Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Г. Риккерт о противоположности естественнонаучных и неестественнонаучных дисциплин. Формальный и материальный принцип их различия. 2. Естественнонаучный (генерализирующий) метод образования понятий. 3. Исторические науки о культуре. Суть исторического (индивидуализирующего) метода образования понятий. 4. Проблема объективности исторического знания. Тексты Риккерт, Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания / Г. Риккерт. Киев, 1904. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Науки о природе и науки о культуре. М., 1995. Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Г. Риккерт - СПб., 1903. Литература Бакрадзе, К. С. Избранные философские произведения. / К. С. Бакбарадзе. Тбилиси, 1973. Т. 3. Румянцева, Т. Г. Науки о природе и науки о культуре / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Современная западная философия. Минск, 2009.
Тема. Философия жизни как пролог новой Европейской ментальности 1. Главные предпосылки возникновения философии жизни в Германии. 2. Понятие жизни как первичной реальности, целостного, органического процесса. 3. Основные разновидности трактовки понятия жизни: биологическая, космологическая, психологическая, культурно-историческая, психологическая. 4. Иррационализм и антисциентизм философии жизни. Тексты Риккерт, Г. Философия жизни / Г. Риккерт // Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. Литература Баумгартнер, Х.-М. Философия жизни / Х.-М. Баумгартнер // Вестн. МГУ. Сер. 7. 1993. № 4. Кутлунин, А. Г. Немецкая философия жизни / А. Г. Кутлунин. - Иркутск, 1986. Самосознание европейской культуры в ХХ в. М., 1991. Румянцева, Т. Г. Философия жизни / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Современная западная философия. Минск, 2009. Тема. Сверхчеловек Ф. Ницше 1. Зарождение идеи о сверхчеловеке. Сверхчеловек как идея для характеристики отдельных исторических личностей. 2. Исторический сверхчеловек. Сверхчеловек как зоологический тип, высший по сравнению с Homo sapiens. 3. Сверхчеловек как культурно-этический идеал Ф. Ницше и его основные черты. 4. Анализ основных интерпретаций понятия «сверхчеловек» (М. Хайдеггер, Ж. Делёз). Тексты Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 2. Ницше, Ф. Антихрист / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 2. Делез, Ж. Ницше и философия / Ж. Делез. М.: Ad Marginem. 2003. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993. Хайдеггер, М. Преодоление метафизики / М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопр. философии. 1990. № 7. Литература Авксентьев, Н. Сверхчеловек / Н. Авксентьев. СПб., 1901. Левицкий, С. Сверхчеловек Ницше и человек Христа / С. Левицкий. М., 1901. Данто, А. Ницше как философ / А. Данто. М., 2000. Румянцева, Т. Г. Фридрих Ницше / Т. Г. Румянцева. Минск, 2008. Современная западная философия. Минск, 2009. Юнгер, Ф. Ницше / Ф. Юнгер. М., 2001. Холлингдейл, Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души / Р. Дж. Холлингдейл. М., 2004.
Тема. «Переоценка всех ценностей» – учение Ф. Ницше О культурно-историческом процессе и морали 1. Особенности завершающего «негативного» этапа творчества Ф. Ницше. Основные работы этого этапа: «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали» и их воздействие на философию и культуру XIX–XX веков. 2. Учение Ницше о морали. 3. Мораль господ и мораль рабов. 4. Понятие «переоценки всех ценностей». Тексты Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 2. Ницше, Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 2. Литература Фуко, М. Ницше, генеалогия, история / М. Фуко // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993. Румянцева, Т. Г. По ту сторону добра и зла; К генеалогии морали / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Румянцева, Т. Г. Фридрих Ницше / Т. Г. Румянцева. Минск, 2008. Свасьян, К. А. «По ту сторону добра и зла». Примечания / К. А. Свасьян Соч.: в 2 т. / Ф. Ницше. М., 1990. Т. 2. Современная западная философия. Минск, 2009. Тема. Проблемы методологии наук О духе в философии В. Дильтея 1. Проблема предмета философии в творчестве раннего Дильтея. Философия как мировоззрение и методология «наук о духе». 2. В. Дильтей о специфике «наук о духе». 3. Понимание и его виды. 4. Герменевтика Дильтея. Понятие герменевтики и герменевтического метода. Тексты Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Собр. соч.: в 6 т. М., 2000. Т. 1. Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопр. философии. 1988. № 4. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей // Философия в систематическом изложении. СПб., 1909. Литература Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. М., 2001. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. М., 1988. Ч.2. Современная западная философия. Минск, 2009.
