Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От постмарксизма к постфрейдизмуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Реальность и «пост-реальность», статус реального для современного человека и его трансформацию в «пустыню реального». 2. Фантазм как инвестированное желание в симуляции реальности. 3. «Пост-человек» и «пост-политика» в контексте трансформации социальной материи сегодня. Тексты Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню Реального / С. Жижек; Пер. с англ. Артема Смирного. М., 2002. С. 7-39, 94-151 Жижек, C. Никакого пола, пожалуйста, мы – пост-люди! [http://anthropology.ru] / С. Жижек // Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/translab/texts/zizec2/zizec.html Дата доступа: 05.05.09. Литература Жижек, C. Добро пожаловать в пустыню Реального II: Размышления о Всемирном торговом центре – третья версия [http://anthropology.ru] / С. Жижек // Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/zizek/reflections.html Дата доступа: 05.05.09. Фурс, В. Н. Контуры современной критической теории / В. Н. Фурс. Минск, 2002. Ставракакис, Я. Двусмысленная демократия / Я. Ставракакис // Логос. М., 2004. Вып. 2. С. 198-216. Мэйси, Д. О субъекте у Лакана / Д. Мэйси // Логос. М., 1999. Вып. 5. Тема. Социально-критическая теория Франкфуртской школы
Занятие 1 1. В чем сущность диалектики просвещения. 2. Влияние идеологии просвещения на развитие западного общества. 3. Основания мышления самости в эпоху культурной индустрии. 4. Критика рациональности обществ современного типа во Франкфуртской школе. Тексты Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. СПб., 1997. С. 30-45, 149-209. Занятие 2 1. Сущность концепции одномерного человека в индустриальном обществе. 2. Взаимопереход технической и политической рациональности. 3. Концепция «Великого Отказа» Г. Маркузе. 4. Влияние человеческих потребностей на становление культуры и общества в концепции Э. Фромма. Тексты Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе // Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М., 2002. Ч. 1., Гл. 1-2; Ч. 2., Гл. 6. Фромм, Э. Пути из больного общества / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 443-482. Литература Дамье, В. Философия Франкфуртской школы [http://aitrus.narod.ru] // Режим доступа: http://aitrus.narod.ru/library.html Дата доступа: 05.05.09. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе // Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М., 2002.
Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1997. Т. 4. С. 559-577. Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978. Фурс, В. Н. Контуры современной критической теории / В. Н. Фурс. Минск, 2002. 7.2. Контролируемая самостоятельная работа Тема. «Динамическая концепция социального» В современной критической теории Вопросы для эссе на выбор (4000 знаков): 1. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса: коммуникация – интеракция – жизненный мир. 2. Теория социальных практик П. Бурдье: социальное пространство – габитус – символический капитал. 3. Теория структурации Э. Гидденса: социальная практика – рефлексивность – дистанциация – поздний модерн. Вопросы для рефератов: 4. Концепция «позднего модерна» Э. Гидденса в эпоху глобализации. 5. Идея «современности» в теории общества Ю. Хабермаса: критический анализ. 6. «Глобальная деревня» как перспектива современности в концепции М. Маклюэна. 7. Теория постиндустриального общества О. Тоффлера: концепция «третьей волны». Тексты Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье Начала. M., 1994. С. 181–207. Бурдье, П. Структура, Габитус, Практика / П. Бурдье Практический смысл / П. Бурдье; Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб., 2001. Кн.1. Гл. 3. Гидденс, Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие. Новосибирск, 1995. Маклюэн, М. Вайна і мір у сусветнай вёсцы. Урыўкі з кнігі / М. Маклюэн, Кв. Фіорэ // Фрагмэнты фiлязофii, культуралёгii лiтаратуры. Сярэднеэўрапейскi культурны агляд. Минск, 1997. № 1–2. С. 240–255. Тоффлер, О. Эра смещения власти / О. Тоффлер // Философия истории: Антология. М., 1995. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас // Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб., 2000 С. 173–287. Хабермас, Ю. Философский спор вокруг идеи демократии / Ю. Хабермас // Демократия. Разум. Нравственность / / Ю. Хабермас. М., 1992. С. 31–55. Литература Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. Бодрийар, Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийар // Социологос, 1998. Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.; СПб., 1999. С. 193–226.
Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие. –Новосибирск, 1995. Современные социологические теории общества. М., 1996. Социологические исследования. Теории и модели. СПб., 1999. Фурс, В. Н. Социальная теория в меняющемся мире: на пути к динамической концепции социального / В. Н. Фурс // Problemos. Research papers of the Vilnius University. 2004. Vol. 66 (1). С. 23–39. Фурс, В. Н. Философия незавершенного модерна Ю. Хабермаса / В. Н. Фурс Минск, 2000. Хабермас, Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии / Ю. Хабермас // Логос. М., 2003. Вып. 4–5. С. 105–152. Хабермас, Ю. Что означает низвержение памятника? Не надо закрывать глаза на революцию в мировом порядке: нормативный авторитет Америки лежит в руинах / Ю. Хабермас // Логос. М., 2003. Вып. 1. С. 89–96. Тема. Постструктуралистская и постмодернистская парадигмы, социальная критическая теория Произвести герменевтический анализ предложенных фрагментов текстов современных философов: установить их принадлежность, название работы и прокомментировать исходя из целостного представления о соответствующей авторской концепции.
Глоссарий Власть – в классических философских концепциях особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Природа власти обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни (классификация удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты и социальные гегемонии (М. Фуко). Власть – форма дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения (Р. Барт) Габитус (лат. habitus – свойский вид, наружность) – понятие, указывающее на особенности внешних проявлений какого-либо организма или явления. В контексте современной западной философии понятие «габитус» было употреблено О. Шпенглером в «Закате Европы», под которым подразумевался присущий любой культуре способ внешнего проявления, стиль, характер, ход развития, продолжительность ее вступления в световой мир наших глаз, в силу чего каждая культура каждой своей частью и на каждой ступени своей жизни отличается от иных культур. В теории П. Бурдье – совокупность дорефлексивных особенностей индивидуального и социального поведения личности, опосредованных коллективными формами существования. Деконструкция (от лат. de «обратно» и constructio «строю»; «переосмысление») – понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст. Деконструкция исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора. Поэтому необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы текста, не контролируемые автором. Разработано Ж. Деррида, однако восходит к понятию деструкции Хайдеггера – отрицания традиции истолкования с целью выявления сокрытий смысла. Понятие деконструкции было усилено психоаналитическими, дзен-буддистскими и марксистскими аллюзиями.
Дискурс (франц. discour – речь) – в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения. Традиционно дискурс имел значение упорядоченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта. В последние десятилетия термин получил широкое распространение в гуманитаристике и приобрел новые оттенки значения. Акцент в интерпретации дискурса ставится на его интерактивной природе. Дискурс – это речь, погруженная в социальный контекст (по этой причине понятие "дискурс" редко употребляется по отношению к древним текстам). Дискурс не является изолированной текстовой или диалогической структурой, ибо гораздо большее значение в его рамках приобретает паралингвистическое сопровождение речи, выполняющее ряд функций (ритмическую, референтную, семантическую, эмоционально-оценочную и др.). Дискурс – это "существенная составляющая социокультурного взаимодействия" (ван Дейк). Философское звучание термин приобрел благодаря работам М. Фуко. "Дискурсия" понимается им как сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. В "археологических" и "генеалогических" поисках Фуко "дискурсия" оказывается своеобразным инструментом познания, репрезентирующим весьма нетрадиционный подход к анализу культуры. Пространство "дискурсивных практик" обусловлено возможностью сопрягать в речи разновременные, ускользающие из-под власти культурной идентификации события, воспроизводя динамику реального. В "дискурсии" Фуко обнаруживает специфическую власть произнесения, наделенную силой нечто утверждать. Говорить – значит обладать властью говорить. В этом отношении дискурс подобен всему остальному в обществе – это такой же объект борьбы за власть. Коммуникация (лат. communicatio – общение) – комплекс языковых игр, имеющих свои семантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения (Л. Витгенштейн). 1) В широком смысле, одна из основ человеческой жизнедеятельности, выступающая в виде многообразных форм речевой и языковой активности, не обязательно предполагающая наличие содержательно-смыслового плана (например, некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры по Берну). 2) Информационный обмен в технологически организованных системах (футурология). 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальная коммуникация как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве коммуникация – основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований (К. Ясперс).
