ТОП 10:

И условий синтеза чувственности и рассудка



1. И. Кант о соотношении чувственности и рассудка. Понятие рассудка и пути его определения.

2. Трансцендентальная логика и ее отличие от логики формальной. Структура и критерии деления трансцендентальной логики.

3. Трансцендентальная аналитика и ее основные задачи. Проблема синтеза в процессе познания и его основные этапы. Трансцендентальное воображение и его место в процессе синтеза.

4. Учение И. Канта о чистых понятиях рассудка, или категориях, и их роли в познании.

5. Трансцендентальная дедукция: ее основное назначение и итоги.

6. Понятие трансцендентального единства апперцепции.

7. Решение И. Кантом вопроса об условиях возможности чистого естествознания.

Тексты

Кант, И. Критика чистого разума. Вторая часть. Трансцендентальная логика. Первый отдел. Трансцендентальная аналитика / И. Кант // Соч. М., 1964. Т. 3.

Литература

Абдильдин, Ж. Кантовское учение о первоначальном единстве апперцепции и проблема активности субъекта познания / Ж. Абдильдин // «Критика чистого разума» и современность. Рига, 1984.

Васильев, В. В. Подвалы кантовской метафизики / В. В. Васильев. М., 1998.

Ведин, Ю. П.Значение Кантова учения о категориях / В. В. Васильев // «Критика чистого разума» и современность. Рига, 1984.

Румянцева, Т. Г. Трансцендентальная аналитика. Трансцендентальное воображение. Трансцендентальное единство апперцепции. Трансцендентальная логика. Чистые понятия рассудка // Философия И. Канта: глоссарий / Т.Г. Румянцева. Минск, 2004.

Румянцева, Т. Г Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII - первая треть ХIХ века): курс лекций / Т.Г. Румянцева. Минск, 2008. Лекция 4.

Шашкевич, П. Д. Диалектика Канта в аналитике понятий / П. Д. Шашкевич // «Критика чистого разума» и современность. Рига, 1984.

Тема. Учение о разуме и его идеях.

Антиномика чистого разума

1. Трансцендентальная диалектика как «логика видимости» и ее основные задачи. Разум как третья, высшая познавательная способность и его отличие от рассудка.

2. Понятие об идеях разума и их роли в познании и практической деятельности людей. Классификация идей разума.

3. Понятие антиномий, их выведение, доказательство и разрешение в философии И. Канта.

Тексты

Кант, И. Критика чистого разума: Второй отдел; Трансцендентальная диалектика / И. Кант // Соч. М.,1964. Т. 3.

Литература

Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. СПб., 1997. гл. 3.

Кумпф, Ф. Понятие разума у Канта и его видение перманентного Просвещения / Ф. Кумпф // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Румянцева, Т. Г. Антиномии чистого разума, Идеи разума (трансцендентальные идеи), Трансцендентальная диалектика // Философия И. Канта: глоссарий / Т.Г. Румянцева. Минск, 2004.

Румянцева, Т. Г. Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII - первая треть ХIХ века): курс лекций / Т.Г. Румянцева. Минск, 2008. Лекция 5.

Флоренский, П. Космологические антиномии И. Канта / П. Флоренский. Сергиев Посад, 1909.

 

Тема. «Феноменология духа» как первый вариант

Гегелевской системы абсолютного идеализма

1. Место «Феноменологии духа» в системе идей гегелевской философии.

2. Критика шеллинговского абсолюта и понимание Г. Гегелем природы философского знания. Обоснование научности философии и историзма в понимании истины.

3. Структура, задачи и метод выполнения «Феноменологии духа».

4. Развитие сознания как центральная проблема работы. Основные ступени эволюции сознания.

5. Проблема отчуждения («овеществления») в гегелевском анализе диалектики господина и раба. Г. Гегель о роли труда в процессе формирования человека.

6. Проблема интерпретации гегелевской «Феноменологии духа» в философии XIX – XX вв.:

а) экзистенциалистские и феноменлогические интерпретации (А. Кожев, Ж. Ипполит, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти);

б) диалектика Гегеля в интерпретациях представителей критической теории общества (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас);

в) антигегелевский пафос философии постмодернизма (Ж. Делез, Ж. Деррида, М. Фуко);

г) «Феноменология духа» Г. Гегеля как один из истоков теории и практики тоталитаризма (К. Поппер).

Тексты

Гегель, Г. Феноменология духа. Предисловие. Введение. [В. Самосознание] // Феноменология духа / Г. Гегель. СПб., 1992.