Тема. Исторические судьбы учения О. Шпенглера 1. Исторические предпосылки и идейные истоки учения О. Шпенглера. Шпенглер и русские мыслители. 2. Основные идеи главного произведения Шпенглера «Закат Европы». 3. Идеи О. Шпенглера в контексте современной философской глобалистики (С. Хантингтон, П. Бьюкенен, Ф. Фукуяма и др.) Тексты Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск, 1993. Т. 1. Литература Аверинцев, С. С. «Морфология культуры» О. Шпенглера / С. С. Шпенглер // Вопр. литературы. 1968. № 1. Бьюкенен, П. Смерть Запада / П. Бьюкенен. М., 2002. Освальд Шпенглер и Закат Европы: Сб. ст. Н. Бердяева, Я. Букшпана, Ф. Степуна и С. Франка. М., 1922. Патрушев, А. И. Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880-1936) / А. И. Патрушев // Новая и новейшая история. 1996. № 3. Румянцева, Т. Г. Освальд Шпенглер / Т. Г. Румянцева. Минск, 2008. Свасьян, К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу / К. А. Свасьян // Закат Европы / О. Шпенглер. М., 1993. Т. 1. Современная западная философия. Минск, 2009.
7.2. Контролируемая самостоятельная работа Контролируемая самостоятельная работа студентов нацелена главным образом на изучение оригинальных текстов философов данного этапа в развитии западноевропейской философии, а также проработку тех вопросов, которые не вошли непосредственно в тематику лекций или же практических занятий. 1. КСР выполняется в форме реферата-эссе по ниже приведенным темам и персоналиям. 2. В работе необходимо изложить кратко духовную эволюцию мыслителя и атмосферу, в которой создавалось произведение, обозначить основные философские идеи и (самое главное) высказать личное мнение по данным проблемам. 3. В конце работы приводится список литературы. 4. Текст выполняется на компьютере в объеме до 5 страниц (шрифт – кегль 14, через 1,5 интервала) и обсуждается на учебных занятиях. Тема. Гносеология баденской школы 1. Анализ проблемы трансцендентного объекта. Три типа данности объекта субъекту. 2. Проблема объективности суждения; его ценностный характер. «Долженствование» как предмет и критерий познания. 3. Познание как преобразование действительности. Тексты Риккерт, Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания / Г. Риккерт. Киев, 1904. Литература Бакрадзе, К. С. Избранные философские произведения / К. С. Бакрадзе. Тбилиси, 1973. Т. 3. Румянцева, Т. Г. Баденская школа неокантианства / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Современная западная философия. Минск, 2009. Яковенко, Б. В. К критике теории познания Г. Риккерта / Б. В. Яковенко // Вопр. философии и психологии. 1908. Т. 93. Тема. Неогегельянство
1. Причины возрождения гегелевской философии во Франции в 30-е гг. ХХ столетия. 2. Антропологические и экзистенциальные интерпретации философии Г. Гегеля. 3. Идея Г. Гегеля о конце истории и ее интерпретация в философии А. Кожева. 4. Неогегельянские идеи в философии Сартра и Мерло-Понти. Тексты Кожев, А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. СПб., 2003. Мерло-Понти, М. В защиту философии / М. Мерло-Понти. М., 1996. Литература Декомб, В. Современная французская философия / В. Декомб. М., 2000. Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1977. Современная западная философия. Минск, 2009. Тузова, Т. М. Сартр, Мерло-Понти / Т. М. Тузова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Тема. Работа Ф. Ницше «К генеалогии морали» 1. Генеалогический метод Ницше и его основные допущения. 2. Анализ Ницше феномена «ressentiment» как движущей силы в структурировании моральных ценностей. 3. Трансформация генеалогических процедур Ницше в новейшей западной философии (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз). Тексты Ницше, Ф. К. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. - М., 1990. Т. 2. Литература Данто, А. Ницше как философ / А. Данто. М., 2000. Делез, Ж. Ницше / Ж. Делез. СПб., 1997. Делез, Ж. Ницше и философия / Ж. Делез. М.: Ad Marginem. 2003. Деррида, Ж. Шпоры: стили Ницше / Ж. Деррида // Филос. науки. 1991. № 2-3. Подорога, В. А. Метафизика ландшафта / В. А. Подорога. М., 1993. Румянцева, Т. Г. Фридрих Ницше / Т. Г. Румянцева. Минск, 2008. Современная западная философия. Минск, 2009. Фуко, М. Ницше, генеалогия, история / М. Фуко // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993.
