мышления. Подлинная реальность открывается здесь лишь посредством соответствующего ритуала. Постигая таким образом абсолют – Брахман, человек достигает мокшы как идеала полного высвобождения от всех земных привязанностей и закона кармы. Благородный муж (кит. цзюньцзы) – одно из центральных понятий конфуцианского учения, выражающее идеальный типаж, точку устремления служивого мужа и китайской культуры в целом. Понятие «благородный муж» тесно связано с понятием «человеколюбия» (жэнь), так как он ни на мгновение не расстается с жэнь. Этим свойством, по Конфуцию, обладают не все люди, а лишь благородные, противостоящие т.н. «низким людям» (кит. сяожэнь). С помощью данного понятия осуществляется нравственное деление людей, а также объясняется социальное деление общества и существующее в нем социальное неравенство. Благородный муж без гнева строг, безмятежен, спокоен, он познал волю Неба, и потому Конфуций называет его «сыном Неба». Он умеет смотреть на других, как на самого себя. Его отличают три великих нравственных принципа: «умение делать вещи прямыми и правильными» (в чем и состоит мудрость) «умение быть твердым» (таково мужество) и «умение быть мягким» (гуманность). В доброте он не расточителен, в желаниях не алчен, в величии не горд, вызывая почтение; он не жесток и, принуждая к труду, не вызывает гнева. Благородный муж способен быть разным с разными, сохраняя при этом постоянство, которое выражается в учтивости, великодушии, честности, прилежности, доброте. Он являет то, как «быть человеком» и что «значит быть человеком». Таков идеал конфуцианства: жить, следуя определенным правилам и все же совершенно свободно. В учении Конфуция благородный муж выступает как своего рода медиум, посредник между миром людей и Небом, воплощающий идеал прошлого. Дао – сначала представление, а потом и главное понятие всей китайской философии, символизирующее архетипический уровень этой культуры. Эволюция этого представления-понятия шла от первоначального понимания его в рамках мифологии как просто пути или дороги развития Китая и нравственно-политического поведения человека к трактовке его в качестве абстрактного философского понятия (начиная с книги «Лунь-юй»). Наибольшую разработку получило в школе даосов – даосизме, став главным, конституирующим само это учение понятием. Попытки его определения в даосизме вызывают чрезвычайное затруднение, ибо для даосов оно невыразимо – беззвучно и бесформенно: «смотрю на него и не вижу, поэтому называю его невидимым; слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым; пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим». «Силой не выудишь Дао раскрыться, при посредстве самой глубокой учености не овладеешь им, но лишь бесконечно удалишься»; Дао неотзывчиво на желания и не проявляемо умственным анализом, оно «не может быть названо…Дао, которое проявилось, не есть настоящее Дао». Дао – пустотно, невыявленное, бесформенное. Для даосов, в отличие от конфуцианцев, Дао онтологично; оно есть «изначальная первосубстанция», создающая сущее и дающая ему норму и закон бытия. И в то же время, Дао имеет самые разные семантические уровни – это и единая сущность всего, и всепроникающий «закон», и естественный путь вещей, и «пустотное» начало всех вещей. Как «пустота» Дао неисчерпаемо и объемлет все, это «небытие», рождающее из себя «бытие». Дао диалектично и мистично: оно постижимо лишь в своей непостижимости; оно величайшее – но одновременно и мельчайшее, творит, порождает все – и в то же время бездеятельно. «Дао само для себя начало, само для себя основа… Оно опережает первоначало и все же не является высоким; оно рождено раньше неба и земли и все же не является древним; оно старше глубокой древности и все же не является старым». Даосы выделяют следующие аспекты Дао: тончайшее, тишайшее, неуловимое «хаотическое единство»; оно сокровенное, тайное, неясное и смутное, безымянное и именуемое. И хотя «истинное Дао» не есть Дао проявленное, своего рода его проявлением в этом мире является дэ, которое «вскармливает» все вещи, рожденные Дао. Это некая индивидуальная конкретизация вещей, связанная с проявлением Дао. Таким образом, Дао – это