Литература

Бакрадзе, К. С. Система и метод философии Гегеля / К. С. Бакрадзе //. Избр. тр.: в 4 т. Тбилиси, 1958. Т. 2.

Власов, А. Д.Словарь по философии Гегеля / А. Д. Власов. М., 1997.

Декомб, В. Современная французская философия / В. Декомб. М., 2000.

Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. М., 1999.

История философии. Запад – Россия – Восток. Книга вторая. М., 1996. Гл. 8.

Кожев, А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. СПб., 2003.

Коротких, В. И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля / В. И. Коротких // Вопр. философии. 2003. № 4.

Лазарев, В. В. Гегель и философские дискуссии его времени / В. В. Лазарев, И. А. Рау. М., 1991.

Лукач, Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества / Д. Лукач. М.,1987.

Маркузе, Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории / Г. Маркузе. СПб., 2000.

Мотрошилова, Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики» / Н. В. Мотрошилова. М., 1984.

Плотников, Н. С. Молодой Гегель в зеркале исследований / Н. С. Плотников // Вопр. философии. 1993. № 11.

Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М., 1992. Т. 2. гл. ХII.

Румянцева, Т. Г. Гегель, «Феноменология духа» / Т.Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Румянцева, Т. Г. Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII - первая треть ХIХ века): курс лекций / Т.Г. Румянцева. Минск, 2008. Лекция 11.

 

Фишер, К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Ч. 1-2 / К. Фишер. М., 1933.

 

Тема. Логика Г. Гегеля

1. Критика Г. Гегелем метафизического способа мышления и обоснование нового диалектического метода.

2. Предмет и задачи логики как содержательной науки.

3. Проблема деления логики: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.

Тексты

Гегель, Г. Наука логики. Предисловие. Введение / Г. Гегель // Наука логики: в 3 т. М., 1970. Т. 1.

Литература

Бакрадзе, К. С. Система и метод философии Гегеля / К.С. Бакрадзе // Избр. тр.: в 4 т. Тбилиси, 1958. Т. 2.

Мотрошилова, Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики» / Н. В. Мотрошилова. М., 1984.

Ойзерман, Т. И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования / Т. И. Ойзерман. М., 2008.

Румянцева, Т. Г. Наука логики. Энциклопедия философских наук // Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII - первая треть ХIХ в.): глоссарий / Т. Г. Румянцева. Минск, 1999.

Румянцева, Т. Г. Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII - первая треть ХIХ века): курс лекций / Т.Г. Румянцева. Минск, 2008. Лекция 12.

 

Тема. Философия духа Г. Гегеля

1. Структура и основные понятия философии духа. Г. Гегель о трех основных формах самоосуществления духа: субъективный, объективный и абсолютный дух.

2. Основные идеи философии истории.

3. Гегелевская концепция истории философии и ее значение для становления и развития историко-философской науки.

Тексты

Гегель, Г. Философия духа / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977. Т. 3.

Гегель, Г. Философия истории / Г. Гегель. СПб., 1993.

Гегель, Г. Лекции по истории философии: в 3 т / Г. Гегель. СПб., 1993-1994.

Литература

Ойзерман, Т. И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования / Т. И. Ойзерман. М., 2008.

Румянцева, Т. Г. История философии / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Румянцева, Т. Г. Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVШ - первая треть ХIХ века): курс лекций / Т.Г. Румянцева. Минск, 2008. Лекция 13.

Румянцева, Т. Г. Гегель. Наука логики. Энциклопедия философских наук // Румянцева Т. Г. Немецкая трансцендентально-критическая философия (середина ХVIII - первая треть ХIХ в.): глоссарий / Т. Г. Румянцева. Минск, 1999.

 

5.2. Контролируемая самостоятельная работа

Контролируемая самостоятельная работа студентов нацелена главным образом на изучение оригинальных текстов философов данного этапа в развитии западноевропейской философии, а также проработку тех вопросов, которые не вошли непосредственно в тематику лекций или практических занятий.

1. КСР выполняется в форме реферата-эссе по приведенным ниже темам и персоналиям.

2. В работе необходимо кратко изложить духовную эволюцию мыслителя и атмосферу, в которой создавалось произведение, обозначить основные философские идеи и (самое главное) высказать личное мнение по данным проблемам.

3. В конце работы приводится список литературы.

4. Текст выполняется на компьютере в объеме до 5 страниц (шрифт – кегль 14, через 1,5 интервала) и обсуждается на учебных занятиях.

 

Тема. «Докритический» период творчества И. Канта







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.007 с.)