Тема. Морфология истории О. Шпенглера. Учение о цивилизации 1. Основные понятия морфологии истории Шпенглера: «становление», «ставшее», «душа», «судьба», «жизнь», «мир». 2. Метод исторического познания Шпенглера и его составляющие. Понятие «глубинного переживания». 3. Учение о цивилизации. Тексты Шпенглер, О. Годы решений / О. Шпенглер. Екатеринбург, 2007. Шпенглер, О. Игра в кости за мировое господство / О. Шпенглер // Социолог. исследования. 1987. № 6. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск, 1993. Т. 1. Литература Манн, Т. Об учении Шпенглера / Т. Манн // Собр. соч.: в 10 т. М., 1961. Т. 9. Одуев, С. Ф. Тропами Заратустры / С. Ф. Одуев. М., 1971. Румянцева, Т. Г. Освальд Шпенглер / Т. Г. Румянцева. Минск, 2008. Свасьян, К. А. Социально-политическая философия Освальда Шпенглера / К. А. Свасьян // Социолог. исследования. 1987. № 6. Современная западная философия. Минск, 2009. Тавризян, Г. М. Наука и миф в морфологии культуры О. Шпенглера / Г. М. Тавризян // Вопр. философии. 1984. № 8. Тавризян, Г. М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры / Г. М. Тавризян. М., 1989. Толмачев, В. М. Заметки на полях «Заката Европы» / В. М. Толмачев // Культурология: дайджест. 2002. № 3. Тема. Философия жизни во Франции. А. Бергсон 1. Понятие жизни в философии Бергсона. 2. Инстинкт, интеллект и интуиция как разветвление «потока жизни». 3. А. Бергсон и современная литература «потока сознания» (Ф. Кафка, М. Пруст, Дж. Джойс). Тексты Бергсон, А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / А. Бергсон // Собр. соч.: в 4 т. М., 1992. Т. 1. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М., 1994. Бергсон, А. Смех / А. Бергсон. М., 1992. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М., 1998. Литература Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. М., 2001. Грицанов, А. А. Бергсон / А. А. Грицанов // История философия: энциклопедия. Минск, 2002. Делез, Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способности. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делез. М., 2001. Современная западная философия. Минск, 2009. Современная западная философия: словарь. М., 1998.
Глоссарий Классика – неклассика – постнеклассика – исторические типы философствования, различающиеся между собой по целому ряду парадигмальных установок, априорных презумпций и абстракций, определяющих специфику задания проблемной сферы философского знания; формальным способам организации этого знания; стилю мышления и типам философской рациональности; а также трактовке базовых философских концептов, познавательных процедур и т.п. Философскую классику, в целом, можно определить как определенную общую ориентацию и стилистику мышления, характерную главным образом для философии ХVII – первой трети ХIХ вв. Самосознание и самоосмысление нового мощного движения в философии, условно квалифицируемого как неклассика и датируемого с последней трети ХIХ в., начинается, по сути, с содержательно-аксиологического дистанцирования, «отталкивания» от классики. Это отталкивание постепенно приобретает форму достаточно радикального отвержения предшествующей философской традиции. Позднее от отрицания, во многом еще полукритицистского, половинчатого, на этапе постнеклассики начинается переход к жесткому, постмодернистскому натиску на сами основания понимания природы философского знания. Если для классики было характерно общее дело мысли, преемственность тем и проблем, то неклассическая философия – это, скорее, глубоко противоречивое духовное образование, состоящее из крайне разнородных, порой несопоставимых, а иногда и прямо противоположных друг другу направлений. Философское развитие этой эпохи вообще можно представить как во многом движение через крайности: от неокантианства и неопозитивизма, утвердивших мировоззренческую ориентацию на науку, которая получила название сциентистской, к глубоко иррационалистической философии жизни, выступившей в качестве своеобразного протеста против подобного рода умонастроений. Субъективистские, релятивистские установки прагматизма резко отвергаются затем ранней феноменологией; в свою очередь, логицизму и формализму постпозитивизма противопоставляется иррационализм философии существования (экзистенциализма), а в противовес личностному, антропологическому характеру экзистенциализма возникает чисто формальный, безличный, совершенно невозможный для классики бессубъектный анализ структурализма. В философии неклассического типа размываются границы между традиционными философскими областями, что делает почти невозможным произвести соответствующую демаркационную разметку между проблемами онтологии