всеобъемлющее мировоззренческое понятие, первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего как в Поднебесной, так и в самом мире. Дао – это и всеобъемлющий закон мироздания. Однако, формулируя все эти атрибуты Дао, не следует забывать и некоторую условность их приписывания древнекитайскому понятию. Инь и ян (кит. букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. «Исправление имен» (кит. чжэнмин) – принцип в конфуцианстве, в котором речь идет о правильной оценке вещей, а не о поиске соответствий между именами и предметами. Человек, к примеру, должен соответствовать состоянию «человечности», сын – пребывать в состоянии «сыновства», отец – в состоянии «отцовства», а правитель – в состоянии «правящего». Принцип «исправления имен» имеет прямое отношение и к управлению государством. Ведь если имена «неправильны, речи противоречивы; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка; а тогда и наказания и штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги и положить руки». При отклонениях от нормы следует к ней возвращаться. И хотя «все течет» и «время бежит не останавливаясь», будущее подобно прошлому. К этому прошлому и следует, по Конфуцию, вернуться, приведя положение вещей в соответствие с их именами, сделав, т.о., социальную функцию членов общества не абстрактно-номинальной, а реальной. Это учение лежит в основе конфуцианских реформ управления государством, будучи направлено против легистского принципа «руководить народом с помощью законов и вносить в народ порядок с помощью наказаний». Конфуций же выдвигает иной принцип: «руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения». «Ценить народ» и потому сначала «обогатить его», а потом «воспитывать», т.е., отстаивается ведущая роль ненасильственных методов управления народом. Принцип «не-деяния» (кит. у-вэй) – в философии даосов высший принцип поведения совершенномудрого (этического идеала даосов), противопоставляемого конфуцианскому благородному мужу. Совершенномудрый «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен». Он подобен Дао, не имеющему имени, и его главное качество – победоносное не-деяние. Совершенномудрый и означает «соответствующий Дао», которое «пусто», поэтому и соответствовать ему может лишь «недеяние». «Человек с высшим дэ бездеятелен, но он так же, как и само Дао, не борется, но умеет побеждать». В главной книге даосизма «Дао дэ цзин» этот принцип описывается так: «Нужно сделать свое сознание предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему истоку». Часто принцип у-вэй интерпретируют как требование абсолютной бездеятельности, но это, скорее, естественное отношение к вещам и самому себе. Речь здесь идет не только о «не-деянии», но и о «не-мышлении», «отсутствии желаний», ибо главной целью для даосов всегда было достижение состояния «великого единения», полного самоотречения и единства с «тьмой вещей». Главный акцент здесь, однако, делается даже не на преодоление собственного Я, а на реализацию «естественности», ведь и само «Дао постоянно пребывает в недеянии, но нет ничего, чего бы оно ни делало». Мудрец и правитель должен поэтому уподобиться Дао, ни с кем не вступать в борьбу, но именно потому, что он не ведет борьбы, никто в Поднебесной не в силах с ним бороться. Отсутствие деяний – это ненарушение принципа «естественности», как критерий единения с Дао. Главный пафос у-вэй состоит в том, чтобы сохранять полную невозмутимость духа в любых жизненных ситуациях, практикуя при этом полный покой не в уединении и отрешении от жизни, как казалось бы, а в ней самой, в самых бурных ее катаклизмах, в борьбе и движении. Принцип недеяния не только не означает, т.о., состояния ничегонеделания, но и являет собой состояние наиболее интенсивного творчества, которое достигается тогда, когда сознание пробуждается к «естественности». Данный принцип положен даосами и в основу управления государством. Так совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем – Дао; он ни во что не вмешивается, он не мешает Дао. Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». Речь идет о «не-деянии» в самой управленческой деятельности, когда в качестве идеала выступал человек, о котором говорили: «внутри мудрец, снаружи правитель». Он олицетворял т.