КСР 3. Мифологические образы в философии Платона: роль аллегории в философском творчестве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КСР 3. Мифологические образы в философии Платона: роль аллегории в философском творчестве



КСР выполняется в форме письменной контрольной работы.

Вопросы

1. Мифы об Эроте как иллюстрация концепции Платона в диалоге «Пир».

2. Философский Эрос как любовь к вечному благу и эротическая иерархия: аллегорический образ философии.

3. Учение Платона о душе. Мифологические образы и круговорот душ как аллегорическое изображение психического.

Литература

Платон. Пир. Федр / Платон // Сочинения. М., 1993. Т. 2.

Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1993. Т. 2.

Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. М., 2000. Т. 2.

Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. М., 1997.

КСР 4. Соотношение философии и политики, философии и искусства в концепции Платона по его работе «Государство» (кн. 7, 9, 10)

КСР выполняется в форме письменной контрольной работы.

Вопросы

1. Миф о пещере как архетип места и значения философии в обществе.

2. Роль образования в воспитании философа: связь интеллектуальных и нравственных качеств.

3. Способ функционирования совершенного государства: философы в качестве его идеальных правителей (обоснованность точки зрения).

4. Счастье индивидуальное в контексте общественного: счастлив ли тиран или человек «совершенного государства» Платона.

5. Критика искусства и ее актуальность в контексте «назидательной философии»: социальная «ответственность» художника.

Литература

Платон. Государство / Платон // Сочинения. М., 1994. Т. 3. кн. 7, 9, 10.

Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1993. Т. 2.

Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. М., 2000. Т. 2.

Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. М., 1997.

Виндельбанд, В. Платон / В. Виндельбанд. М., 1993.

КСР 5. Работа Аристотеля «О душе» как начало античной психологии

КСР выполняется в форме письменной самостоятельной работы по теме: «Что есть душа?» (на материале учения Аристотеля).

Литература

Аристотель. О душе / Аристотель // Соч.: в 4 т. М., 1976. Т. 1.

Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М., 1981.

Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. М., 2000. Т. 4.

Лосев, А. Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. М., 1993.

Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. М., 1997.

Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М., 1976.

Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. М., 1985.

КСР 6. Философско-поэтический образ мира и души в позднем эпикуреизме Лукреция Кара

Творческое задание

В поэтической форме (классическим стихом) резюмировать основные положения космологических и этических положений концепции эпикуреизма, а также базовые принципы эпикурейской критики альтернативных учений.

Литература

Тит, Лукреций Кар. О природе вещей / Тит Лукреций Кар. М., 1983.

Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М., 1976.

Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. М., 1985.

Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М., 1981.

 

КСР 7. Тестовая работа по курсу «Античная философия»

Литература

Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1993. Т. 1-2.

Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. М., 2000. Т. 1-4.

Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М., 1981.

Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. М., 1997.

Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М., 1976.

Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. М., 1985.

Глоссарий

Апейрон (греч. apeiron – букв. беспредельное) – «то, что не образует формы», беспредельное: единственная и бесконечная субстанция, из которой происходят все вещи в результате прогрессивного разделения, вызванного парами теплое-холодное и сухое-влажное. Анаксимандр уточнял, что апейрон – это не простое смешение всего, что существует, но другой способ бытия мира, предсуществующий и порождающий известный нам мир.

Апория (греч. aporia – затруднение, безвыходное положение) – способ парадоксальных рассуждений, принадлежащий ученику Парменида Зенону, который представляет собой опровержение опровержения холистического мировоззрения философии элейской школы путем доказательства мнимости плюралистической и динамической точек зрения на структуру бытия. Наиболее известными считаются парадоксы, или апории Зенона: «Ахиллес и черепаха» о невозможности движения, «Стрела» о парадоксальности одновременного полагания состояний движения и покоя, «Стадион» о несовпадении временных и пространственных отрезков для движущихся и покоящихся тел, «Дихотомия» о невозможности логически помыслить бесконечное разделение пространства и др.

Архэ (греч. arche – букв. начало) – одна из первых философских абстракций, выдвинутая представителями милетской школы: идея существования первородного начала как нечто, произошедшее из ничего, но из которого следует все с неизбежностью (материя, мир в его целостности). В качестве основных первоэлементов (стихий), образующих чувственный мир, фигурировали огонь, вода, воздух и земля, каждый из которых претендовал на доминирующее (по происхождению и распространенности) место по отношению к другим в концепциях ранних античных натурфилософов.

Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие стоической и скептической философии, характеризующее идеалы спокойствия, самоконтроля и душевного равновесия как необходимые составные элементы облика истинного мудреца, а также любого мыслителя, трезво вглядывающегося в природу окружающих его вещей.

Атом (греч. atomos – букв. неделимый) – гипотетический элемент мироздания как некий непреодолимый предел в разделении пространства и материи, элемент, меньше которого нет, доступный лишь созерцательному уму. Благодаря тому, что его нельзя разделить на различающиеся внутренние или внешние части, атом неуничтожим и, следовательно, неизменен и однороден: он находится вне какого-либо преобразующего цикла, он чужд становлению, вечен и несотворен. Атомы (по мысли Демокрита) не имеют цвета, температуры или каких-нибудь свойств, воспринимаемых чувствами; природа веществ зависит только от их формы. Между собой атомы отличаются формой, положением и порядком, вещи же образуются путем конфигурации атомов различного вида и разделяющей их пустоты.

Душа – дающее жизнь начало, которое присутствует в каждом живом существе. В орфических мистериях душа считалась бессмертной сущностью, отделенной от тела, способной переходить от одного человека к другому после смерти. В представлении о душе как о «пневме» («дыхании жизни»), разделяемом рядом античных философов, сохранялись архаические верования, что душа попадает в тело при рождении и покидает его через рот с последним вздохом. По Платону, душа как «психе» есть «то, что движется само по себе», придавая внутренний импульс движения телу, которое она заселяет, поэтому неподвижные предметы именуются нами неодушевленными. В учении Аристотеля душа представляется формой, или энтелехией, тела, которая придает ему жизнь и способность к осмысленному действию в ее высших видах: наряду с высшей, разумной разновидностью души Аристотель выделял низшие – растительную и животную, отвечающие за низменные животные порывы тела.

Идея (греч. idеа – вид, наружность, облик) – в философии Платона сущностная реальность, достижимая лишь умопостигаемым образом, но обладающая большей степенью реальности (единственно подлинной), нежели чувственный мир вещей. В теории Платона нет однозначного толкования связи идей и вещей, хотя первые часто именуются идеальными праобразами последних. От Платона напрямую исходит утверждение об искаженном отражении в чувственном космосе мира идей под влиянием материи. Аристотель, пользуясь в большей степени синонимичным понятием формы («morphe»), рассматривает идею как то, что придает вещи ее сущностную основу, делая ее, с одной стороны, причастной к некоторому роду схожих вещей как общий для них вид, а с другой стороны – выделяя из класса всех прочих вещей, происходящих из одной и той же общей для всех материи.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – одна из особенностей метода майевтики, введенного Сократом. Философ строил свой диалог определенным образом: сначала он ставил проблемы, которые только казались легкими (например, в чем заключается добродетель), и объявлял себя неспособным решить эти проблемы (притворяясь незнающим), и чрезмерно расхваливая способности противника. Таким образом, он подводил собеседника к тому, что тот сначала строил теорию (замаскированное противоречие), а затем, к своей досаде и стыду, вынужден был отказаться от нее, т.к. наталкивался на убедительные опровержения Сократа. Ирония здесь представляет такую форму общения, когда говорится одно и при этом утверждается другое, часто противоположное по смыслу и чаще всего в целях тайного ниспровержения морального превосходства собеседника.

Калокагатия (греч. kalos kai agathos – прекрасный и добрый) – идеал добродетели в древнегреческой философии и культуре. «Калокагатией называется то, что есть в совершенной степени доброе и прекрасное; таким является тот, кто в высшей степени порядочен и смел и не испорчен другими благами, такими как богатство и власть» (Аристотель). На основании этой концепции совершенный человек должен обладать как качествами доброго гражданина (смелостью, лояльностью и т.д., все эти качества собраны в слове «доброта»), так и физической красотой. Данный идеал выступал составной частью аристократической этики, выработанной обществом, в котором производительный труд считался унизительным занятием и выполнялся главным образом рабами. Неизбежным следствием калокагатии был тезис о том, что нельзя научить добродетели, ее можно лишь обрести от природы, в дальнейшем только совершенствуя.

Космос (греч. kosmos – порядок, строй) – философское понятие, фиксирующее представление о мире как упорядоченной и структурно организованной целостности (вопреки хаосу), подчиненной в своей динамике имманентной закономерности и принципам гармоничного согласования частей. Одним из первых в философском смысле понятие космоса употребил Гераклит.