и гносеологии, социальной философии и философии культуры; вся проблематика содержательно выстраивается здесь на стыке этих и многих других разделов, что называется «по краям». Все эти радикальные трансформации, которые суммарно можно свести к смене предмета философской рефлексии и, соответственно, способов постижения этой новой проблемной сферы, и обусловили превращение философии из абстрактно-спекулятивной рефлексии по поводу науки и научного знания в размышления и поиски новой системы отношений между человеком и миром. Главные представители философской постнеклассики едины в следующем: люди не располагают непосредственным доступом к рельности, поэтому адекватных средств для постижения истины в принципе не существует; реальность не доступна потому, что люди являются «пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чем мы думаем»; реальность конструируется людьми посредством языка, и поэтому ее природа определяется теми, кто наделен властью формировать язык». Философия этапа постнеклассики занята не систематизацией мира или проблемных полей научных дисциплин и даже не духовным преобразованием действительности. Ее интерес – мир повседневных жизненных смыслов и ценностей. Постнеклассическая философия все больше превращается, по мысли Р. Рорти, в один из способов сглаживания напряжений между сферами культуры, становится своего рода наставлением, частью общекультурного образования. Неокантианство. Философское направление, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической философии. К числу общих принципов неокантианства следует отнести: 1) рассмотрение философии в качестве метода достижения позитивного знания, а не как самого это знания, и следующий отсюда отказ от притязаний на построение онтологии в качестве самостоятельной философской дисциплины; 2) признание наличия обусловливающих познание априорных форм; 3) ограничение самого познания сферой опыта. Несмотря на наличие общей цели – реформирование кантовской философии для методологического обоснования современного этапа научного знания и культуры в целом, неокантианство никогда не было однородным философским направлением. Это, скорее, ряд течений, которые возникли в 1860–1870-е гг. в Германии. Причем каждое из них стремилось дать собственную интерпретацию ортодоксального кантианства. Можно выделить следующие направления внутри неокантианства: а) физиологическое (Г. Гельмгольц, Ф. Ланге), интерпретировавшее кантовское положение об априорных формах сознания на основе достижений физиологии органов чувств и трактовавшее эту априорность в контексте идеи о единстве психофизиологической организации познающего субъекта; б) реалистическое (А. Риль, О. Кюльпе), сохранившее кантовскую «вещь в себе» в качестве необходимой предпосылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматривавшего рассудок только как оформляющий, но не создающий сами предметы; в силу этого данное направление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника; в) психологическое, складывавшееся внутри неокантианства в начале ХХ в. (Л. Нельсон) и обосновывавшее значимость априорных форм познания с помощью психологических методов интроспекции; характерной особенностью этого направления явилась также своеобразная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансцендентального субъекта; г) трансцендентально-логическое, представленное Марбургской школой неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), сторонники которой считали главной задачей философии выяснение логических оснований и предпосылок научного знания, отталкиваясь при этом от самого факта научного знания к его объективно-логическим основаниям и предпосылкам. д) трансцендентально-психологическое, представленное Баденской (Фрейбургской) школой неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), акцентировавшее теорию ценностей и апеллировавшее к наукам о культуре. Баденская школа и вошла в историю философии главным образом благодаря разработанной ее представителями классификации наук, противопоставившей науки о культуре наукам о природе, заложив первую, по сути, теорию и методологию исторического (гуманитарного) познания, оказавшую значительное влияние на развитие философии, социологии, психологии, культурологии и историографии ХХ в. Следует выделить также и основные этапы развития неокантианства: 1) период зарождения в 1860–1870-е гг., связанный с именами О. Либмана, Ф. Ланге и Г. Гельмгольца; 2) период расцвета – 1890–1920-е гг., когда неокантианство возобладало во всех крупных университетах Европы (Г. Коген, П. Наторп, В. Виндельбанд, Г. Риккерт); 3) период упадка – 1930-е гг., связанный