Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
КСР 3. Мифологические образы в философии Платона: роль аллегории в философском творчествеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КСР выполняется в форме письменной контрольной работы. Вопросы 1. Мифы об Эроте как иллюстрация концепции Платона в диалоге «Пир». 2. Философский Эрос как любовь к вечному благу и эротическая иерархия: аллегорический образ философии. 3. Учение Платона о душе. Мифологические образы и круговорот душ как аллегорическое изображение психического. Литература Платон. Пир. Федр / Платон // Сочинения. М., 1993. Т. 2. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1993. Т. 2. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. М., 2000. Т. 2. Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. М., 1997. КСР 4. Соотношение философии и политики, философии и искусства в концепции Платона по его работе «Государство» (кн. 7, 9, 10) КСР выполняется в форме письменной контрольной работы. Вопросы 1. Миф о пещере как архетип места и значения философии в обществе. 2. Роль образования в воспитании философа: связь интеллектуальных и нравственных качеств. 3. Способ функционирования совершенного государства: философы в качестве его идеальных правителей (обоснованность точки зрения). 4. Счастье индивидуальное в контексте общественного: счастлив ли тиран или человек «совершенного государства» Платона. 5. Критика искусства и ее актуальность в контексте «назидательной философии»: социальная «ответственность» художника. Литература Платон. Государство / Платон // Сочинения. М., 1994. Т. 3. кн. 7, 9, 10. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1993. Т. 2. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. М., 2000. Т. 2. Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. М., 1997. Виндельбанд, В. Платон / В. Виндельбанд. М., 1993. КСР 5. Работа Аристотеля «О душе» как начало античной психологии КСР выполняется в форме письменной самостоятельной работы по теме: «Что есть душа?» (на материале учения Аристотеля). Литература Аристотель. О душе / Аристотель // Соч.: в 4 т. М., 1976. Т. 1. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М., 1981. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. М., 2000. Т. 4. Лосев, А. Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. М., 1993. Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. М., 1997. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М., 1976. Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. М., 1985. КСР 6. Философско-поэтический образ мира и души в позднем эпикуреизме Лукреция Кара Творческое задание В поэтической форме (классическим стихом) резюмировать основные положения космологических и этических положений концепции эпикуреизма, а также базовые принципы эпикурейской критики альтернативных учений. Литература Тит, Лукреций Кар. О природе вещей / Тит Лукреций Кар. М., 1983. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М., 1976. Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. М., 1985. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М., 1981.
КСР 7. Тестовая работа по курсу «Античная философия» Литература Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1993. Т. 1-2. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. М., 2000. Т. 1-4. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М., 1981. Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. М., 1997. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М., 1976. Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. М., 1985. Глоссарий Апейрон (греч. apeiron – букв. беспредельное) – «то, что не образует формы», беспредельное: единственная и бесконечная субстанция, из которой происходят все вещи в результате прогрессивного разделения, вызванного парами теплое-холодное и сухое-влажное. Анаксимандр уточнял, что апейрон – это не простое смешение всего, что существует, но другой способ бытия мира, предсуществующий и порождающий известный нам мир. Апория (греч. aporia – затруднение, безвыходное положение) – способ парадоксальных рассуждений, принадлежащий ученику Парменида Зенону, который представляет собой опровержение опровержения холистического мировоззрения философии элейской школы путем доказательства мнимости плюралистической и динамической точек зрения на структуру бытия. Наиболее известными считаются парадоксы, или апории Зенона: «Ахиллес и черепаха» о невозможности движения, «Стрела» о парадоксальности одновременного полагания состояний движения и покоя, «Стадион» о несовпадении временных и пространственных отрезков для движущихся и покоящихся тел, «Дихотомия» о невозможности логически помыслить бесконечное разделение пространства и др. Архэ (греч. arche – букв. начало) – одна из первых философских абстракций, выдвинутая представителями милетской школы: идея существования первородного начала как нечто, произошедшее из ничего, но из которого следует все с неизбежностью (материя, мир в его целостности). В качестве основных первоэлементов (стихий), образующих чувственный мир, фигурировали огонь, вода, воздух и земля, каждый из которых претендовал на доминирующее (по происхождению и распространенности) место по отношению к другим в концепциях ранних античных натурфилософов. Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие стоической и скептической философии, характеризующее идеалы спокойствия, самоконтроля и душевного равновесия как необходимые составные элементы облика истинного мудреца, а также любого мыслителя, трезво вглядывающегося в природу окружающих его вещей. Атом (греч. atomos – букв. неделимый) – гипотетический элемент мироздания как некий непреодолимый предел в разделении пространства и материи, элемент, меньше которого нет, доступный лишь созерцательному уму. Благодаря тому, что его нельзя разделить на различающиеся внутренние или внешние части, атом неуничтожим и, следовательно, неизменен и однороден: он находится вне какого-либо преобразующего цикла, он чужд становлению, вечен и несотворен. Атомы (по мысли Демокрита) не имеют цвета, температуры или каких-нибудь свойств, воспринимаемых чувствами; природа веществ зависит только от их формы. Между собой атомы отличаются формой, положением и порядком, вещи же образуются путем конфигурации атомов различного вида и разделяющей их пустоты. Душа – дающее жизнь начало, которое присутствует в каждом живом существе. В орфических мистериях душа считалась бессмертной сущностью, отделенной от тела, способной переходить от одного человека к другому после смерти. В представлении о душе как о «пневме» («дыхании жизни»), разделяемом рядом античных философов, сохранялись архаические верования, что душа попадает в тело при рождении и покидает его через рот с последним вздохом. По Платону, душа как «психе» есть «то, что движется само по себе», придавая внутренний импульс движения телу, которое она заселяет, поэтому неподвижные предметы именуются нами неодушевленными. В учении Аристотеля душа представляется формой, или энтелехией, тела, которая придает ему жизнь и способность к осмысленному действию в ее высших видах: наряду с высшей, разумной разновидностью души Аристотель выделял низшие – растительную и животную, отвечающие за низменные животные порывы тела. Идея (греч. idеа – вид, наружность, облик) – в философии Платона сущностная реальность, достижимая лишь умопостигаемым образом, но обладающая большей степенью реальности (единственно подлинной), нежели чувственный мир вещей. В теории Платона нет однозначного толкования связи идей и вещей, хотя первые часто именуются идеальными праобразами последних. От Платона напрямую исходит утверждение об искаженном отражении в чувственном космосе мира идей под влиянием материи. Аристотель, пользуясь в большей степени синонимичным понятием формы («morphe»), рассматривает идею как то, что придает вещи ее сущностную основу, делая ее, с одной стороны, причастной к некоторому роду схожих вещей как общий для них вид, а с другой стороны – выделяя из класса всех прочих вещей, происходящих из одной и той же общей для всех материи. Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – одна из особенностей метода майевтики, введенного Сократом. Философ строил свой диалог определенным образом: сначала он ставил проблемы, которые только казались легкими (например, в чем заключается добродетель), и объявлял себя неспособным решить эти проблемы (притворяясь незнающим), и чрезмерно расхваливая способности противника. Таким образом, он подводил собеседника к тому, что тот сначала строил теорию (замаскированное противоречие), а затем, к своей досаде и стыду, вынужден был отказаться от нее, т.к. наталкивался на убедительные опровержения Сократа. Ирония здесь представляет такую форму общения, когда говорится одно и при этом утверждается другое, часто противоположное по смыслу и чаще всего в целях тайного ниспровержения морального превосходства собеседника. Калокагатия (греч. kalos kai agathos – прекрасный и добрый) – идеал добродетели в древнегреческой философии и культуре. «Калокагатией называется то, что есть в совершенной степени доброе и прекрасное; таким является тот, кто в высшей степени порядочен и смел и не испорчен другими благами, такими как богатство и власть» (Аристотель). На основании этой концепции совершенный человек должен обладать как качествами доброго гражданина (смелостью, лояльностью и т.