ТОП 10:

От постмарксизма к постфрейдизму



 

1. Реальность и «пост-реальность», статус реального для современного человека и его трансформацию в «пустыню реального».

2. Фантазм как инвестированное желание в симуляции реальности.

3. «Пост-человек» и «пост-политика» в контексте трансформации социальной материи сегодня.

Тексты

Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню Реального / С. Жижек; Пер. с англ. Артема Смирного. М., 2002. С. 7-39, 94-151

Жижек, C. Никакого пола, пожалуйста, мы – пост-люди! [http://anthropology.ru] / С. Жижек // Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/translab/texts/zizec2/zizec.html Дата доступа: 05.05.09.

Литература

Жижек, C. Добро пожаловать в пустыню Реального II: Размышления о Всемирном торговом центре – третья версия [http://anthropology.ru] / С. Жижек // Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/zizek/reflections.html Дата доступа: 05.05.09.

Фурс, В. Н. Контуры современной критической теории / В. Н. Фурс. Минск, 2002.

Ставракакис, Я. Двусмысленная демократия / Я. Ставракакис // Логос. М., 2004. Вып. 2. С. 198-216.

Мэйси, Д. О субъекте у Лакана / Д. Мэйси // Логос. М., 1999. Вып. 5.

Тема. Социально-критическая теория Франкфуртской школы

 

Занятие 1

1. В чем сущность диалектики просвещения.

2. Влияние идеологии просвещения на развитие западного общества.

3. Основания мышления самости в эпоху культурной индустрии.

4. Критика рациональности обществ современного типа во Франкфуртской школе.

Тексты

Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. СПб., 1997. С. 30-45, 149-209.

Занятие 2

1. Сущность концепции одномерного человека в индустриальном обществе.

2. Взаимопереход технической и политической рациональности.

3. Концепция «Великого Отказа» Г. Маркузе.

4. Влияние человеческих потребностей на становление культуры и общества в концепции Э. Фромма.

Тексты

Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе // Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М., 2002. Ч. 1., Гл. 1-2; Ч. 2., Гл. 6.

Фромм, Э. Пути из больного общества / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 443-482.

Литература

Дамье, В. Философия Франкфуртской школы [http://aitrus.narod.ru] // Режим доступа: http://aitrus.narod.ru/library.html Дата доступа: 05.05.09.

Маркузе, Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе // Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М., 2002.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4. С. 559-577.

Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978.

Фурс, В. Н. Контуры современной критической теории / В. Н. Фурс. Минск, 2002.

7.2. Контролируемая самостоятельная работа

Тема. «Динамическая концепция социального»

В современной критической теории

Вопросы для эссе на выбор (4000 знаков):

1. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса: коммуникация – интеракция – жизненный мир.

2. Теория социальных практик П. Бурдье: социальное пространство – габитус – символический капитал.

3. Теория структурации Э. Гидденса: социальная практика – рефлексивность – дистанциация – поздний модерн.

Вопросы для рефератов:

4. Концепция «позднего модерна» Э. Гидденса в эпоху глобализации.

5. Идея «современности» в теории общества Ю. Хабермаса: критический анализ.

6. «Глобальная деревня» как перспектива современности в концепции М. Маклюэна.

7. Теория постиндустриального общества О. Тоффлера: концепция «третьей волны».

Тексты

Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье Начала. M., 1994. С. 181–207.

Бурдье, П. Структура, Габитус, Практика / П. Бурдье Практический смысл / П. Бурдье; Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб., 2001. Кн.1. Гл. 3.

Гидденс, Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие. Новосибирск, 1995.

Маклюэн, М. Вайна і мір у сусветнай вёсцы. Урыўкі з кнігі / М. Маклюэн, Кв. Фіорэ // Фрагмэнты фiлязофii, культуралёгii лiтаратуры. Сярэднеэўрапейскi культурны агляд. Минск, 1997. № 1–2. С. 240–255.

Тоффлер, О. Эра смещения власти / О. Тоффлер // Философия истории: Антология. М., 1995.

Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас // Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб., 2000 С. 173–287.

Хабермас, Ю. Философский спор вокруг идеи демократии / Ю. Хабермас // Демократия. Разум. Нравственность / / Ю. Хабермас. М., 1992. С. 31–55.

Литература

Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995.

Бодрийар, Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийар // Социологос, 1998. Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.; СПб., 1999. С. 193–226.

Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие. –Новосибирск, 1995.

Современные социологические теории общества. М., 1996.

Социологические исследования. Теории и модели. СПб., 1999.

Фурс, В. Н. Социальная теория в меняющемся мире: на пути к динамической концепции социального / В. Н. Фурс // Problemos. Research papers of the Vilnius University. 2004. Vol. 66 (1). С. 23–39.