Метемпсихоз (греч. metempsychsis – букв. переодушевление) – концепция переселения душ в орфической, пифагорейской и платонической философии, согласно которой душа как нематериальная субстанция, непривязанная к телу, способна к странствию и вторичному воплощению в новые тела животных и человека как случайным образом, так и (в более поздних версиях) под влиянием ее поступков «в прошлой жизни».

Миф (греч. mythos – предание, сказание) – предания, в частности о подвигах героев и деяниях богов, в которых дофилософское мышление символическим образом объясняло основные проблемы, относящиеся к происхождению и порядку мира, человечества, общественного устройства (в соответствии с чем мифы принято разделять на космогонические, теогонические, антропогенные и др.). За исключением Платона, широко применявшего элементы мифологического мышления в своем творчестве для аллегорической передачи собственных идей, прочие античные философы, как правило, критиковали миф за наивно-натуралистическое представление о природе вещей.

Теургия (греч. theourgia – букв. «боготворчество») – искусство, на полпути между магией и мистицизмом, оживлять статуи богов, совершая особые таинственные ритуалы. Философское обоснование в защиту теургии было проведено неоплатоником Порфирием. В неоплатонизме теургия ассоциировалась с тайным знанием имен богов и их иерархий, что позволяло на символическом уровне для сведущего человека участвовать в процессе божественного творения миропорядка и определять пути его развития, что делало подобную сокровенную мудрость одновременно разновидностью активного делания. Впоследствии нашло свое отражение в кабалистике, а также в ряде восточных культов.

Троп (греч. tropos – способ, лад) – скептический способ рассуждения, сводящийся к обнаружению основополагающих свидетельств в пользу тезиса о невозможности адекватного постижения мира вследствие множественности истин, перспектив и обстоятельств, познанию сопутствующих. Известно десять классических тропов Энесидема и пять, приписываемых Агриппе, которые систематически обобщил и представил скептический философ Секст Эмпирик.

Философ (греч. philosophos – букв. любитель мудрости) – «тот, кто занимает промежуточное место между богами и людьми» (Пифагор), «тот, кто находится меж мудрецами и невеждами» (Платон): специфическая фигура античного мыслителя, поднявшегося над чувственным созерцанием вещей к их умопостигаемому изучению путем принятия особой теоретической установки. В отличие от идеала мудреца философ не характеризуется совершенным знанием и поведением, однако же его действиями и помыслами руководит предполагаемое созерцание идеала, что возвышает его над обычными людьми.

Число – в пифагореизме невидимая сокровенная основа всего мироздания, основание и причина существования всех вещей как идеальная их форма и пропорция. Любая вещь через ее геометрическую форму становится причастна числу, что определяет тайный смысл гармонии всего космоса в целом. Данное представление связывает философское познание с математическим, исходящим из исчислимости принципов, на которых строится мир. Онтологической парой чисел, образующей субстанцию мира и дающей ему рождение, в пифагорейской философии полагалась диада предела и беспредельного (единица и двоица), в то время как прочие числа в пределах 10 задавали основные принципы упорядочение мироздания. Число 10 (Тетрактис) считалось космическим, т.е. вмещающим в себя всю полноту космоса, из этого представления зародилась в последующем десятичная система счета. Иррациональные числа (за исключением числа π) трактовались пифагорейцами в качестве фундаментального нарушения космологических принципов и до известной степени не принимались.

Экстаз (греч. eхtasis – восхождение) – элемент мистического переживания, достижение совершенной внутренней сопричастности божеству как разновидность особого рода транса или некоего интуитивного озарения. В неоплатонической философии экстазом сопровождается восхождение души к наивысшему первоначалу и первопринципу мироздания, Единому.

Эманация (лат. emanatio – проистечение) – непроизвольный, обладающий онтологической сверхполнотой принцип созидания в неоплатонической философии. Высшее начало мира, Единое порождает собственные множественные проекции – Ум, Душу, Мир, вовсе не умаляясь в полноте собственного бытия, но получая при этом все большую качественную определенность вплоть до растворения в бескачественной материи. Данный принцип выстраивает генетическую иерархию бытия как обладающего неравнозначными онтологическими и аксиологическими параметрами.

 

2.4. Тестовые задания

1. К античным относят цивилизации:

а) Древней Греции;

б) Древнего Востока;

в) Древнего Рима;

г) все перечисленное выше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.016 с.)