д., все эти качества собраны в слове «доброта»), так и физической красотой. Данный идеал выступал составной частью аристократической этики, выработанной обществом, в котором производительный труд считался унизительным занятием и выполнялся главным образом рабами. Неизбежным следствием калокагатии был тезис о том, что нельзя научить добродетели, ее можно лишь обрести от природы, в дальнейшем только совершенствуя. Космос (греч. kosmos – порядок, строй) – философское понятие, фиксирующее представление о мире как упорядоченной и структурно организованной целостности (вопреки хаосу), подчиненной в своей динамике имманентной закономерности и принципам гармоничного согласования частей. Одним из первых в философском смысле понятие космоса употребил Гераклит. Метемпсихоз (греч. metempsychsis – букв. переодушевление) – концепция переселения душ в орфической, пифагорейской и платонической философии, согласно которой душа как нематериальная субстанция, непривязанная к телу, способна к странствию и вторичному воплощению в новые тела животных и человека как случайным образом, так и (в более поздних версиях) под влиянием ее поступков «в прошлой жизни». Миф (греч. mythos – предание, сказание) – предания, в частности о подвигах героев и деяниях богов, в которых дофилософское мышление символическим образом объясняло основные проблемы, относящиеся к происхождению и порядку мира, человечества, общественного устройства (в соответствии с чем мифы принято разделять на космогонические, теогонические, антропогенные и др.). За исключением Платона, широко применявшего элементы мифологического мышления в своем творчестве для аллегорической передачи собственных идей, прочие античные философы, как правило, критиковали миф за наивно-натуралистическое представление о природе вещей. Теургия (греч. theourgia – букв. «боготворчество») – искусство, на полпути между магией и мистицизмом, оживлять статуи богов, совершая особые таинственные ритуалы. Философское обоснование в защиту теургии было проведено неоплатоником Порфирием. В неоплатонизме теургия ассоциировалась с тайным знанием имен богов и их иерархий, что позволяло на символическом уровне для сведущего человека участвовать в процессе божественного творения миропорядка и определять пути его развития, что делало подобную сокровенную мудрость одновременно разновидностью активного делания. Впоследствии нашло свое отражение в кабалистике, а также в ряде восточных культов. Троп (греч. tropos – способ, лад) – скептический способ рассуждения, сводящийся к обнаружению основополагающих свидетельств в пользу тезиса о невозможности адекватного постижения мира вследствие множественности истин, перспектив и обстоятельств, познанию сопутствующих. Известно десять классических тропов Энесидема и пять, приписываемых Агриппе, которые систематически обобщил и представил скептический философ Секст Эмпирик. Философ (греч. philosophos – букв. любитель мудрости) – «тот, кто занимает промежуточное место между богами и людьми» (Пифагор), «тот, кто находится меж мудрецами и невеждами» (Платон): специфическая фигура античного мыслителя, поднявшегося над чувственным созерцанием вещей к их умопостигаемому изучению путем принятия особой теоретической установки. В отличие от идеала мудреца философ не характеризуется совершенным знанием и поведением, однако же его действиями и помыслами руководит предполагаемое созерцание идеала, что возвышает его над обычными людьми. Число – в пифагореизме невидимая сокровенная основа всего мироздания, основание и причина существования всех вещей как идеальная их форма и пропорция. Любая вещь через ее геометрическую форму становится причастна числу, что определяет тайный смысл гармонии всего космоса в целом. Данное представление связывает философское познание с математическим, исходящим из исчислимости принципов, на которых строится мир. Онтологической парой чисел, образующей субстанцию мира и дающей ему рождение, в пифагорейской философии полагалась диада предела и беспредельного (единица и двоица), в то время как прочие числа в пределах 10 задавали основные принципы упорядочение мироздания. Число 10 (Тетрактис) считалось космическим, т.е. вмещающим в себя всю полноту космоса, из этого представления зародилась в последующем десятичная система счета. Иррациональные числа (за исключением числа π) трактовались пифагорейцами в качестве фундаментального нарушения космологических принципов и до известной степени не принимались. Экстаз (греч. eхtasis – восхождение) – элемент мистического переживания, достижение совершенной внутренней сопричастности божеству как разновидность особого рода транса или некоего интуитивного озарения. В неоплатонической философии экстазом сопровождается восхождение души к наивысшему первоначалу и первопринципу мироздания, Единому. Эманация (лат. emanatio – проистечение) – непроизвольный, обладающий онтологической сверхполнотой принцип созидания в неоплатонической философии. Высшее начало мира, Единое порождает собственные множественные проекции – Ум, Душу, Мир, вовсе не умаляясь в полноте собственного бытия, но получая при этом все большую качественную определенность вплоть до растворения в бескачественной материи. Данный принцип выстраивает генетическую иерархию бытия как обладающего неравнозначными онтологическими и аксиологическими параметрами.
2.4. Тестовые задания 1. К античным относят цивилизации: а) Древней Греции; б) Древнего Востока; в) Древнего Рима; г) все перечисленное выше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.009 с.) |