ТОП 10:

Основные черты и направления



 

Занятие 1

1. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.

2. Социально-философские идеи Ф. Вольтера.

3. Социальная философия Ш. Монтескье.

4. Материализм Д. Толанда и его особенности.

Тексты

Вольтер, Ф. Философские сочинения / Ф. Вольтер. М., 1988.

Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. М., 1955.

Монтескье, Ш. Персидские письма / Ш. Монтескье. М. 1956.

Толанд, Д. Письма к Серене / Д. Толанд // Английские материалисты ХVIII века. Собрание произведений: в 3 т. М., 1967-1968. Т. 1.

Литература

Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М., 1981.

Век просвещения. - МоскваПариж, 1970.

Волгин, В. П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII века / В. П. Волгин. М., 1977.

Кузнецов, В. Н. Франсуа Мари Вольтер / В. Н. Кузнецов. М., 1978.

Момджян, Х. Н. Французское Просвещение XVIII века / Х. Н. Момджян. М., 1983.

Самсонова, Т. Н. Справедливость равенства и равенство справедливости. Из истории западноевропейской утопической мысли XVI–ХIХ веков / Т. Н. Самсонова. М., 1996.

Сиволап, И. И. Социальные идеи Вольтера / И. И. Сиволап. М., 1978.

Мееровский, Б. В. Джон Толанд / Б. В. Мееровский. М., 1979.

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Чудинов, А. В. Утопии века Просвещения / А. В. Чудинов. М., 2000.

Занятие 2

1. Критика цивилизации и апология «естественного состояния» в учении Ж.-Ж. Руссо.

2. Учение об общественном договоре. Эгалитаризм и антиклерикализм Ж.-Ж. Руссо.

3. Эволюционизм Д. Дидро в понимании природы.

4. Гносеология и методология Д. Дидро.

5. Модель познания радикального сенсуализма Э. Б. Кондильяка.

Тексты

Дидро, Д. Разговор Д' Аламбера и Дидро. Сон Д' Аламбера. Письмо о слепых, предназначенное зрячим. Философские принципы относительно материи и движения / Д. Дидро // Соч.: в 2 т. М., 1986. Т. 1.

Руссо, Ж.- Ж. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Об общественном договоре / Ж.-Ж. Руссо // Трактаты. М., 1998.

Литература

Альтернативная концепция Руссо // Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Асмус, В. Ф. Ж.-Ж. Руссо / В. Ф. Асмус // Историко-философские этюды. М., 1984.

Богуславский, В. М. Этьен Бонно де Кондильяк / В. М. Богуславский. М., 1984.

Дворцов, А. Т. Ж.-Ж. Руссо / А. Т. Дворцов. М., 1980.

Джибладзе, Г. Н. Сущность руссоизма / Г. Н. Джибладзе. М., 1988.

Дидро и культура его эпохи. М., 1986.

Длугач, Т. Б. Дидро / Т. Б. Длугач. М., 1975.

Кондильяк, Э. Б. Трактат об ощущениях / Э. Б. Кондильяк // Соч.: в 3 т. М., 1982. Т. 2.

Можейко, М. М. Руссо / М. М. Можейко // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Можейко, М. М. Дидро / М. М. Можейко // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.

Рыклин, М. К. Социальная философия Руссо в свете современных исследований / М. К. Рыклин // Вопр. философии. 1976. № 11.

Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

Занятие 3

1. Проблема познания и сознания в философии К. Гельвеция.

2. Этико-социальная доктрина К. Гельвеция.

3. Система фатализма и этическое учение П. Гольбаха.

4. Этические и социально-политические взгляды Ж. Ламетри.

Тексты

Гельвеций, К. Об уме. Рассуждение 1–2 / К. Гельвеций // Соч.: в 2 т. М., 1973. Т. 1.

Гельвеций, К. О человеке. Раздел VIII / К. Гельвеций // Соч.: в 2 т. М., 1974. Т. 2.

Гольбах, П. Система природы. Часть первая. Глава 1–3, 9–12 / П. Гольбах // Соч.: в 2 т. М., 1963. Т. 1.

Ламетри, Ж. Человек-машина / Ж. Ламетри // Соч. М., 1983.

Литература

Богуславский, В. М. Ламетри / В. М. Богуславский. М., 1977.

Кузнецов, В. Н. Французский материализм ХVIII века / В. Н. Кузнецов. М., 1981.

Момджян, Х. Н. Французское Просвещение ХVIII века / Х. Н. Момджян. М., 1983.

Кочарян, М. Т. Гольбах / М. Т. Кочарян. М., 1978.

Коломиец, Т. А. Концепция человека во французском материализме XYIII века / Т. А. Коломиец. Киев, 1978.

Огородник, И. В. Философские взгляды Ламетри / И. В. Огородник. Киев, 1979.