н. «большое» отшельничество, т.е., осуществляемое на государственной службе, среди людей; «малое» же отшельничество имело место в уединении – «среди гор и вод». Принцип «Фа»(закон) – главный принцип школы легистов («законников»), противостоящий конфуцианскому ли (ритуалу), отрывающий управление от гуманности и понимаемый исключительно как наказание. В системе управления обществом и государством легисты целиком отказались от убеждения, т.е. от нравственного принуждения, и перешли к политике правового принуждения и наказания. Принцип «фа» предполагает: пафос власти и применение силы, государственный контроль за всеми сферами жизни общества, систему доносов и коллективной ответственности, власть цензоров, градацию среди чиновников, систему наград и наказаний, не нуждающуюся в личностном дополнении закона; и в то же время: систематическое обновление государственного аппарата, обесценивание знатности и концепцию «равных возможностей» при замещении должностей (т.е. не по наследству, а по талантам) и т.п. Признавая слабость конфуцианской теории управления государством, не допускающей каких-либо реформ и преобразований, и воспринимающей семью в качестве единственной модели общества, легисты попытались разработать свою теорию управления, в которой идеалом стало сильное, деспотическое, абсолютно централизованное государство. Несмотря на крах учения легистов, они внесли большой вклад в развитие техники управления китайским государством, способствуя торжеству идеи о необходимости взращивания высокообразованной управляющей элиты. Сансара, дхарма, карма, мокша – ключевые представления древнеиндийской мифологии и религии. Одной из основных идей индуистской религии и мифологии является идея единства всех видимых и невидимых миров и принцип периодичности проявлений жизни (реинкарнация). Индусы верили в бессмертие души, которое представлялось им как постоянное переселение ее из одного, пришедшего в негодность, тела в другое, в том числе и животное, и растительное. При этом разбивается и уничтожается только форма, жизнь же сохраняется и развивается. Сансара (странствие) – это и есть круговорот перевоплощений, переселение душ (у греков – метемпсихоз). Представление о сансаре возникло не сразу, его еще нет в «Ригведе» и «Атхарваведе», в которых господствуют примитивные представления о рае и аде. В Брахманах и Упанишадах показано, что сансара осуществляется не случайным образом, она ставится в зависимость от благочестия человека, от неукоснительного выполнения каждым дхармы своей варны. При этом дхарма – бог закона и правосудия, сам закон. Каждая варна имела свою дхарму и нерадивое ее исполнение влекло за собой рождение в более низкой варне, а то и в образе животного и растения. И, наоборот, неукоснительное служение дхарме способствовало рождению в более высокой варне. Таков закон сансары (карма), это своего родазакон моральной «причинности», направляющий и регулирующий жизнь человека через систему морального воздаяния (наказание и награды за совершенные поступки). Таким образом, согласно закону кармы, соответствующее определенным социальным и религиозным предписаниям поведение приводит к накоплению религиозных заслуг и обеспечивает новое рождение в более высокой варне. Но человек не пленник кармы, он может менять ее. И все же жизнь в любом теле ассоциируется здесь со страданиями, которые возникают от неверного отождествления своего сознательного «Я» с преходящей, а не вечной жизнью. Поэтому благом считается прекращение любых возрождений как избавление. Это и есть мокша (избавление, освобождение). Неслучайно Гегель, характеризуя индийскую философию в своих «Лекциях по истории философии», писал, что «целью всех индусских школ является указание средств, пользуясь которыми, можно достичь вечного блаженства как «до», так и после смерти». Человеколюбие, гуманность (кит. жэнь) и ритуал, благопристойность (кит. ли) – основополагающие и тесно взаимосвязанные между собой категории в конфуцианстве. Точный перевод этих специфических терминов (жэнь и ли) вызывает большие трудности. Без жэнь, по