Фурс, В. Н. Философия незавершенного модерна Ю. Хабермаса / В. Н. Фурс Минск, 2000.

Хабермас, Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии / Ю. Хабермас // Логос. М., 2003. Вып. 4–5. С. 105–152.

Хабермас, Ю. Что означает низвержение памятника? Не надо закрывать глаза на революцию в мировом порядке: нормативный авторитет Америки лежит в руинах / Ю. Хабермас // Логос. М., 2003. Вып. 1. С. 89–96.

Тема. Постструктуралистская и постмодернистская парадигмы, социальная критическая теория

Произвести герменевтический анализ предложенных фрагментов текстов современных философов: установить их принадлежность, название работы и прокомментировать исходя из целостного представления о соответствующей авторской концепции.

 

Глоссарий

Власть– в классических философских концепциях особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Природа власти обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни (классификация удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты и социальные гегемонии (М. Фуко). Власть – форма дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения (Р. Барт)

Габитус (лат. habitus – свойский вид, наружность) – понятие, указывающее на особенности внешних проявлений какого-либо организма или явления. В контексте современной западной философии понятие «габитус» было употреблено О. Шпенглером в «Закате Европы», под которым подразумевался присущий любой культуре способ внешнего проявления, стиль, характер, ход развития, продолжительность ее вступления в световой мир наших глаз, в силу чего каждая культура каждой своей частью и на каждой ступени своей жизни отличается от иных культур. В теории П. Бурдье – совокупность дорефлексивных особенностей индивидуального и социального поведения личности, опосредованных коллективными формами существования.

Деконструкция (от лат. de «обратно» и constructio «строю»; «переосмысление») – понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст. Деконструкция исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора. Поэтому необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы текста, не контролируемые автором. Разработано Ж. Деррида, однако восходит к понятию деструкции Хайдеггера – отрицания традиции истолкования с целью выявления сокрытий смысла. Понятие деконструкции было усилено психоаналитическими, дзен-буддистскими и марксистскими аллюзиями.

Дискурс (франц. discour – речь) – в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения. Традиционно дискурс имел значение упорядоченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта. В последние десятилетия термин получил широкое распространение в гуманитаристике и приобрел новые оттенки значения. Акцент в интерпретации дискурса ставится на его интерактивной природе. Дискурс – это речь, погруженная в социальный контекст (по этой причине понятие "дискурс" редко употребляется по отношению к древним текстам). Дискурс не является изолированной текстовой или диалогической структурой, ибо гораздо большее значение в его рамках приобретает паралингвистическое сопровождение речи, выполняющее ряд функций (ритмическую, референтную, семантическую, эмоционально-оценочную и др.). Дискурс – это "существенная составляющая социокультурного взаимодействия" (ван Дейк). Философское звучание термин приобрел благодаря работам М. Фуко. "Дискурсия" понимается им как сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. В "археологических" и "генеалогических" поисках Фуко "дискурсия" оказывается своеобразным инструментом познания, репрезентирующим весьма нетрадиционный подход к анализу культуры. Пространство "дискурсивных практик" обусловлено возможностью сопрягать в речи разновременные, ускользающие из-под власти культурной идентификации события, воспроизводя динамику реального. В "дискурсии" Фуко обнаруживает специфическую власть произнесения, наделенную силой нечто утверждать. Говорить – значит обладать властью говорить. В этом отношении дискурс подобен всему остальному в обществе – это такой же объект борьбы за власть.

Коммуникация(лат. communicatio – общение) – комплекс языковых игр, имеющих свои семантико-прагматичес­­кие правила и свои принципиальные ограничения (Л. Витгенштейн). 1) В широком смысле, одна из основ человеческой жизнедеятельности, выступающая в виде многообразных форм речевой и языковой активности, не обязательно предполагающая наличие содержательно-смыслового плана (например, некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры по Берну). 2) Информационный обмен в технологически организованных системах (футурология). 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальная коммуникация как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве коммуникация – основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований (К. Ясперс).

Одномерный человек – в философской концепции Г. Маркузе концептуальное обозначение современного состояния массового человека: это совершенная личность, которой неведомы сомнения критического духа, муки рефлексии, поскольку у нее нет такого качества, как «индивидуального космоса» – реальности внутренней свободы. «Этот космос завоеван и искромсан технологической реальностью» (Г. Маркузе), поэтому произошло мгновенное, автоматическое отождествление личности с обществом.