с приходом к власти в Германии национал-социализма, увидевшего в философии неокантианства теоретическое обоснование идей либерализма. Логика чистого познания. Целью философии у неокантианцев марбургской школы является творческая работа по созиданию культуры, познание этой работы в ее чистом законном основании и обоснование ее в этом познании. В деле оправдания научного знания марбуржцы идут даже дальше И. Канта, стремясь найти априорные логические основания всей человеческой культуры, включающей в себя, по их мнению, и познание природы, и морально-эстетические, и религиозные принципы. Другое дело, что все эти области культуры они жестко связывают с определенными науками – мораль с этикой, искусство с эстетикой и т.п., поэтому и сами логические основания культуры оказываются, в конечном счете, сведены опять-таки к логическим основаниям науки в лице математического естествознания. Философия становится логикой всего культурного творчества человечества, логикой, которая, по словам П. Наторпа, «должна установить единство человеческих познаний через выяснение того общего последнего фундамента, на который все они опираются». В самой же этой логике доминирующее влияние приобретает «логика чистого познания», исследующая основания истинной объективированной науки и ее логическую структуру. При этом проблема поиска логической структуры науки связывается ими с необходимостью обоснования единого источника познания. Предполагается, что как бы ни отличались друг от друга научные дисциплины, их логическая структура в принципе должна быть тождественной, что, по Когену, является выражением систематического единства науки. Цель философии конкретизируется теперь следующим образом – установить и обосновать внутреннее систематическое единство знания через построение т. н. «логики чистого познания», предметом которой (отождествляемой с философией как таковой) становится вся система существенных закономерностей познания, или «чистое познание», осуществляемое трансцендентальным субъектом. Оно ограничивается исключительно сферой самого мышления, которое провозглашается началом всякого познания, а потому ничто не может и не должно попасть в него извне. Принцип внутреннего систематического единства знания как бы задает тон всей последующей исследовательской работе марбургской школы, обусловливая значительную трансформацию ряда основополагающих идей и принципов кантовской теоретической философии. Все, что препятствует реализации задач логики чистого познания, должно быть переработано. Речь идёт о следующем: 1) отказе от кантовского дуализма источников познания; всё знание должно быть сведено к единой и единственной последней основе, а значит, «вещь в себе» в кантовской ее трактовке, должна быть устранена; 2) пересмотре кантовского понятия «данности», выражавшего синтез многообразия ощущений априорными формами рассудка и различение знания по его форме и содержанию; 3) реформировании кантовского учения о чувственности и представления о познавательной ценности ощущений и превращение последних в форму чистого мышления. Ценность. Термин, традиционно используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Именно ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, задавая системы приоритетов, критерии оценок и т.п. Ценность – одно из основополагающих понятий философии баденцев. Мир, считают они, состоит из двух «царств» – действительности (совокупность объектов и субъектов) и ценностей, которые имеют «надсубъектный», «надбытийный», абсолютный и трансцендентный характер. Противоречие этих двух частей составляет т.н. мировую проблему, которую и должна решить философия, разъясняя, как относятся ценности к действительности. Условием соединения ценности и действительности становится особая форма бытия ценностей – их значимость, а проявляют они себя в этом мире как объективный «смысл», который приобретает роль своего рода посредника между бытием и ценностями и составляет отдельное – третье, наряду с «царством действительности» и «царством ценности», – «царство смысла». Последней проблемой философии становится теперь попытка найти это «третье царство», которое объединяло бы ценность с действительностью, всегда рассматривавшиеся ранее раздельно. Таким образом, философия способна дать подлинное мировоззрение, что означает теперь не что иное, как истолкование смысла жизни. Итак, философия должна: извлечь ценности из исторических и культурных благ и привести их в систему, выстроив, таким образом, чистую теорию ценностей, а затем снова связать их с действительной жизнью через истолкование смысла нашей жизни с точки зрения теории ценностей. Философия жизни. Понятие «философия жизни» чрезвычайно многозначно и расплывчато. Его употребляют в самых разных значениях, чаще всего понимая под ним следующее: 1) Вид «жизнеописания», который стремится к пониманию смысла человеческой жизни. Учитывая, однако, что любая философия стремится к жизнепониманию, в данном контексте теряется специфика данного понятия. 