4.2. Контролируемая самостоятельная работа

Организация самостоятельной работы студентов философского отделения направлена в первую очередь на глубокое изучение широкого круга работ мыслителей Нового времени. Для достижения этой цели наибольшее значение имеет самостоятельная работа студентов с текстами первоисточников, осуществляемая в разнообразных формах. Наиболее действенными и интересными, на наш взгляд, являются следующие формы.

Комментирование текстов (фрагментов)

Данная форма работы предполагает подборку преподавателем текстов (фрагментов) по конкретным темам изучаемого курса, индивидуальное консультирование студентов по формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к работе такого характера. Задание выполняется студентами индивидуально в письменной форме и должно включать объяснение основных понятий и положений текста, рассуждения студента по поводу анализируемых в работе проблем и по возможности его собственные критические замечания. Для комментирования студентам могут быть предложены следующие тексты:

Бейль, П. Философский комментарий на слова Иисуса Христа «Заставь их войти» / П. Бейль // Исторический и критический словарь. М., 1968.

Беркли, Д. Разговор между Гиласом и Филонусом / Д. Беркли // Соч. М., 1978. Разговор первый.

Гассенди, П. Возражения на «Метафизические размышления» Декарта / П. Гассенди // Соч.: в 2 т. М., 1968. Т. 2 .

Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1994. Т. 2. Размышление третье. Размышление пятое.

Дидро, Д. Мысли об истолковании природы / Д. Дидро // Соч.: в 2 т. М., 1986. Т. 1.

Лейбниц, Г. Рассуждение о метафизике / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1982. Т. 1.

Монтескье, Ш.-Л. О духе законов / Ш.-Л. Монтескье // Избр. произведения. М., 1955.

Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. М., 1994.

Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье / Б. СпинозаИзбр. произведения: в 2 т. М., 1957. Т. 1. Часть первая. О Боге.

Сравнительный анализ текстов

Данная форма работы требует от студентов глубокого и свободного владения анализируемыми текстами. Для анализа предлагаются два или более текстов, логически или тематически связанных друг с другом. Задание может быть выполнено по выбору студента: либо в форме «текстового диалога», реконструирующего полемику философов по той или иной проблеме, либо в форме краткого резюме, подводящего итоги анализа. Работа выполняется письменно и проверяется преподавателем. Для подобной формы работы могут быть предложены следующие тексты:

Задание 1

Бэкон, Ф. Новый органон… / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. М., 1978. Т. 2.

Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1.

Задание 2

Локк, Д. Опыты о человеческом разумении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. Книга первая.

Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 2. Книга первая.

Задание 3

Локк, Д. Опыты о человеческом разумении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. Книга первая.

Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм // Соч.: в 2 т. М., 1965. Т. 1. Книга первая.

Задание 4

Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного или гражданского / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1991. Т. 2. Часть вторая.

Локк, Д. Два трактата о правлении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 3. Трактат второй.

Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре / Ж.-Ж. Руссо // Трактаты. М., 1998.

Задание 5

Беркли, Д. Опыт новой теории зрения / Д. Беркли // Соч. М., 1978.

Дидро, Д. Письмо о слепых в назидание зрячим / Д. Дидро // Соч.: в 2 т. М., 1986. Т.1.

Интерпретационный анализ текста

Данная форма индивидуальной контролируемой работы направлена на приобретение студентами навыков восприятия и понимания текста, а также умения его толкования с различных теоретических позиций. В качестве конкретных заданий могут быть использованы такие формы, как «прямая интерпретация» текста, интерпретация с позиций «за» и «против», «игра» с текстом. Работа может быть выполнена студентами письменно или в форме устного сообщения, которое озвучивается в аудитории. В последнем случае предполагается, что озвучиваются и другие версии интерпретации данного текста, что может явиться условием для последующей дискуссии.

Для интерпретаций могут быть предложены следующие тексты:

Беркли, Д. Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований / Д. Беркли // Соч. - М., 1978.

Гассенди, П. Свод философии Эпикура / П. Гассенди // Соч.: в 2 т. М., 1966. Т. 1.

Гельвеций, К.-А. Об уме / К. Гельвеций // Соч.: в 2 т. М., 1973. Т. 1. Рассуждение первое.

Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. Первая часть.

Локк, Д. Исследования мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в Боге / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 2.

Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах / Ж.-Ж. Руссо // Избр. произведения: в 3 т. М., 1961. Т. 1.

Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произведения: в 2 т. М., 1957. Т. 1. Часть 1. О Боге.

Шефтсбери, Э. Моралисты / Э. Шефтсбери // Эстетические опыты. М., 1975. Разд. 4.

Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» / Д. Юм // Соч.: в 2 т. М., 1965. Т. 1.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.008 с.)