Реификация(от англ. reification - овеществление) – понятие философии постмодернизма и постмарксизма, означающее процесс овеществления абстрактных понятий, превращение их в якобы реально существующие феномены, приписывание им субстанциональности, в результате которой они начинают мыслиться как нечто материальное. Получило наиболее современную настоящему времени интерпретацию в философии Ф. Джеймсона.

Ризома (фр. rhizome – корневище) – понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования. Термин "ризома" введен в философию в 1976 Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в совместной работе "Rhizome". Понятие "Ризома" выражает фундаментальную для постмодерна установку на презумпцию разрушения традиционных представлений о структуре как семантически центрированной и стабильно определенной, являясь средством обозначения радикальной альтернативы замкнутым и статичным линейным структурам, предполагающим жесткую осевую ориентацию.

Сингулярность(singular – единичное) – понятие употреблялось в семиотике, аналитической философии в случаях необходимости разрешения противоречий, возникающих при попытке прояснения сущности конкретного, единичного, а также сущности отношения единичного и множественного, абстрактного и конкретного. Понятие означает событие как воплощение смысла, которое носит дуалистический характер: точечный (самодостаточность собственно смысла события) и континуальность (невозможность изолировать событие от других событий). Наиболее полную трактовку понятие получило в философии Ж. Делёза.

Феномен (греч. phaenomenon – явление) – понятие, указывающее на предмет, который с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности; ключевое понятие в феноменологии Э. Гуссерля, который расширил традиционное понятие феномена, включив в его содержание не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но также «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром.

Шизоанализ – термин, используемый Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в их работе "Капитализм и шизофрения" для обозначения их собственной исследовательской методики. Авторы выдвигают в этой работе два радикальных тезиса: 1) любым типам человеческой коллективности предшествуют маргинальные группы, 2) язык представляет собой несущественную часть неязыкового поля, состоящего из "машин желания". Мир желания, прославляемый шизоанализом, – это мир, где все возможно. Он приравнивается к миру особого рода шизофренического опыта, нетождественного клиническим формам шизофрении. "Состоявшимися шизофрениками" называются философы и писатели, перешедшие предел, удерживающий производство желания на периферии общественного производства, и тем самым делающие один вид производства тождественным другому. В рамках шизоанализа философия, как и шизофрения, – это процесс, а не цель, производство, а не выражение. Социальный анализ классовой структуры оказывается второстепенным по отношению к логике самого желания: он ограничивается "предсознателытым интересом", тогда как желание относится к более глубокому, бессознательному пласту. Буржуазия рассматривается при этом как единственный класс капиталистического общества, которому противостоит не пролетариат, а "группа в слиянии" (термин Ж. -П. Сартра), или "состоявшийся шизофреник" – больший пролетарий, чем сам пролетарий и одновременно больший буржуа, чем сам буржуа. Революционный потенциал общества сосредоточивается поэтому на полюсе маргинальных групп, а не на полюсе классов. Шизоанализ резко критичен по отношению к психоанализу, который сам встроен в существующие технологии власти.

Язык – знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом языке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значение языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы. Все языки могут быть разделены на естественные, искусственные и частично искусственные. По вопросу об отношении языка к действительности имеются две противоположные точки зрения. Согласно первой из них, язык есть продукт произвольной конвенции; в выборе его правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие ясно определенную структуру, равноправны. В соответствии со второй точкой зрения язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире. Современная философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утверждения о языке как единственном или, во всяком случае, наиболее важном предмете такого исследования.

7.4. Тестовые задания

1. В качестве двух основных линий (видов) философии Р. Рорти выделяет:

а) материализм; г) систематическую философию;

б) идеализм; д) диалектику;

в) метафизику; е) наставительную философию.

2. Согласно «прагматической герменевтике» Р. Рорти, истина – это:

а) соответствие знаний действительности;

б) результат конвенции;

в) теория, позволяющая справляться с обстоятельствами, решать проблемы;

г) элемент языковой игры;

д) индивидуальное понимание общечеловеческих значений, ценностей.

3. Укажите основные составляющие модели научного знания Р. Карнапа:

а) в основе научного знания лежат абсолютно достоверные «протокольные предложения», выражающие чувственные переживания субъекта;

б) все предложения науки должны быть верифицированы;

в) функция философии заключается в том, чтобы с помощью логического анализа очистить язык науки от бессмысленных псевдопредложений;

г) задача философии в систематизации и обобщении научного знания.

4. Назовите представителей «Венского кружка»:

а) М. Шлик; г) Л. Витгенштейн;

б) Э. Мах; д) Р. Карнап;

в) О. Нейрат; е) Р. Авенариус.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.015 с.)