2) Обыденные представления людей о жизни с точки зрения её ценности и значимости; в этом смысле любой человек, осознающий себя в качестве некоей данности и ищущий чего-то устойчивого в собственной жизни, может считать себя «философом жизни». 3) Социально-этические разделы философских учений, которые в целом имеют метафизический (онтологически-гносеологический) статус. Или, выражаясь словами И. Канта, это та сфера воззрений, где «доминируют принципы практического разума», где акцент с внешнего мира переносится на рассмотрение внутреннего мира человека и его жизни. Такие идеи присутствовали, например, у Сократа, в эпоху эллинизма, у Б. Паскаля и С. Кьеркегора и т.д. Философия тем самым начинала ассоциироваться с наукой о правильном устроении личной жизни. 4) Теоретическая рефлексия по поводу проблемы живого, его зарождения и развития. В рамках данного учебного курса под «философией жизни» понимается вполне определенное направление в западноевропейской философской мысли, которое поставило перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие «жизнь» как первичную реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению мира на материальное и идеальное. Философия жизни сложилась в Германии в последней трети XIX в., получила наибольшую известность в первой трети ХХ ст. и утратила самостоятельное значение после Второй мировой войны. Это философское направление связывают обычно с именами Ф. Ницше, В. Дильтея, О. Шпенглера и французского мыслителя – А. Бергсона. В конце 1930-х – начале 1940-х гг. на смену философии жизни пришел экзистенциализм, который дополнил ее основные принципы феноменологическим методом и акцентировал внимание на ряде новых острых проблем, выдвинутых современной эпохой, – соотношения личности и общества в условиях тоталитарных систем, свободы и ответственности и т.п. Герменевтика. В философии жизни В. Дильтея высший тип понимания, с помощью которого мы постигаем всю тотальность исторических объективаций, последние основания самой жизни, получил название герменевтического понимания; а наука о правилах и принципах истолкования (понимания) есть герменевтика, своего рода обоснование философии самой жизнью. Так как в основании гуманитарных наук лежит глубоко иррациональная по своей природе жизнь, ее познание невозможно с помощью методов естественных наук. Дильтея не устраивают, однако, и психологические методы интроспекции, или непосредственной интуиции, так как они, считает философ, не позволяют получить строго объективное знание об исследуемых объектах. Герменевтический метод, или метод понимания (имманентного истолкования), становится у Дильтея чем-то третьим, срединным, имеющим общие черты (и различия) как с естественнонаучным познанием, так и с непосредственной художественной интуицией. Он удачно согласуется с объективной методологией естественных наук, так как всегда оперирует с некоторым внешним материалом: это не психологическое понимание, не интроспекция, не просто вживание или переживание другого, а рассмотрение исключительно объективаций духа, опредмеченных человеческой деятельностью. Только так, считает Дильтей, можно проникнуть в структуру духовной жизни, через предметные образования, в которых отливается духовное творчество. К «объективному духу» он относит формы общения, обычаи, право, государство, искусство, религию, науки, философию и т.п. Раскрывая содержание мира духа и его объективаций, индивид постигает тем самым – причем, объективно! – и самого себя. Однако герменевтический метод имеет много общего и с художественной интуицией, поскольку относится к своему материалу исключительно непосредственно, не объясняя, как это имеет место в естественных науках. Считая главным своим долгом гносеологически оправдать «науки о духе», Дильтей представил весь исторический мир в качестве истории духа, а последнюю – в виде своеобразного текста, подлежащего расшифровке. Историческая действительность – это как бы чистый отпечаток смысла, который и надо расшифровать подобно тексту. «Подобно буквам слова, жизнь и история имеют смысл», – писал он. Встреча с текстом (или с историей) есть встреча духа одновременно и с другим, и с самим собой, а образцом герменевтики для Дильтея становится конгениальное понимание, достигаемое в отношении между