Конфуцию, нет ли, тогда как ли есть основа человека, общества и государства, регулирующая отношения между человеком и обществом. Если понятие «жэнь» пронизывает все остальные категории конфуцианского учения, то категория «ли» объединяет их в общую структуру. Правила поведения (ли) Конфуций связывал с «уступчивостью» и достижением согласия, а жэнь определял как «любовь к людям», «сдерживание себя и возврат к правилам поведения». Жэнь, по Конфуцию, это когда человек способен преодолеть себя, собственные недостатки, дабы вернуться к ли. Жэнь это обязательно некая взаимность, с помощью которой в Поднебесной можно осуществить пять необходимых «вещей»: достоинство, широту, доверие, сообразительность и милостивость. Жэнь – это когда сам хочешь определиться в жизни и одновременно помогаешь другому определиться в жизни, когда сам хочешь чего-то достичь и одновременно помогаешь другому достичь того же. Умение отыскать пример вблизи и называется «жэнь» – как своего рода практическое человеколюбие. И все же в более точном смысле слова жэнь – это не человеколюбие как таковое, а, скорее, способность устанавливать связь между родственниками, и даже с небесными силами и духами предков. Что же касается ритуала (ли), то в конфуцианстве это исходная точка и для жизни и для размышлений. Ведь управлять собой и государством невозможно вне и без ритуала, который в самом широком смысле и есть способ ориентации вещей и событий, созидающий культуру, своего рода механизм, вписывающий человека в ритм вселенской жизни. Таким образом, ритуал выступает в роли фундамента всей человеческой деятельности и человеческого общежития, ибо жить по ритуалу значит жить в сообщительности со всеми людьми. Он отвечает на вопрос «как» и «когда», осуществляя тем самым постоянную перекличку предшествующего с последующим. Ритуал обязывает к исполнению роли, новой в каждой иной ситуации, и он же навязывает ему определенные и порой весьма жесткие рамки. Здесь сочетаются и глубочайшая загадочность, и обыденная очевидность, через него передаются непреходящие ценности; он требует самоумаления, ставя пределы человеческому эгоизму, но и одновременно сообщает ему достоинство. Ритуал тождествен «бытию» – иерархическому, «бодрствующему и самопочитаемо-почитаемому», он одновременно и этичен, и онтологичен, и прагматичен. 1.4. Тестовые задания 1. Назовите страны, где в VI в. до н.э. зарождается философия:
2. К основным школам древнеиндийской философии относятся:
3. К характерным чертам древнекитайской философии относятся: а) утилитарно-практический характер разбираемых в ней проблем; б) преимущественное развитие этико-политических учений; в) тесная связь с естественными науками; г) наличие высокоразвитого категориально-понятийного аппарата; д) традиционализм. 4. Главным объектом размышлений китайского мыслителя Конфуция является: а) общество; б) природа и устройство мироздания; в) процесс познания мира; г) человеческое сознание; д) процессы управления государством. 5. Основной труд даосизма – это: а) «Лунь-юй»; г) «Ши-цзин»; б) «Мэн-цзы»; д) Даодэцзин». в) «Мо-цзы»; 6. Дао – это: а) путь развития природы и нравственно-политического поведения человека; б) первоначало, первооснова и завершение всего существующего; в) всеобъемлющий закон мироздания; г) мир идей; д) Великая Пустота. 7. К основным школам древнекитайской философии относятся:
8. Главной древнеиндийской духовной традицией, включающей в себя сборники гимнов в честь богов, законодательные акты и трактаты, является: а) «Веды»; г) «Эпос о Гильгамеше»; б) «Пятикнижие»; д) «Махабхарата». в) «Энума-Элиш»; 9. К специфическим чертам древнеиндийской философии относятся: а) единство абстрактно-познавательной и культово-ритуальной деятельности; б) традиционализм; в) тесная связь с религиозно-мифологическим мышлением; г) умозрительность; д) отсутствие связи с наукой. 10. Какая из древнеиндийских школ подвергла основательной критике мировоззрение Вед, высмеивая религиозные обряды и жертвоприношения и отрицая существование человека после смерти: а) буддизм; г) йога; б) санкхья; д) локаята. в) джайнизм;
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.01 с.) |