Одномерный человек – в философской концепции Г. Маркузе концептуальное обозначение современного состояния массового человека: это совершенная личность, которой неведомы сомнения критического духа, муки рефлексии, поскольку у нее нет такого качества, как «индивидуального космоса» – реальности внутренней свободы. «Этот космос завоеван и искромсан технологической реальностью» (Г. Маркузе), поэтому произошло мгновенное, автоматическое отождествление личности с обществом. Реификация (от англ. reification - овеществление) – понятие философии постмодернизма и постмарксизма, означающее процесс овеществления абстрактных понятий, превращение их в якобы реально существующие феномены, приписывание им субстанциональности, в результате которой они начинают мыслиться как нечто материальное. Получило наиболее современную настоящему времени интерпретацию в философии Ф. Джеймсона. Ризома (фр. rhizome – корневище) – понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования. Термин "ризома" введен в философию в 1976 Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в совместной работе "Rhizome". Понятие "Ризома" выражает фундаментальную для постмодерна установку на презумпцию разрушения традиционных представлений о структуре как семантически центрированной и стабильно определенной, являясь средством обозначения радикальной альтернативы замкнутым и статичным линейным структурам, предполагающим жесткую осевую ориентацию. Сингулярность (singular – единичное) – понятие употреблялось в семиотике, аналитической философии в случаях необходимости разрешения противоречий, возникающих при попытке прояснения сущности конкретного, единичного, а также сущности отношения единичного и множественного, абстрактного и конкретного. Понятие означает событие как воплощение смысла, которое носит дуалистический характер: точечный (самодостаточность собственно смысла события) и континуальность (невозможность изолировать событие от других событий). Наиболее полную трактовку понятие получило в философии Ж. Делёза. Феномен (греч. phaenomenon – явление) – понятие, указывающее на предмет, который с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности; ключевое понятие в феноменологии Э. Гуссерля, который расширил традиционное понятие феномена, включив в его содержание не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но также «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром.
Шизоанализ – термин, используемый Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в их работе "Капитализм и шизофрения" для обозначения их собственной исследовательской методики. Авторы выдвигают в этой работе два радикальных тезиса: 1) любым типам человеческой коллективности предшествуют маргинальные группы, 2) язык представляет собой несущественную часть неязыкового поля, состоящего из "машин желания". Мир желания, прославляемый шизоанализом, – это мир, где все возможно. Он приравнивается к миру особого рода шизофренического опыта, нетождественного клиническим формам шизофрении. "Состоявшимися шизофрениками" называются философы и писатели, перешедшие предел, удерживающий производство желания на периферии общественного производства, и тем самым делающие один вид производства тождественным другому. В рамках шизоанализа философия, как и шизофрения, – это процесс, а не цель, производство, а не выражение. Социальный анализ классовой структуры оказывается второстепенным по отношению к логике самого желания: он ограничивается "предсознателытым интересом", тогда как желание относится к более глубокому, бессознательному пласту. Буржуазия рассматривается при этом как единственный класс капиталистического общества, которому противостоит не пролетариат, а "группа в слиянии" (термин Ж. -П. Сартра), или "состоявшийся шизофреник" – больший пролетарий, чем сам пролетарий и одновременно больший буржуа, чем сам буржуа. Революционный потенциал общества сосредоточивается поэтому на полюсе маргинальных групп, а не на полюсе классов. Шизоанализ резко критичен по отношению к психоанализу, который сам встроен в существующие технологии власти. Язык – знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом языке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значение языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы. Все языки могут быть разделены на естественные, искусственные и частично искусственные. По вопросу об отношении языка к действительности имеются две противоположные точки зрения. Согласно первой из них, язык есть продукт произвольной конвенции; в выборе его правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие ясно определенную структуру, равноправны. В соответствии со второй точкой зрения язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире. Современная философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утверждения о языке как единственном или, во всяком случае, наиболее важном предмете такого исследования. 7.4. Тестовые задания 1. В качестве двух основных линий (видов) философии Р. Рорти выделяет: а) материализм; г) систематическую философию; б) идеализм; д) диалектику; в) метафизику; е) наставительную философию. 2. Согласно «прагматической герменевтике» Р. Рорти, истина – это: а) соответствие знаний действительности; б) результат конвенции; в) теория, позволяющая справляться с обстоятельствами, решать проблемы; г) элемент языковой игры; д) индивидуальное понимание общечеловеческих значений, ценностей. 3. Укажите основные составляющие модели научного знания Р. Карнапа: а) в основе научного знания лежат абсолютно достоверные «протокольные предложения», выражающие чувственные переживания субъекта; б) все предложения науки должны быть верифицированы; в) функция философии заключается в том, чтобы с помощью логического анализа очистить язык науки от бессмысленных псевдопредложений; г) задача философии в систематизации и обобщении научного знания. 4. Назовите представителей «Венского кружка»: а) М. Шлик; г) Л. Витгенштейн; б) Э. Мах; д) Р. Карнап; в) О. Нейрат; е) Р. Авенариус.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.01 с.) |