Я и Ты (как это было в классической филологической или романтической герменевтике). Таким образом, понимание текста обладает той же возможностью понимания Другого, как и понимание Ты. Разница лишь в том, что здесь речь идет о понимании «письменно зафиксированных жизненных проявлений». Конгениальное – значит близкое по духу, когда к тексту мы относимся как Я к Ты, к историческому прошлому – как к современнику, превращая это прошлое в настоящее, восстанавливая его во всей целостности его жизненных проявлений и связей. Тем самым, обращаясь к истории культуры, сравнивая себя с другим, объективированным, проникая в душевную целостность текста, я познаю и свою индивидуальность. Цивилизация. Своего рода «цель» и в то же время закат, гибель культуры в развертывающейся по циклическому кругу истории О. Шпенглера. Судьба неумолимо ведет каждую из культур к ее завершению, закату, который не следует, однако, толковать как физическую гибель; мир как существовал, так и продолжает существовать. Речь идет лишь о том, что полноценная духовная жизнь людей постепенно превращается в биологическое существование с его избыточно внешней суетой и лихорадочной активностью. Цивилизация для Шпенглера – это: а) непременно технически-механическое и противостоящее культуре; б) высшее по отношению к более ранней и примитивной ступени развития общества. Это заключительная стадия в развитии любой культуры – эпоха ее упадка, завершения и гибели. Данное понятие является чрезвычайно важным для Шпенглера, так как исследуемое им падение западного мира «представляет собой проблему цивилизации». Основным вопросом его «философии будущего», которая сама является выражением чистой цивилизации, становится вопрос о том, что представляет собой цивилизация, понимаемая как «логическое следствие, завершение и исход культуры». У каждой культуры своя цивилизация, своя «неизбежная судьба». Шпенглер трактует ее как воплощение «самых крайних и искусственных состояний», осуществить которые способен лишь высший вид людей. Это то «ставшее», которое следует за «становлением», подобно тому, как смерть всегда следует за жизнью, а «неподвижность за развитием», «умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством». Это тот неизбежный конец, к которому со всей внутренней необходимостью всегда приходили все. Такой участи не избежала ни одна из существовавших когда-либо культур, о чем, по его мнению, свидетельствуют вавилонский, египетский, китайский и римский империализм. Шпенглер ставит рядом понятия буддизма, стоицизма и социализма как мировоззрений поздней эпохи, захватывающих угасающее человечество. Он характеризует их как морфологически равноценные феномены и как завершающие культурное развитие три формы нигилизма. Различные цивилизации объединяет, по Шпенглеру, следующее: замена душевного бытия умственным, отказ от полной мужественной жизни тенденцией к самодисциплине и самоотречению, «создание жизни из сознания, а не из бессознательного». Душа на ступени цивилизации полностью «истощилась» и все заложенные в ней возможности давно реализованы вовне. Это жизнь, полная причинности, а не направляемая судьбой; определяемая принципами целесообразности, а не образуемая внутренней неизбежностью; познанная, а не ощущаемая. Одну из главных особенностей эпохи перехода от культуры к цивилизации мыслитель прозорливо увидел в возникновении противоположности мирового города и провинции. В духовном плане цивилизация начинается, по Шпенглеру, с пресловутой «переоценки всех ценностей», поэтому не случайно, что именно Ф. Ницше открывает начало новой эпохи. Главное здесь то, что цивилизация, как считает Шпенглер, ничего не создает нового, а только перетолковывает все формы предшествующей культуры. Именно в этом философ и усматривает негативную сторону всех эпох подобного рода. В этом он видит различие западноевропейской жизни до 1800 и после 1800 г., «жизни в избытке и самоочевидности… и той поздней, искусственной, лишенной корней жизни наших больших городов, формы которой строятся интеллектом». Это, с одной стороны, «рожденный почвой организм», а с другой – «образовавшийся из первого при его застывании механизм». Налицо различие между становлением и ставшим, душой и мозгом, этикой и логикой, между прочувствованной историей со свойственным ей уважением к традиции, углублением внутрь, и познанной природой с ее обращенностью вовне, в пространство «фактов». Чувство отчужденности, отсутствие свободы творчества, потребность чисто рационалистического исследования мира – во всем этом философ усмотрел признаки «уставшей»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.016 с.) |